Тема урока. НЕ с существительными.
Этап урока | Формируемые УУД |
1. Организационный момент (этап мотивации), сообщение темы. Слайд 1 Не с существительными | Личностные: действие смыслообразования, то есть установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Познавательные: анализ объектов с выделением их признаков, постановка и формулирование проблемы. Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. |
Синтаксическая пятиминутка (один ученик у доски разбирает предложение). Слайд 2 Сквозь волнистые туманы пробирается луна. (Повест., невоскл., прост., двусост., распр.) | Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов. Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции |
3. Фронтальный опрос - Что называется существительным? - Как изменяются существительные? - Для чего нужно знать склонение существительных? - Каким членом предложения может быть существительное - Назовите морфологические признаки существительного в записанном предложении. - Что нового об имени существительном вы узнали в этом году? (разносклоняемые, несклоняемые, существительные общего рода) | Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи. Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, анализировать объект с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. |
4. Информация (Объяснение нового) Работа с учебником Слайд 2 - Это слово? -Это часть слова?. -Это служебная часть речи? (все правильные) Посмотрите на рисунки (Неваляшка, Незабудка, Несмеяна). Попробуйте произнести эти слова без приставки НЕ. Разве есть такие слова? Валяшка, забудка, валяшка. -Какой же можно сделать вывод? Ребята, а может ли с существительным стоять частица НЕ? (да) Посмотрите на предложения, на слайде
Слайд 3 Дельфин — это не рыба. Арбуз — это не овощ. Чем является НЕ в данных предложениях? (частицей). Скажите, а есть ли такие слова: нерыба, неовощ? Какой вывод можно сделать? (эти слова не образуют слов с приставкой НЕ). Перед вами герои известной книжки. Вы их знаете? Слайд4 Незнайка, Знайка, Пончик. Давайте поиграем. Надо угадать, к какому из этих рисунков относится фраза «Это Незнайка» (к двум рисункам). Слайд 5 Это Незнайка. Это не Знайка. Чем же отличаются эти слова по написанию? Значит, ребята, частица может быть при слове, если мы что-то отрицаем. Запишите в тетрадь. Иногда слово с приставкой можно заменить синонимом, иногда образовать антонимы. Таких слов много — с приставкой и без приставки. - Запишите через черточку: правда — неправда — ложь; приятель — неприятель — враг; счастье — несчастье — горе (запись по мере ответов учащихся) Прочитайте в учебнике параграф № 43 на странице 100, первые два пункта. Определите по лексическому значению слово и запишите их. (непоседа, недоучка, недотепа, невежа, невежда) Определите их род (общего рода) Теперь рассмотрим раздельное написание НЕ с существительными. Прочитайте про себя следующий пункт параграфа. - - Что вы узнали? Приведите примеры. Запишите предложение, объясните написание НЕ с существительным. Слайд Не Знайка любит варенье, а Пончик. Ребята, еще есть слова-сигналы, которые дают понять, что в предложении не называется предмет, а отрицается его наличие. Под рисунком Пончика записаны предложения: Слайд Проверка. Сравнение с таблицей на доске. | Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы. Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, слушать и слышать других, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона |
5. Тренировка (Закрепление изученного) А сейчас выполним упражнения: № 237 - устно № 238 - письменно
Работа с сигнальными карточками: если существительное пишется слитно, поднимаете красную карточку, раздельно — зеленую. Неволя; небылицы; не вход, а выход; не брат, а сестра; вовсе не брат; неправда; он не орел; невнимательность. Работа с перфокартами. Контроль. | Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи. Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, объективно оценивать себя и других, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность. Регулятивные: умение запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени, выбирать средства для организации своего поведения, умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму), правилу, с использование |
6. Рефлексия (Итог урока). - Что нового узнали на уроке? – Когда же НеЕ с существительными пишется слитно, а когда раздельно?Оценки. | Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения |
Домашнее задание. - Что же вы будете делать дома? - Запишите задание на дом: Параграф 43, упражнение 240. | Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике. Коммуникативные: объективно оценивать себя. Регулятивные: умение работать по алгоритму, с памятками, правилами, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного. |
Тема урока. НЕ с существительными
Оборудование: компьютер, схемы правила, перфокарты, учебник, сигнальные карточки.