ВСЕМ! ВСЕМ! ВСЕМ!
Мы начинаем неделю, посвященную русскому языку и литературе.
Событие будет проходить с 5 апреля по 9 апреля 2021 года.
Программа «Недели русского языка и литературы»
Понедельник
1.Открытие «Недели русского языка и литературы».
2.Конкурс «Каллиграфический почерк» (2-9 класс).
Вторник
1.Грамматический бой (2-9 класс).
Среда
1.Конкурс на лучшего знатока пословиц и поговорок (2-9 класс)
Четверг
1.Викторина «В мире книг» (2-9 класс)
2.Конкурс чтецов (высказывания о русском языке и литературе).
Пятница
1.Конкурс на лучшую тетрадь по русскому языку и литературе.
2.Конкурс «Последняя страница газеты или журнала» (кроссворды, ребусы, головоломки, шарады о русском языке и литературе)
3.12 апреля. Подведение итогов. Закрытие недели.
Не пропустите!
Конкурс на лучшего знатока пословиц и поговорок
1 конкурс: Продолжить пословицы и поговорки.
1.Что посеешь… (то и пожнёшь).
2.Без труда … (не выловишь и рыбку из пруда).
3.Сделал дело … (гуляй смело).
4.В гостях хорошо … (а дома лучше).
5.Взялся за гуж … (не говори, что не дюж).
6.С кем поведёшься … (от того и наберёшься).
7.Готовь сани летом … (а телегу зимой).
8.Как аукнется … (так и откликнется).
2 конкурс: вспомнить пословицы или поговорки о следующих предметах.
1. Шило. (Шила в мешке не утаишь.)
2. Яблоко. (Яблоко от яблони недалеко падает.)
3. Камень. (Под лежачий камень вода не течёт.)
4. Перо. (Что написано пером – не вырубишь топором. Красна птица перьем, а человек умением.)
5. Каравай. (На чужой каравай рот не зевай, а пораньше вставай да свой наживай).
3 конкурс: вспомнить пословицы о труде.
Кто не работает, тот не ест.
Любишь кататься – люби и саночки возить.
Без труда не выловить и рыбку из пруда.
Дерево сильно корнями, а человек трудом.
Дерево смотри в плодах, а человека в делах.
Птица красна пером, а человек трудом.
Что можно сделать сегодня, не откладывай на завтра.
о лени и ленивых людях.
Лодырь хочет прожить свой век за чужой счёт.
Пусть работают дурак да медведь, а я буду в окно глядеть.
Ленивый одну работу два раза делает.
Ленивый всегда так: хлеба давай по пуду, а работать не буду.
Девка красива, да прясть ленива.
Голова завита, да делом не занята.
У Федорки всегда отговорки.
Один пашет, а семеро руками машут.
Лентяй сидя спит, лёжа работает.
У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.
4 конкурс: переводчики. к пословицам и поговоркам разных народов подобрать аналогичную по смыслу русскую пословицу.
1.Булочника на хлебе не проведёшь. (Испанская пословица).
Старого воробья на мякине не проведёшь.
2. Не ищи жареную колбасу в собачьей конуре. (Немецкая пословица).
Ищи ветра в поле.
3. У кого болтливый рот, у того тело в синяках. (Английская пословица).
Язык – мой враг.
4. Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финская пословица).
Язык до Киева доведёт.
6. Неторопливый слон раньше достигает цели, чем резвый жеребец.
(Вьетнамская пословица).
Тише едешь – дальше будешь.
7. И в хорошем огороде есть гнилые тыквы (осетинская.)
В семье не без урода.
8. Лесного петуха хоть из золотого блюдца корми – всё равно в лес улетит.
( индонезийская)
Как волка ни корми, всё в лес смотрит.
9. Если вода спокойна, не думай, что в ней нет крокодилов (индонезийская)
В тихом омуте черти водятся
10. Одинокое дерево ветер легко валит. ( удмуртская)
Один в поле не воин.
5конкурс: вспомнить пословицы и поговорки, в которых упоминаются числа.
Ум хорошо, а два лучше.
У семи нянек дитя без глазу.
Старый друг лучше новых двух.
Семь раз отмерь – один раз отрежь.
Семеро одного не ждут.
Один за всех и все за одного.
Обещанного три года ждут.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
За одного битого двух небитых дают.
Двум смертям не бывать, а одной не миновать
6 конкурс:"Составь пословицу".
Составьте пословицы, в которых встречаются попарно соединенные слова.
Коса - камень. (Нашла коса на камень.)
Лес - щепки. (Лес рубят - щепки летят.)
Шило - мешок. (Шило в мешке не утаишь.)
Дело - потеха. (Делу время - потехе час.)
Труд - лень. (Труд кормит, а лень портит.)
Дело - мастер. (Дело мастера боится.)
Язык - дело. (Не спеши языком, спеши делом.)
Калач - печь. (Хочешь есть калачи - не сиди на печи.)
ГРАММАТИЧЕСКИЙ БОЙ
Фамилия, имя ________________________________ класс ______
1. Исправь ошибки в тех словах, которые записаны неправильно:
ПРАВЕЛО, ЛОПАТА, ПИТУХ, ПАЛЬТО, ВЯЗАНКА, БАЛЛКОН, ДИРЕВНЯ, НАПРИМЕР, СОСЕД, ПИНАЛ.
2. Запиши антонимы (слова противоположные по значению) к данным словам:
Молодой - __________________________________________
Счастье - ___________________________________________
Вверх - _____________________________________________
Плохой - ___________________________________________
Дневной - __________________________________________
3. Разбери слова по составу:
ЗВЁЗДОЧКА, МОРЯКИ, ПЕРЕЛЕСОК, БЕРЁЗОВАЯ.
4. Какую орфограмму в слове надо проверить? Подчеркни букву. Подбери и запиши проверочные слова:
Шубка - __________________ Грустный - _______________
Носовой - _________________ Дождинка - ________________
Редкий - __________________
5. Определи части речи и подпиши их над словами в предложении:
Утопают лесные опушки в розовой пене.
6.Подчеркни главные члены в предложении:
Мутными ручьями побежала вода к реке.
7. Определи количество букв и звуков в каждом слове:
Корабль – букв : звуков : Подъезд – букв : звуков :
Янтарь – букв : звуков : Ягода – букв : звуков :
8. Найди среди слов однокоренные. Выдели корень. Лишние слова зачеркни.
ЛЕС, ЛЕСНИК, ПРЕЛЕСТЬ, ЛЕСНОЙ, ПЕРЕЛЕСОК, ЛЕСНИКИ,
ЛЕСЕНКА, СЛЕСАРЬ, ЛЕСНИЧЕСТВО.
9. Объясни одним словом значение фразеологических оборотов:
КАК СНЕГ НА ГОЛОВУ - ____________________________
ДЕРЖАТЬ ЯЗЫК ЗА ЗУБАМИ - _______________________
РАБОТАТЬ СПУСТЯ РУКАВА - _______________________
ГРАММАТИЧЕСКИЙ БОЙ
Фамилия, имя ________________________________ класс ______
1. Подчеркни твёрдые согласные в скороговорке:
ЛЕТЕЛИ ЛЕБЕДИ С ЛЕБЕДЯТАМИ.
2. Расшифруй слова, подчеркни «лишнее» слово:
ЫТКАВ, МИДОПОР, РОТПО, КОРОМВЬ
____________________________________________________
____________________________________________________
3. Выполни математические действия и запиши получившееся слово:
СПОР + А – РОСА + АР + ТА = ________________________
ЗИМА + ВОТ - ТОМА + ОН - И + ОК = _________________
СОМ + ТИ - СИМ + МЕТЛА – ЛА + КА = _______________
4. Добавь одну букву в начале слова, чтобы получились новые слова:
ДАЧА - ______________, ПОРТ - ______________,
РИС - ________________, КЛАД - ______________.
5. Раздели текст на предложения. Поставь точку там, где это необходимо:
ПОДУЛА ЗИМА ХОЛОДОМ СВЕРКАЕТ ПЕРВЫЙ ЧИСТЕНЬКИЙ СНЕЖОК ПОЛЕТЕЛИ ЛИСТЬЯ С ДЕРЕВЬЕВ РУМЯНИТ ЩЕКИ ЛЕГКИЙ МОРОЗ.
6. Подчеркни только однокоренные слова:
ВОДА, ВОДИЧКА, ВОДОЛАЗ, ВОДИТЕЛЬ, ВОДНЫЙ.
ГОРИСТЫЙ, ПРИГОРОК, ГОРЕВАТЬ, ГОРА, ГОРНЯК.
7.Исправь ошибки в тексте:
В лису растут диревя. Там жывут птицы. Тетереф клюёт почьки. Рябчики свестят.
8. ДОПИШИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ ПРОФЕССИИ ЛЮДЕЙ:
Машину водит _________________.
Под водой работает ________________.
Книги пишет ________________,
Детей учит _____________.