СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Не с прилагательными

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Не с прилагательными"

Просмотр содержимого документа
«Не с прилагательными»

Тема урока: НЕ с прилагательными

Цели урока:

  • Сформировать умение правильно применять правило правописания не с именами прилагательными

  • Закрепить правила правописания не с именами существительными, не с глаголами

  • Активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать мыслительные процессы, память, внимание.

  • Развивать творческие способности учащихся.

Задачи урока: 
Образовательные: познакомить с условиями выбора слитного и раздельного    написания НЕ с качественными именами прилагательными; закрепить знания учащихся о правописании НЕ с существительными и глаголами; формировать умение применять правило на письме.
Развивающие: развивать интерес к предмету; развивать навык безошибочного письма, правильного выделения орфограмм; развивать речь, умение сравнивать и обобщать изучаемые факты; развивать словесно-логическое мышление; развивать умение работать с дополнительными источниками информации.
Воспитательные:   воспитывать интерес к изучению русского языка, любви к русской природе; формировать правильное отношение к слову.
Планируемые результаты:
Предметные: Знать: основные понятия морфологии; правила написания НЕ с прилагательными. 
Уметь: различать самостоятельные и служебные части речи; составлять словосочетания; выполнять синтаксический разбор предложения; определять разряд прилагательных; применять правило написания НЕ с прилагательными на письме; обозначать условия выбора написания; подбирать синонимы к словам; ставить знаки препинания при письме. 
Личностные: Уважительное отношение к родному языку; оценка и самооценка учебной деятельности, умение связывать цель учебной деятельности с мотивом (для чего?).
Метапредметные: Умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию; оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других; учиться работать в паре; формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения; извлекать необходимую информацию из различных источников; использовать полученные на уроке знания в жизни.

Тип урока: урок приобретения новых знаний.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийный экран, электронная презентация с необходимыми изображениями, шаблон таблицы.

Ход урока

1.Орг. момент

- Здравствуйте, ребята. Рада приветствовать Вас сегодня на нашем уроке русского языка.

Я надеюсь, что сегодняшний наш урок пройдёт благотворно, понравится и вам, и мне. Ваши радостные лица дают мне надежду, что сегодня всё пройдёт замечательно, и вы покажете всем, какие вы маленькие Ломоносовы.

- Вы знаете кто такой Ломоносов, ребята? (портрет)

Слово о Ломоносове.


2.Повторение пройденного материала.


- Девизом нашего урока возьмём слова великого Ломоносова, который сказал:

«Береги время учёбы: оно не вернётся, его не наверстаешь. А всё, что учишь, пригодится»

- Давайте, ребята, откроем тетради, запишем число .

-Теперь обратите внимание на следующую запись.

М.В.Ломоносов о поведении учащихся.

С учителями общаться очень вежливо, (не) упрямиться и (не) спорить с ними ни о чем.

Избегать ссор между собою и (не) производить никакого шума и стука.

 (Не) быть гордым и грубым.

(Не) произносить грубых и пустых слов.

Самый большой вред – от лени. Ее надо всячески избегать.

Береги время учебы: оно (не) вернется, его (не) наверстаешь. А всё, что учишь, пригодится!(1758 г.)

- Я прочитаю его громко, а вы следите.

-Ломоносов нам здесь советует беречь время учёбы, так как оно не вернётся, его не наверстаешь. Согласны вы с его высказыванием?

-Какое правило вспоминаем, глядя на эти скобки?

-Как пишутся не с глаголами?

-Что общего в правилах «Не с существительными» и «Не с глаголами»?

(Они пишутся слитно, если слово без НЕ не употребляется.)

- Теперь мы проведём интересную орфографическую пятиминутку.

- Я прочитаю слово, вы записываете, а тот, кого я назову, объяснит правописание. Пишем в строчку, через запятую.

Не лениться, победа, удивительный, беречь, мудрость, философ , кругозор, интеллект, сова, не проигрыват, любознательный, не сдаваться, доброта, ослепительный, роскошный,

- Если вы заметили, то эти слова имеют прямое отношение к нашему уроку: и к школе, и к Ломоносову, и к жизни. Думаю, вам понравится моя идея сделать символом нашего сегодняшнего собрания- сову!(фото)

- Все же знают такую телепередачу «Что? Где? Когда?», где самому мудрому, интеллектуальному человеку с широким кругозором победа достаётся в виде хрустальной совы.

 Работа с презентацией.

Посмотрите внимательно на слова на слайде и объясните правописание слов.

  • (Не)настье;

  • (не)друг, а враг;

  • (не)друг;

  • (не)брежный;

  • (не)решительность;

  • (не)правда;

  • (не)годование;

  •  (не)веселый

Учитель: В каких словах вы почувствовали затруднения при выполнении данной работы?

Учащиеся: В словах (не)брежный, (не)веселый.

Учитель: А данные слова являются какой частью речи?

Учащиеся: Прилагательными

Учитель: А почему вы испытали затруднения в данных словах?

Учащиеся: Данную тему не изучали

Учитель: Тема нашего урока

“Правописание НЕ с прилагательными”. Записываем в тетради. Тема записывается и на доске.

Учитель: Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова на доске.

1) Повторить… .правила написания НЕ с другими частьями речи.

2) Познакомиться с … .с правилом правописания НЕ с именами прилагательными.

3) Научиться … .отличать частицу НЕ от приставки.


Изучение нового материала

Ребята, посмотрите на таблицу. Нам нужно его заполнить с вашей помощью.

Как пишется НЕ с именем прилагательным?

(Пустые строки таблицы заполняют учащиеся в процессе работы)


Правописание не с прилагательными



Слитно:

1.Неряшливый

Без НЕ не употребляется


2.Нечистая (грязная)

Можно заменить синонимом без НЕ





Раздельно

1.Не дорогая, а дешёвая

Есть противопоставление с союзом А


2.Совсем не интересная

Есть слова далеко не, вовсе не, отнюдь не, нисколько не







Учащиеся: Слитно и раздельно.

Учитель: При каких условиях прилагательные с НЕ пишутся слитно?

Учащиеся: Слова без НЕ не употребляются.

Учитель: Почему слова во втором столбике написаны раздельно? слитно?

Учащиеся: Можно заменить синонимом.

Учитель: Посмотрите на колонку, в которой имена прилагательные написаны раздельно. Как вы думаете, почему они пишутся раздельно?

Учащиеся выдвигают гипотезы.

-А теперь выпишите в тетрадь только примеры из таблицы.

- Отложите ручки, ребята. Сейчас мы выполним одно очень интересное задание. У вас на столах лежат карточки с буквой С и Р. Что они обозначают?

1. Некрасивый поступок.

2. Неряшливый вид.

3. Неглубокая речонка.

4. Неглубокий, но рыбный пруд.

5. Не широкая, а узкая канава.

6. Вовсе невысокий кустарник.

7. Небрежный почерк.

8. Недорогой, но красивый платок.

9. Необыкновенный.

10. Не сильный, а слабый.

11.не правда, а ложь.

12.совсем не весёлое настроение.

13.небольшая книга.

22 минута (физминутка)

- У вас у каждого на столах лежат листочки с текстом и заданиями.

- Прочитать и озаглавить.

-Найдите прилагательные с НЕ и объясните их правописание.

-Произвести синтаксический разбор последнего предложения.

Приморская тайга – удивительный (не)рукотворный сад. Весной он поражает (не)обыкновенной красотой. Часто в нём можно увидеть (не)больших и очень задумчивых сов. Совы среди лесной пестроты ничуть (не)приметные. Одна (не)крупная сова может съесть за день пять полевых (не)шустрых мышек. Таёжные совы отличаются от своих собратьев (не)громким уханьем.


-Так, а сейчас закрепим всё то, о чём мы говорили на уроке. Устно повторяем правило.

-Молодцы, сейчас я буду давать словосочетания, а вы подберите к ним синонимы- прилагательные с НЕ.

(Глупый пёс) - неумный ,(злой взгляд) - добрый, (узкая речка) - неширокая, (твёрдый хлеб) - немягкий , (близкий город) - недалёкий, ( старое дерево)- немолодое, (маленькая поляна) – небольшая.

-Следующую работу, которую вы сейчас выполните, я могу назвать важной. Потому что его успешное выполнение обеспечит успешную сдачу экзамена- ОГЭ и ЕГЭ. Вы знаете, что это такое?

Там как раз эти задания и есть. Попробуем выполнить их ?

Тест.

Цель : проверить знания учащихся по теме.

Отметьте номера правильных ответов.

1.Не с прилагательными пишется слитно:

  1. если слово не употребляется без не-;

  2. если прилагательное с не может быть заменено синонимом без не-;

  3. если в предложении есть противопоставление с союзом а.

2.Слово не употребляется без не- в предложении:

  1. Его(не)ряшливый вид всегда отпугивал.

  2. В (не)настную погоду хорошо сидеть в тепле.

  3. День выдался (не)жаркий.

3.Слово с не- можно заменить синонимом в предложении:

  1. Школа располагалась в (не)большом кирпичном доме.

  2. Прохожий был одет в (не)взрачный костюм.

  3. (Не)решительным жестом девочка пригласила нас войти.

4.Слово с не пишется слитно в предложении:

  1. (Не)приятельская армия отступила.

  2. Эта книга далеко (не)простая.

  3. Нам продали (не)вкусное мороженое.

5.Слово с не- пишется раздельно:

  1. Фильм был вовсе не скучный.

  2. Мы ждали (не)большой корабль, а лишь маленькую лодку.

  3. Её (не)навистный взгляд остановил нас.

6.Допущена ошибка в написании не- в предложении:

  1. Не широкая речонка поблескивала на горизонте.

  2. Океан был совсем не спокойным.

  3. В лесу мы увидели не глубокое, но очень широкое озеро.

- Обменяйтесь работами с соседом. Побудьте минуточку учителями- надо проверить этот тест на правильность.

- Гёте сказал: «Недостаточно только получить знания, надо найти им приложение. Недостаточно только желать, надо делать».

- А каков наш итог урока? Решили ли мы учебную задачу, которую ставили в начале урока?

- Научились мы различать правописание НЕ с прилагательными?

(на экране слайд с целью урока)

- Повторить…..

- Познакомиться…

- Научиться…

10. Оценивание.

- Мне очень понравилась работа таких учеников как…….

Я хочу вам подарить символ нашего урока. ….

Вы мне напоминаете маленьких совят, стремящихся к вершинам знаний.

- У вас лучше всех получилось сберечь время, ведь его не вернёшь, не наверстаешь, а всё, чему вы научились сегодня, обязательно пригодится.
- Молодцы, вы все сегодня были активны. 
Некоторые из вас получили следующие оценки. 
(Сообщение результатов, мотивирование)

11. Домашнее задание.
-Выучить правило .

Предлагаю задание на выбор: 
1) Выписать из литературного произведения несколько предложений с прилагательными с НЕ. 
2) Придумать мини- сочинение о нашем сегодняшнем уроке , используя прилагательные с НЕ.  


- У меня остались очень хорошие впечатления о вас, я хочу, чтоб и у вас тоже обо мне осталось напоминание в виде вот такого симпатичного совёнка с пожеланиями от меня. Пусть она принесёт вам удачу. Будьте такими же умными и здоровыми..

Спасибо вам за всё.

До свидания!