Просмотр содержимого документа
«*Некрасов Н. А.»
Биография
Некрасова
Николая
Алексеевича
(1821 — 1877)
Детство.
- Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 декабря по н. ст.)1821г.в местечке Немирове Подольской губернии. Он был третьим ребенком в семье. Мать — Елена Андреевна, урожденная Закревская, малороссийская дворянка. Отец — Алексей Сергеевич Некрасов, небогатый помещик, армейский офицер. Через три года после рождения сына он, выйдя в отставку майором, навсегда переселился в свое родовое поместье в Ярославском имении Грешневе, которое находилось недалеко от Волги.
- Грешнево находилось на равнине, среди бесконечных лугов и полей. Здесь, в деревне, поэт провел свое детство.
Грешнёво.
Именно из Грешнёва Некрасов-
поэт вынес исключительную
чуткость к чужому страданию.
В Грешнёве завязалась
сердечная привязанность
Некрасова к русскому
крестьянину, определившая
впоследствии исключительную
народность его творчества.
Дом-усадьба в Грешнёво
Дом-музей в Карабихе
Дружба с крестьянскими детьми. Пр и усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Дети врывались в сад и набрасывались на яблоки, груши, смородину, вишню. Но стоило няньке крикнуть: "Барин, барин идет!" — как они мгновенно исчезали. Конечно, барскому сыну не разрешали дружить с детьми крепостных крестьян. Но, улучшив удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался в речке Самарке. Этот момент его жизни — непосредственное общение с крестьянскими детьми - оказал влияние на его творчество.
- Ярославско-Костромская дорога..
- Барский дом стоял у самой дороги, а дорога была в то время многолюдной. Некрасов знакомился со всяким рабочим людом, шедшим в деревню в поисках работы. Позднее поэт вспоминал об этих встречах:
- Под наши густые, старинные вязы
- На отдых тянуло усталых людей.
- Ребята обступят: начнутся рассказы
- Про Киев, про турки, про чудных зверей …
- Рабочий расставит, разложит снаряды —
- Рубанки, подпилки, долота, ножи:
- "Гляди, чертенята?"- а дети и рады,
- Как пилишь, как лудишь, — им все покажи.
- Так народная жизнь и народная речь стали близки Некрасову с самого детства.
Также близки с детства стали ему родные поля, луга. После заграничной поездки он написал в черновой рукописи:
Я посещал Париж, Неаполь, Ниццу, Но я нигде так сладко не дышал, Как в Грешневе …
- Река Волга в жизни поэта.
- Детские воспоминания поэта связаны с Волгой, которой он посвятил много стихов. Здесь он впервые увидел глубокое человеческое страдание. Он брел по берегу в жаркую пору и вдруг услышал стоны и увидел бурлаков, которые брели вдоль реки , « п очти пригнувшись головой / К ногам, обвитым бечевой » .
- Они стонали от непосильной работы.
- Ребенок начал задумываться над жестокостью жизни. Рано ему открылась картина народного бедствия.
- О, горько, горько я рыдал,
- Когда в то утро я стоял
- На берегу родной реки,
- И в первый раз ее назвал
- Рекою рабства и тоски!..
- Взаимоотношения в семье.
- Ещ ё одно горе постоянно было рядом с
- Николаем Алексеевичем. Это горе в родной
- семье. Его мать, Елена Андреевна, кроткая
- женщина, очень страдала в замужестве.Она
- была человеком высокой культуры, а ее муж,
- отец Николая, был человеком грубым,
- жестоким, невежественным. Целыми днями
- сидела она дома одна, а ее муж постоянно
- разъезжал по соседним помещикам: его
- излюбленными р азвлечениями были карты,
- попойки, псовая охота на зайцев. Бывали такие
- дни , когда она целыми днями сидела за роялем,
- пела и плакала о своей горькой участи.
- Некрасов писал:"Она была певица с
- удивительным голосом". В некоторых его
- стихах он воспроизводил тот печальный мотив,
- навеянный ему песнями матери:
- Играла ты и пела гимн печальный ,
- Ту песню, вопль души многострадальной,
- Твой первенец наследовал потом.
- Она нередко принимала участие в вопросах, связанных с крестьянами, заступалась за них перед мужем. Но он нередко накидывался на нее с кулаками и избивал. Как ненавидел его Некрасов в такие минуты!
- Елена Андреевна была знатоком мировой поэзии и часто рассказывала сыну отрывки из произведений великих писателей, которые он мог понять. Будучи уже пожилым человеком , Некрасов вспоминал в стихотворении "Мать":
- И голос твой мне слышится впотьмах,
- Исполненный мелодии и ласки,
- Которым ты мне сказывала сказки
- О рыцарях, монахах, королях.
- Потом, когда читал я Данте и Шекспира,
- Казалось, я встречал знакомые черты:
- То образы из их живого мира
- В моем уме за печатлела ты.
- Любовь к матери описана в о многих стихах поэта: "Родина", "Мать", "Баюшки-баю", "Рыцарь на час" и др. Это стихотворения автобиографического характера, они описывают людей той эпохи, их взаимоотн о шения, их нравы и обычаи.
- Некрасов говорил, что именно страдания матери пробудили в нем протест против угнетения женщины. В его стихотворениях видна не только жалость к женщине, то и ненависть к ее угнетателям.
- Несмотря на отсутствие домашних учителей, к 10 годам Некрасов овладел грамотой и в 1832 г. поступил в Ярославскую гимназию вместе со старшим братом Андреем. Пребывание в гимназии не стало значимым этапом в жизни Некрасова; ни разу не вспомнил он ни о педагогах, ни о товарищах.
- Четыре года обучения мало что дали, а в последний, 1837 г., Николай Некрасов даже не был аттестован по многим предметам. Под предлогом « расстроенного здоровья » Некрасов-отец забрал сына из гимназии ».
- В это время Алексей Сергеевич служил исправником, и Николай помогал ему в качестве письмоводителя. Юноша, почти мальчик, присутствовал « при различных сценах народной жизни, при следствиях, при вскрытии трупов, а иногда и при расправах во вкусе прежнего времени ». Все это производило глубокое впечатление на ребенка и рано в живых картинах знакомило его с тогдашними, часто слишком тяжелыми, условиями народной жизни.
- «Петербургские мытарства».
- В 1838 г. Некрасов принимает решение поступать в Петербургский университет. Эту его мечту поддерживала мать, отец же настаивал на поступлении в кадетский корпус. Но юноша Некрасов не послушал отца, он твердо решил не идти на военную службу и стать « гуманитарием ».
- В Петербург юный Некрасов явился с рекомендательным письмом к жандармскому генералу Д. П. Полозову. Генерал одобрил гуманитарные планы юноши и отписал о них его отцу. Ответом было грубое письмо с угрозой оставить без материальной поддержки, которая и была выполнена.
- Можно с уверенностью сказать, что ни один большой русский писатель не имел такого тяжелого житейского и жизненного опыта, через который прошел молодой Некрасов в свои первые петербургские годы. . Он оказался без единой точки опоры: без места, иногда просто без пристанища и, конечно, без денег.
Встреча с Белинским.
- В 1843 году поэт встречается с В.Г.Белинским , страстно увлечённым передовыми французскими идеями, клеймящим существующее в России общественное неравенство. Он говорил: «Что мне в том, что для избранных есть блаженство, когда большая часть и не подозревает его возможности? Горе, тяжёлое горе овладевает мною при виде босоногих мальчишек, играющих на улице в бабки, и оборванных нищих, и пьяного извозчика, и идущего с развода солдата, и бегущего с портфелем под мышкою чиновника». Эти идеи нашли живой отклик в душе Некрасова: горькую долю бедняка он испытал на собственном опыте. Создание стихотворения «В дороге»(1845) вызвало восторженную оценку Белинского: «Да знаете ли вы, что вы поэт – и поэт истинный?» Общение с Белинским Некрасов считал решающим, поворотным моментом в своей судьбе. С 1847 г. В руки Н.А.Некрасова и И.И.Панаева переходит журнал «Современник», основанный А.С.Пушкиным. В «Современнике» расцветает редакторский талант Некрасова, сплотившего вокруг журнала лучшие литературные силы 40-60х годов.
Последние годы
В начале 1875 Некрасов тяжко заболел (врачи обнаружили у него рак кишечника), и скоро жизнь его превратилась в медленную агонию. Напрасно был выписан из Вены знаменитый хирург Бильрот; мучительная операция ни к чему не привела. Вести о смертельной болезни поэта довели популярность его до высшего напряжения. Со всех концов России посыпались письма, телеграммы, приветствия, адресы. Они доставляли высокую отраду больному в его страшных мучениях, и творчество его забило новым ключом.
Написанные за это время «Последние песни» по искренности чувства, сосредоточившегося почти исключительно на воспоминаниях о детстве, матери и совершённых ошибках, принадлежат к лучшим созданиям его музы.