УДК 330
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ В ШКОЛЬНУЮ ПРОГРАММУ УРОКОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
Селиванова Анна Михайловна
Учитель обществознания
МБОУ СОШ № 9 имени П.Ф. Евдокимова МО Абинский район, Краснодарский край
Аннотация: в данной статье раскрываются особеннности преподавания дисциплин «обществознание», «математика», «основы финансовой грамотности» в рамках интегрированного школьного обучения.
Ключевые слова: школьное образование, обучение, экономика, математика, основы финансовой грамотности.
«Учитель… Как много в этом слове Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось!» Нет, похоже что-то не так. И другой смысл великий классик вкладывал в эти слова. Но как же прекрасно звучит…! Сколько в этом высказывании теплоты, глубины, нежности и заботы. А ведь профессия учителя одна из самых древних. И пусть раньше учителя учили совсем другим науками, использовали совершенно другие методы и приемы стимулирования работы учащихся, не имели необходимого информационного оборудования (без которого сейчас невозможно представить труд современного учителя), но испокон веков труд учителя считался одним из самых важных в становлении и развитии личности ребенка и человека.
Прошли времена, роль учителя в образовании изменилась, но по-прежнему актуальными остаются вопросы, связанные с основными средствами, методиками и технологиями обучения, ведущими направлениями развития образования и, самое главное, ролью учителя в педагогическом процессе, личностном росте и развитии воспитуемого. И каждый учитель строит свою образовательную деятельность исходя из собственных накопленных знаний, педагогического опыта, творческого и научного мастерства, подстраивая свою деятельность под образовательные условия и личностные, психологические особенности и потребности каждого ребенка.
Участие в конкурсах педагогического мастерства предполагает раскрытие мотивов выбора учительской профессии, отражение собственных педагогических принципов и подходов к образованию, своего понимания миссии учителя в современном мире. Хотя для меня более приемлемо не «Я – учитель», а «Я - педагог». Так уж получилось, что мой опыт работы сфере образования начался в 21 год со сферы высшего профессионального образования. Несмотря на отсутствие практического опыта работы учителем (не считая 6-недельную практику в школе на 4 курсе), мне предложили должность преподавателя кафедры социально-экономических дисциплин филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Славянске-на-Кубани. Набор моих функциональных обязанностей сразу же включал: преподаватель практических занятий, лектор, руководитель педагогической и производственной практики, руководитель курсовых и дипломных работ, обязанности заместителя декана по учебной работе, а в будущем и заместителя по науке и инновациям. Через 3 года меня пригласили работать в учреждение среднего профессионального образования «Славянский сельскохозяйственный техникум» в качестве преподавателя. Параллельно мне посчастливилось работать с будущими предпринимателями в рамках государственной программы поддержки самозанятого населения в Центре занятости г. Славянск-на-Кубани. И опять пришлось осваивать новые методы и формы работы в качестве педагога только уже с совершенно другим контингентом – взрослыми людьми, имеющими образование, особые жизненные цели, интересы и установки, желание организовать и развивать любимое дело. И, наконец, еще через год я оказалась на ступени школьного образования в качестве учителя. Таким образом, за свою непродолжительную педагогическую деятельность мне посчастливилось работать со студентами, слушателями, учениками и воспитанниками.
Пройдя практически все уровни образования, я овладела неоценимым багажом знаний и опыта, пронесенным через все ступени образования от высшего профессионального до общего образования. Поэтому сейчас, работая в школе учителем, я смотрю на своих воспитанников и учеников как на будущих студентов профессиональных учебных заведений. И, если работа с малышами и младшими подростками в большей степени предполагает развитие их личностных качеств, творческих способностей не только с позиции общеобразовательных предметов, но исходя из их роли в общественной жизни, как Гражданина и патриота родной страны, ее истории и культуры, то работа с учащимися 8-11 классов имеет свои особенности. В силу своего возраста, более высокого уровня знаний учащиеся старших классов в большей степени, чем младшие школьники, готовы к научной деятельности, соответствующей требованиям профессионального образования.
Более всего студентов среднего и высшего профессионального образования мне напоминают учащиеся 10 класса. Необременённые тяготой итоговой аттестации, в большинстве случаев определившиеся со сферой своих интересов и будущей профессией, осознающие всю ответственность за совершаемые действия и принимаемые решения, прошедшие через написание для многих первой серьезной научной работы – учебного проекта – это готовые студенты учреждений среднего профессионального образования или первых курсов учреждений высшего образования.
К сожалению, самым главным показателем работы учителя и школы в современном образовании являются результаты итоговой аттестации. Соответственно, все усилия учащихся и учителя сводятся к «гонке» за высокими баллами ОГЭ и ЕГЭ. При этом часто утрачивается роль и значения других общеобразовательных предметов. В итоге, выпускники выходят со школы в большинстве случае с узконаправленной сферой знаний.
Я на уроках не перестаю напоминать будущим студентам, что во всех учреждениях профессионального образования, в том числе высших, на первых курсах обязательны к изучению следующие общеобразовательные предметы: математика, история, английский язык, физическая культура, экономика, право, комплексные предметы, включающие знания по биологии, химии и физике. Но, ЕГЭ… работа учащихся, родителей, учителей нацелена только на высокие баллы. Да, без высоких баллов не поступить на бюджетную форму обучения, не попасть в престижный ВУЗ, не обеспечить себе первую стипендию. Но ведь буквально со вторых курсов, а иногда и раньше, начинается профессиональное образование, включающее в себя, в первую очередь, научную, практическую, исследовательскую деятельность. И вот тут можно заметить, как начинают угасать бывшие школьные звездочки-отличники, а лидирующие позиции занимают бывшие не очень успешные в плане оценок ученики, но имеющие опыт проведения исследований, сбора материалов, обобщения и систематизации полученных результатов и, самое главное, умеющие публично представать результаты своей работы, отстаивать ее актуальность и практическую значимость.
Говоря о практической значимости школьного образования, хотелось бы остановиться на анализе заданий итоговой аттестации учащихся 9 класса по предметам «математика» и «обществознание». КИМы ОГЭ-2019 по математике содержали тему «Простейшие текстовые задачи», раздел «Проценты». Именно в этом разделе встречались экономические задачи (например, определение размера вклада, расчет изменения цены). Теперь проценты встречаются в ОГЭ-2020 только в задании С2, где учащимся предлагают рассчитать процентное содержание веществ в сплавах металлов и процентную долю воды, например в яблокам и помидорах. Ведь действительно, эти расчёты в будущем пригодятся выпускникам намного чаще, чем, например, расчет изменения стоимости товара, наценки на продукцию, расчет выплаты по кредиту... но к счастью, финансовые задания по-прежнему можно встретить в заданиях ЕГЭ, в рамках предмета «Обществознание» и «Финансовая грамотность». В своей преподавательской работе мне часто приходиться устанавливать межпредметные связи между дисциплинами и использовать, например, в преподавании обществознания знания из математики, истории, географии. В данной статье приведу пример интегрированного урока в 9 классе по теме «Математические методы решения финансовых задач» («Математика» и «Финансовая грамотность» в 9 классе).
Цель урока: - рассмотреть и применить математические и экономические методы решения некоторых задач на проценты.
Задачи урока: - проверить, откорректировать и закрепить знания по данной теме;
- продолжить развитие умений учащихся: применять математические методы при решении задач на расчет стоимости вклада и изменение цены товара (например, метод пропорции), изучить и применить при решении задач альтернативные методы решения (в частности, экономический), логически мыслить, самостоятельно делать выводы, проводить причинно-следственные связи, аргументировано отстаивать свою точку зрения;
- способствовать развитию экономического и математического мышления у учащихся.
Цели для учителя: - способствовать развитию личности и созданию основ творческого потенциала учащихся;
- формировать у учащихся позитивную самооценку, самоуважение;
- формировать коммуникативную компетентность в сотрудничестве;
- формировать навыки организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
- формировать умение самостоятельно и совместно принимать решения;
- формировать умение решать творческие задачи;
-организовать деятельность учащихся в ходе решения некоторых задач на проценты.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: интегрированный урок.
Опорные понятия, термины: процент, пропорция, цена, доход по вкладу, стоимость вклада (начальная и конечная).
Формы контроля: взаимоконтроль, самоконтроль Оборудование: карточки с заданиями, компьютер, интерактивная доска, презентация.
Планируемые личностные и метапредметные результаты урока.
Личностные результаты:
- ориентация на анализ соответствия результатов своей деятельности;
- осознанность социальных и учебно-познавательных мотивов учения;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- проявление познавательной активности в математической и экономической областях;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
- планирование, контроль и оценивание своих действий при работе с учебным материалом;
-учебное сотрудничество в соответствии с принятой ролью;
Познавательные универсальные учебные действия:
-осуществление поиска нужного познавательного материала в дополнительных изданиях;
- работа с информацией, представленной в документах;
- определение разных способов решения учебной задачи;
- обобщение на основе выделения сущностной связи.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, учитывая другое мнение;
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.
Содержание основных этапов урока описано в таблице1.
Таблица 1
Содержание основных этапов урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
I. Организационный этап | Добрый день Совсем скоро вам, выпускникам 9 класса, предстоит сдать свои первые экзамены, в том числе по математике. Современное обучение предполагает, что полученные на уроках знания Вы должны активно применять на практике. Как вы думаете, в какой сфере общественной жизни наиболее часто применяются математические знания? | Учащиеся настраиваются на урок. Учащиеся отвечают на вопрос. | – смыслообразование (Л); – волевая саморегуляция (Р); |
II. Актуализация и мотивация знаний | КИМы ОГЭ-2019 по математике содержали тему «Простейшие текстовые задачи», раздел «Проценты». Именно в этом разделе встречались экономические задачи (например, определение размера вклада, расчет изменения цены). Теперь проценты встречаются в ОГЭ-2020 только в задании С2. Однако финансовые задания по-прежнему можно встретить в заданиях ЕГЭ, в рамках предмета «Обществознание» и «Финансовая грамотность». Как вы думаете, в каких жизненных ситуациях может помочь умение решать финансовые задачи? | Учащиеся | - анализ, обобщение (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К) |
III. Формулировка темы урока. Постановка задач урока. | Исходя из данной информации, давайте попробуем сформулировать цель сегодняшнего урока и соответствующие задачи. А какие пути достижения цели и задач урока вы можете назвать? | С помощью учителя ученики формулируют цель и задачи урока. Учащиеся формулируют пути достижения цели (решение практических задач, решение тестовый заданий ОГЭ) | – анализ, синтез, сравнение, обобщение (П); – постановка и формулирование проблемы (П); - постановка новых учебных задач в сотрудничестве с учителем (Р); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К) |
IV. Осмысление нового материала | Приступим непосредственно к решению финансовых задач. Задача 1. Сберегательный банк начисляет на срочный вклад 20% годовых. Вкладчик положил на счет 800 р. Какая сумма будет на этом счете через год, если никаких операций со счетом проводиться не будет? [2] Задача решается математическими способами – последовательными действиями и пропорцией. Теперь решим задачу экономическим способ. Для этого воспользуемся формулой St = So * (1+t*i), где St – конечная стоимость вклада So – начальная стоимость вклада t – период времени i – процент по вкладам (в относительной величине) [1, с. 17] Задача 2. В течение августа помидоры подешевели на 50%, а затем в течение сентября подорожали на 70%. Какая цена меньше: в начале августа или в конце сентября — и на сколько процентов? В ответе укажите количество процентов. [2] Задача решается математическими способами – последовательными действиями и пропорцией. Теперь решим задачу экономическим способ. Для этого воспользуемся формулой St = So * (1-t*i) * (1+t*i) [1, с. 18] А теперь давайте проведем физминутку. Я произношу высказывания, если вы согласны, поднимаете 2 руки вверх, если не согласны – руки остаются внизу, если сомневаетесь – поднимаете одну руку вверх. Отвечаем только на МАТЕМАТИЧЕСКИЕ высказывания! - пять в квадрате – двадцать пять (да), - четыре пятых – это 0,6 (нет), - расстояние от солнца до земли больше, чем от солнца до марса (да), - квадратный корень из 36 – 8 (нет), - огурец – это овощ (нет, это не математическая задача). А теперь самостоятельно выполняем решение задач. Задача. Сберегательный банк начисляет на срочный вклад 17% годовых. Вкладчик положил на счет 1500 р. Какая сумма будет на этом счете через год, если никаких операций со счетом проводиться не будет? [2] Задача. Магазин закупил на складе футболки и стал продавать их по цене на 70% больше закупочной. В конце года цена была снижена на 40%. Какая цена больше: та, по которой магазин закупил футболки, или их цена в конце года — и на сколько процентов? В ответе укажите количество процентов[2] | Учащиеся решают задачу математическими способами Учащиеся решают задачу экономическим способом Учащиеся решают задачу математическими способами Учащиеся решают задачу экономическим способом Учащиеся участвуют в физминутке Учащиеся самостоятельно решают задания ОГЭ любым удобным способом | - обобщение на основе выделения сущностной связи (П); - решение практических задач (П); - ориентация на позицию партнера в общении и взаимодействии (К) |
V. Закрепление | А теперь выполним письменную работу | Учащиеся выполняют дифференцированные индивидуальные задания по изученному материалу | выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи (К) |
VII Итог урока | Давайте вернёмся к поставленным на урок задачам. Все ли из поставленных задач нам удалось достичь? Решение ситуационной финансовой задачи из банка заданий ОГЭ-2020 по обществознанию (при резерве времени) Выставление оценок | Учащиеся оценивают свои знания по рассматриваемой теме с использованием технологии «Инсерт» | - анализ работы на уроке (Р) - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). – формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К) |
VII Домашнее задание | Задачи 1,2 | | Развивать умение анализировать и оценивать свою деятельность. |
Работа в сельской школе, как правило, предполагает охват учащихся всех уровней образования – с начальной школы до старшего звена. Соответственно, и методику своей работы с обучающимися разных возрастных групп я выстраиваю не только с учетом возрастных особенностей, но и жизненных ориентиров учащихся как будущих студентов и активных участников общественной жизни.
В своей работе придерживаюсь следующего правила – «педагогика сотрудничества – один из эффективнейших методов работы с учащимися разных возрастных групп». Учитель в современной школе, в первую очередь, друг и соратник, наставник и помощник в достижении поставленных целей. В рамках выбранной методики работы мною применяются различные направления проектной деятельности, адаптированной под возрастные особенности учеников, возможности их здоровья (учитывая, специфику работы с детьми с ОВЗ), с учетом их интересов и потребностей, в частности, в развитии их творческого потенциала.
По рассказам моей школьной учительницы Кочетковой Галины Георгиевны, ее первый опыт работы учителем пришелся на работу в школе № 39 ст. Эриванской. Однажды, добираясь пешком до остановки, чтобы уехать в город, она встретила пожилого мужчину. Увидев ее и признав в ней молодую учительницу, он остановился, снял шляпу и простоял так, пока она не прошла мимо. И пусть отношение к профессии учителя изменилось со временем, но все-таки это самая благородная профессия. Ни одна другая профессия не дает такого разнообразия, динамичности, полета впечатлений и эмоций, такого большого количества людей, ежедневно окружающих тебя.
Список литературы
1. Попов В. А. Основы финансовых вычислений. – М.: Финансовый университет, – 2017. – 178 с.
2. https://soc-oge.sdamgia.ru/ - Образовательный портал для подготовки к экзаменам «Сдам ГИА:решу ОГЭ». Обществознание.
© А.М. Селиванова, 2020