СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Назывные предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Назывные предложения»

Атрибуты урока

  • Автор составитель урока Карнаухова О.Г.

  • Предмет Русский язык

  • Класс 8

  • Учебник Русский язык 8 класс

  • Автор учебника М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская

  • Страницы 106-107

Назывные предложения СЛАЙД 1


Цели урока:


  1. Дать учащимся понятие о назывных уложениях.

  2. Научить употреблять назывные предложения в связной речи.

  3. Приучать работать самостоятельно.

  4. Воспитывать чувство гордости за Родину.


Оборудование: карточки, учебник, текст для пересказа, учебник, компьютерная презентация



ХОД УРОКА

  1. Оргмомент.

1.Самостоятельная работа.

Подобрать синонимы к словам безграничный, храбрый, умный, идти, блестеть, бояться, победить. С некоторыми из них придумать и составные и односоставные предложения. СЛАЙД 2


2. Проверка домашнего задания.

Учащиеся читают выписанные из текста упр. 199 словосочетания «прилагательное + существительное» и устно составляют с ними описание весеннего дня. Обращается внимание на синонимичность форм: просекой — по просеке, правым берегом - по правому берегу, лесом, березовыми и ольховыми островками — по лесу, по березовым и ольховым островкам.


  1. Работа по теме урока

Прежде чем приступить к объяснению нового материала, учитель задает учащимся следующие вопросы:

- Какие односоставные предложения вам уже знакомы? СЛАЙД 3

- В чем особенность каждого из них?

- Что такое подлежащее?

- Какими частями речи оно выражается?

Затем для анализа предлагаются следующие при­меры: СЛАЙД 4

1) Зима. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь. (А. Пушкин) 2) Ранняя погожая осень. Свежее, тихое утро. Большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад. Всюду сильно пахнет яблоками. (И. Бунин)

При разборе первого примера выясняется, что предложение Зима состоит из одного главного члена — подлежащего, выраженного именем существительным в именительном падеже. Отмечается, что в этом предложении сообщается о существовании зимы в настоящем. Затем предложение Зима сравнивается с последующим предложением, с которым оно связано по смыслу. Ука­зывается, что оно двусоставное, что в нем действие со­вершается в настоящее время.

При разборе второго примера выясняется, что назыв­ные предложения могут быть не только нераспространен­ными, но и распространенными, состоящими из подле­жащего и поясняющих его слов (определений). Ука­зывается, что в анализируемых предложениях также утверждается о существовании явлений и предмета.

Чтобы учащиеся лучше осознали структурные осо­бенности назывных предложений, первые три примера сопоставляются с безличной конструкцией Всюду сильно пахнет яблоками. При этом подчеркивается, что это предложение также имеет один главный член, но не под­лежащее, а сказуемое.

Целесообразно остановиться на интонации назывных предложений. Полезно сообщить учащимся, что назыв­ные предложения произносятся с большей выразитель­ностью, со значительными паузами между отдельными предложениями и что они могут быть восклицатель­ными.

В заключение внимание учащихся обращается на то, что назывные предложения часто используются в худо­жественных описаниях.


III. Закрепление материала.

Тренировочные упраж­нения.

  1. Выполнение упр. 200. Сначала учащиеся читают текст. Учитель объясняет значение слова геолог (спе­циалист по геологии; геология — наука о строении, со­ставе и истории земной коры, о методах изыскания по­лезных ископаемых).

  2. После этого учащиеся делают син­таксический разбор предложений СЛАЙД5 Маленькая речонка. Двое усталых людей. Вечер. Указывается, что первые два предложения — распространенные (кроме подлежа­щего в них имеются еще согласованные определения — маленькая и усталых). Учащиеся вспоминают выраже­ние подлежащего сочетанием числительного с существи­тельным (двое людей). Далее указывается, что третье предложение — нераспространенное: состоит из одного подлежащего, выраженного существительным. Затем выясняется значение назывных предложений: в первых двух сообщается о существовании (наличии) предметов в настоящем, а в третьем — о существовании явления. Особо подчеркивается, что каждое из разобранных пред­ложений выражает вполне законченную мысль.

Пересказывая текст, учащиеся сохраняют указанные предложения.


2. Для пересказа используется текст:

Апрельское утро 1961 года. Байконур. Сверху степь кажется морем вокруг корабля. Тишина. Мир ждал пер­вого человека, который шагнет во Вселенную.

Что особенного ему предстояло совершить? Сесть в корабль, который испытан и проверен? Выдержать при взлете и посадке многократные перегрузки? Почувство­вать впервые человеческим естеством, что такое не ве­домая ни одному из землян невесомость? Только ли это? Да, и это. Но ему предстояло и нечто иное. Гораздо большее: осуществить мечту многих поколений людей. Осуществить надежды сотен, тысяч его соратников, со­здавших космический корабль, сделавших все сложней­шие баллистические расчеты этого броска в космическое пространство. Оправдать надежды своих наставников, учителей, медиков, товарищей-летчиков, готовившихся вместе с ним к невиданным полетам.

Апрель 1961. С тех пор прошло немало времени. А кажется, что это было вчера. (По А. Иванову)

Прежде чем пересказать текст, учащиеся находят в нем назывные предложения (Апрельское утро 1961 го­да. Байконур. Тишина. Апрель 1961). Выясняется значе­ние слов соратник и наставник (соратник — испытанный, надежный товарищ по битвам, а также вообще по борь­бе, деятельности; наставник — учитель, руководитель). Составляются с ними предложения.

3. Выполнение упр. 201—205.

При выполнении упр. 201 учащиеся подчеркивают назывные предложения Севастополь. Весна. Нежная зелень скверов, которые затем распространяются опре­делениями. Например: Легендарный Севастополь. Ран­няя весна. Нежная зелень красивых скверов.

Выполняя упр. 202, учащиеся выясняют, что в назыв­ных предложениях может употребляться указательная частица вот (Вот и зима).

При выполнении упр. 203 учащиеся находят односоставные предложения: назывные (Вечер. Осенняя роща.) и безличные (Вот ветром сорвало с ветки один росточек. Начало темнеть.).

Выполняя упр. 204, учащиеся подбирают такие предложения:

1) Апрель двадцать четвертого года. Снег стаял. (П. Антокольский). 2) Степь. Кругом все бело. (А.Некрасов) 3) Синий туман. Снеговое раздолье. Тонкий лимонный лунный свет. Сердцу приятно с тихою болью что-нибудь вспомнить из ранних лет. (С. Есенин) 4) Теплынь. Наконец-то дождались его на севере — настоящего лета. (А. Рекемчук) 5) Степь без конца и края. Древние курганы в глубокой дымке. Черный орел в небе. Мягкий шелест стелющейся под ветром травы. (М. Шолохов)

При выполнении упр. 205 учащиеся сначала находят безличные предложения. (Весной даже ночью здесь черемухи белым-бело. Можно любить свою землю разному и т. д.), а затем — неопределенно-личные предложения (Не зря, видно, назвали село Черемное. За такую большую работу Черемновской школе присудили премию Ленинского комсомола). В сильном классе предлагается указать безличные предложения и в составе сложных предложений.

Рассказывая о своем классе, учащиеся употребляют в речи не только двусоставные, но и односоставные предложения.

IV. Итоги урока

Задание на дом: § 24, упр. 206 и 208.