| Деятельность учителя | Деятельность ученника | Формируемые УУД |
1. Орг. момент | | Взаимное приветствие, настраиваются на работу, отвечают на поставленные вопросы | Коммуникативные вступление в диалог, отслеживание действий учителя, умеет слушать и слышать Познавательные: развивает операции мышления, ставит задачу (ответить на вопрос) на основе соотнесения того, что известно |
2. Проверка д/з | Пар 5.1-5.3 учить | Ребята воспроизводят необходимый материал | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание. Регулятивные: осознание учеником того, что уже освоено и что ещё подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения. Коммуникативные: вступление в диалог, отслеживание действий учителя, умеет слушать и слышать. |
2. Актуализация знаний. | Повторение вопросов, необходимых для зачетной работы по пройденному материалу (приложение 1). -
Теплообмен (определение) -
Внутренняя энергия (определение, формула) -
Способы изменеия внутренней энергии (определение, формула) -
Механическая работа. -
Геометрическая интерпретация работы при изобарном процессе. -
Геометрическая интерпретация работы при изобарном и изотермическом процессе. -
1-ый закон термодинамики и изобарный и изотермический процессы) -
1-ый закон термодинамики и изозорный и адиабатный процессы) -
ЗСЭ (формулировка) -
Количество теплоты (формулировка) -
Уравнение теплового балланса (формулировка, формула) -
2-ой закон термодинамики (формулировка) Необратимый процесс (определение) | 1. Теплопередача (теплообмен) -процесс передачи энергии от одного тела к другому без совершения работы. 2. Внутренняя энергия — это энергия движения и взаимодействия частиц, из которых состоит тело. U=3/2νRΔT=3/2pΔV = (3/2)(m/M)RΔT 3. - Совершение работы - Теплопередача ΔU=3/2νRT=3/2pV= 3/2νRΔT 4. Механическая работа определяется ка произведение модулей силы и перемешения на косинус угла между направлениями силы и пермещения A = FS Cos a -
5. -
6. A = pΔV -
7. Кол-во теплоты, переданное системе, идет на совершение ситемой работы против внешних сил и на увеличение её внутренней энергии. ΔU+A’=Q T=const A+Q=0 A = -Q A’ = Q p=const Q=A+ΔU Q=ΔU+pΔV -
8. Кол-во теплоты, переданное системе, идет на совершение ситемой работы против внешних сил и на увеличение её внутренней энергии. ΔU+A’=Q V=const Q=A+ΔU, A=0 Q=ΔU Q=A’+ΔU Q=0 ΔU= - A’ -
9. Энергия в природе не возникает из ничего и не исчезает: кол-во энергии неизменно, она только переходит из одной формы в другую. -
10. Количество теплоты – энергия, которую получает или отдает тело в процессе теплопередачи. [Дж] -
11. В теплоизолированной системе, Q1 +Q2+Q3+ …=0, или отданное тепло равно полученному. -
12. Необратимый процесс - процесс, протекающий только в одном направлении. 2-ой закон термодинамики Если процесс передачи энергии от холодного тела горячему осуществляется, то при этом происходят определенные измененения в окружающих телах. | Личностные выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание Регулятивные осознание учеником того, что уже освоено и что ещё подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения Коммуникативные вступление в диалог, отслеживание действий учителя, умеет слушать и слышать |
3. Этап постановки целей и задач урока. | Основные формулы по термодинамике: -
Внутренняя энергия: -
Изменение внутренней энергии: -
Работа газа: -
Работа газа равна, по модулю но противоположна по знаку: -
1 з-н термодинамики: -
1 з-н термодинамики и изотермический процесс: -
1 з-н термодинамики и изобарный процесс: -
1 з-н термодинамики и изохорный процесс: 9. 1 з-н термодинамики и адиабатный процесс: | -
ΔU=3/2νRΔT=3/2pΔV = (3/2)(m/M)νRΔT -
ΔU=3/2ΔνRT=3/2pΔV= 3/2ΔpV= 3/2νRΔT -
A’= pΔV = νRΔT -
A’ = -A -
Q=A+ΔU ΔU=Q — A ΔU=Q + A’ -
T=const Q=A’+ΔU ΔU=0, Q=A’ -
p=const Q=A’+ΔU Q=ΔU+pΔV -
V=const Q=A’+ΔU, A=0 Q=ΔU -
Q=A’+ΔU Q=0 ΔU= - A’ | Познавательные: развивает операции мышления, ставит задачу (ответить на вопрос) на основе соотнесения того, что известно Коммуникативные умение выражать свои мысли, строить высказывания |
4. Изучение нового материала. | Вспоминая ЗСЭ, мы может сказать, что некоторые процессы, не противоречащие ему, никогда не протекают в природе. Предметы имеющие более высокую температуру остывают и при этом передают свою энергию боллее холодным окружающим телам. Но никогода в природе не случается обратныц процесс. Самопроизвольная передача тепла от холодного тела более теплому. Хотя это и не противоречит ЗСЭ. Рассмотрим рисунок 5.11 на стр. 163. Что мы видим на рисунке? Из-за чего механическая энергия маятника убывает? Что происходит с температурой маятника? Энергетически допустим и обратный процесс, когда амплитуда колебаний маятника увеливается за счёт охлаждения самого маятника и окружающей среды. Но такой процесс никогда не наблюдается. Механическая энергия самопроизвольно переходит во внутреннюю, но не наоборот. При этом энергия упоряжочного движения тела как целого превращения в энергию неупорядочного теплового движения слагающих его молекул. Необратимый процесс - процесс, протекающий только в одном направлении. Какие самые известные необратимые процессы вы знаете? Понятие необратимости процессов составляет содержание 2-го з-на термодинамики. Этот з-н был сформулирован путем обобщения опытных фактов. Немецкий ученый Рудольф Клаузиус в 1850 году сформулировал закон так: Невозможно перевести тепло от более холодной системы к более горячей при отсутствии одновременных изменений в обеих системах или окружающих телах. Независимо от Клаузиуса в 1851 году Уильям Кельвин: невозможно осуществлять такой переодический процесс, единственным результатом которого было бы получение работы за счет теплоты, взятой от одного источника. Здесь констатируется опытный факт определенной направленности теплопередачи: тепло само собой переходит всегда от горячих тел к холодным. | ЗСЭ: Энергия в природе не возникает из ничего и не исчезает: кол-во энергии неизменно, она только переходит из одной формы в другую. Колебания маятника, выведенного из положения равновесия, затухают За счёт работы сил трения. Слегка повышается. Старение и смерть организма. Из приведенных формулировак можно сказать, что если процесс передачи энергии от холодного тела горячему осуществляется, то при этом происходят определенные измененения в окружающих телах | Познавательные: умение строить логическую цепь размышления, умение формировать анализ и синтез. Личностные: умение внести необходимые дополнения и коррективы Коммуникативные: умение вступать в диалог, умение создавать устные высказывания |
5. Закрепление материала | Рымкевич. № 631 Какую работу совершил воздух массой 200 г при его изобарном нагревании, если их массы, а также начальные и конечные температуры равны. № 634 Объем кислорода массой 160 г, температура которого 27 0С, при изобарном нагревании увеличился вдвое. Найти работу газа при расширении, количество теплоты, которое пошло на нагревание кислорода, изменение внутренней энергии. № 646 Для пригоовления ванны вместимостью 200 л смешали холодную воду при 10 0С с горячей при 60 0С. Какие объемы той и другой воды надо взять, чтобы температура установилась 40 0С. | Рымкевич. №631 Дано: m = 200 г = 0,2 кг p = const ΔT = 20 К M = 29*10-3 кг/моль Cp = 1,01*103 Дж/кг*К A -? Q -? Решение: A= pΔV ур-ие состояния идеального газа pV = νRT A =νRT=mRT/M =0,2 кг * 8,31Дж/моль*К * 20 К / 29*10-3 кг/моль = 1,14*103 Дж Q = Cp*m*ΔT = 1,01*103 Дж/кг*К * 0,2 кг * 20 К= 4 кДж № 634 Дано: m = 160 г = 0,16 кг p = const ΔT1 = 270С = 300 К V2 = 2V1 M = 0,032 кг/моль Cp = 920 Дж/кг*К A’ -? Q -? ΔU -? Решение: V1/ V2 = T1/ T2 V1T2=V2T1 T2=V2T1 /V1=2V1*300К /V1 = 600К A’= pΔV=m*R*ΔT/M =0,16 кг*8,31Дж/моль*К *(600К — 300К) / 0,032 кг/моль =13 кДж Q = 920 Дж/кг*К * 0,16 кг * (600К -300К) = 44 кДж ΔU = Q – A’ = 44 кДж - 13 кДж =31 кДж № 646 Дано: t1 = 10 0С t2 = 60 0С V = 200 Δt -? m1, m2 -? Решение Если ρ воды = 1 кг/л, то m1+ m2 = 200 кг Q отд = Q получ с* m1 (Δt -t1 )=с* m2 (t2 -Δt) с* m1 (400С - 100С ) = с*m2 (600С — 400С) {30 0С* m1 = 20 0С* m2 { m1+ m2 = 200 кг {m1 = 200 кг - m2 {m1 = 20 0С* m2 {m1 = 200 кг - m2 {30 0С*(200 кг - m2) = 20 0С*m2 {m1 = 200 кг - m2 {6000 0С*кг-300С*m2=20 0С*m2 {m1 = 200 кг - m2 {6000 0С*кг = 50 0С*m2 {m1 = 200 кг - m2 { m2 = 120 кг = 120 л (гор) m1 = 200 кг-120 кг=80кг=80л (х) | Личностные: умение понимать личную ответствен-ность за результат, формирование учебной мотивации Регулятивные: умение осознавать что усвоено, что подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения, умение адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку. Познавательные: умение применять знания в новой ситуации |
6. Рефлексия | -
Что понравилось на уроке.. -
Что не понравилось на уроке… -
Что показалось сложным… -
Что было наиболее интересно узнать... | Ученики отвечают на поставленные вопросы. | Познавательные: Оценивание детьми собственной деятельности, определение позиции ученика. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке. |
7. Д/з | Пар. 5.8-5.10 Рымкевич №632 Для изобарного нагревания газа, количество вещества которого 800 моль, на 500 К ему сообщили количество теплоты 9,4 МДж. Определите работу газа и приращение его внутренней энергии. | Рымкевич №632 Дано: p = const ν = 800 моль ΔТ = 500 К Q = 9,4 Мдж = 9,4*106 Дж A’ - ? ΔU -? Решение: A’ = 3νRT/2 = 3*800 моль * 8,31 Дж/моль*К * 500 К / 2 = 4,9*106 Дж ΔU = Q - A’ =9,4*106 Дж - 4,9*106 Дж = 4,5*106 Дж | Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Познавательные: анализ, синтез, сравнение. |