Конспект урока математики
2 класс
Тема: Название чисел при умножении
Цели: создать условия для ознакомления с названиями компонентов, результата умножения; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи.
Планируемые предметные результаты: учащиеся научатся заменять действия умножения сложением одинаковых слагаемых и сравнивать полученные результаты; выполнять письменные вычисления сложения и вычитания в пределах 100; моделировать с помощью схематических рисунков и решать текстовые задачи; записывать решение задач уравнением; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
УУД:
Регулятивные: Понимают учебную задачу урока, отвечают на вопросы, обобщают собственные представления.
Коммуникативные: Оценивают свои достижения на уроке, вступают в диалог, высказывают свое мнение.
Личностные: Проявляют интерес к различным видам деятельности, понимают причины успеха в учебе, осуществляют самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности.
Ход урока
Организационный момент
Названия носят города и реки,
Вам от рождения фамилия дана.
И каждому числу при умножении
Особенные дали имена.
II. Актуализация знаний
Математический диктант
(задания высвечиваются на интерактивной доске по одному и дети решают, а затем проверяют)
Замените сумму 23 + 23 + 23 произведением. (23*3)
Объяснение:
Почему таким произведением заменили?
Что показывает первое число? (какое число мы берем слагаемым)
А что показывает второе число? (сколько раз мы берём)
Замените произведение 16 • 2 суммой. (16+16)
Объяснение:
Какое число повторяется слагаемым в произведении 6 • 3? (6)
Объяснение:
Сколько раз повторяется слагаемое в произведении 4 6? (6 раз)
Объяснение:
5. Замените произведение 10•3 суммой и найдите значение. (10+10+10 = 33)
6. Что больше: 15 + 15 или 15-2? (15+15 больше, т. к. 30 больше чем 13)
7. Запишите произведением предложение: число 3 повторяется слагаемым, а раз.(3*a)
(Проверка. Анализ ошибок. Оценка с помощью цветов светофора: справился - зеленый, ошибки- желтый)
2. Работа над задачами
С дерева улетели сначала 12 птиц, потом еще 6 птиц. Сколько всего птиц улетело с дерева?
Анализ задачи:
О чем говорится в задаче? (о птицах)
Сколько птиц улетело сначала? (12)
Сколько птиц улетело потом? (6)
4. Что нужно узнать в задаче? (Сколько всего птиц улетело с дерева?)
5. Какая схема подходит этой задаче? Почему?(1)
6. Каким действием решается эта задача?(сложением)
7. Решите её: 12+6=18
Рыбаки поймали 12 рыб, из них 6 окуней, остальные лещи. Сколько лещей поймали рыбаки?
О чем говорится в задаче?(о рыбах)
Сколько всего рыб поймали рыбаки?(12)
Сколько из них окуней?(6)
Что нужно узнать в задаче?( Сколько лещей поймали рыбаки?)
Какая схема подходит к этой задаче? Почему?
Каким действием решается эта задача?(вычитанием)
Решите её: 12-6=6
О чем говорится в задаче?( о апельсинах)
Сколько всего Лена купила апельсинов?(12)
Сколько апельсинов раздала Лена по одному шести подругам?( 6)
Что нужно узнать в задаче?( Сколько апельсинов осталось у Лены?)
Какая схема подходит к этой задаче? Почему?
Каким действием решается эта задача?(вычитанием)
Решите её: 12-6=6
Света решила 6 примеров, а Оля — 12. Сколько всего примеров они решили?
О чем говорится в задаче? (о примерах)
Сколько примеров решила Света? (6)
Сколько примеров решила Оля? (12)
Что нужно узнать в задаче?( Сколько всего примеров они решили?)
Какая схема подходит этой задаче? Почему?
Каким действием решается эта задача?(сложением)
Решите её: 12+6=18
3. Геометрический материал
(На интерактивной доске рисунок.)
— Сколько треугольников на рисунке? (3.)
— Какие еще фигуры вы видите? (2 четырехугольника, 1 пяти угольник.)
III. Самоопределение к деятельности
(На доске записаны равенства.)
23+ 45 = 68 76 - 16 = 60 8*4 = 32
4 + 4 = 8 6-6 = 0 0*9 = 0
— Вспомните, как называют числа при сложении. (Слагаемое, слагаемое, сумма.)
— Прочитайте равенства, записанные в первом столбике, разными способами. Первый способ: первое слагаемое 23 второе слагаемое 45 сумма 68; второй способ: сумма чисел 23-х и 45-ти равно 68-ми и второе аналогично)
— Как называются числа при вычитании? (Уменьшаемое, вычитаемое, разность.)
— Прочитайте равенства, записанные во втором столбике, разными способами. (Первый способ: уменьшаемое 76 вычитаемое 16 разность 60; второй способ: разность чисел 76-ти и 16-ти равно 60-ти второе аналогично)
— Прочитайте равенства, записанные в третьем столбике, разными способами.
— Что вы заметили? (Мы не знаем, как называются числа при умножении.)
— Как могут называться эти числа? (Ответы детей.)
— Попробуйте назвать тему и цель урока. ( Надо узнать называются числа при умножении, )
IV. Открытие новых знаний
а)Работа по учебнику - знакомство с названиями чисел при умножении стр.28
- Как называется первое число при умножении?
- Второе число как назовем?
- Как называется результат умножения? (Произведение.)
- Как называется выражение при умножении? (Произведение.)
(Учитель закрепляет на доске плакат с названиями компонентов и результата умножения.)
- Прочитайте выражение на плакате хором с названием компонентов и результата умножения. (первый множитель 2, второй множитель 8, произведение 16)
- Как еще можно прочитать это равенство, используя название выражения и результата? (Произведение чисел 2 и 8 равно 16.)
- Давайте вернёмся к предыдущему заданию к последнему 3-ему столбику
8*4 = 32
0*9 = 0
- Сможем ли мы теперь прочитать равенства, записанные в третьем столбике, разными способами?(да)
Давайте прочитаем: Первый способ: первый множитель 8 второй множитель 4 произведение 32; второй способ: произведение чисел 8-ми и 4-х равно 32-м второе аналогично.)
б)включение новых знаний в систему
№ 1 (стр 28)
- Замените умножение сложением одинаковых слагаемых и вычислите значения произведений.
- Какие из них вы сможете вычислить, не заменяя сложением? (1• 5, 0-4.)
9*2=9+9=18 2*3=2+2+2=6 1*5= 1+1+1+1+1=5 0*4=0+0+0+0=0 12*2=12+12=24
- Почему? (При умножении на 1 получается то же число. При умножении на 0 получается 0.)
- Запишите первый пример. Что означает первое число? О чем говорит второе число?
- Прочитайте второй пример. Как назовем числа? Как заменим умножение?
- Прочитайте третий пример, называя компоненты. Можно ли не заменять сложением?
V. Физкультминутка
На болоте жабы жили
И друг с другом так дружили!
Прыгали они по кочкам,
Спали вместе темной ночкой,
А проснувшись поутру,
Начинали вновь игру:
Сесть, и встать,
И два прыжка...
Весте весело всегда!
VI. Закрепление изученного материала
Решение задач
№ 3 (стр.28)
В каждой бутылке по 2 л лимонада. Сколько литров лимонада в четырёх бутылках? В трёх?
Прочитайте задачу.
О чём говорится в задаче? (о бутылках с лимонадом)
Сколько литров лимонада в каждой бутылке? (по 2 л)
Посмотрите на рисунок, сколько таких бутылок? (4 бутылки)
Какой первый вопрос в задаче? (Сколько литров лимонада в четырёх бутылках?)
Каким действием будем решать задачу? (умножением)
2*4=8(л) лимонада в 4-х бутылках
Прочитайте второй вопрос в задаче.(Сколько литров лимонада в трёх бутылках?)
Сделайте схематический рисунок ко второму вопросу.
Каким действием будем решать ?(умножением)
2*3 = 6 (л) лимонада в 3-х бутылках
Прочитайте решение, используя новые знания. Первое число как назовете? А название второго числа ?
Запишите ответ
№4 (стр.28)
В бидоне 30 л молока. Из него налили молоко в банки: в одну 5 л, в другую 3 л. Сколько литров молока осталось в бидоне?
Реши задачу разными способами.
Прочитайте задачу.
О чём говорится в задаче? (о бидоне с молоком)
Сколько всего в бидоне молока? (30 л)
Сколько молока налили в одну банку? (5 л)
Сколько молока налили во вторую банку? (3 л)
Что нужно узнать в задаче? (Сколько литров молока осталось в бидоне?)
Выделите опорные слова. Составьте краткую запись.
Б — 30 л.
В - ?, 5 л и 3 л.
О — ?
Решите задачу разными способами.
Что мы узнаем в первом действии? ( Сколько всего молока вылили из бидона в банки?)
Каким действием мы это узнаем ? (Сложением 5 л+3 л=8 л)
Что мы узнаем во втором действии? (Сколько литров молока осталось в бидоне?)
Каким действием мы это узнаем?( Вычитанием)
Из 30 л молока которые были в бидоне изначально мы вычтем 8 л молока которое вылили в банки)
30-8=22 л
- Это был первый способ, а как же решить задачу вторым способом?
Что мы узнаем в первом действии? (Сколько молока осталось после того как из бидона вылили 5 л молока?)
С помощью какого действия мы это узнаем? ( вычитанием)
30-5=25
А сколько тогда осталось литров молока в бидоне ,если из него вылили ещё 3 литра?
Как мы это узнаем ? ( вычтем из того, что осталось в бидоне после того как вылили 5 л молока, 3 л молока)
Сколько же получится? (22 л)
Мы ответили на вопрос задачи? (да)
Сколько же литров молока осталось в бидоне? (22 л)
(Два ученика работают у доски.)
Решение
Первый способ:
1) 5 + 3 = 8 (л) налили в банки;
2) 30 - 8 = 22 (л) молока осталось в бидоне
Второй способ:
1) 30 - 5 = 25 (л) - молока осталось после того, как налили 5 л;
2) 25 — 3 = 22 (л) молока всего осталось в бидоне.
Ответ: в бидоне осталось 22 л молока.
Посмотрите на решения. Одинаковые они или разные?
(Разные.)
А ответы какие получились? (Одинаковые.)
Что это значит? (Задачу можно решить любым способом.)
Запишите оба решения одним выражением.
(30 — (5 + 3) = 22(л),
30-5-3 = 22(л).
Музыкальная пауза
VII.Сравнение выражений - №2 (стр.28) (Устное выполнение с объяснением.)
Оценивание с помощью сигнальных карточек: верно - зеленый, затруднения - желтый.
№5 (стр.28)
Длина одной стороны прямоугольника 4 см, другой – на 3 см меньше. Найдите периметр этого прямоугольника.
Прочитайте задачу.
Как найти периметр прямоугольника? (чтобы найти периметр прямоугольника ,надо сложить противоположные стороны и умножить на два)
Можем мы сразу найти периметр прямоугольника? (Нет.)
Почему? (Мы не знаем длину второй стороны.)
Как ее найти? (4-3 = 1 (см).)
Можем ли мы сейчас найти периметр прямоугольника? (Да.)
Запишите решение (4 + 1) • 2 = 10 (см)
Взаимопроверка - сверка по интерактивной доске
-Оцените друг друга ,поставьте в тетради оценки. Зеленый кружок -благополучно, желтый - есть ошибки.
VII. Рефлексия
(«Проверь себя» (учебник, стр 28)
Прочитайте задачу.
О чем она? ( о лапках цыплёнка и ногах лошади)
Как узнать сколько лапок у 6 цыплят? (для этого нужно знать сколько лапок у одного цыпленка)
Сколько лапок у одного цыпленка?(2 лапки)
Тогда у 6 цыплят сколько лапок ? (6*2= 12)
А сколько ног у одной лошади? (4 ноги, две передние и две задние)
А как мы узнаем на сколько больше лапок у 6 цыплят, чем ног у одной лошади? (6-4=2 (на 2)
Выполните к задаче рисунок и запишите в тетради произведения. Затем найдите ответ на вопрос.
(Проверка по образцу на доске.)
— Оцените свою работу ,трудно - красный кружок, испытывал затруднения - желтый, верное решение - зеленый.
VIII. Домашнее задание: № 6,7 стр.28
IХ.Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали на уроке?
— Как называются числа при умножении?
— Какие задачи вы решили сами?
— Какое задание вам показалось трудным?
- С каким настроением заканчиваете? Покажите смайлики.