Урок 94. Название чисел при умножении
Цели: познакомить с названиями компонентов, результата умножения и соответствующего выражения; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся заменять действия умножения сложением одинаковых слагаемых и сравнивать полученные результаты; выполнять письменные вычисления изученных видов в пределах 100; моделировать с помощью схематических рисунков и решать текстовые задачи; записывать решение задач уравнением; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
Ход урока
-
Организационный момент
-
Актуализация знаний
-
Математический диктант
-
Замените сумму 45 + 45 + 45 + 45 + 45 произведением. (45*5)
-
Замените произведение 66 • 2 суммой. (66+66)
-
Какое число повторяется слагаемым в произведении 76 • 33? (76)
-
Сколько раз повторяется слагаемое в произведении 4 6? (6 раз)
-
Замените произведение 11•3 суммой и найдите значение. (11+11+11 = 33)
-
Что больше: 15 + 15 или 15-2? (15+15 больше, т. к. 30 больше чем 13)
-
Запишите произведением предложение: число 3 повторяется слагаемым, а раз.(3*a)
(Проверка. Анализ ошибок.)
2. Работа над задачами
3. Геометрический материал
(На доске рисунок.)
-
Сколько треугольников на рисунке? (3.)
-
Какие еще фигуры вы видите? (2 четырехугольника, 1 пяти угольник.)
III. Самоопределение к деятельности
(На доске записаны равенства.)
23+ 45 = 68 76 - 16 = 60 8*4 = 32
4 + 4 = 8 6-6 = 0 0*9 = 0
-
Вспомните, как называют числа при сложении. (Слагаемое, слагаемое, сумма.)
-
Прочитайте равенства, записанные в первом столбике, разными способами. Первый способ: первое слагаемое 23 второе слагаемое 45 сумма 68; второй способ: сумма чисел 23-х и 45-ти равно 68-ми и второе аналогично)
-
Как называются числа при вычитании? (Уменьшаемое, вычитаемое, разность.)
-
Прочитайте равенства, записанные во втором столбике, разными способами. (Первый способ: уменьшаемое 76 вычитаемое 16 разность 60; второй способ: разность чисел 76-ти и 16-ти равно 60-ти второе аналогично)
-
Прочитайте равенства, записанные в третьем столбике, разными способами.
-
Что вы заметили? (Мы не знаем, как называются числа при умножении.)
-
Как могут называться эти числа? (Ответы детей.)
-
Сформулируйте тему и задачи урока. (тема сегодняшнего урока «название компонентов и результата умножения, сегодня мы с вами познакомимся с названием компонентов и результата умножения)
-
Откройте учебник на с. 54.
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
-
Прочитайте выражение на плакате хором с названием компонентов и результата умножения. (первый множитель 2 второй множитель 8 произведение 16)
-
Как еще можно прочитать это равенство, используя название выражения и результата? (Произведение чисел 2 и 8равно 16.)
№ 1 (с. 54).
9*2=9+9=18 2*3=2+2+2=6 1*5= 1+1+1+1+1=5 0*4=0+0+0+0=0 12*2=12+12=24
-
Какие из них вы сможете вычислить, не заменяя сложением? (1• 5, 0-4.)
-
Почему? (При умножении на 1 получается то же число. При умножении на 0 получается 0.)
-
Запишите первый пример. (9 • 2 = 9 + 9 = 18.По 9 взять 2 раза, получается 18.)
-
Остальные примеры решите самостоятельно.
(Проверка. Учащиеся читают выражения, используя названия компонентов и результата умножения, и называют ответы. По цепочке.)
V. Физкультминутка
На болоте жабы жили
И друг с другом так дружили!
Прыгали они по кочкам,
Спали вместе темной ночкой,
А проснувшись поутру,
Начинали вновь игру:
Сесть, и встать,
И два прыжка...
Вместе весело всегда!
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№ 3 (с. 54)
-
Прочитайте задачу.
-
О чём говорится в задаче? (о бутылках с лимонадом)
-
Сколько литров лимонада в каждой бутылке? (по 2 л)
-
Посмотрите на рисунок, сколько таких бутылок? (4 бутылки)
-
Какой первый вопрос в задаче? (сколько литров лимонада в четырёх бутылках?)
-
Каким действием будем решать задачу? (умножением)
-
2*4=8(л) лимонада в 4-х бутылках
-
Прочитайте второй вопрос в задаче.(сколько литров лимонада в трёх бутылках?)
-
Сделайте схематический рисунок ко второму вопросу.
№4 (с. 54).
Реши задачу разными способами.
-
Прочитайте задачу.
-
О чём говорится в задаче? (о бидоне с молоком)
-
Сколько всего в бидоне молока? (30 л
-
Сколько молока налили в одну банку? (5 л
-
Сколько молока налили во вторую банку? (3 л)
-
Какой главный вопрос в задаче? (Сколько литров молока осталось в бидоне?)
-
Выделите главные слова. Составьте краткую запись.
Было — 30 л.
Выпили - ?, 5 л и 3 л.
Осталось — ?
Решите задачу разными способами.
-
Что мы узнаем в первом действии? ( сколько всего молока вылили из бидона в банки)
-
Как мы это узнаем и какое действие будем использоать? (будем использовать сложение 5 л+3 л=8 л)
-
Что мы узнаем во втором действии? (сколько литров молока осталось в бидоне)
-
Каким действием мы это узнаем? (вычитанием)
-
Из 30 л молока которые были в бидоне изначально мы вычтем 8 л молока которое вылили в банки)
-
30-8=22 л
Хорошо ребята это был первый способ, а как же решить задачу вторым способом?
-
Что мы узнаем в первом действии? (Сколько молока осталось после того как из бидона вылили 5 л молока?)
-
С помощью какого действия мы это узнаем? ( вычитание)
-
30-5=25
-
А сколько тогда осталось литров молока в бидоне если из него вылили ещё 3 литра?
-
Как мы это узнаем ? ( вычтем из того, что осталось в бидоне после того как вылили 5 л молока, 3 л молока)
-
Сколько же получится? (22 л)
-
Ребята мы ответили на главный вопрос задачи? (да)
-
Сколько же литров молока осталось в бидоне? (22 л)
(Два ученика работают у доски.)
Решение
Первый способ:
1) 5 + 3 = 8 (л) налили в банки;
2) 30 - 8 = 22 (л) молока осталось в бидоне
Второй способ:
1) 30 - 5 = 25 (л) - молока осталось после того, как налили 5 л;
2) 25 — 3 = 22 (л) молока всего осталось в бидоне.
Ответ: в бидоне осталось 22 л молока.
-
Посмотрите на решения. Одинаковые они или разные?
(Разные.)
-
А ответы какие получились? (Одинаковые.)
-
Что это значит? (Задачу можно решить любым способом.)
-
Запишите оба решения одним выражением.
-
(30 — (5 + 3) = 22(л),
-
30-5-3 = 22(л).)
№2 (с. 54).
(Устное выполнение с объяснением.)
№5 (с. 54).
Длина одной стороны прямоугольника 4 см, другой – на 3 см меньше. Найдите периметр этого прямоугольника.
-
Прочитайте задачу.
-
Как найти периметр прямоугольника? (чтобы найти периметр прямоугольника необходимо сложить противоположные стороны и умножить на два)
-
Можем мы сразу найти периметр прямоугольника? (Нет.)
-
Почему? (Мы не знаем длину второй стороны.)
-
Как ее найти? (4-3 = 1 (см).)
-
Можем ли мы сейчас найти периметр прямоугольника? (Да.)
-
Запишите решение (4 + 1) • 2 = 10 (см)
VII. Рефлексия
(«Проверь себя» (учебник, с. 54).)
-
Прочитайте задачу.
-
О чем она? ( о лапках цыплёнка и ногах лошади)
-
Как узнать сколько лапок у 6 цыплят? (для этого нужно знать сколько лапок у одного цыпленка)
-
Сколько лапок у одного цыпленка?(2 лапки)
-
Тогда у 6 цыплят сколько лапок ? (6*2= 12)
-
А сколько ног у одной лошади? (4 ноги, две передние и две задние)
-
А как мы узнаем на сколько больше лапок у 6 цыплят, чем ног у одной лошади? (6-4=2 (на 2)
-
Выполните к задаче рисунок и запишите в тетради произведения. Затем найдите ответ на вопрос.
(Проверка по образцу на доске.)
Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
-
Что нового вы узнали на уроке?
-
Как называются числа при умножении?
-
Кто смог угадать их названия?
-
Какие задачи вы решили сами?
-
Какое задание вам показалось трудным?
Домашнее задание: