Урок геометрии в 7 классе «Некоторые свойства прямоугольного треугольника».
-
Мотивационный этап. Организационный момент. Постановка целей и задач урока. Актуализация знаний. Повторение теоретического материала.
- Здравствуйте, ребята!
Сегодня у вас необычный урок. К вам пришло много гостей, и я надеюсь, что вы хотите показать, чему уже научились на уроках геометрии.
Слайд 1. Начать урок мне хотелось бы с высказывания французского философа Жан Жака Руссо:
«Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…»
Я желаю вам сегодня на уроке убедиться в справедливости этих слов.
- Ребята ответьте пожалуйста, какие темы вы изучали на последних уроках? (сумма углов треугольника, соотношения между сторонами и углами треугольника, неравенство треугольника …)
- А какая фигура называется треугольником?
- По каким элементам мы классифицировали треугольников? (по сторонам, по углам)
- Какие существуют виды треугольников по сторонам? (разносторонние, равнобедренные, равносторонние) Давайте дадим определения каждому виду треугольников.
- Какой треугольник называется разносторонним?
- Какой треугольник называется равносторонним?
- Каким свойством обладают углы равностороннего треугольника?
- Какой треугольник называется равнобедренным?
- Каким свойством обладает равнобедренный треугольник?
- А еще какое свойство вы знаете? Поощрить.
- На какие виды делятся треугольники по углам? (остроугольные, тупоугольные, прямоугольные). Дать определение каждому треугольнику.
- Какой треугольник называется остроугольным?
- Какой треугольник называется тупоугольным?
- Какой треугольник называется прямоугольным?
Какова градусная мера прямого угла?
- Как называется сторона прямоугольного треугольника, лежащая против прямого угла?
- Как называются стороны прямоугольного треугольника, образующие прямой угол?
- Что можно сказать о длинах катета и гипотенузы прямоугольного треугольника?
Какими должны быть остальные углы прямоугольного треугольника?
-
Этап постановки учебной задачи
Итак, ребята мы с вами вспомнили все виды треугольников и их свойства.
- Со свойствами каких из перечисленных треугольников мы уже знакомились? (равнобедренных, равносторонних)?
- О свойствах каких треугольников мы знаем меньше всего? (прямоугольных)
- Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать на уроке?
Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.
- Так как прямоугольные треугольники изучаются очень давно, свойств у них много. Мы познакомимся сегодня лишь с некоторыми из них.
(Некоторые свойства прямоугольных треугольников) Слайд 2.
- Откройте тетради. Запишите дату и тему урока.
- Как вы думаете, какие перед нами стоят цели?
(выявить свойства прямоугольных треугольников, доказать их, научиться применять их на практике при решении задач).
- А что нужно делать для этого на уроке, чтобы достичь этих целей?
-
Практическая работа № 1
Для того, чтобы сформулировать свойства прямоугольного треугольника, выполним практическую работу. Слайд 3
Возьмите треугольник, вырезанный из белого картона. Измерьте острые углы этого треугольника и вычислите сумму их градусных мер, результаты занесите в таблицу. Сделайте вывод.
Чему равна сумма острых углов прямоугольного треугольника? (равна 90°).
А сейчас давайте посмотрим на наши фигуры. Легко заметить, что у каждого из вас в руках прямоугольный треугольник, но отличающийся от треугольника соседа.
А такой результат в действительности получился не случайно. В этом состоит одно из свойств прямоугольных треугольников.
Слайд 4
1°. Сумма двух острых углов прямоугольного треугольника равна 90°. Запишите в тетради это свойство. Сможете ли вы доказать это свойство? (Устно, потом проверка).
-
Практическая работа № 2 Слайд 5.
Возьмите цветной треугольник, измерьте длины гипотенузы и катета, лежащего против угла в 30°. Сделайте вывод.
Вывод: катет, лежащий против угла в 30°, равен половине гипотенузы.
Если мы посмотрим на наши треугольники, то сможем сделать вывод о том, что и этот результат получен не случайно.
2°. Катет прямоугольного треугольника, лежащий против угла в 30°, равен половине гипотенузы. Слад 6.
Записать это свойство в тетради. Кто сможет доказать это свойство? (Возникает проблема, затруднения у учащихся).
Я хочу вам помочь, для доказательства необходимо к треугольнику АВС приложить ему равный треугольник.
Пригласить ученика к доске и спросить как можно приложить треугольник к треугольнику АВС. (Все способы рассмотреть).
А для доказательства этого свойства, ребята, нужно так (Ученик доказывает у доски).
- Из каких частей состоит определение теоремы?
- А обратная теорема?
- Ребята, попробуйте сформулировать обратное утверждение ко второму свойству. А это 3 свойство прямоугольных треугольников. Слайд 7. (доказать его дома).
Ребята, мы с вами поработали, а теперь немного отдохнем и выполним зарядку.
-
Физкультминутка. Слайды 8-9.
Спасибо. Итак, мы с вами выявили свойства прямоугольных треугольников, доказали их, какая цель перед нами стоит следующая? (Применение свойств при решении задач).
-
Первичное закрепление нового материала.
-
Я предлагаю вам решить следующую задачу. Слайд 10. Работа у доски.
-
Решение практических задач.
Слайды 11.
Ребята, а вы сможете сказать, что за здание изображено на экране?
Государственный музыкальный театр им. И.М. Яушева.
- А где находиться этот театр?
- Ребята, а кто из вас был в этом театре, поднимите руки.
- А какие еще в нашей Республике есть театры? Слайды 12-17.
-
Мордовский государственный национальный драматический театр.
-
Государственный театр кукол.
-
Государственный русский драматический театр РМ.
-
Детский центр театра и кино «Крошка».
Знаете ли вы, что указом Президента 2019 год объявлен годом (каким?) театра. Умницы.
Слайды 18-19.
-
Тест со взаимопроверкой. Слайд 20.
Самостоятельная работа.
Итак, проверяем! В парах поменялись тетрадями, проверьте работу вашего соседа. Слайд 21. и оцените по следующим критериям
Слайд 22.
-
Рефлексия.
– Достигли ли мы цели урока? Открыли сегодня что-то новое?
- Где вам пригодятся полученные знания?
- До сегодняшнего дня мы не знали свойств прямоугольных треугольников, а сегодня вы сами исследовали их, выдвинули гипотезы и доказали их. (Повторить эти свойства).
- А сейчас я предлагаю вам самостоятельно составить задачу.
- Оцените, насколько хорошо вы справились с поставленной задачей
- Как вы оцените свою работу на уроке?
1 | Я всё понял и могу доказать все свойства. | № 260 |
2 | Я всё понял и могу доказать некоторые свойства | № 259 |
3 | Для полного понимания мне необходимо повторить тему дома. | № 258 |
4 | Я ничего не понял. | № 255 |
-
Домашнее задание.
-
Доказательство 3 свойства.
-
С учетом уровня, к какому вы себя соотнесли - задача.
За работу на уроке я вам говорю: «Молодцы». Спасибо ребята, вам за урок.