Управление образования администрации Кольчугинского района
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы»
Методическая разработка теоретического занятия объединения
«Кулинарная студия»
Не красна изба углами, а красна пирогами
Автор: Г. М. Кухарчук
педагог дополнительного образования
МБУДО «ЦВР»
2022 г.
Курс: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Секреты кулинарии"
Тема раздела: Технология приготовления изделий из теста.
Тема урока: Виды теста.
Количество часов: 1 ч.
Главная дидактическая цель учебного занятия: Создание условий для изучения классификации видов теста.
Задачи учебного занятия:
обучающие:
формировать интерес к занятиям с тестом;
формировать знания о классификации видов теста, и их отличительными особенностями технологии приготовления изделий из теста;
способствовать творческому развитию детей.
развивающие:
развивать познавательные процессы (память, мышление, внимание, анализ)
воспитательные:
Тип, вид учебного занятия: комбинированный, обобщающий, теоретический урок.
Методы, формы проведения учебного занятия: технология «перевёрнутый класс», рассказ, беседа, работа с карточками – заданиями, интерактивный тест «Тесто и выпечка», индивидуальная работа и работа в группах.
Учебно - методическое оснащение учебного занятия:
1. Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, магнитная доска.
2. Интерактивный тест «Тесто и выпечка» (Приложение 3)
3. Презентация. (Приложение 2)
4. Карточки – задания. (Приложение 1)
5. Рабочая тетрадь.
6. Таблица с видами изделий из теста.
7. Дидактическая игра «Хозяюшка».
Ход занятия.
Организационный момент.
Педагог приветствует обучающихся, сообщает тему.
« Здравствуйте, дорогие ребята!»
Мы сегодня с вами изучим классификацию видов теста.
II. Изучение нового материала:
Историческая справка: Считается, что впервые хлеб появился на земле свыше 15 тысяч лет назад. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Она и является прародительницей хлеба и выпечки.
- Есть предположение, что однажды во время приготовления зерновой каши часть её вывалилась в огонь и превратилась в румяную лепёшку. Своим приятным запахом, аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда-то наши предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепёшки.
- Древние египтяне овладели искусством разрыхлять тесто с помощью брожения, которое вызывается мельчайшими организмами - дрожжевыми грибками и молочнокислыми бактериями, о существовании которых они и не подозревали. Так, 5-6 тысяч лет назад в Древнем Египте было положено начало дрожжевого теста. На разрезе хлеба, приготовленного со сброженного теста, видно множество мелких пор. Это результат жизнедеятельности дрожжевых грибков, которые вызывают в тесте спиртовое и молочнокислое брожение с образованием углекислого газа, спирта и молочной кислоты. Углекислый газ, стремясь выйти из теста, разрыхляет его и создает пористость, что делает хлеб пышным и рыхлым. Молочнокислые бактерии в процессе жизнедеятельности образуют в тесте молочную кислоту, которая способствует набуханию белков муки, улучшению вкуса и аромата выпеченного хлеба.
- Ученые, считают, что выпечка является самым главным продуктом в питании и взрослый человек должен съедать в сутки 300-500г, при тяжелой работе все 700г, а детям, подросткам нужно 150-400г.
- Во время Великой Отечественной войны, во время блокады Ленинграда, в 1942г. Вот таким была суточная норма пайка в блокаду у ленинградцев (учитель показывает обучающимся паек хлеба) 125г служащему, 200г рабочему. Кроме кусочка хлеба кушать было нечего не 1 день, а недели и месяцы .
Хлеб и выпечные изделия - незаменимые продукты питания. Они постоянно должны присутствуют на нашем столе и в будни и в праздники.
У славян существовал такой обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остаётся им и ныне.
Мы с вами, на протяжении многих занятий готовили разную выпечку, а сегодня мы систематизируем полученные знания.
Виды теста.
Все виды теста можно разделить на две группы: тесто дрожжевое и бездрожжевое (пресное, песочное, бисквитное, заварное, слоеное)
Дайте определение тесту: Тесто-это густая масса из муки, замешанная на жидкой основе.
Рассмотрим таблицу с видами изделий из теста (таблица на доске).
В зависимости от вида теста используют различные жидкости – вода, молоко, кефир и др.
Для приготовления дрожжевого теста используют воду и молоко.
Для приготовления пресного теста используют молоко, воду, кефир и йогурт.
Все изделия из теста должны иметь пористую структуру, чтобы при выпечке горячий воздух легче проникал в изделие. Вещества, которые создают такую структуру, называются разрыхлителями.
Для дрожжевого теста разрыхлитель - дрожжи. Дрожжи могут быть прессованные, сухие и жидкие. От качества дрожжей зависит длительность процесса брожения теста и его разрыхлителей.
Для пресного теста разрыхлитель – пищевая сода, гашённая кислотой или специальные пищевые разрыхлители.
Составляющие дрожжевого и пресного теста и их значение.
Продукты. | Значение. |
Мука. | Основной компонент. |
Сода и дрожжи. | Разрыхлители. |
Масло. | Для пластичности. |
Жидкость. | Связывает ингредиенты. |
Яйца. | Придают вязкость. |
Соль, сахар, ароматизаторы. | Придают вкус. |
III. Практическая работа.
У каждого из вас на столах лежат рецепты. Необходимо самостоятельно изучить рецепты и сравнить набор ингредиентов для приготовления дрожжевого и пресного теста. ( Дети самостоятельно изучают рецепты)
Я предлагаю вам карточки из игры «Хозяюшка», с изображением продуктов, необходимых для приготовления дрожжевого и пресного теста.
Задание для первого варианта: подобрать продукты для пресного теста.
Задание для второго варианта: подобрать продукты для дрожжевого теста.
Проверка практической работы: один из обучающихся первого и второго вариантов работают у доски, остальные проверяют правильность выбранных продуктов для приготовления теста.
IV. Изучение нового материала:
Характеристика пресного, песочного, бисквитного, заварного и слоёного теста, их отличия. Беседа с опорой на знания обучающихся, и использованием презентации. (Приложение 2)
V. Закрепление знаний:
Индивидуальная работа с карточками – заданиями. (Приложение 1)
VI. Контроль знаний:
Работа в группах. Интерактивный тест «Тесто и выпечка». (Приложение 3)
VII. Рефлексия:
Чтобы подвести итог занятия, я предлагаю поиграть в игру «Продолжи предложение».
"Я понял(а), что…..
"Я узнал(а), что…..
"Мне было интересно …..
"Теперь я буду …….
"К сожалению ……
"Я буду ……
VIII. Итог урока:
- Чему мы научились на занятии? (ответы учеников)
Благодарю всех за внимание и активное участие в занятии.
6