ДЕТСТВО – школа, радость, родители, друзья, улица, дом, улыбка и счастье.
Назовите ассоциации, которые приходят вам на ум, когда вы слышите слово ДЕТСТВО .
- Бывает ли несчастливым детство?
Прочитайте тексты, из какого произведения отрывки и кто автор?
Что объединяет эти тексты?
«На барском дворе» М.Салтыков -Щедрин
«Петька — десятилетний мальчик, служащий парикмахерской. Мальчику хотелось бы куда-нибудь в другое место, но дни его тянулись однообразно: И утром, и вечером, и весь Божий день над Петькой висел один и тот же отрывистый крик: «Мальчик, воды», и он все подавал ее, все подавал». Петька часто проливал воду, худел, покрылся «нехорошими струпьями». Даже нетребовательные посетители с брезгливостью смотрели на этого худенького, веснушчатого мальчика, у которого глаза всегда сонные, рот полуоткрытый и грязные-прегрязные руки и шея .Около глаз и под носом у него прорезались тоненькие морщинки, точно проведенные острой иглой, и делали его похожим на состарившегося карлика».
«Петька на даче» Л.Андреев.
"У конюшни, на куче навоза, привязанная локтями к столбу, стояла девочка лет двенадцати и рвалась во все стороны. Был уже час второй дня, солнце так и обливало несчастную своими лучами. Рои мух поднимались из навозной жижи, вились над ее головой и облепляли ее воспаленное, улитое слезами и слюною лицо. По местам образовались уже небольшие раны, из которых
сочилась сукровица.
Девочка терзалась…
А.П. Чехов «Ванька»
«А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьет чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятенок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности... Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру...»
А.П. Чехов «Спать
хочется»
Гуттаперчевый мальчик
Как вы думаете, о каком известном историческом деятеле идёт речь?
Родился Он 8 ноября 1711 года на острове около Холмогор в Архангельской губернии. Место, где прошло все детство будущего ученого, был неприглядным, с суровым климатом. Местные жители занимались не только рыбной ловлей и ведением хозяйства, они много общались с прибывающими моряками и обладали обширным кругозором. Отец его, Василий Дорофеевич, был человеком необразованным, хотя умел читать и писать, но считал, что сыну не нужно учиться, а лишь работать. Учила грамоте его мать, Елена Ивановна, которая была дочерью дьякона. Но мать умерла, когда мальчику было 9 лет. После этого он учился у соседа Ивана Шубина, В детстве он был рослым, сильным и очень любознательным. Когда ему исполнилось 19 лет, он сбежал из дома в Москву. Здесь он поступил в 1-й класс и за один год прошел курс шести классов. Поначалу одноклассники, дети намного младше его и их родители, смеялись и издевались над ним, но потом поняли, что юноша будущий гений.
Михаил Васильевич Ломоносов
Одного из голодных, оборванных школьников поэт встретил однажды на пустынной проезжей дороге и вспомнил при этом Михаила Васильевича Ломоносова, великого «архангельского мужика», который, желая учиться, пришел пешком в Москву из далекой северной деревни. Долго жил впроголодь, бедствовал и все же учился. Прочитал множество книг, изучил физику, химию, металлургию и другие науки, стал знаменитым русским ученым, сделавшим много научных открытий.
Книги о детстве детей в прошлом
Разгадайте и прочтите на доске тему нашего урока:
НАКОЛИЙАСЕЛЕВИКЕЧНВОЕКАРС
«ЛЬШКОИНК»
Родился Николай Алексеевич Некрасов 28 ноября 1821 года. Его детство прошло в имении Грешнево. При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Дети врывались в сад и набрасывались на яблоки, груши, смородину, вишню. Но стоило няньке крикнуть: "Барин, барин идет!" — как они мгновенно исчезали.
Конечно, барскому сыну не разрешали дружить с детьми крепостных крестьян. Но, улучив удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался в речке Самарке. Этот момент его жизни — непосредственное общение с крестьянскими детьми - оказал влияние на его творчество.
Отец Некрасова всегда желал, чтобы его сын наследовал его звание и поступил в военную службу. Николай отказался и начал готовиться в университет, за что был лишен отцом денежных средств. "Судьбе угодно было, чтобы я пользовался крепостным хлебом только до 16 лет, далее я не только никогда не владел крепостными, но будучи наследником своих отцов, имевших родовые поместья, не был ни одного дня даже владельцем клочка родовой земли", - вспоминал писатель.
1838 - 1841 гг. - годы лихорадочного труда, безостановочной работы. Некрасов тяжелым трудом зарабатывал себе гроши на полуголодное существование.
"Ровно три года я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Приходилось есть не только плохо, не только впроголодь, но и не каждый день",- вспоминал Н.А. Некрасов).
Николай Алексеевич терпел лишения для того, чтобы учиться и заниматься своим любимым делом - литературой.
Тема крестьянского детства – это одна из тем, которую поднимал в своей общественной лирике Николай Алексеевич Некрасов. Для него данная тема была значимой, поскольку, несмотря на свое дворянское происхождение, поэт пережил лишения, голод,
слушать
смотреть
СЛАВНЫХ – знаменитых, хороших.
РАЗУМЕН – понимающий, умный.
ПОПРИЩЕ – сфера, область, мир, круг, участок.
НЕ БЕЗДАРНА – талантлива, способна. НАПУТСТВИЕ - слова, пожелания отправляющемуся в путь.
ПОПРИЩЕ - область деятельности, например, науки.
Объясните выражения: «невеселая дорога», «едва прикрыта грудь», «не без добрых душ на свете — кто-нибудь свезет в Москву», «люблю глубоко».
КОТОМКА (устар)- сумка, носимая за плечами ГРОШ – старинная монета в 2 копейки позднее равна 05 коп ЧЕТВЕРТАЧОК -равен 25 копейкам
- Обратимся к первой строфе, прочитаем ее.
- Каков пейзаж? Какое слово определяет это настроение? Найдите в первой строфе обращение и зачитайте его. Можете ли вы сказать, кто к кому обращается?
- От какого лица идет дальнейшее повествование? Как называется речь одного лица?
-Согласны ли вы, что это напутствие мальчику?
- Как вы понимаете лексическое значение слова «напутствие»?
- Найдите напутственные слова, сказанные мальчику.
- Почему он не должен стыдиться?
- «Славных путь», кто эти славные? Подберите к этому слову однокоренные слова.
- А каков характер у мальчика? Кто еще может ему помочь?
- Прочитайте признание в любви Родине. За что автор любит Родину?
Подберите строки из стихотворения к иллюстрациям.
- Перескажи стихотворение с помощью прозы.
- Подумай, что может произойти потом.
Вывод: крестьянские дети стремились выбраться из нищеты, бесправия, выбрать другой путь, нежели их родители и судьба Ломоносова - яркий тому пример. То есть у детей была тяга к знаниям, и они проявляли упорство для достижения поставленных целей.
В этом и заключена идея стихотворения "Школьник", где образ дороги переходит в образ жизненного пути, "славного пути" и "широкого поприща".
Крестьянские дети в искусстве
Корзухин А.И.
«Крестьянские дети»
Корзухин А.И.
« Игра в Бабки»
Корзухин А.И. «Птичьи враги»
Корзухин А.И. «Девочка»
В.Е. Маковский
«Крестьянские дети»
В.Е. Маковский «Крестьянские дети»
История знает людей, прошедших суровую жизненную школу, ставших гордостью своей страны, своего народа - именно в 60-е годы XIX века. Это Добролюбов, Чернышевский, сам Некрасов. Врачи: С.П. Боткин, Н.И. Пирогов.
Сергей Петрович
Боткин
Николай Иванович
Пирогов
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что вам особенно запомнилось?
Сегодня я узнал ….
У меня получилось …
Было трудно …
Меня удивило …
Было интересно….
Теперь я умею …
Картины с сайта-
http://www.liveinternet.ru/users/zateinik/post285108615/
Автор не указан
- О чём вы думали слушая стихотворение?
-Каким настроением проникнуто стихотворение?
- А какое еще настроение вы почувствовали в этих строках?
- Легко или трудно будет мальчику добиться своей цели? Почему?
- Действительно, наряду с темой детства, беззаботной радости, Некрасова Н.А. волнует тема России, русского народа. Мы убедимся в этом, познакомившись и проанализировав стихотворение «Школьник».