СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Не стреляйте в белых лебедей

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития речи. Подготовка к сочинению (формат ЕГЭ) на экологическую тему по роману Бориса Васильева «Не стреляйте в б

Урок развития речи. Подготовка к сочинению (формат ЕГЭ) на экологическую тему по роману Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей».

Цель:  формирование коммуникативной компетенции учащихся, обеспечивающей развитие умений и навыков анализа текста и воспитание духовно развитой личности.

Урок развития речи. Подготовка к сочинению (формат ЕГЭ) на экологическую тему по роману Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей».

Цель:  формирование коммуникативной компетенции учащихся, обеспечивающей развитие умений и навыков анализа текста и воспитание духовно развитой личности.

Урок развития речи. Подготовка к сочинению (формат ЕГЭ) на экологическую тему по роману Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей».

Цель:  формирование коммуникативной компетенции учащихся, обеспечивающей развитие умений и навыков анализа текста и воспитание духовно развитой личности.

Урок развития речи. Подготовка к сочинению (формат ЕГЭ) на экологическую тему по роману Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей».

Цель:  формирование коммуникативной компетенции учащихся, обеспечивающей развитие умений и навыков анализа текста и воспитание духовно развитой личности.

Урок развития речи. Подготовка к сочинению (формат ЕГЭ) на экологическую тему по роману Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей».

Цель:  формирование коммуникативной компетенции учащихся, обеспечивающей развитие умений и навыков анализа текста и воспитание духовно развитой личности.

Урок развития речи. Подготовка к сочинению (формат ЕГЭ) на экологическую тему по роману Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей».

Цель:  формирование коммуникативной компетенции учащихся, обеспечивающей развитие умений и навыков анализа текста и воспитание духовно развитой личности.

Урок развития речи. Подготовка к сочинению (формат ЕГЭ) на экологическую тему по роману Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей».

Цель:  формирование коммуникативной компетенции учащихся, обеспечивающей развитие умений и навыков анализа текста и воспитание духовно развитой личности.

Урок развития речи. Подготовка к сочинению (формат ЕГЭ) на экологическую тему по роману Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей».

Цель:  формирование коммуникативной компетенции учащихся, обеспечивающей развитие умений и навыков анализа текста и воспитание духовно развитой личности.

Урок развития речи. Подготовка к сочинению (формат ЕГЭ) на экологическую тему по роману Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей».

Цель:  формирование коммуникативной компетенции учащихся, обеспечивающей развитие умений и навыков анализа текста и воспитание духовно развитой личности.

Урок развития речи. Подготовка к сочинению (формат ЕГЭ) на экологическую тему по роману Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей».

Цель:  формирование коммуникативной компетенции учащихся, обеспечивающей развитие умений и навыков анализа текста и воспитание духовно развитой личности.

Урок развития речи. Подготовка к сочинению (формат ЕГЭ) на экологическую тему по роману Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей».

Цель:  формирование коммуникативной компетенции учащихся, обеспечивающей развитие умений и навыков анализа текста и воспитание духовно развитой личности.

Урок развития речи. Подготовка к сочинению (формат ЕГЭ) на экологическую тему по роману Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей».

Цель:  формирование коммуникативной компетенции учащихся, обеспечивающей развитие умений и навыков анализа текста и воспитание духовно развитой личности.

Разработка урока развития речи. Является  подготовкой к сочинению (формат ЕГЭ) на экологическую тему по роману Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей».

Целью урока является формирование коммуникативной компетенции учащихся, обеспечивающей развитие умений и навыков анализа текста и воспитание духовно развитой личности.

елых лебедей».

Цель:  формирование коммуникативной компетенции учащихся, обеспечивающей развитие умений и навыков анализа текста и воспитание духовно развитой личности.

Просмотр содержимого документа
«Не стреляйте в белых лебедей»

Урок развития речи:

Подготовка к сочинению (формат ЕГЭ) на экологическую тему по роману Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей».






















Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Большековалинская ООШ

Высокогорского района РТ»,

Низамова Аниса Нурхаметовна.







2021 год.

Тема:Урок развития речи. Подготовка к сочинению (формат ЕГЭ) на экологическую тему по роману Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей».

Цель: формирование коммуникативной компетенции учащихся, обеспечивающей развитие умений и навыков анализа текста и воспитание духовно развитой личности.

Задачи:

-создавать текст-рассуждение на экологическую тему;

-формулировать основную проблему текста и комментировать ее; определять позицию автора и отражать ее в сочинении;

-излагать собственное мнение по проблеме с привлечением нескольких аргументов;

-развивать умения связывать экологические проблемы с нравственными;

-воспитывать уважительное отношение к природе, стремление оберегать ее.



Оборудование:Картины и фотографии с изображением природы, портреты писателей: В.П. Астафьева, В.Г. Распутина, Ч.Т. Айтматова, Б.Л. Васильева, выставка книг: В.П. Астафьев «Царь – рыба», В.Г. Распутин  «Прощание сМатерой», Ч.Т. Айтматов «Плаха», Б.Л. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей», толковые словари С.И.Ожегова, В.И.Даля.

I. Организационный момент.

II. Подготовка к восприятию нового материала.

 – В начале урока я предлагаю презентацию, просмотрев которою вы определите ключевое слово темы нашего урока. (Видеофрагмент «Природа-наш дом»)Какое слово будет ключевым? (Экология.)

III. Сообщение темы и цели урока.

Слово учителя: Дорогие ребята! Сегодня наш урок посвящается теме человека и природы. Проблема экологии выходит сейчас на первый план.

IV. Работа по теме урока.

Слово учителя: Многочисленные факты свидетельствуют, что человек вступил в сложный конфликт с природой. В защиту природы поднялись самые гуманные люди нашего общества- писатели. Они бьют тревогу в своих произведениях, призывая людей быть благоразумными по отношению к природе. Кого из писателей, который пишет на тему защиты природы, вы можете назвать? ( Учащиеся называют В.П. Астафьева, В.Г. Распутина, Ч.Т. Айтматова, Б.Л. Васильева и др.)

На этом уроке наш разговор будет посвящен романуБ.Васильева « Не стреляйте в белых лебедей».

1. Работа с эпиграфом.

– Эпиграфом к нашему уроку возьмем слова Е.Евтушенко:

Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!

Скажите. Что хотел сказать Е. Евтушенко?

2.Работа над содержанием повести.

Сегодня речь пойдет и о таких прекрасных птицах как лебеди. Традиция почитания лебедей своим возникновением восходит, видимо, к эпохе древнейшего язычества и распространена она практически среди всех народов Евразии. В одной из легенд говорится, что когда-то именно лебедь был птичьим царем. Лебединые пары соединяются на много лет. Издревле у русских считалось страшным грехом убить величественную птицу. Считалось, что страшная кара постигнет не только виновника убийства птиц, но и весь его род.

-Расскажите, пожалуйста, краткое содержание повести.

(Рассказ ученика: Жил в селе Егор Полушкин, односельчане и жена звали его бедоносцем. Все, за что он ни брался: любая работа или дело, - кончалось недоразумением. Наделенный талантом истинного художника, со своим собственным взглядом на жизнь, Егор был совершенно не похож на односельчан. Практичных и рассудительных. После долгих поисков, он наконец, находит свое призвание - работу лесничего. Егор придерживается своих принципов, старается не нарушать природных канонов, и стремится улучшить экологию своего края и заботиться о природе. Его знакомый лесник, по фамилии Чувалов, помогает ему занять такую же должность, так как понимает, что он будет нести все свои устремления на защиту природы родной земли. С сыном они занимаются творчеством, и стараются передать читателю чувства любви к природе. Единственными друзьями Егора становятся белые лебеди. Он заботится о них с особой нежностью. Но однажды в лес приходят браконьеры. В поединке жестокими браконьерами гибнет забитый ими до смерти главный герой, вступившийся за доверенную ему охрану природы.)

Что вы можете сказать о семье Федора Бурьянова?

(Рассказ ученика:Бурьяновы нередки в нашей жизни. Стремясь к наживе, обогащению, Федор черствеет душой, становится равнодушным к работе, природе, людям., Бурьянов недалек от того, чтобы поднять руку на человека. В душе Бурьянова не оказалось места для добра, любви к людям, к природе. Федор Бурьянов, его сын Вова, туристы, сжегшие муравейник, Череп и многие другие. Они не видят в окружающем нас мире никакой ценности, стремятся получить выгоду. Например, Федор Бурьянов построил себе деревянный дом, материл для которого был вывезен из практически запустевшей рощи.)

3.Работа над сочинением.

По материалам сегодняшнего урока вам нужно будет написать сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ по русскому языку на одну из проблем, поднятого автором.

-Давайте вспомним, какова композиция сочинения. 

  1. Вступление.

  2. Сформулировать основную проблему.

  3. Прокомментировать проблему.

  4. Изложить авторскую позицию по проблеме.

  5. Изложить свое мнение по заявленной проблеме.

  6. Аргумент, подтверждающий собственное суждение.

  7. Заключение-вывод.

Формулирование проблемы текста. 

– Каким проблемам посвящена повесть?(проблеме взаимоотношений человека и природы, противостояния добра и зла).

Человек и природа, человек и его совесть, мера ответственности человека за всё, что происходит вокруг,взаимодействии человека и природы, проблема добра и зла— вот важнейшие проблемы, поставленные автором.

Комментарий к проблеме.

-Как мы должны прокомментировать сформулированную проблему?

(Ответ учащегося: Привести не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы.

Дать пояснение к каждому из примеров-иллюстраций.

Указать и проанализировать смысловую связь между примерами)

Авторская позиция по проблеме.

-Изложите, пожалуйста, авторскую позицию по проблеме охраны природы.

(Ответы учащихся:

-Васильев предупреждает: равнодушные люди опасны, они жестоки. Уничтожая природу, лес, изводя тоннами рыбу, убивая самых прекрасных птиц – лебедей

-Роман «Не стреляйте в белых лебедей» - это удивительная книга о красоте человеческой души, об умении чувствовать красоту природы- матери, ничего не требуя взамен, лишь любуясь и радуясь чудесному облику природы.)

Собственное мнение по заявленной проблеме.

Отношение (согласие или несогласие с автором текста) к позиции автора исходного текста должно быть сформулировано и обосновано.

Аргумент, подтверждающий собственное суждение.

-Как и чем можно аргументировать собственное суждение?

Лучше всего аргументировать собственное мнение произведениями, которые поднимают подобные проблемы.( В.П. Астафьев «Царь – рыба», В.Г. Распутин  «Прощание с Матерой», Ч.Т. Айтматов «Плаха»)

Заключительное слово учителя

Сегодня мы рассматривали произведения, в которых поднимается одна из актуальнейших проблем-проблема экологии. И убедились, что они созданы не выдумкой, а их история тесно связана нашей повседневной жизнью, нашим поведением по отношению к природе. Жизнь у каждого живого существа одна, самая дорогая, что есть у нас. А жизнь наша зависит от экологии окружающего нас мира. Так давайте беречь ее, нашу жизнь! 

Три клада у Природы есть:

ВОДА,ЗЕМЛЯ и ВОЗДУХ- три ее основы.

Какая бы ни грянула беда-

Целы они- все возродится снова.

Но если…

Впрочем , в наш жестокий век

Понятно всем,

Что если значит.

О человек!

Природа-мать ни рек

И не морей от глаз твоих не прячет.


Ни росных трав, ни голубых небес…

Цени ее доверие, Природы!

Не обмани его!

И в темный лес

Входи, как в храм под мраморные своды.

V. Подведение итогов.

– Что сегодня делали на уроке?(Сегодня на уроке мы проанализировали роман Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей», определив проблему текста и позицию автора по этой проблеме. Мы смогли в своих ответах аргументировано доказать актуальность темы, о которой рассуждает автор.)

– Практически устно мы проговорили то сочинение, которое вам предстоит написать. Помогла ли вам работа в подготовке к сочинению?
– Мы поработали над отдельными частями нашего сочинения, а теперь вам предстоит написать работу в целом.

VI. Оценивание. Рефлексия

– Как вы оцениваете свою работу на уроке?
– Что понравилось в своих действиях? Над чем еще предстоит работать?

VII. Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение по одному из поднятых в романе проблем.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!