Конспект урока литературного чтения
Тема урока: Н.А.Некрасов « Школьник»
Цель и задачи : познакомить учащихся с жизнью и творчеством Н. А. Некрасова; обучать правильному, осознанному и выразительному чтению стихотворений; пониманию глубины произведения; пополнять словарный запас; формировать умение выделять языковое средства; развивать память, речь учеников; показать своеобразие поэзии Н. А. Некрасова, привить интерес к литературе; воспитывать любовь к Родине;
Планируемые результаты:
Предметные: воспринимать на слух поэтическое произведение, читать вслух с постепенным переходом к чтению про себя;
Развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение поэтического произведения;
Уметь находить в произведении образные языковые средства: эпитеты, сравнения, синонимы;
Метапредметные:
Р- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивать свою работу;
П -анализ поэтического текста, выделение в нем главной мысли, умение ориентироваться в тексте;
К- ответы на вопросы на основе поэтического текста, осмысление правил взаимодействия в паре и группе;
Личностные: формирование системы нравственных ценностей, проявление интереса к чтению и изучению творчества Н.А.Некрасова.
Оборудование: проектор, презентация, аудиозапись произведения писателя, таблицы
Ход урока
1. Организационный момент. СЛАЙД 1
Прозвенел, друзья, звонок
Начинается урок.
Мы сегодня снова будем читать,
Выводы делать и рассуждать,
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
( для оценивания своей работы используйте оценочный лист) Приложение 1
2. Проверка домашнего задания
-С творчеством какого поэта мы знакомились на прошлом уроке?( Иван Савич Никитин)
-Каким было домашнее задание?( Выучить стихотворение наизусть)
Давайте проведем мини-конкурс на лучшего чтеца. Каждый ряд выбирает своего представителя – лучшего чтеца стихотворения. Затем оценим исполнение.
- Какова отличительная особенность поэзии Никитина? ( стихи красивые, мелодичные, на них создали свыше 60 романсов и песен.
Давайте хором исполним романс на стихи « В синем небе плывут над полями…» СЛАЙД 2
3. Самоопределение к деятельности.
-Сегодня мы познакомимся с творчеством еще одного великого поэта, а чтобы узнать, кто это, вы должны мне ответить на вопросы по изученным темам.( Внесите ответы в таблицу и узнайте фамилию поэта)
Н - кто автор стих-я « В синем небе плывут над полями…» ( Никитин)
Е - кто автор стихотворения «Поёт зима, аукает…» ( Есенин )
К - кто автор басен « Стрекоза и Муравей», « Мартышка и Очки»( Крылов)
Р – кто автор стихотворения « Чем пахнут ремесла?»( Родари)
А – назовите имя поэтессы Барто. (Агния)
С– назовите имя поэта Михалкова( Сергей)
О – назовите имя князя, который получил смерть от своего любимого коня (Олег)
В – назовите имя главного героя из рассказа Чехова « Мальчики»( Володя)
- Составьте из первых букв фамилию автора. (Некрасов )
- Кто может определить тему урока? СЛАЙД 3
- Сформулируйте задачи сегодняшнего урока.
(познакомимся с биографией поэта, его стихами, будем анализировать произведение и учиться читать его выразительно)
1) Знакомство с биографией писателя.
Учитель показывает начало биографии в презентации, а дети потом ее дополняют.
Слайд 4
- Николай Алексеевич Некрасов родился в 1821 году . Его жизнь была трудна, но он оставил огромный след в русской литературе 19 века.
2) Работаем в паре
( Прочитайте факты из биографии поэта самостоятельно, а затем дайте ответы на мои вопросы)
- Где прошли детские и юношеские годы поэта?
Слайд 5
- Детские и юношеские года поэт провел здесь в своем родовом поместье в селе Грешнево Ярославской губернии). Оно состояло из большого неуклюжего дома, за ним в глубине сада стоял небольшой двухэтажный флигелек – музыкантская. За усадьбой была псарня.
- Что узнали о родителях поэта?
Слайд 6
- Отец будущего поэта, Алексей Сергеевич, был человеком крутого нрава. В его распоряжении было 50 душ крепостных, которых он не щадил. Хватили с ним горя и домочадцы, особенно мать поэта, Елена Андреевна, которая была женщиной доброй души и чуткого сердца, умная и образованная. Она очень любила детей и сама занималась их воспитанием.
- Где учился Некрасов?
Слайд 7
- В Ярославской гимназии, куда Николай поступил в возрасте 11 лет, он целиком отдался приобретённой от матери любви к литературе и театру. Здесь он не только много читал, но и пробовал свои силы в поэзии.
- Почему поэт в 20 лет остался без средств к существованию?
Слайд 8
- 20 июля 1838 года шестнадцатилетний Николай Некрасов отправляется в Петербург, чтобы поступить в университет (однако из-за плохой подготовки в Ярославской гимназии в университет он не поступает, но упорный юноша определяется вольнослушателем и в течение двух лет посещает занятия на филологическом факультете). Узнав о поступке сына , отец лишает сына всякой материальной помощи и Николай остается в Петербурге без всякой поддержки.
Много испытаний выпало на долю юноши: полуголодное существование, подённая черновая работа в столичных газетах и журналах ради куска хлеба. Но одновременно формировался стойкий, мужественный характер.
- Какими словами Некрасов описал свою нелегкую жизнь?
Слайд 9
- Что стало любимым делом поэта?
Слайд 10
Произведения Некрасова стали классикой русской литературы. Детям он посвятил серию стихотворений и обратился с такими словами…( зачитать)
«…Играйте же, дети!
Растите на воле!
На то вам и красное детство дано…»
Н.А. Некрасов
- Что такое детство? С какими словами оно у вас ассоциируется?
( ответы детей) Слайд11
- А бывает ли несчастливым детство?
( ответы детей)
- Вот такую характеристику детства можно дать крестьянским детям 19 века, в годы творчества Некрасова Слайд 12
Не все дети могли посещать школу, Слайд 13
Не было учебников и условий для учёбы, дети жили впроголодь, Слайд 14
Чтобы помочь родителям уходили работать по найму и выполняли тяжёлую физическую работу Слайд 15
О судьбе одного такого крестьянского школьника рассказал Некрасов Слайд 16
Послушайте стихотворение Слайд 17
Работа над стихотворением «Школьник»
- Первичное восприятие
- Что узнали о школьнике?
- Какие чувства у вас он вызвал?
- Легко или трудно будет мальчику добиться своей цели?
- Словарная работа Слайд 18
Физкультминутка Слайд 19
Потрудились – отдохнем
Встанем – глубоко вздохнем
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Тир наклона, прямо встать
Руки вниз и вверх поднять
Руки плавно опустили,
Всем улыбку подарили
Вы присядьте все сейчас.
И друзьям пожмите руки.
Будем жить всегда без скуки.
Улыбнемся вправо, влево.
Вновь работать будем смело.
- Вторичное восприятие
Откройте учебник стр. 147
Прочитайте стихотворение про себя
Отметьте, какие слова и выражения, требуют объяснения
- Повторное чтение стихотворения
Прочитайте 1 отрывок Слайд 20
- От чьего имени ведется речь?( извозчик)
- В каких словах понятно отношение извозчика к школьнику?( дружок)
- Объясните выражения: «невеселая дорога» ( скучная, проселочная, кругом нерадостный пейзаж)
Прочитайте 2 строфу Слайд 21
- Догадался ли извозчик, куда идет мальчик?
- Почему он решил его подвезти? ( ноги босы, грязно тело, «едва прикрыта грудь»)
- Почему извозчик говорит, что не нужно стыдиться? ( многие также тогда шли учиться )
- Что значит выражение « многих славных путь»? ( известные люди тоже шли из глубинки)
Прочитайте 3 строфу Слайд 22
- Вы догадались, кого подразумевает Некрасов в стихотворении? ( М. В. Ломоносова, который шел из сибирской деревни Холмлгоры)
Прочитайте 4 строфу Слайд 23
- Как вы думаете понятна ли речь извозчика мальчику? ( Да, много просторечных выражений)
- Как понимаете слова «не без добрых на свете – кто-нибудь свезет в Москву» ( замените поговоркой « Мир не без добрых людей»
- А вы догадались о чем мечтал мальчик во сне? ( учиться в Московском университете)
Прочитайте оставшиеся строфы Слайд 24
- Что значит поприще, найдите в словарике объяснение ( область найти, вид занятия)
- Как Некрасов говорит о талантливых российских людях, прославивших свою Родину?
Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько знатных-то и знай…
- Как вы понимаете эти строки?
- Какое значение имеют эти строки? Это главная мысль произведения.
Работа над изобразительно- выразительными средствами стихотворения
Работа с таблицами « План-задание»
1. Пунктуация стихотворения
2. Синонимы стихотворения
3. выразительные средства стихотворения
Выразительное чтение стихотворения детьми.
Памятка выразительного чтения Слайд 25
- Какие чувства вы будете передавать при чтении стихотворения?
- Каким будет тембр голоса?
- Каким будет темп чтения?
Заслушать несколько человек.
Итог урока
Какова же основная идея и главная мысль, которую до нас хочет донести автор?
( последний отрывок) История знает много примеров людей, прошедших суровую школу жизни, ставших гордостью страны и в наше время. Слайд 26
Кого бы вы добавили?
Я верю, что среди славных людей будете ивы. Славные по учебе, делам и поступкам. Вы мне обещаете?
3. Рефлексия ( лист самооценки)
Выберите устойчивое выражении, для характеристики своей работы на уроке
БЫЛ НА ВЫСОТЕ
БИЛ БАКЛУШИ
ПАХАЛ КАК ЛОШАДЬ
МОТАЛ НА УС
МОЛЧАЛ КАК РЫБА
РАБОТАЛ, НЕ ПОГЛАДАЯ РУК
ВИТАЛ В ОБЛАКАХ
Домашнее задание:
1) СОСТАВЬТЕ СЛОВАРИК С ЦИТАТАМИ ИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ «ШКОЛЬНИК» 2) ПОДГОТОВЬТЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ «ШКОЛЬНИК» СТР 147-148
ПО ЖЕЛАНИЮ ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ
5