СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

НЕ с существительными

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 6 классе по теме Не с существительными .

Просмотр содержимого документа
«НЕ с существительными»

  1. Урок русского языка по теме: «Не с существительными». 6-й клас

Тип урока: объяснение нового материала.

Цели урока:

Обучающие:

  • закрепление ранее полученных знаний о существительном;

  • совершенствование умения разбирать имя существительное как часть речи.

Развивающие:

-формирование и развитие связной речи учащихся, выразительного чтения;

-развитие внимания, воображения, творческого начала личности ребенка.

Воспитательные:

активизирование познавательной деятельности учащихся;

  • обеспечивание благоприятной психологической обстановки;

  • воспитание языкового чутья, эстетического вкуса.Оборудование: таблицы - схемы правила, перфокарты, учебник, сигнальные карточки.

Урок русского языка в 6 классе

Тема урока. НЕ с существительными.



























План урока.

Этап урока

Формируемые УУД

1. Организационный момент (этап мотивации), сообщение темы.

Слайд 1

Не с существительными

Личностные: действие смыслообразования, то есть установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Познавательные: анализ объектов с выделением их признаков, постановка и формулирование проблемы.

Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

  1. Синтаксическая пятиминутка (один ученик у доски разбирает предложение).

Слайд 2

Сквозь волнистые туманы пробирается луна. (Повест., невоскл., прост., двусост., распр.)

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции

3. Фронтальный опрос

- Что называется существительным?

- Как изменяются существительные?

- Для чего нужно знать склонение существительных?

- Каким членом предложения может быть существительное

- Назовите морфологические признаки существительного в записанном предложении.
- Что нового об имени существительном вы узнали в этом году? (разносклоняемые, несклоняемые, существительные общего рода)

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, анализировать объект с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

4. Информация (Объяснение нового) Работа с учебником

  • Запишите тему урока.

  • Скажите, что такое Не? Какой ответ правильный?

Слайд 2

- Это слово?

-Это часть слова?.

-Это служебная часть речи?

(все правильные)

  • Посмотрите на рисунки (Неваляшка, Незабудка, Несмеяна).

  • Попробуйте произнести эти слова без приставки НЕ.

  • Разве есть такие слова? Валяшка, забудка, валяшка. -Какой же можно сделать вывод?

  • Ребята, а может ли с существительным стоять частица НЕ? (да)

  • Посмотрите на предложения, на слайде



Слайд 3

Дельфин — это не рыба.

Арбуз — это не овощ.

  • Чем является НЕ в данных предложениях? (частицей).

  • Скажите, а есть ли такие слова: нерыба, неовощ?

  • Какой вывод можно сделать? (эти слова не образуют слов с приставкой НЕ).

  • Перед вами герои известной книжки. Вы их знаете?

Слайд4

Незнайка, Знайка, Пончик. Давайте поиграем. Надо угадать, к какому из этих рисунков относится фраза «Это Незнайка» (к двум рисункам).

  • Верно, только напишем ее по-разному.

Слайд 5

Это Незнайка. Это не Знайка.

  • Чем же отличаются эти слова по написанию?

  • Значит, ребята, частица может быть при слове, если мы что-то отрицаем. Запишите в тетрадь.

  • Иногда слово с приставкой можно заменить синонимом, иногда образовать антонимы. Таких слов много — с приставкой и без приставки.

- Запишите через черточку: правда — неправда — ложь; приятель — неприятель — враг; счастье — несчастье — горе (запись по мере ответов учащихся)

  • Прочитайте в учебнике параграф № 43 на странице 100, первые два пункта.

  • Определите по лексическому значению слово и запишите их. (непоседа, недоучка, недотепа, невежа, невежда)

  • Определите их род (общего рода)

  • Теперь рассмотрим раздельное написание НЕ с существительными. Прочитайте про себя следующий пункт параграфа. - - Что вы узнали? Приведите примеры. Запишите предложение, объясните написание НЕ с существительным.

Слайд

Не Знайка любит варенье, а Пончик.

  • Ребята, еще есть слова-сигналы, которые дают понять, что в предложении не называется предмет, а отрицается его наличие. Под рисунком Пончика записаны предложения:

Слайд

  • Это вовсе не Знайка. Это отнюдь не Знайка. Это совсем не Знайка.

  • Какие слова усиливают отрицание? Запишите в тетрадь. Приведите свои примеры.

  • А сейчас работа в группах. Попробуйте сами составить схему орфограммы.

Проверка. Сравнение с таблицей на доске.


Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, слушать и слышать других, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

5. Тренировка (Закрепление изученного)

А сейчас выполним упражнения:

№ 237 - устно

№ 238 - письменно

Работа с сигнальными карточками: если существительное пишется слитно, поднимаете красную карточку, раздельно — зеленую.

Неволя; небылицы; не вход, а выход;

не брат, а сестра; вовсе не брат; неправда; он не орел; невнимательность.

Работа с перфокартами.

Контроль.

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, объективно оценивать себя и других, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность.

Регулятивные: умение запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени, выбирать средства для организации своего поведения, умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму), правилу, с использование

6. Рефлексия (Итог урока).

- Что нового узнали на уроке?
– Когда же НеЕ с существительными пишется слитно, а когда раздельно?Оценки.

Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения

Домашнее задание.

- Что же вы будете делать дома?

- Запишите задание на дом: Параграф 43, упражнение 240.


Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике.

Коммуникативные: объективно оценивать себя.

Регулятивные: умение работать по алгоритму, с памятками, правилами, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного.



Урок русского языка в 6 классе


Тема урока. НЕ с существительными

Цели урока:

Обучающие:

  1. Закрепление ранее полученных знаний о существительном.

  2. Совершенствование умения разбирать имя существительное как часть речи.

Развивающие:

  1. Формирование и развитие связной речи учащихся, выразительного чтения.

  2. Развитие внимания, воображения, творческого начала личности ребенка.

Воспитательные:

  1. Активизирование познавательной деятельности учащихся.

  2. Обеспечивание благоприятной психологической обстановки.

  3. Воспитание языкового чутья, эстетического вкуса.

Оборудование: компьютер, схемы правила, перфокарты, учебник, сигнальные карточки.