СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

НАЗЫВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ урок русского языка в 8 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен по требованиям ФГОС. 

Просмотр содержимого документа
«НАЗЫВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ урок русского языка в 8 классе»


МБОУ «СОШ№3 им. Страховой З.Х.»

г. Донской, Тульской области








Конспект урока по

русскому языку в 8 классе


НАЗЫВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ











Выполнила: Шекурова С.А.,

учитель русского языка и литературы
















2019г.



Цель: познакомить с особенностями назывных предложений.

Предметные: 

  • распознавание односоставных назывных предложений в тексте;

  • определение их значения и структурных особенностей;

  • построение речевых высказываний с употреблением односоставных назывных предложений.

Метапредметные:

  • способность извлекать информацию из разных источников;

  • умение отобрать и систематизировать материал на определённую тему;

  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

  • умение создавать устные и письменные тексты определённого типа, стиля речи, жанра с учётом замысла

Личностные УУД:

  • испытывать гордость за богатство и выразительность русского языка развивать чувство патриотизма, уважения к истории своего народа; любовь к слову; к прекрасному.

  • уметь видеть прекрасное в природе, языке, художественном творчестве;

  • осознавать роль односоставных назывных предложений в устной и письменной речи;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сопереживать;

 Регулятивные УУД:

  • самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать;

  • владеть приёмами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации.

сверять свои действия с целью, корректировать свою деятельность;



Познавательные УУД;

  • находить ответы на вопросы;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

 Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме;  

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • учиться работать в паре;

  • умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.

Методы и приемы:

  1. Методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации (беседа, рассказ, дискуссия);

  2. Методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (наблюдение, демонстрация);

  3. Методы стимулирования познавательного интереса (познавательно-развивающий краеведческий материал)

  4. Методы передачи информации с помощью практической деятельности (работа с книгой, словарем, творческая работа)

  5. Методы стимулирования и мотивации учащихся (частично-поисковая деятельность, создании ситуации успеха, создание ситуации взаимопомощи)

  6. Методы контроля (фронтальный опрос, самооценка)

Форма организации работы на занятии: фронтальная, индивидуальная.

Средства обучения:

- Материально-технические: проектор, компьютер, экран, репродукция картины.

- Дидактические: учебник русского языка под редакцией М.М. Разумовской, тетради, карточки с заданием.



Ход урока:

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть на уроке! Я уверенна, что у вас всё получится! Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи! Садитесь! Запишем число, классная работа.

  1. Вступительное слово учителя:

- Итак, сегодня,13 декабря, этот день очень важный для нашего города. Кто знает почему?

- Это день освобождения нашего города от немецко-фашистких захватчиков.

Вновь затихает город родной,

Лишь полыхает вечный огонь,

И в карауле ели не спят,

Город, ты помнищь наших солдат,

Тех, кто бесстрашно в жестоком бою

Грудью прикрыли землю твою.



Эти строки очень точно рисуют картину тех дней. Положение наших войск было трудным. В Донском районе фашисты разрушили 12существующих, 6 строившихся шахт, 126 зданий культурно-бытового хозяйственного назначения. Сожгли и разрушили 118 различных хоз. построек полностью сожгли деревни: Моисеевку, Ямановку, Задонье. 28 дней продолжались оборонительные и наступательные бои наших войск в Придонье.

- Перед вами на столах лежит текст. Давайте его прочитаем.

1) Зима 1941 года. 2) Война. 3) Голод. 4) Разруха. 5) С 16 ноября Донской оккупирован немцами. 6) Только 11 декабря начались бои за освобождение города. 7) В ночь с 12 на 13 декабря 328 стрелковая дивизия под командованием полковника Ерёмина, жертвуя жизнью, отбила атаку немецких войск, отбросив их на запад. 8) Город освобождён!

9) Об этих огненных, кровавых днях нам напоминает Вечный огонь, зажжённый на братской могиле. 10) Наш долг – хранить святую память о героях!

Комплексный анализ текста:

1)Докажите, что перед вами текст (Называют основные признаки текста. Подробно остановиться на теме.)

2)Дайте лексическое значение слову «война». (Задание для слабых учащихся, которые работают со словарём)

-Подберите синонимы (работа со словарём синонимов)

3) Назовите порядковые числительные (работа в паре)

4) Из предложений 7-9 выпишите деепричастные обороты, у деепричастия выделите суффикс.

5) Выпишите причастный оборот, выделите суффикс у причастия. Объясните –нн-

6) Город освобожден! (синтаксический разбор) (На доске)

Определение темы урока.

Есть ли в этом тексте односоставные предложения. С каким главным членом? (подлежащим) Именно о них сегодня пойдет речь на нашем уроке. Запишите сами тему урока.



Работа с новым материалом.

А мы с вами на протяжении уже нескольких уроков работали с такими односоставными предложениями? Приведите примеры.

-А в чем главное отличие односоставных предложений от двусоставных?

Работа со стихотворением А.А. Фет «Шепот, робкое дыхание…»

-Что вам известно об этом поэте?

-Определите, какие части речи использованы поэтом в этом стихотворении?

- Чем необычно стихотворение?

Ученики отвечают.

«В нем ни одного глагола. Каждое выражение – картина», - восторженно говорил Л.Н. Толстой.

- В нем нет действия, но очень образно с помощью существительных рисуется картина ночи. Автор использует только имена существительные. Итак, давайте сделаем первые выводы по названным предложениям:

1. Назовите – односоставные или двусоставные?

2. Согласны ли вы, что назывные предложения имеют только один главный член предложения- подлежащее?

Далее выходит подготовленный ученик, который выступает в роли назывного предложения. «Я Назывное предложение! Вы правильно догадались, чем я занимаюсь? Я называю, сообщаю о существовании чего-либо: предметов, событий, явлений. Я вокруг вас, я на каждом шагу, но вы меня не замечаете. Вы едете в маршрутке водитель называет остановки: «Парк культуры и отдыха», «Металлургический завод», «Школа». Ребёнок радостно кричит: «Вон море!» Порой сообщаю людям о страшных событиях: «Пожар!», «Землетрясение!» или отдаю приказы: «Старт!», «Стоп!» И это я, Назывное предложение. У меня один главный член предложения - подлежащее, но оно так много сообщает людям. Подлежащее иногда может иметь разные определения, а иногда частицы Вот и Вон.

Итак, моя главная задача – называть, то, что нужно людям, что их радует и помогает жить.»

-Теперь давайте дадим определение назывным предложениям.

Назывные предложения – это…

-Давайте прочитаем в учебнике на странице…



Назывные предложения составляют специфическую, пеструю группу, в которой в роли главного члена выступают предметные и признаковые существительные (комната, стол, диван, ночь, прохлада, тишина)

Назывные предложений используются в художественной литературе, в газетных и журнальных очерках и статьях. Назывные предложения очень кратки, но выразительны. С помощью их писатель тонко и лаконично рисует место, время действия, пейзаж обстановку. Они способствуют стремительному развитию сюжета. Назывные предложения часто используют поэты, писатели. Так А.П. Чехов.

Земская больница. Утро. (См. презентацию)

-Обратить внимание, что назывные предложения читаются с продолжительной паузой. Но! Необходимо отграничить назывные предложения от двусоставных неполных.

Грамматические признаки:

  1. Один главный член – подлежащее, чем может быть выражено

  2. Распространяются только определениями, согласованными или несогласованными.

-Какие определения согласованные?

-Какие определения несогласованные?

-Приведите примеры.

Если называемые предложения распространяются дополнением или обстоятельством, то это неполное двусоставное предложения. Об этом поговорим на следующем уроке.

-Закрепление. Учебник стр.113.

  1. Упр 165

  2. Снег да снег. Всю избу занесло(безл)

Снег белеет кругом по колено,

Так морозно, светло, и бело! (безл)

Определите вид односоставных предложений.



Творческое задание.

Попробуйте написать небольшое сочинение-миниатюру, из 5-6 предложений, используя только односоставные назывные предложения. (Тема может быть любая).

-Заслушиваются сочинения учеников. Чья работа вам больше всего понравилась?

Этап рефлексии.

1.Сегодня я узнал…

2.Было трудно…

3. Было легко

4, Я научился

5.Я понял, что.













































Приложение 1.

1) Зима 1941 года. 2) Война. 3) Голод. 4) Разруха. 5) С 16 ноября Донской оккупирован немцами. 6) Только 11 декабря начались бои за освобождение города. 7) В ночь с 12 на 13 декабря 328 стрелковая дивизия под командованием полковника Ерёмина, жертвуя жизнью, отбила атаку немецких войск, отбросив их на запад. 8) Город освобождён!

9) Об этих огненных, кровавых днях нам напоминает Вечный огонь, зажжённый на братской могиле. 10) Наш долг – хранить святую память о героях!





9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!