Атрибуты урока
Автор составитель урока Карнаухова О.Г.
Предмет Русский язык
Класс 8
Учебник Русский язык 8 класс
Автор учебника М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская
Страницы 106-107
Назывные предложения СЛАЙД 1
Цели урока:
Дать учащимся понятие о назывных уложениях.
Научить употреблять назывные предложения в связной речи.
Приучать работать самостоятельно.
Воспитывать чувство гордости за Родину.
Оборудование: карточки, учебник, текст для пересказа, учебник, компьютерная презентация
ХОД УРОКА
Оргмомент.
1.Самостоятельная работа.
Подобрать синонимы к словам безграничный, храбрый, умный, идти, блестеть, бояться, победить. С некоторыми из них придумать и составные и односоставные предложения. СЛАЙД 2
2. Проверка домашнего задания.
Учащиеся читают выписанные из текста упр. 199 словосочетания «прилагательное + существительное» и устно составляют с ними описание весеннего дня. Обращается внимание на синонимичность форм: просекой — по просеке, правым берегом - по правому берегу, лесом, березовыми и ольховыми островками — по лесу, по березовым и ольховым островкам.
Работа по теме урока
Прежде чем приступить к объяснению нового материала, учитель задает учащимся следующие вопросы:
- Какие односоставные предложения вам уже знакомы? СЛАЙД 3
- В чем особенность каждого из них?
- Что такое подлежащее?
- Какими частями речи оно выражается?
Затем для анализа предлагаются следующие примеры: СЛАЙД 4
1) Зима. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь. (А. Пушкин) 2) Ранняя погожая осень. Свежее, тихое утро. Большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад. Всюду сильно пахнет яблоками. (И. Бунин)
При разборе первого примера выясняется, что предложение Зима состоит из одного главного члена — подлежащего, выраженного именем существительным в именительном падеже. Отмечается, что в этом предложении сообщается о существовании зимы в настоящем. Затем предложение Зима сравнивается с последующим предложением, с которым оно связано по смыслу. Указывается, что оно двусоставное, что в нем действие совершается в настоящее время.
При разборе второго примера выясняется, что назывные предложения могут быть не только нераспространенными, но и распространенными, состоящими из подлежащего и поясняющих его слов (определений). Указывается, что в анализируемых предложениях также утверждается о существовании явлений и предмета.
Чтобы учащиеся лучше осознали структурные особенности назывных предложений, первые три примера сопоставляются с безличной конструкцией Всюду сильно пахнет яблоками. При этом подчеркивается, что это предложение также имеет один главный член, но не подлежащее, а сказуемое.
Целесообразно остановиться на интонации назывных предложений. Полезно сообщить учащимся, что назывные предложения произносятся с большей выразительностью, со значительными паузами между отдельными предложениями и что они могут быть восклицательными.
В заключение внимание учащихся обращается на то, что назывные предложения часто используются в художественных описаниях.
III. Закрепление материала.
Тренировочные упражнения.
Выполнение упр. 200. Сначала учащиеся читают текст. Учитель объясняет значение слова геолог (специалист по геологии; геология — наука о строении, составе и истории земной коры, о методах изыскания полезных ископаемых).
После этого учащиеся делают синтаксический разбор предложений СЛАЙД5 Маленькая речонка. Двое усталых людей. Вечер. Указывается, что первые два предложения — распространенные (кроме подлежащего в них имеются еще согласованные определения — маленькая и усталых). Учащиеся вспоминают выражение подлежащего сочетанием числительного с существительным (двое людей). Далее указывается, что третье предложение — нераспространенное: состоит из одного подлежащего, выраженного существительным. Затем выясняется значение назывных предложений: в первых двух сообщается о существовании (наличии) предметов в настоящем, а в третьем — о существовании явления. Особо подчеркивается, что каждое из разобранных предложений выражает вполне законченную мысль.
Пересказывая текст, учащиеся сохраняют указанные предложения.
2. Для пересказа используется текст:
Апрельское утро 1961 года. Байконур. Сверху степь кажется морем вокруг корабля. Тишина. Мир ждал первого человека, который шагнет во Вселенную.
Что особенного ему предстояло совершить? Сесть в корабль, который испытан и проверен? Выдержать при взлете и посадке многократные перегрузки? Почувствовать впервые человеческим естеством, что такое не ведомая ни одному из землян невесомость? Только ли это? Да, и это. Но ему предстояло и нечто иное. Гораздо большее: осуществить мечту многих поколений людей. Осуществить надежды сотен, тысяч его соратников, создавших космический корабль, сделавших все сложнейшие баллистические расчеты этого броска в космическое пространство. Оправдать надежды своих наставников, учителей, медиков, товарищей-летчиков, готовившихся вместе с ним к невиданным полетам.
Апрель 1961. С тех пор прошло немало времени. А кажется, что это было вчера. (По А. Иванову)
Прежде чем пересказать текст, учащиеся находят в нем назывные предложения (Апрельское утро 1961 года. Байконур. Тишина. Апрель 1961). Выясняется значение слов соратник и наставник (соратник — испытанный, надежный товарищ по битвам, а также вообще по борьбе, деятельности; наставник — учитель, руководитель). Составляются с ними предложения.
3. Выполнение упр. 201—205.
При выполнении упр. 201 учащиеся подчеркивают назывные предложения Севастополь. Весна. Нежная зелень скверов, которые затем распространяются определениями. Например: Легендарный Севастополь. Ранняя весна. Нежная зелень красивых скверов.
Выполняя упр. 202, учащиеся выясняют, что в назывных предложениях может употребляться указательная частица вот (Вот и зима).
При выполнении упр. 203 учащиеся находят односоставные предложения: назывные (Вечер. Осенняя роща.) и безличные (Вот ветром сорвало с ветки один росточек. Начало темнеть.).
Выполняя упр. 204, учащиеся подбирают такие предложения:
1) Апрель двадцать четвертого года. Снег стаял. (П. Антокольский). 2) Степь. Кругом все бело. (А.Некрасов) 3) Синий туман. Снеговое раздолье. Тонкий лимонный лунный свет. Сердцу приятно с тихою болью что-нибудь вспомнить из ранних лет. (С. Есенин) 4) Теплынь. Наконец-то дождались его на севере — настоящего лета. (А. Рекемчук) 5) Степь без конца и края. Древние курганы в глубокой дымке. Черный орел в небе. Мягкий шелест стелющейся под ветром травы. (М. Шолохов)
При выполнении упр. 205 учащиеся сначала находят безличные предложения. (Весной даже ночью здесь черемухи белым-бело. Можно любить свою землю разному и т. д.), а затем — неопределенно-личные предложения (Не зря, видно, назвали село Черемное. За такую большую работу Черемновской школе присудили премию Ленинского комсомола). В сильном классе предлагается указать безличные предложения и в составе сложных предложений.
Рассказывая о своем классе, учащиеся употребляют в речи не только двусоставные, но и односоставные предложения.
IV. Итоги урока
Задание на дом: § 24, упр. 206 и 208.