СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 09.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Некрасов Н.А. Школьник.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Некрасов Н.А. Школьник.»

ДЕТСТВО – школа, радость, родители, друзья, улица, дом, улыбка и счастье.   Назовите ассоциации, которые приходят вам на ум, когда вы слышите слово  ДЕТСТВО .

ДЕТСТВО – школа, радость, родители, друзья, улица, дом, улыбка и счастье.

  Назовите ассоциации, которые приходят вам на ум, когда вы слышите слово  ДЕТСТВО .

- Бывает ли несчастливым детство?

- Бывает ли несчастливым детство?

Прочитайте тексты,  из какого произведения отрывки и кто автор?  Что объединяет эти тексты?  «На барском дворе» М.Салтыков -Щедрин «Петька — десятилетний мальчик, служащий парикмахерской. Мальчику хотелось бы куда-нибудь в другое место, но дни его тянулись однообразно: И утром, и вечером, и весь Божий день над Петькой висел один и тот же отрывистый крик: «Мальчик, воды», и он все подавал ее, все подавал». Петька часто проливал воду, худел, покрылся «нехорошими струпьями». Даже нетребовательные посетители с брезгливостью смотрели на этого худенького, веснушчатого мальчика, у которого глаза всегда сонные, рот полуоткрытый и грязные-прегрязные руки и шея .Около глаз и под носом у него прорезались тоненькие морщинки, точно проведенные острой иглой, и делали его похожим на состарившегося карлика».

Прочитайте тексты,  из какого произведения отрывки и кто автор?

Что объединяет эти тексты?

«На барском дворе» М.Салтыков -Щедрин

«Петька — десятилетний мальчик, служащий парикмахерской. Мальчику хотелось бы куда-нибудь в другое место, но дни его тянулись однообразно: И утром, и вечером, и весь Божий день над Петькой висел один и тот же отрывистый крик: «Мальчик, воды», и он все подавал ее, все подавал». Петька часто проливал воду, худел, покрылся «нехорошими струпьями». Даже нетребовательные посетители с брезгливостью смотрели на этого худенького, веснушчатого мальчика, у которого глаза всегда сонные, рот полуоткрытый и грязные-прегрязные руки и шея .Около глаз и под носом у него прорезались тоненькие морщинки, точно проведенные острой иглой, и делали его похожим на состарившегося карлика».

 «Петька на даче» Л.Андреев.

«Петька на даче» Л.Андреев.

"У конюшни, на куче навоза, привязанная локтями к столбу, стояла девочка лет двенадцати и рвалась во все стороны. Был уже час второй дня, солнце так и обливало несчастную своими лучами. Рои мух поднимались из навозной жижи, вились над ее головой и облепляли ее воспаленное, улитое слезами и слюною лицо. По местам образовались уже небольшие раны, из которых

сочилась сукровица.

Девочка терзалась…

А.П. Чехов «Ванька» «А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьет чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятенок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности... Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру...»

А.П. Чехов «Ванька»

«А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьет чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятенок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности... Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру...»

А.П. Чехов «Спать  хочется»

А.П. Чехов «Спать

хочется»

Гуттаперчевый мальчик

Гуттаперчевый мальчик

Как вы думаете, о каком известном историческом деятеле идёт речь? Родился Он 8 ноября 1711 года на острове около Холмогор в Архангельской губернии. Место, где прошло все детство будущего ученого, был неприглядным, с суровым климатом. Местные жители занимались не только рыбной ловлей и ведением хозяйства, они много общались с прибывающими моряками и обладали обширным кругозором. Отец его, Василий Дорофеевич, был человеком необразованным, хотя умел читать и писать, но считал, что сыну не нужно учиться, а лишь работать. Учила грамоте его мать, Елена Ивановна, которая была дочерью дьякона. Но мать умерла, когда мальчику было 9 лет. После этого он учился у соседа Ивана Шубина, В детстве он был рослым, сильным и очень любознательным. Когда ему исполнилось 19 лет, он сбежал из дома в Москву. Здесь он поступил в 1-й класс и за один год прошел курс шести классов. Поначалу одноклассники, дети намного младше его и их родители, смеялись и издевались над ним, но потом поняли, что юноша будущий гений.

Как вы думаете, о каком известном историческом деятеле идёт речь?

Родился Он 8 ноября 1711 года на острове около Холмогор в Архангельской губернии. Место, где прошло все детство будущего ученого, был неприглядным, с суровым климатом. Местные жители занимались не только рыбной ловлей и ведением хозяйства, они много общались с прибывающими моряками и обладали обширным кругозором. Отец его, Василий Дорофеевич, был человеком необразованным, хотя умел читать и писать, но считал, что сыну не нужно учиться, а лишь работать. Учила грамоте его мать, Елена Ивановна, которая была дочерью дьякона. Но мать умерла, когда мальчику было 9 лет. После этого он учился у соседа Ивана Шубина, В детстве он был рослым, сильным и очень любознательным. Когда ему исполнилось 19 лет, он сбежал из дома в Москву. Здесь он поступил в 1-й класс и за один год прошел курс шести классов. Поначалу одноклассники, дети намного младше его и их родители, смеялись и издевались над ним, но потом поняли, что юноша будущий гений.

Михаил Васильевич Ломоносов

Михаил Васильевич Ломоносов

Одного из голодных, оборванных школьников поэт встретил однажды на пустынной проезжей дороге и вспомнил при этом Михаила Васильевича Ломоносова, великого «архангельского мужика», который, желая учиться, пришел пешком в Москву из далекой северной деревни. Долго жил впроголодь, бедствовал и все же учился. Прочитал множество книг, изучил физику, химию, металлургию и другие науки, стал знаменитым русским ученым, сделавшим много научных открытий.

Одного из голодных, оборванных школьников поэт встретил однажды на пустынной проезжей дороге и вспомнил при этом Михаила Васильевича Ломоносова, великого «архангельского мужика», который, желая учиться, пришел пешком в Москву из далекой северной деревни. Долго жил впроголодь, бедствовал и все же учился. Прочитал множество книг, изучил физику, химию, металлургию и другие науки, стал знаменитым русским ученым, сделавшим много научных открытий.

Книги о детстве детей в прошлом

Книги о детстве детей в прошлом

Разгадайте и прочтите на доске тему нашего урока: НАКОЛИЙАСЕЛЕВИКЕЧНВОЕКАРС  «ЛЬШКОИНК»

Разгадайте и прочтите на доске тему нашего урока:

НАКОЛИЙАСЕЛЕВИКЕЧНВОЕКАРС

«ЛЬШКОИНК»

Родился  Николай Алексеевич Некрасов 28 ноября 1821 года. Его детство прошло в имении Грешнево. При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Дети врывались в сад и набрасывались на яблоки, груши, смородину, вишню. Но стоило няньке крикнуть:

Родился  Николай Алексеевич Некрасов 28 ноября 1821 года. Его детство прошло в имении Грешнево. При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Дети врывались в сад и набрасывались на яблоки, груши, смородину, вишню. Но стоило няньке крикнуть: "Барин, барин идет!" — как они мгновенно исчезали.

Конечно, барскому сыну не разрешали дружить с детьми крепостных крестьян. Но, улучив удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался в речке Самарке. Этот момент его жизни — непосредственное общение с крестьянскими детьми - оказал влияние на его творчество.

Конечно, барскому сыну не разрешали дружить с детьми крепостных крестьян. Но, улучив удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался в речке Самарке. Этот момент его жизни — непосредственное общение с крестьянскими детьми - оказал влияние на его творчество.

Отец Некрасова всегда желал, чтобы его сын наследовал его звание и поступил в военную службу. Николай отказался и начал готовиться в университет, за что был лишен отцом денежных средств. 

Отец Некрасова всегда желал, чтобы его сын наследовал его звание и поступил в военную службу. Николай отказался и начал готовиться в университет, за что был лишен отцом денежных средств. "Судьбе угодно было, чтобы я пользовался крепостным хлебом только до 16 лет, далее я не только никогда не владел крепостными, но будучи наследником своих отцов, имевших родовые поместья, не был ни одного дня даже владельцем клочка родовой земли", - вспоминал писатель.

1838 - 1841 гг. - годы лихорадочного труда, безостановочной работы. Некрасов тяжелым трудом зарабатывал себе гроши на полуголодное существование.                                                

1838 - 1841 гг. - годы лихорадочного труда, безостановочной работы. Некрасов тяжелым трудом зарабатывал себе гроши на полуголодное существование.                                            

    "Ровно три года я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Приходилось  есть не только плохо, не только впроголодь, но и не каждый день",- вспоминал Н.А. Некрасов).

Николай Алексеевич терпел лишения для того, чтобы учиться и заниматься своим любимым делом - литературой.

Тема крестьянского детства – это одна из тем, которую поднимал в своей общественной лирике Николай Алексеевич Некрасов. Для него данная тема была значимой, поскольку, несмотря на свое дворянское происхождение, поэт пережил лишения, голод, 

Тема крестьянского детства – это одна из тем, которую поднимал в своей общественной лирике Николай Алексеевич Некрасов. Для него данная тема была значимой, поскольку, несмотря на свое дворянское происхождение, поэт пережил лишения, голод, 

слушать смотреть

слушать

смотреть

СЛАВНЫХ – знаменитых, хороших. РАЗУМЕН – понимающий, умный. ПОПРИЩЕ – сфера, область, мир, круг, участок. НЕ БЕЗДАРНА – талантлива, способна.  НАПУТСТВИЕ - слова, пожелания отправляющемуся в путь. ПОПРИЩЕ - область деятельности, например, науки. Объясните выражения: «невеселая дорога», «едва прикры­та грудь», «не без добрых душ на свете — кто-нибудь све­зет в Москву», «люблю глубоко».

СЛАВНЫХ – знаменитых, хороших.

РАЗУМЕН – понимающий, умный.

ПОПРИЩЕ – сфера, область, мир, круг, участок.

НЕ БЕЗДАРНА – талантлива, способна. НАПУТСТВИЕ - слова, пожелания отправляющемуся в путь.

ПОПРИЩЕ - область деятельности, например, науки.

Объясните выражения: «невеселая дорога», «едва прикры­та грудь», «не без добрых душ на свете — кто-нибудь све­зет в Москву», «люблю глубоко».

КОТОМКА (устар)- сумка, носимая за плечами  ГРОШ – старинная монета в 2 копейки позднее равна 05 коп  ЧЕТВЕРТАЧОК -равен 25 копейкам

КОТОМКА (устар)- сумка, носимая за плечами ГРОШ – старинная монета в 2 копейки позднее равна 05 коп ЧЕТВЕРТАЧОК -равен 25 копейкам

- Обратимся к первой строфе, прочитаем ее. - Каков пейзаж? Какое слово определяет это настроение? Найдите в первой строфе обращение и зачитайте его. Можете ли вы сказать, кто к кому обращается? - От какого лица идет дальнейшее повествование? Как называется речь одного лица? -Согласны ли вы, что это напутствие мальчику? - Как вы понимаете лексическое значение слова «напутствие»? Найдите напутственные слова, сказанные мальчику. - Почему он не должен стыдиться? «Славных путь», кто эти славные? Подберите к этому слову однокоренные слова.   - А каков характер у мальчика? Кто еще может ему помочь? - Прочитайте признание в любви Родине. За что автор любит Родину? 

- Обратимся к первой строфе, прочитаем ее.

- Каков пейзаж? Какое слово определяет это настроение? Найдите в первой строфе обращение и зачитайте его. Можете ли вы сказать, кто к кому обращается?

- От какого лица идет дальнейшее повествование? Как называется речь одного лица?

-Согласны ли вы, что это напутствие мальчику?

- Как вы понимаете лексическое значение слова «напутствие»?

  • Найдите напутственные слова, сказанные мальчику.

- Почему он не должен стыдиться?

  • «Славных путь», кто эти славные? Подберите к этому слову однокоренные слова.

  - А каков характер у мальчика? Кто еще может ему помочь?

- Прочитайте признание в любви Родине. За что автор любит Родину? 

Подберите строки из стихотворения к иллюстрациям.

Подберите строки из стихотворения к иллюстрациям.

Перескажи стихотворение с помощью прозы. Подумай, что может произойти потом.
  • Перескажи стихотворение с помощью прозы.
  • Подумай, что может произойти потом.
Вывод: крестьянские дети стремились выбраться из нищеты, бесправия, выбрать другой путь, нежели их родители и судьба Ломоносова - яркий тому пример. То есть у детей была тяга к знаниям, и они проявляли упорство для достижения поставленных целей. В этом и заключена идея стихотворения

Вывод: крестьянские дети стремились выбраться из нищеты, бесправия, выбрать другой путь, нежели их родители и судьба Ломоносова - яркий тому пример. То есть у детей была тяга к знаниям, и они проявляли упорство для достижения поставленных целей.

В этом и заключена идея стихотворения "Школьник", где образ дороги переходит в образ жизненного пути, "славного пути" и "широкого поприща".

Крестьянские дети в искусстве

Крестьянские дети в искусстве

Корзухин А.И. «Крестьянские дети»

Корзухин А.И.

«Крестьянские дети»

Корзухин А.И. « Игра в Бабки»

Корзухин А.И.

« Игра в Бабки»

Корзухин А.И. «Птичьи враги»

Корзухин А.И. «Птичьи враги»

Корзухин А.И. «Девочка»

Корзухин А.И. «Девочка»

В.Е. Маковский «Крестьянские дети»

В.Е. Маковский

«Крестьянские дети»

В.Е. Маковский «Крестьянские дети»

В.Е. Маковский «Крестьянские дети»

История знает людей, прошедших суровую жизненную школу, ставших гордостью своей страны, своего народа - именно в 60-е годы XIX века. Это Добролюбов, Чернышевский, сам Некрасов. Врачи: С.П. Боткин, Н.И. Пирогов.  Сергей Петрович  Боткин

История знает людей, прошедших суровую жизненную школу, ставших гордостью своей страны, своего народа - именно в 60-е годы XIX века. Это Добролюбов, Чернышевский, сам Некрасов. Врачи: С.П. Боткин, Н.И. Пирогов. 

Сергей Петрович

Боткин

Николай Иванович Пирогов

Николай Иванович

Пирогов

- Что нового вы узнали на уроке? - Что вам особенно запомнилось?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что вам особенно запомнилось?

Сегодня я узнал ….  У меня получилось …  Было трудно …  Меня удивило …  Было интересно….  Теперь я умею …

Сегодня я узнал ….

У меня получилось …

Было трудно …

Меня удивило …

Было интересно….

Теперь я умею …

Картины с сайта- http://www.liveinternet.ru/users/zateinik/post285108615/ Автор не указан

Картины с сайта-

http://www.liveinternet.ru/users/zateinik/post285108615/

Автор не указан

- О чём вы думали слушая стихотворение? -Каким настроением проникнуто стихотворение? - А какое еще настроение вы почувствовали в этих строках? - Легко или трудно будет мальчику добиться своей цели? Почему? - Действительно, наряду с темой детства, беззаботной радости, Некрасова Н.А. волнует тема России, русского народа. Мы убедимся в этом, познакомившись и проанализировав стихотворение «Школьник».

- О чём вы думали слушая стихотворение?

-Каким настроением проникнуто стихотворение?

- А какое еще настроение вы почувствовали в этих строках?

- Легко или трудно будет мальчику добиться своей цели? Почему?

- Действительно, наряду с темой детства, беззаботной радости, Некрасова Н.А. волнует тема России, русского народа. Мы убедимся в этом, познакомившись и проанализировав стихотворение «Школьник».


Скачать

© 2022 400 117

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!