Необычные способы вычислений
Объект исследования:
Предмет исследования:
Гипотеза:
- овладение приемами устного счета позволит повысить качество и скорость вычислений пятиклассников
Методы исследования:
- поисковый метод с использованием научной и учебной литературы, а также поиск необходимой информации в сети Интернет;
- практический метод выполнения вычислений с применением нестандартных алгоритмов счета;
- анализ полученных в ходе исследования данных.
Цель работы:
показать различные способы вычислений.
Задачи:
- изучить литературные источники и Интернет источники , в которых встречаются различные приемы быстрого счета;
- найти как можно больше различных необычных способов вычислений;
- научиться применять на практике самые интересные или более лёгкие способы вычислений;
- провести констатирующий эксперимент, т. е. пробный диктант в 5а классе;
- сделать вывод о подтверждении или опровержении выдвинутой гипотезы.
Актуальность
- данной темы заключается в том, что использование нестандартных приемов в формировании вычислительных навыков усиливает интерес учащихся к математике и содействует развитию математических способностей.
Введение
Человеку в повседневной жизни невозможно обойтись без вычислений. Поэтому на уроках математики, нас в первую очередь учат выполнять действия над числами, то есть считать. Умножаем, делим, складываем и вычитаем мы привычными для всех способами, которые изучаются в школе.
В своей работе я сочла важным показать не только то, что сам процесс выполнения действия может быть интересным, но и что, хорошо усвоив приёмы быстрого счета, можно поспорить и с компьютером.
Способы вычислений
- Умножение на пальцах
- Умножение удвоением
- Крестьянский способ умножения
- Умножение способом «маленький замок»
- Умножение на 11, 9, 50, 101
- Квадрат двузначных чисел, начинающихся с 5-ти; квадрат двузначных чисел, оканчивающихся на 5
- Египетский способ умножения
- Умножение чисел методом «ревность»
- Новый способ умножения (таблица Оконешникова)
УМНОЖЕНИЕ НА ПАЛЬЦАХ
Древние египтяне были очень религиозны и считали, что душу умершего в загробном мире подвергают экзамену по счёту на пальцах. Уже это говорит о том значении, которое придавали древние этому способу выполнения умножения натуральных чисел (он получил название пальцевого счета ).
Умножали на пальцах однозначные числа от 6 до 9. Для этого на одной руке вытягивали столько пальцев, на сколько первый множитель превосходил число 5, а на второй делали то же самое для второго множителя. Остальные пальцы загибали. После этого брали столько десятков, сколько вытянуто пальцев на обеих руках, и прибавляли к этому числу произведение загнутых пальцев на первой и второй руке. Пример: 8 ∙ 9 = 72
Умножение на 9.
Растопырьте пальцы на обеих руках и поверните руки ладонями от себя. Мысленно присвойте пальцам последовательно числа от 1 до 10, начиная с мизинца левой руки и заканчивая мизинцем правой руки .
Допустим, хотим умножить 9 на 6. Загибаем палец с номером, равным числу, на которое мы будем умножать девятку. В нашем примере нужно загнуть палец с номером 6. Количество пальцев слева от загнутого пальца показывает нам количество десятков в ответе, количество пальцев справа - количество единиц. Слева у нас 5 пальцев не загнуто, справа - 4 пальца. Таким образом, 9·6=54. Ниже на рисунке детально показан весь принцип "вычисления".
- Еще пример: нужно вычислить 9·8=?. По ходу дела скажем, что в качестве "счетной машинки" не обязательно могут выступать пальцы рук. Возьмите, к примеру, 10 клеточек в тетради. Зачеркиваем 8-ю клеточку. Слева осталось 7 клеточек, справа - 2 клеточки. Значит 9·8=72. Все очень просто.
КРЕСТЬЯНСКИЙ СПОСОБ УМНОЖЕНИЯ
- Русские крестьяне применяли следующий способ умножения: Пусть надо умножить 37 на 32. Составим два столбца чисел, - один удвоением, начиная с числа 37, другой раздвоением, начиная с числа 32:
- 37……….32
- 74……….16
- 148……….8
- 296……….4
- 592……….2
- 1184……….1
Произведение всех пар соответственных чисел одинаковое, поэтому
37 ∙ 32 = 1184 ∙ 1 = 1184
УМНОЖЕНИЕ НА 11
- 1 способ . Чтобы число умножить на 11, к нему приписывают 0 и прибавляют исходное число. Например:
47 * 11 = 470 + 47 = 517
243 * 11 = 2430 + 243 = 2673
- 2 способ. Если хочешь умножить число на 11, то поступай так: запиши число, которое нужно умножить на 11, а между цифрами исходного числа вставь сумму этих цифр. Если сумма получается двузначное число, то 1 прибавляем к первой цифре исходного числа. Например:
45 * 11 = 4(4+5)5 = 495
- Такой способ подходит только для умножения двузначных чисел
УМНОЖЕНИЕ НА 9
- Чтобы умножить число на 9, к нему приписывают 0 и отнимают исходное число. Например,
241 * 9 = 2410 – 241 = 2169
847 * 9 = 8470 – 847 = 7623
УМНОЖЕНИЕ ТРЁХЗНАЧНОГО ЧИСЛА НА 101
Например 125 * 101 .
- (увеличиваем первый множитель на число его сотен и приписываем к нему справа две последние цифры первого множителя)
125 + 1 = 126 12625
КВАДРАТ ДВУЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ, ОКАНЧИВАЮЩИХСЯ НА 5
- ПРАВИЛО : умножают число десятков на число, на единицу большее,
- и к произведению приписывают 25.
75 2 =(7*8) в конец произведения подписываем 25 : 5625
КВАДРАТ ДВУЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ, НАЧИНАЮЩИХСЯ С 5-ТИ
Чтобы возвести в квадрат число, начинающееся на 5, надо:
- к 5 2 =25 прибавить число единиц « а ».
- к полученному числу приписать справа квадрат единиц.
56 2 =(25+6)*(6 2 )=3136
59 2 =(25+9)*(9 2 )=3481
Практическая часть
Изучив в литературных и Интернет источниках приёмы устного счёта, мы отобрали самые распространённые и общедоступные. По согласованию с учителем математики, составили математический диктант, опираясь на данные свойства. На уроке с разрешения учителя, провели диктант в своём классе. В эксперименте принимали участие 6 человек. Трое выполняли вычисления обычными способами, а трое других учащихся выполняли вычисления по правилам, с которыми мы их предварительно познакомила.
Образец диктанта:
1. 41*39
2. 26*34
3. 89²-11²
4. 45²
5. 28*11
6. 84*12
7. 79*11
8. 129*5
9. 64*18
10. 87*93
Результаты вычислений
Заключение
- Работая над этой темой, я узнала, что существует много различных, забавных и интересных способов вычислений. Некоторыми в различных странах пользуются до сих пор. Но не все способы удобны в использовании, особенно при умножении многозначных чисел.
- Из всех найденных мною необычных способов счета более интересным и показались способы умножения на 9, 11,101, 50, пальцевый счёт, возведение в квадрат двухзначных чисел, начинающихся и заканчивающихся на 5.
- Самым простым мне показался метод «удвоения и раздвоения», который использовали русские крестьяне. Я его использую при умножении не слишком больших чисел (очень удобно его использовать при умножении двузначных чисел).
- Заинтересовал новый способ умножения, потому что он позволяет в уме «ворочать» огромными числами.
- Используя упрощенные приёмы устных вычислений я научилась производить наиболее трудоёмкие арифметические действия без применения калькулятора и компьютера.
- Наша первоначальная гипотеза о том, что знание и использование приемов быстрого счета позволит существенно увеличить скорость и качество счета, подтверждается.
Спасибо за внимание!