СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Неопределенная форма глагола

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Неопределенная форма глагола»

Тема: Неопределенная форма глагола

Цель: способствовать формированию навыков определения грамматических признаков неопределенной формы глаголов, использование инфинитива в речи, совершенствование правописания Ъ в инфинитиве, развивать умение самостоятельно делать выводы, сравнивать, содействовать воспитанию доброжелательного отношения друг к другу, обогащению словарного запаса.

Ход урока

1 Орг. Момент

2 Этап актуализация изученного материала

2.1. Проверка Д.З.

2.2. Карточка для индивидуальной работы

-Вставьте вместо точек возвратные глаголы, укажите вид, категорию переходности(непереходности)

На футбольном поле ….. лучшие команды города. На шахматной доске шел настоящий бой - ….достойные противники. Члены судейской бригады долго….. и наконец вынесли решение. Тренеры …..о дружеском матче между волейбольными командами. На татами …… представители соседних государств.

3 Ориентировочно-мотивационный этап

-Чтобы узнать тему урока, разгадайте кроссворд и составьте слово из букв

1

2

4 5

3

6

7



8

9

По горизонтали:

  • Глаголы, совмещающие значение совершенного и несовершенного вида (двувидовые)

  • Морфема, указывающая на возвратность глагола (постфикс)

  • Видовая пара глагола БРАТЬ (взять)

  • Сколько временных форм имеют глаголы несовершенного вида (три)

По вертикали:

  • Глагол, не имеющий постфикс –СЯ- (невозвратный)

  • Глагол, который обозначает действие, переходящее на предмет (переходный)

  • Переходные глаголы имеют (или могут иметь) при себе зависимое слово в ……падеже

  • Совершенный и несовершенный (вид)

  • Глагол как часть речи обозначает действие или ….предмета (состояние)

СЛОВО: ИНФИНИТИВ

-Что вы знаете об этой форме глагола? Что хотели бы узнать?

4 Операционно-познавательный этап

4.1. Актуализация теории об инфинитиве

-Инфинитив – это латинское название глагольной формы. Назовите синонимический ему термин (неопределенная форма глагола). Какие признаки могут подсказать, что перед нами глагол в неопределенной форме? (?, суффиксы – ть -, -ти-, -чь-)

-Какие вопросы задаются инфинитиву? Почему мы задаем 2 вопроса? По каким грамматическим показателям мы опознаем инфинитив? Приведите примеры глаголов в форме инфинитива

4.2. Анализ лингвистической сказки

-Послушайте сказку и попробуйте ответить на вопрос: почему инфинитив называют неопределенной формой глагола

Сказка об Инфинитиве

В одной книге девочка Оля попадает в гости к этому Инфинитиву. На двери зала, где он живет, висит табличка: великий отшельник Инфинитив.

Оля постучала и чуть-чуть приоткрыла дверь

-Часы! – услышал она голос.

_что?

-Часы! Я сказал: скиньте часы! В мое жилище запрещено входить в часах. Я не хочу иметь ничего общего со временем.

Оля сняла часы и положила их под камень у входа. Сгорая от любопытства, она распахнула дверь и вошла. Перед ней стояла странная фигура, закутанная в черный плащ, в черной маске, в зеленой шляпе, совершенно неопределенной формы. Фигура была похожа не то на разбойника с большой дороги, не то на скрывающегося от своих врагов принца.

-Почему вы живете один здесь?

-Во – первых, у меня не бывает окончания, хоть многие суффикс ТЬ принимают за окончание. Еще у меня есть один секрет: я не умею считать. Да-да, я занимаю такое важное положение на острове, но не могу отличить, где один, где много. Есть и другие причины, и очень серьезные!

-Расскажите, пожалуйста, это так интересно!

-Но это тайна! Государственная тайна! Но тебе я могу намекнуть, вернее, напеть. Это непростая песенка, это песенка-загадка:

Начальной формой быть приятно, Вид у меня бывает разный…

Начало лучше, чем конец - А про лицо я дам ответ:

Инфинитив – звучит занятно, - Его не видели ни разу,

Я вам назвался, наконец. Его, по-видимому, нет.

Ко мне летят лишь два вопроса Всегда по горло делом занят.

В них смысл жизни для меня. Нет времени – так где же взять?

А если про другое спросят, Тому, кто этого не знает,

Молчу, - меня не обвинят. Инфинитива не понять.

-Оля уже не первый раз была в Волшебной стране, и поэтому ей нетрудно было отыскать очень важный грамматический смысл, спрятанный за строчками этой песенки. Она поблагодарила Инфинитив за песенку, а потом спросила:

-Только я так и не поняла, вам негде взять время, или вы не хотите иметь с ним ничего общего?

-И то, и другое. Во всяком случае, я от него не завишу, мне не нужны ни часы, ни календари. Зато я всегда имею вид.

-Да, вид у вас совершенно замечательный, даже когда он несовершенный. Ну, а что за история с вашим суффиксом ТЬ?

-Мягкий знак в моем суффиксе очень капризен и непрочен – ведь он такой мягкий. Иногда я заменяю его буквой И, тогда получается суффикс ТИ. Звучит тоже совсем неплохо: нести, везти, плести. Правда, сознаюсь тебе, глаголов так много, некоторым из них не хватило этих моих суффиксов. Но они не обиделись. А собрались в дружную компанию. ПЕЧЬ, СТЕРЕЧЬ, ТЕЧЬ…Про них даже сочинили целое правило.

4.3. Изучение нового материала

Изучите теоретический материал на стр. 55 и заполните схему опору

ИНФИНИТИВ (неопределенная форма глагола)

На какие вопросы отвечает?


Какие формообразовательные суффиксы имеет?


Какими морфологическими признаками обладает?


Какую синтаксическую роль выполняет?


СЛОВО Учителя: Слово «ИНФИНИТИФ» было заимствовано во 2 п. 19 века из латыни, где он определялся как «НЕОПРЕДЕЛЕННЫЙ». Ярким отличительным морфемным признаком инфинитива являются формообразовательные суффиксы- ТЬ, ТИ, ЧЬ. Суффикс – ТЬ- появился на месте суффикса – ТИ-, он ещё более молодой, но в современной языке более употребителен. В литературном языке – ТИ- сохраняется не только под ударением: ВЕЗТИ, ПОЛЗТИ, РАСТИ, а также в однокоренных словах с приставкам: ВЫВЕСТИ, ВЫЙТИ.

Некоторые глаголы имеют формообразовательный суффикс – ЧЬ- )БЕРЕЧЬ, УВЛЕЧЬ, УВООЛОЧЬ, ТЕЧЬ, СТРИЧЬ) Древние формы этих глаголов - БЕРЕГТИ, ПЕКТИ. В результате исторических изменений сочетания ГТ и КТ образовали звук Ч.

4.4. Закрепление изученного материала

4.4.1 Работа с учебником

Упр. 92, 93

4.4.2. Самостоятельно

-Заменить словосочетания инфинитивом, определить вид, переходность (непереходность), выделить формообразовательные суффиксы

Приветствовать друг друга при встрече (здороваться), испытывать волнение (волноваться), допустить ошибку (ошибаться), проявлять интерес к чему- либо (интересоваться), чувствовать обиду (обижаться), излишне расхваливать свои заслуги (хвастаться), участвовать в соревновании (соревноваться), быть на тренировке (тренироваться), проявлять стремление (стремиться), чувствовать радость (радоваться).

4.4.3. Развитие речи

-Вспомните и запишите как можно больше фразеологизмов с названиями частей тела. В составе фразеологизма должен быть инфинитив.

1 ряд – нос, 2 ряд – ухо, 3 ряд – язык

Нос

Ухо

Язык

Зарубить на носу, клевать носом, водить за нос, повесить нос, задирать нос, утереть нос, остаться с носом, держать нос по ветру

Пропустить мимо ушей, держать ухо востро, навострить уши, не видать как своих ушей, развесить уши, услышать краем уха, покраснеть до ушей

Чесать язык, тянуть за язык, язык до Киева доведет, прикусить язык, развязать язык, держать язык за зубами, язык проглотить, найти общий язык

4.4.4. Задание для любознательных

Определите синтаксическую функцию инфинитива в предложении. На жетонах напишите номер предложения, поместите жетон на соответствующую ячейку поля.

  • Я буду рисовать портрет друга 1\

  • Мне надо рисовать портрет друга

  • Желание рисовать появилось у меня рано

  • Я специально приехал сюда рисовать портрет друга

  • Я люблю рисовать портреты людей

  • Рисовать портреты людей – мое любимое занятие.

  • Мне посоветовали рисовать портреты людей.

  • Я начал рисовать портреты людей, и это мне нравилось

Определение 4

Подлежа-щее (1)

Синтаксическая роль инфинитива




Сказу-емое (2)

Дополнение 3


Обстоятельство 5







КЛЮЧ: 1-6, 2 – 1, 2, 5, 8, 3- 7, 4-3, 5 – 4

5 Рефлексийно-оценочный этап

Прием «Великолепная тройка»

Назовите 3 важных положения на уроке

6 Д.З.

П.10, упр. 91


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя