Урок 94. Название чисел при умножении
Цели: познакомить с названиями компонентов, результата умножения и соответствующего выражения; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся заменять действия умножения сложением одинаковых слагаемых и сравнивать полученные результаты; выполнять письменные вычисления изученных видов в пределах 100; моделировать с помощью схематических рисунков и решать текстовые задачи; записывать решение задач уравнением; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний
Математический диктант
Замените сумму 45 + 45 + 45 + 45 + 45 произведением. (45*5)
Замените произведение 66 • 2 суммой. (66+66)
Какое число повторяется слагаемым в произведении 76 • 33? (76)
Сколько раз повторяется слагаемое в произведении 4 6? (6 раз)
Замените произведение 11•3 суммой и найдите значение. (11+11+11 = 33)
Что больше: 15 + 15 или 15-2? (15+15 больше, т. к. 30 больше чем 13)
Запишите произведением предложение: число 3 повторяется слагаемым, а раз.(3*a)
(Проверка. Анализ ошибок.)
2. Работа над задачами
С дерева улетели сначала 12 птиц, потом еще 6 птиц. Сколько всего птиц улетело с дерева?
Рыбаки поймали 12 рыб, из них 6 окуней, остальные лещи. Сколько лещей поймали рыбаки?
Света решила 6 примеров, а Оля — 12. Сколько всего примеров они решили?
3. Геометрический материал
(На доске рисунок.)
Сколько треугольников на рисунке? (3.)
Какие еще фигуры вы видите? (2 четырехугольника, 1 пяти угольник.)
III. Самоопределение к деятельности
(На доске записаны равенства.)
23+ 45 = 68 76 - 16 = 60 8*4 = 32
4 + 4 = 8 6-6 = 0 0*9 = 0
Вспомните, как называют числа при сложении. (Слагаемое, слагаемое, сумма.)
Прочитайте равенства, записанные в первом столбике, разными способами. Первый способ: первое слагаемое 23 второе слагаемое 45 сумма 68; второй способ: сумма чисел 23-х и 45-ти равно 68-ми и второе аналогично)
Как называются числа при вычитании? (Уменьшаемое, вычитаемое, разность.)
Прочитайте равенства, записанные во втором столбике, разными способами. (Первый способ: уменьшаемое 76 вычитаемое 16 разность 60; второй способ: разность чисел 76-ти и 16-ти равно 60-ти второе аналогично)
Прочитайте равенства, записанные в третьем столбике, разными способами.
Что вы заметили? (Мы не знаем, как называются числа при умножении.)
Как могут называться эти числа? (Ответы детей.)
Сформулируйте тему и задачи урока. (тема сегодняшнего урока «название компонентов и результата умножения, сегодня мы с вами познакомимся с названием компонентов и результата умножения)
Откройте учебник на с. 54.
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Как называется результат умножения? (Произведение.)
Как называется выражение при умножении? (Произведение.)
Прочитайте выражение на плакате хором с названием компонентов и результата умножения. (первый множитель 2 второй множитель 8 произведение 16)
Как еще можно прочитать это равенство, используя название выражения и результата? (Произведение чисел 2 и 8равно 16.)
№ 1 (с. 54).
9*2=9+9=18 2*3=2+2+2=6 1*5= 1+1+1+1+1=5 0*4=0+0+0+0=0 12*2=12+12=24
Какие из них вы сможете вычислить, не заменяя сложением? (1• 5, 0-4.)
Почему? (При умножении на 1 получается то же число. При умножении на 0 получается 0.)
Запишите первый пример. (9 • 2 = 9 + 9 = 18.По 9 взять 2 раза, получается 18.)
Остальные примеры решите самостоятельно.
(Проверка. Учащиеся читают выражения, используя названия компонентов и результата умножения, и называют ответы. По цепочке.)
V. Физкультминутка
На болоте жабы жили
И друг с другом так дружили!
Прыгали они по кочкам,
Спали вместе темной ночкой,
А проснувшись поутру,
Начинали вновь игру:
Сесть, и встать,
И два прыжка...
Вместе весело всегда!
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№ 3 (с. 54)
Прочитайте задачу.
О чём говорится в задаче? (о бутылках с лимонадом)
Сколько литров лимонада в каждой бутылке? (по 2 л)
Посмотрите на рисунок, сколько таких бутылок? (4 бутылки)
Какой первый вопрос в задаче? (сколько литров лимонада в четырёх бутылках?)
Каким действием будем решать задачу? (умножением)
2*4=8(л) лимонада в 4-х бутылках
Прочитайте второй вопрос в задаче.(сколько литров лимонада в трёх бутылках?)
Сделайте схематический рисунок ко второму вопросу.
№4 (с. 54).
Реши задачу разными способами.
Прочитайте задачу.
О чём говорится в задаче? (о бидоне с молоком)
Сколько всего в бидоне молока? (30 л
Сколько молока налили в одну банку? (5 л
Сколько молока налили во вторую банку? (3 л)
Какой главный вопрос в задаче? (Сколько литров молока осталось в бидоне?)
Выделите главные слова. Составьте краткую запись.
Было — 30 л.
Выпили - ?, 5 л и 3 л.
Осталось — ?
Решите задачу разными способами.
Что мы узнаем в первом действии? ( сколько всего молока вылили из бидона в банки)
Как мы это узнаем и какое действие будем использоать? (будем использовать сложение 5 л+3 л=8 л)
Что мы узнаем во втором действии? (сколько литров молока осталось в бидоне)
Каким действием мы это узнаем? (вычитанием)
Из 30 л молока которые были в бидоне изначально мы вычтем 8 л молока которое вылили в банки)
30-8=22 л
Хорошо ребята это был первый способ, а как же решить задачу вторым способом?
Что мы узнаем в первом действии? (Сколько молока осталось после того как из бидона вылили 5 л молока?)
С помощью какого действия мы это узнаем? ( вычитание)
30-5=25
А сколько тогда осталось литров молока в бидоне если из него вылили ещё 3 литра?
Как мы это узнаем ? ( вычтем из того, что осталось в бидоне после того как вылили 5 л молока, 3 л молока)
Сколько же получится? (22 л)
Ребята мы ответили на главный вопрос задачи? (да)
Сколько же литров молока осталось в бидоне? (22 л)
(Два ученика работают у доски.)
Решение
Первый способ:
1) 5 + 3 = 8 (л) налили в банки;
2) 30 - 8 = 22 (л) молока осталось в бидоне
Второй способ:
1) 30 - 5 = 25 (л) - молока осталось после того, как налили 5 л;
2) 25 — 3 = 22 (л) молока всего осталось в бидоне.
Ответ: в бидоне осталось 22 л молока.
Посмотрите на решения. Одинаковые они или разные?
(Разные.)
А ответы какие получились? (Одинаковые.)
Что это значит? (Задачу можно решить любым способом.)
Запишите оба решения одним выражением.
(30 — (5 + 3) = 22(л),
30-5-3 = 22(л).)
№2 (с. 54).
(Устное выполнение с объяснением.)
№5 (с. 54).
Длина одной стороны прямоугольника 4 см, другой – на 3 см меньше. Найдите периметр этого прямоугольника.
Прочитайте задачу.
Как найти периметр прямоугольника? (чтобы найти периметр прямоугольника необходимо сложить противоположные стороны и умножить на два)
Можем мы сразу найти периметр прямоугольника? (Нет.)
Почему? (Мы не знаем длину второй стороны.)
Как ее найти? (4-3 = 1 (см).)
Можем ли мы сейчас найти периметр прямоугольника? (Да.)
Запишите решение (4 + 1) • 2 = 10 (см)
VII. Рефлексия
(«Проверь себя» (учебник, с. 54).)
Прочитайте задачу.
О чем она? ( о лапках цыплёнка и ногах лошади)
Как узнать сколько лапок у 6 цыплят? (для этого нужно знать сколько лапок у одного цыпленка)
Сколько лапок у одного цыпленка?(2 лапки)
Тогда у 6 цыплят сколько лапок ? (6*2= 12)
А сколько ног у одной лошади? (4 ноги, две передние и две задние)
А как мы узнаем на сколько больше лапок у 6 цыплят, чем ног у одной лошади? (6-4=2 (на 2)
Выполните к задаче рисунок и запишите в тетради произведения. Затем найдите ответ на вопрос.
(Проверка по образцу на доске.)
Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
Что нового вы узнали на уроке?
Как называются числа при умножении?
Кто смог угадать их названия?
Какие задачи вы решили сами?
Какое задание вам показалось трудным?
Домашнее задание: