ОТЧЕТ РАБОТЫ ПРЕДМЕТНОЙ НЕДЕЛИ ПО ФИЗИКЕ
с 26.02.18 по 2.03.2018
Учитель физики: Данильченко Е.С.
«Наука - сила, она раскрывает отношения вещей,
их законы и взаимодействия»
(А.И. Герцен)
Цель работы:
Активизация познавательного интереса к физике учащихся через выполнение различных физических экспериментов, занимательных опытов
Задачи:
Привитие любознательности к миру физики, эксперименту, исследованию;
Ознакомление детей с особенностями постановки опыта и наблюдаемых результатов;
Развитие познавательной активности, творческих способностей, умения наблюдать, объяснять поставленный опыт, делать выводы, выяснять причины явления;
Воспитание самоорганизации деятельности, взаимоподдержки;
Формирование готовности к групповой работе, привитие правил командного сотрудничества.
Девиз:
«Единственный путь, ведущий к познанию – это деятельность»
(Английский писатель и мыслитель Бернард Шоу)
Формы работы: ученики
3-4 классов имели возможность познакомиться с физикой, с высказываниями великих ученых, провести и объяснить простые занимательные опыты;
5-11 классы принимали участие в
решение физических ребусов, кроссвордов: «Занимательная физика», «Знаменитые физики», загадок,
физическом марафоне,
викторине: «Вопросы знатокам физики»;
Дети с удовольствием выполняли простые опыты, наблюдали за процессами, анализировали ситуации, делали выводы, учились работать в паре, взаимодействовать в команде.
Содержание мероприятий
Каждое занятие начиналось с введения «Физика вокруг нас»
Много интересного таит в себе окружающий нас мир. Вероятно, вам, ребята хочется больше знать о творениях рук человеческих, например, о машинах, их строении. Кто их изобрел? Как делают вещи, которые нас окружают? Как работают телевизоры, магнитофоны, телефоны и многое другое?
Вас интересуют и явления, протекающие в природе. Почему идет дождь? Нельзя ли вызвать дождь по желанию человека? Как животные могут переносить зимнюю стужу?
Сотни, тысячи «как», « что» и «почему» встают перед вами. Ответы на все вопросы вы узнаете постепенно, изучая различные предметы.
Задача любой школы – подготовить молодежь к трудовой самостоятельной деятельности. Вероятно, не каждый из вас знает, кем он будет в этой жизни. Но вам следует уже сейчас задуматься над тем, что для освоения очень многих профессий нужны знания по различным предметам, в том числе и по физике.
В 7 классе вы будете изучать новый предмет «Физика».
Слово «Физика» происходит греческого слова «фюзис», что означает природа. Оно впервые появилось в сочинения одного из величайших мыслителей древности – Аристотеля, жившего в 4 веке до нашей эры.
В русский язык слово «физика» было введено Михаилом Васильевичем Ломоносовым, когда он издал в России первый учебник физики в переводе с немецкого языка. Физика – одна из основных наук о природе.
Если внимательно приглядеться к происходящему в окружающем нас мире, то можно заметить, что в нем происходят разнообразные изменения.
Так, например, кусочек льда, внесенный с улицы в комнату. Начнет таять. Вода в чайнике, поставленная на огонь, закипит. Камень, или мячик, выпущенный из рук, упадет на землю. Если по проволоке пропустить ток, то она нагреется и даже может расплавиться.
Ученики 3 класса приняли участие в мероприятие «Первое знакомство с физикой и физическими явлениями»
О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.
(Александр Сергеевич Пушкин)
Выполнены интересные эксперименты по наблюдению процесса распускания лепестков на воде, текучестью воды вверх, надуванию шаров, а также изучены основные виды физических явлений:
Разгадывание загадок
За правильный ответ, ребенок получал разноцветные цветочки.
«Надувание шара самостоятельно»
Текучесть воды вверх «Радуга»
«Распустившиеся цветы на воде»
Вывод: Загадки дети быстро разгадали, а также с помощью данного способа выучили основные физические явления. В опыте №3 дети получили «Радугу». Вначале они нарисовали последовательность различных кружков на обычной салфетке, а потом опускали край в воду. В результате вода спокойно поднималась вверх, потому что у салфетки шероховатая поверхность, которая не препятствовала распространению воды по всей площади салфетки. В опыте № 4 дети сворачивали в нужной последовательности лепестки цветков и потом опускали их на воду и цветки раскрывались.
Немаловажным является принятие участия малышей и старшеклассников в оформлении стены школы рисунками на тему «Все о физике»
"Без сомнения, все наше знание начинается с опытов"
(Кант Эммануил. Немецкий философ 1724-1804г.г)
1 )Увлекательный опыт «Спираль»
Спираль крутилась на кончике иглы, подтверждая тем, конвекцию в природе. Свеча нагревала воздух снизу и он поднимался вверх, так как всегда более теплый воздух находится вверху, а более холодный внизу, тем самым заставляя спираль крутиться.
2 ) «Вес тела»
Ученики 7 класса экспериментально выясняли, почему одни тела тонут, а другие плавают
И отчего это зависит.
Выполнив опыт, дети убедились экспериментально, что если сила тяжести больше выталкивающей силы, то тогда тело тонет в жидкости, а если меньше – всплывает.
3) «Собери цепочку формул»
Дети играли в домино, только вот вместо обычных точек, которые мы суммируем, они использовали начало формул, которые должны были связать с концом формулы.
2.03.2018. Ученики 10-11 класса устроили «битву» знаний «Быстрей, Веселей, Умней»
«Науку все глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой томись
Лишь первых познаний блеснет тебе все,
Узнаешь: предела для знания нет»
(Фирдоуси)
Собери «Домино» на время
Составь слова о физике, прибавив или отняв букву.
(Получились слова: мера, ядро, колба, лампа, сила)
Немного знаний об астрономии.
Ученик 10 класса, Иванов Вячеслав, подготовил выступление для учеников 9 класса на тему «Солнечная система»
Результаты:
Активность детей на разных этапах занятий.
Актуальность и связь с жизнью (теории и практики).
Новизна и привлекательность учебной информации.
Эмоциональный подъем на внеурочных мероприятиях.
Наличие благоприятного психологического климата.
Порадовало то, что все дети, начиная с малышей с большой ответственностью отнеслись к проведению мероприятий предметной недели. Слушали внимательно, участвовали во всех конкурсах, опытах с удовольствием, умело отвечали на вопросы, поддерживали интерес в течение всех необычных занятий. По окончании каждой встречи дети всегда уходили в хорошем настроении!
Без естественных наук нет спасения современному человеку;
без этой здоровой пищи, без этого чистого воспитания мысли фактами,
без этой близости к окружающей нас жизни.
А.И. Герцен