ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 87 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК»
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
УРОК МАТЕМАТИКИ
В 1 КЛАССЕ
«НАЗВАНИЯ КОМПОНЕНТОВ ДЕЙСТВИЙ,
РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЙСТВИЙ ВЫЧИТАНИЯ»
ПОДГОТОВИЛА
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
БОРИСЕНКО Н. С.
Тема урока. Названия компонентов действий, результатов действий вычитания
Цель урока. Познакомить обучающихся с названиями компонентов и результатов действий при вычитании, учить устанавливать взаимосвязь между компонентами и результатом вычитания
Задачи урока.
Образовательные: работать над правильным использованием математических терминов в речи, закрепить навыки счёта в пределах 10, продолжить работу над решением задач
Развивающие: развивать математические и творческие способности, речь, логическое мышление, память
Воспитательные: воспитывать чувство товарищества, бережное отношение к птицам, формировать интерес к предмету
Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий (изучения нового материала).
Оборудование. Презентация, карточки с заданиями, рисунки ягод, семян, кормушки, счётный материал
Ход урока
I. Организация класса. Мотивационный момент
Будем думать, и решать,
И друг другу помогать!
Мы в первом классе учимся,
Всё у нас получится!
II. Актуализация знаний обучающихся
1.Устный счёт
- Ребята, какое сейчас время года? ( Зима )
- Кто больше всего страдает зимой от холода и голода? ( Птицы )
- Помогаете ли вы птичкам перезимовать?
- Эта серенькая птица
Во дворах людей гнездится.
Серых пёрышек наряд,
Глазки – бусинки блестят.
Прыг да скок, чик – чирик.
Суетлив и невелик.
Крошки сыпь и не жалей.
Кто склюёт их? ( Воробей )
- Воробей предпочитает семечки, ягоды, зёрна. Вы сможете покормить воробья, выполнив задание «Заселите домики».
2.Задачки от синички
- Где вертлявая синица?
Пусть приходит подкормиться!
- Синички едят семена деревьев и кустарников, любят хлеб и несолёное сало.
- Помогите синичке найти кормушку, решите задачи.
*Девять совят в гнезде сидят.
Прилетела мама.
Сколько птичек стало? ( 9 + 1 = 10 )
*На березе три синички
Продавали рукавички.
Прилетело еще пять,
Сколько будет продавать? ( 3 + 5 = 8 )
*К серой цапле на урок
Прилетели семь сорок,
А из них лишь три сороки
Приготовили уроки.
Сколько лодырей-сорок
Прилетело на урок? ( 7 – 3 = 4 )
*Кормушку для птиц
Мы к зиме смастерили,
Ягоды, зерна в нее положили.
Гости себя не заставили ждать.
Стали мы птиц на кормушке считать:
Два свиристеля, 4 синицы,
Три снегиря и один воробей.
Сколько всех птиц? Отвечайте скорей! ( 2 + 4 + 3 + 1 = 10 )
3. Самостоятельная работа ( по карточкам )
- Решите примеры. Поставьте карточки - ответы в порядке убывания.
4 + 2 | 9 + 1 | 5 – 3 | 6 – 3 | 8 – 3 | 10 – 3 | 7 – 3 |
е | с | ь | р | г | н | и |
9 + 1 = 10 С
10 – 3 = 7 Н
4 + 2 = 6 Е
8 – 3 = 5 Г
7 – 3 = 4 И
6 – 3 = 3 Р
5 – 3 = 2 Ь
- Грудка ярче, чем заря,
У кого? ( У снегиря. )
- Любимое лакомство снегирей – ягоды рябины.
III. Проблемное задание
*Сколько снегирей сидело в кормушке? ( 4 )
*Сколько снегирей сидело за кормушкой? ( 1 )
*Составьте пример на сложение. ( 4 + 1 = 5 )
*Назовите компоненты и результат сложения. ( Слагаемое, слагаемое, сумма.)
*Из примера на сложение составьте примеры на вычитание.
5 – 1 = 4 5 – 4 = 1
*Можете ли вы назвать компоненты и результат вычитания? Почему?
( Мы не знаем, как называются компоненты и результат вычитания. )
IV. Постановка темы и задач урока
*Прочитайте тему нашего урока.
( «Названия компонентов действий, результатов действий вычитания».)
*Подумайте, что мы узнаем, чему будем учиться.
( Узнаем, как называются числа при вычитании, будем учиться составлять, читать, записывать разности. )
V. Освоение нового материала
1. Практическое задание ( работа в парах )
5 – 1 = 4
вычитаемое
уменьшаемое
разность
- Попробуйте догадаться, какому числу вы дадите именно это название.
- Положите перед собой 5 кружков. Один кружок уберите.
- Увеличилось или уменьшилось количество кружков? Выберите название первому числу.
- Число 1 вы добавили или вычли? Выберите название второму числу.
- Что получилось в результате? Выберите название третьему числу.
2. Объяснение учителя
- Число, из которого вычитаем, называется … ( уменьшаемое ).
- Число, которое вычитаем, называется … ( вычитаемое ).
- Результат действия вычитания называется… ( разность ).
VI. Физкультминутка
Руки в крылья превратим
И быстрее полетим.
Полетели над полями,
Полетели над лесами,
Прилетели и тихонько сели.
VII. Первичное закрепление
1. Фронтальная работа ( учебник, стр. 29 )
- Сколько снегирей сидело на ветке? ( 5 )
- Сколько птиц улетело? ( 2 )
- Сколько осталось? ( 3 )
- Прочитайте пример на вычитание. Назовите компоненты действия вычитания.
2. Работа в парах
- Составьте выражения на действие вычитания. Назовите компоненты действия вычитания. ( 4, 3, 7, 1, 5, 2 )
7 – 3 = 4 7 – 4 = 3
7 – 2 = 5 7 – 5 = 2
4 – 3 = 1 4 – 1 = 3
3. Составление и решение задачи ( фронтально )
Было – 9 с.
Улетело – 3 с.
Осталось - ? с.
VIII. Итог урока
- Что узнали на уроке?
- Какую цель ставили? Достигли цели?
- Сегодня на уроке мы познакомились с названиями новых математических терминов, решали примеры и задачи, старались помочь перезимовать птицам. Помните, ребята, природу и всё живое на Земле нужно любить и беречь! Сделайте с родителями кормушку и подкармливайте птиц регулярно.
IX. Рефлексия
- Кто доволен своей работой на уроке?
- Кому нужно постараться и быть внимательным?
- Выберите соответствующий смайлик.