Тема. Не и ни в отрицательных наречиях .
Цели: закрепление навыка написания не и ни в наречиях и других частях речи; умение отличать отрицательные наречия от отрицательных местоимений; формировать навык самостоятельной работы по овладению новым материалом; воспитывать любовь к родному языку.
Планируемые результаты:
Личностные:
- уважительное отношение к родному языку;
- стремление к речевому самосовершенствованию;
- развитие культуры общения.
Метапредметные:
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи;
- умение анализировать.
Предметные:
- умение применять на практике правило "Правописание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях";
- развитие творческой самостоятельности;
- владение разными видами речевой деятельности;
- развитие орфографической зоркости.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: учебник, карточки с индивидуальными заданиями
Ход урока
I.Организационный момент.
Я рада видеть каждого из вас,
И пусть зима прохладой в окна дышит,
Нам здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
II.Проверка домашнего задания
III. Актуализация опорных знаний.
1. Беседа:
- Как пишется не с наречиями?
- Когда пишется не, а когда ни в местоимениях?
- Рассказать о правописании не с именами существительными и прилагательными.
2. Словарная работа. Объяснить правописание не и ни в отрицательных местоимениях: нечему, некого, ничто, никакой, ничей.
IV.Объяснение нового материала.
Работа с учебником. Чтение теоретического материала.
- А теперь откройте учебники, читаем с карандашом параграф и отмечаем то, о чем мы с вами еще не говорили.
-Как же образуются отрицательные наречия?
-когда мы пишем НЕ, а когда НИ?
-Когда мы пишем слитно не с наречием на –о(-е)? с примерами
-Когда мы пишем раздельно не с наречием на –о(-е)?
Задание.
-На доске словосочетания, которые надо списать в тетрадь, определив часть речи в словах с НЕ
(Не)глубокое озеро;( не) глубокий , а мелкий ручей; проявить( не)решительность; (не)разлучные друзья;( не)кому рассказать,( ни)кто (ни)чего не узнал ; не думал (ни) о чем; (не)объятные поля ; еще (не) исследованная местность; (ни)кем (не) проверенный маршрут; вошел (не)кто в черном пальто; (ни) к кому не заходи
Взаимопроверка (учащиеся меняются тетрадями, проверяя работу товарища, сверяя ответы на доске)
V. Закрепление материала.
1. Выборочный диктант. Выписать в первый столбик отрицательные местоимения, во второй – отрицательные наречия. Объяснить их правописание.
Никак, никто, ничто, нимало, никакой, нипочем, ничей, некого, нечего, нисколечко, ничуть, никуда, некогда, некуда.
2. Вставьте пропущенные буквы в данные словосочетания, поставьте ударения.
Н…кому верить.
Н…чего огород городить.
Н…кто явился.
Н…кто не пришел к Пете.
Н…что пронеслось в воздухе.
Н…кому помочь мне.
Н…чему тут удивляться.
Н…чему не верь.
Н…чем поживиться.
Вошел н…кто в черном плаще.
Это было н…что.
Спешить н..куда.
Н…где не было видно.
Н…откуда не доносилось ни звука.
Н…как не разберутся.
Н…куда им ехать.
3. Разноуровневая работа с текстом.
Каждому ученику выдается текст с индивидуальным заданием. Задания трех уровней.
Становилось все темнее. Н…где не видно огней. Н .. у кого было спросить, как добраться до поселка. Громко переговариваясь, путники стали располагаться на ночлег. Ночевать было н…где, и пришлось строить шалаш. Во время пути было потрачено много сил, но н…кто не жаловался на усталость. Кругом тишь, н…что не рождало звука, лишь верхушки деревьев покачивались от ветра.
Задание:
1 уровень. Списать текст, вставить пропущенные орфограммы, выделить приставки не и ни.
2 уровень. Списать текст, вставить пропущенные орфограммы, подчеркнуть слова с пропущенными орфограммами как члены предложения.
Не кто иной, как---------никто иной
Не что иное, как----------ничто иное
Это был не кто иной, как мой школьный товарищ.
Никто иной этого сделать не смог.
Это было не чем иным, как простым фокусом.
Ничем иным он не занимался.
VI.Подведение итогов урока.
Рефлексия
- Что нового узнали на уроке?
- Чему научились?
- Что было самым интересным на уроке?
- Над чем я должен работать еще…?
VII. Домашнее задание. 1. Составьте словарный диктант по теме «Не и ни в отрицательных наречиях» (15-20 слов). 2. Дополнительное задание: найдите и запишите 5-6 пословиц с наречиями.