СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие к неделе русского языка и литературы

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие к неделе русского языка и литературы

 для 9 класса.

«Значение забытых слов русского языка».

Цель: обогатить и расширить словарный запас учащихся, углубить знания о русском языке, повысить общую языковую культуру.

Личностные результаты:

 1) понимание русского языка как одной из основных национально- культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

Метапредметные результаты:

 1) способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  1. Воспитывать коммуникативную культуру школьника;
  2. Формировать лингвистическую компетентность;
  3. Сформировать творческую активность учащихся (выступать перед аудиторией)

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие к неделе русского языка и литературы»

Внеклассное мероприятие к неделе русского языка и литературы

для 9-11 классов.

«Значение забытых слов русского языка».

Цель: обогатить и расширить словарный запас учащихся, углубить знания о русском языке, повысить общую языковую культуру.

Личностные результаты:

1) понимание русского языка как одной из основных национально- культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

Метапредметные результаты:

1) способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  1. Воспитывать коммуникативную культуру школьника;

  2. Формировать лингвистическую компетентность;

  3. Сформировать творческую активность учащихся (выступать перед аудиторией)

Ход мероприятия.

Эпиграф.

Русский язык – один из самых богатых языков мира. Высоко ценили его достоинства не только русские, но и зарубежные писатели, ученые, общественные деятели.

Французский писатель Проспер Мериме писал: «Русский язык, насколько я могу судить о нем, является богатейшим из всех европейских наречий и кажется нарочно созданным для выражения тончайших оттенков. Одаренный чудесной сжатостью, соединенный с ясностью, он довольствуется одним словом для передачи мысли, когда другому языку потребовались бы для этого целые фразы».

1. Вступительное слово учителя.

Все мы знаем такие слова как бутерброд, теннис, футбол, буфет. А известно ли вам, что они заимствованы из других языков? Они стали привычны в нашей жизни, мы часто употребляем их и не задумываемся над тем, что, к примеру, футбол - это английское слово, а бутерброд – немецкое.

Говоря о русском языке, очень часто употребляют словосочетание «живое слово». А ведь живое слово, как живая вода в сказках.

Но что же происходит с нашим «великим, могучим, свободным языком?» Люди стали забывать его могущество и величавость. А это грозит бедой, катастрофой. Когда же коверкают русский язык, его становится трудно понять. Вот, например: «Когда типа, в натуре рвет башню о том, какой, блин, на хазе напряг, - ты один мне в кайф, крутой, пацанский, отпадный чисто русский базар!»

Задумайтесь над тем, стоит ли так издеваться над своим родным, красивым языком!

Ещё одним из нарушений содержательности и чистоты речи является засорение ее словами-паразитами (как бы, типа того, в смысле, ну-у, э-э).

Эти слова звучат в разговорной речи, их можно услышать и на уроке. Сатирик Кривицкий поэму А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» наполнил словами-паразитами. Вот что получилось. «Как говорится, у Лукоморья, типа того, дуб, значит зеленый. Такая история. Златая, как бы цепь э-э на дубе том. Ну-у и днем, как бы, и ночью кот, понимаешь, ученый вроде как, ходит, в смысле, по цепи, типа того, кругом». Все это было бы смешно, когда бы ни было так грустно.

А если послушать разговоры молодых людей, которые привыкли ругаться матом, - их речь лающая, грубая, «грязная». К сожалению, сквернословие и нецензурные выражения в последние годы получили настолько широкое распростронение, что бороться с этим пагубным явлением стало значительно сложнее, но нужно.

Русским языком владеют более 288 миллионов человек в мире. Именно этим и продиктовано правильное поведение человека в обществе. Обладать хорошими манерами несложно, просто приобретите эту привычку.

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого спасибо.

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит добрый день!

Когда же нас бранят за шалости,

Произнеси – прости, пожалуйста!

В России, во Франции и в Дании

При расставанье скажут – до свидания!

Но увидимся с вами опять,

Чтобы здравствуйте! Снова сказать.

Как бы ни было в жизни нам туго,

Надо вежливость не растерять.

Мы окажем вниманье друг другу

И друг друга станет легче понять.

2. Выступления учащихся.

1-ый ученик:

«Славянские слова».

Наш язык полон удивительных слов, несущих огромный смысл! Переписывая историю и меняя древние славянские слова на современный язык, мы теряем связь с источником. Мы также забываем значение слов, то есть их суть. Многие ученые-лингвисты давно исследуют значение славянских слов, их трансформацию в современном языке. Существует серия фильмов «Игры Богов», где эта тема раскрыта более полно. Я приведу примеры интересных расшифровок славянских слов из книги Трехлебова «Славянский именослов».

Основная цель этого словаря – очистить русский язык от искаженного толкования исконно русских слов, имен и понятий. Базовые значения славянских слов: БОГ – «богатый», то есть владеющий богатством: параллельным миром, какой-либо стихией; покровительствующий какому-либо народу, городу, ремеслу, всеразличным проявлениям Природы.

В русском языке есть тайны, которых нет даже в таком богатом языке, как английский. Кстати, слово «богатый», в отличие от того же английского, в нашем языке произошло от слова «Бог». То есть, в ком Бога много, тот - богатый! А в ком Бога мало, того ждет беда, тот – бедный.

К сожалению, мы перестали слышать свой родной язык.

Спасибо - спаси–бог.

Здравствуй – здоровья желаю.

В тех же английских словах, которыми наполняется сегодня наш язык, нет этого второго, духовного, смысла.

Прощай – я тебя прощаю.

Счастье – соучастие. Мудрейшее слово объясняет, как стать счастливым. Соучаствуй, помогай другим, и ты проживешь счастливую жизнь!

Множество русских слов наполнено божественным смыслом, который мы не замечаем сегодня в суете: Небеса – не бесы. Обитель Бога!

А слово «Богатырь» образовано из двух слов – «бог» и «тырить». Вот только «тырить» в древнерусском языке означало «нести». Это позже «нести» и «воровать» слились в одном процессе. Так что «богатырь» в те далекие времена, когда это слово родилось, означало - несущий Бога!

2-ой ученик:

«Происхождение славянского языка».

Откуда взялся этот язык, слова которого наполнены божественной сутью?

Когда-то очень давно - точнее давным-давно, на севере теперешней России жил удивительный и очень древний народ.

Так что когда-то на севере было тепло. И народ, который там жил, называл себя ариями. «Ар» - означало земля. Главным их занятием было пахать. По древнему – «арать»! Гитлер испоганил слово «ариец». «Ариец» - землепашец, а не эсесовец!

У ариев был язык, многие слова которого, до сих пор сохранились в нашем языке, но мы перестали слышать их изначальный смысл. Например:

Заря – за землей.

Сарай – склад на земле.

Караван – идущий по земле.

Отсюда и английское слово «кар» - машина.

Царь - «це» - это, «ар» - земля. Царь первородно означал - властелин земли.

Аристократ - Арий в стократном поколении.

Даже в слове старость есть «ар» - мол, к земле тянет!

Карлик – «Лик» у земли.

И даже модное ныне слово

Армагеддон - конец земле!

Слово «Ра» – означало солнечный свет.

«Радость» – достать свет!

Ра-душный – светлой души человек.

Ра-дуга, жа-ра, п-ра-вда,

К-ра-сота – стремление к свету.

Ра-зум – просветленный ум. Умный – это тот, кто много знает. Разумный – тот, кто еще и понимает то, что он знает.

Свету наши предки поклонялись особо. Того, кто чтил свет, называли светым, позже – святым. А хранилище света - ХРАМ.

Была даже такая поговорка: «Хорошие дела ночью не делаются».

Считалось, что даже дети, зачатые по утру, рождаются более добрыми.

Кстати, Волга называлась рекой Ра. А земля вокруг реки – Рассеясияние Ра. Солнечная земля!

Удивительно, но многие слова в русском языке становятся понятны, если знать значение их арийских корней.

Но-ра – под светом. Ра-но – еще нет света.

Большинство слов с корнем «РА» до сих пор связано со светом.

Ве-ра – верить «Ра»

П-ра-вда, По-ра, Э-ра, Ра-й!

И, наконец, самое наше главное, славянское, родное – «Ура!».

Это призыв к свету. Вот почему нельзя победить славян на их земле! Не когда нападаем. Потому что тогда «Ура» нам помогает.

Обратное «Ура!» - «увы». «Вы» - это «тьма». Как всегда говорили: «Иду на вы!». «Вый» - царь тьмы. Поэтому никогда в русском языке Бога не называли на «Вы». Только на «Ты»! И всех святых - на «Ты». Свет нельзя оскорблять тьмой. А к кому обращались на «Вы»? Вспоминайте классиков. «Вы, свинья, батенька!».

БОГ РА – славянский бог Солнца, Дажьбог. Ведические писания – писания, как древние, так и современные, содержащие зерно (суть) изначальных Вед. Ведун – ведающий, знающий мужчина. Веды – священные писания древних ариев. Ведьма – женщина, сведующая в науке создания и воспитания добродетельного потомства («вед» - знать, «ма» - мать).

*БЕС – приставка в современной грамматике. Злонамеренно введена несведущими людьми для подмены приставки «БЕЗ» и искажения изначального смысла слов. Например: «бессовестный», то есть «Бес совестный» (чего не может быть); должно быть – «безсовестный».

3. Заключительное слово учителя.

Язык – важнейшее средство человеческого общения. Будьте грамотными достойными собеседниками, сохраните чистоту русского языка, чтобы ваша речь была чиста, понятна, использовалась не в искаженном смысле, без слов-паразитов, без нецензурной брани.

Знание русского языка,— языка, который всемерно заслуживает изучения как сам по себе, ибо это один из самых сильных и самых богатых живых языков, так и ради раскрываемой им литературы,— теперь уж не такая редкость...
Фридрих Энгельс - немецкий философ.