СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Непокорённый Ленинград"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Непокорённый Ленинград"»

Тема: «Непокорённый Ленинград»

Цель: формирование активной гражданской позиции, нравственно – патриотические качества у учащихся.

Задачи:

образовательная: познакомить учащихся с героическим подвигом ленинградцев совершённым в период блокады;

воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, уважение и благодарность к участникам тех событий, сохранять преемственность поколений на основе исторической памяти, примерах героического прошлого народа;

развивающая: развивать у учащихся чувство уважения, гордости к старшему поколению, его героическому прошлому, расширение словарного запаса и кругозора детей, развитие речевой деятельности.

Форма проведения: устный журнал.

Оборудование:

Место проведения: компьютерный класс.

Дата проведения: 24.12.2018г.





Ход мероприятия

27 января - День воинской славы России (слайд 2). В этот день в 1944 г. была снята блокада города Ленинграда (в настоящее время это город Санкт-Петербург). Подвигу советских людей в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков посвящается наш классный час.

1 чтец:
               Опять война, опять блокада,
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
«Не надо,
Не надо раны бередить».
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне.
И может показаться:
Правы
И убедительны слова,
Но даже если это правда,
Такая правда
Не права!
Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!
Время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну 1941-1945 годов, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей страны.22 июня 1941 года гитлеровские войска атаковали границы Советского Союза (слайд 3).

План ведения кампании против СССР получил название "Барбаросса”. Фашистское командование рассчитывало за 6-7 недель в русле молниеносной войны захватить нашу страну до Уральских гор. Вторжение врага было вероломным и неожиданным для Советского Союза. В первые три недели войны 23 советские дивизии были разгромлены полностью, 72 – более чем наполовину. Немецкие войска продвинулись на 300-600 километров в глубь советской территории. Ими были захвачены Литва, Латвия, Белоруссия, Западная Украина, Молдавия. На дальних подступах к Ленинграду бои развернулись в первых числах июля 1941 года. Советский народ был полон решимости, отстоять город. А у Гитлера был другой план, он решил стереть с лица земли Ленинград. Не сумев захватить город, противник решил сломить сопротивление его защитников длительной блокадой, систематическим артиллерийским огнем и бомбардировками с воздуха. В июле из Ленинграда стали вывозить жителей и расположенные в городе заводы и фабрики.

8 сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады длиной в 900 дней и ночей (слайд 4). Многие хотели выехать, но пути были отрезаны. 900 дней мук и слез, горестей и смертей, надежд и тревог, труда и борьбы. Сколько бедствий встает сразу за этими строками — 900 героических дней. Ни один город, ни одна крепость за всю историю существования человечества не выносила столь жестокого испытания.

Город подвергся страшнейшим лишениям и пыткам. Враг рассчитывал, что пробудит в ленинградцах самые низменные животные инстинкты. Он был уверен, что голодающие, мерзнущие, жаждущие люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга, начнут роптать, перестанут работать, в конце концов, сами сдадут город.

2 чтец:

900 черных дней и ночей
Нависала над нами блокада.
900 этих дней и ночей
Мы сражались у стен Ленинграда.

Лютый холод и нечем топить,
Жуткий голод, а хлеба ни крошки.
Чтобы наше упорство сломить-
Каждодневные злые бомбёжки.

Но работали наши заводы,
Наши дети учились читать.
В те блокадные страшные годы
Продолжали оркестры звучать.

900 черных дней и ночей
Мы работали, жили, сражались.
900 этих дней и ночей
Нашей воле враги поражались.


900 черных дней и ночей
Нависала над нами блокада.
Скольких павших за счастье людей
Ты укрыла, земля Ленинграда!


В кольце блокады Ленинграда оказалось 2 млн. 887 тыс. человек (слайд 5). Блокада стала страшным испытанием для ленинградцев. Немецкие самолеты и артиллерия постоянно обстреливали и бомбили город (слайд 6). С суши, с моря, с воздуха. Они хотели разрушить стратегически важные объекты: фабрики, заводы, вокзалы, госпитали, торговые центры. В городе начались пожары (слайд7). Рушились дома от обстрелов. Замерло электричество (слайд 8). Вышел из строя водопровод (слайд 9). Закончилось топливо. Начался голод, а затем и страшный холод зимы 1941-1942 гг. (слайд 10). С первых дней сентября 1941 года в Ленинграде вводятся продовольственные карточки (слайд11). В городе закрываются столовые. В связи с истекающими запасами муки продолжали снижаться нормы выдачи хлеба. В октябре начался голод. С 20 ноября 1941 года пятый раз сокращается хлебный паек: рабочие стали получать в сутки 250 г хлеба, а неработающие по 125 г. Крошечный почти невесомый ломтик. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отрубей, мякины, целлюлозы (слайд12). Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев.

(Показать детям норму хлеба).

Вскоре жертвы голода исчислялись уже тысячами. Они ложились и не вставали в темных промерзших квартирах, падали на улицах, на заводах у станков (слайд13). Только за первую блокадную зиму голод унес в Ленинграде 252 тыс. человек. Потеря близких отражалась острой болью в сердцах живых.

Враг прекрасно знал, что в городе катастрофически не хватает продуктов. В этом-то и был его дьявольский замысел – погубить ленинградцев голодом. Но осуществить этот план враг до конца не смог. От малого до старого все испытывали голод, но все они трудились и жили с надеждой в победу.

За первые месяцы блокады тысячи жителей влились в ряды народного ополчения, в партизанские отряды, направились на строительство оборонительных рубежей (слайд 14). Только на возведении укреплений вокруг Ленинграда работало ежедневно до 500 тысяч человек.

Рабочие и работницы не покидали своих станков точно так же, как пулеметчики — своих пулеметов (слайд 15). В осажденном городе каждый человек был воином.

В период блокады Ленинград дал фронту более 2 тысяч танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых морских орудий, 4500 полевых орудий разных калибров, 12 тысяч минометов, 212 тысяч единиц стрелкового оружия, более 7,5 миллиона артиллерийских снарядов и мин.

Вместе со взрослыми на заводах трудились и дети (слайд16). Одна из блокадниц вспоминала: “Я никогда не забуду, что видела на Кировском заводе. Подростки, мальчики и девочки по 12-13 лет, стояли у станков. Они заменили своих отцов и старших братьев. Этим подросткам подставляли скамейки, для того чтобы они могли работать”. В своей «Ленинградской поэме» поэтесса Ольга Берггольц писала:

3 чтец:

Да, мы не скроем - в эти дни

Мы ели клей, потом ремни,

Но, съев похлёбку из ремней,

Вставал к станку упрямый мастер,

Чтобы точить орудий части,

Необходимые войне.

Но он точил, пока рука

Могла производить движенья.

А если падал,- у станка,

Как падает солдат в сраженье.

Смотреть на голодающих детей было тяжело (а их в городе оказалось около 400 тыс.). Дети ждали хлеба. А где его взять? Матери отдавали все, что имели, только бы обменять свои вещи на хлебные карточки. Родители, лишая себя куска хлеба, поддерживали слабые детские силенки, тем самым, нанося вред своему здоровью. Что​бы не заморозить детей, женщины с превеликими трудностями доставали дрова, бережно расходуя каждое полено. А если дрова кончались, в ход шла мебель, паркет и даже книги. Из ближайших водоемов таскали ведрами воду, таща их на салазках, стирали в ледяной воде белье и чинили одежду при слабом свете коптилки, скудные продукты распределяли по дням, а в течение дня - по часам. Во время блокады работало 39 школ и в них занималось около 100 тыс. ребят (слайд 17). Да, трудно поверить, но это факт, даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие ленинградские дети учились. Да они учились несмотря ни на что. Дети шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней ещё прибавилась и цинга.

Я зачитаю вам отрывки из дневника школьной учительницы истории Ксении Владимировны Ползиковой. Ксения Владимировна вела свой дневник о школе и жизни детей всю блокаду.

«Занятия проходили в экстремальной обстановке и постоянно прерывались воем сирены. Ученики вместе с учителями спускались в бомбоубежища и продолжали уроки там. С наступлением холодов учиться стало совсем тяжело. Все дети сидят в пальто, перчатках или рукавицах. У счастливцев на ногах валенки. От больших кафельных печей веет холодом: их давно не топят. Чернила покрываются коркой темно-лилового льда. Ребята каждый день устраивают в чернильницах "проруби" и через них обмакивают перья.

Водопровод перестал подавать воду во второй этаж, а затем и вовсе перестал действовать. Это не заставило прекратить занятия». Требуется большая сила воли, чтобы сидеть в стуже почти пять часов в классе.

Ксения Владимировна пишет, что 4-й урок в классе давать трудно, всё занятие дети настороженно ждут звонка "к супу", он приобрел для всех особую ценность. Получить две тарелки супа — мечта каждого. Обязанность дежурного учителя - следить, чтобы учащиеся съедали суп в столовой, а не отливали его в баночки и кружки и не уносили домой. А многим очень хотелось это сделать. Дома мать, отец, младшие братья и сёстры голодают. Память детей слабеет. К весне численность учеников в школах снизилась почти в три раза: кого-то эвакуировали, кто-то перестал ходить, многие погибли».

Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, прямо в классе.

4 чтец:

Девчонка руки протянула

и головой

На край стола…

Сначала думали -

Уснула,

А оказалась-

Умерла.

Никто не обронил ни слова,
Лишь хрипло,

Сквозь метельный стон

Учитель выдавил, что снова

Уроки-

После похорон.

Хоронить людей было трудно: транспорт не работал. Обледеневшие, покрытые снегом стояли трамваи. Вдоль проспектов причудливыми нитями свисали провода, окутанные инеем. По бесконечно длинным улицам, между сугробами, напрягая последние силы, люди тянули саночки, на которых лежали покойники (слайд 18). Мертвых хоронили без гробов, обернутых простынёй или одеялом. Нередко, выбившись из сил, люди оставляли мертвого на полпути. Позднее эти трупы подбирали машины и увозили на окраину города, на огромный пустырь рядом со старой Пискарёвской дорогой. Так образовалось известное ныне Пискаревское кладбище.

Среди орбит Земли и Юпитера есть малая планета № 2127. Уже несколько десятилетий оплывает она вокруг Солнца под именем TANYA. Так звали ленинградскую школьницу, от которой на Земле остался тонкий блокадный блокнотик — «Дневник Тани Савичевой» (слайд 19).

На момент объявления войны вся большая и сплоченная семья Савичевых проживала в Ленинграде. Лето 1941 года они собирались провести в деревне, но уехать успел только брат Тани Михаил. Неожиданно начавшаяся война помешала планам семейства, все члены которого сразу же начали помогать армии: мать-белошвейка шила обмундирование, Лека работал строгальщиком на Адмиралтейском заводе, сестра Женя точила корпуса для мин, Нина была мобилизована на оборонные работы, а Василий и Алексей Савичевы, два дяди Тани, несли службу в ПВО. Старшая сестра Тани Нина однажды не вернулась с работы. Родные посчитали, что она погибла. Однако на самом деле она была эвакуирована вместе со своим предприятием через Ладожское озеро на «Большую землю», и осталась единственной выжившей в семье. Дневник, а вернее записную книжку, Таня получила в наследство от Нины. С одной стороны он был исписан замечаниями Нины к своей работе, а с другой стороны Таня начала вести дневник (слайд 20).
Первая запись в нем появилась 28 декабря 1941 году:

Женя умерла 28 дек в 12.30 утра 1941 г.

Бабушка ослабела в январе и попросила не хоронить её сразу, а оставить в холодной комнате и получать хлеб по её карточке. «Вы не бойтесь, я тихонечко полежу», сказала она перед смертью.

«Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г.»

До лета в блокнот перекочует вся семья.

«Лёка умер 17 марта в 5 час. утр. 1942 г.» 

Менее чем через месяц в дневнике появилась новая запись. На этот раз Тане пришлось занести дату смерти дяди Васи.
Дядя Вася умер 13 апреля в 2 ч ночи 1942 г.

Потом одна за другой появляется записи о смерти сначала дяди Леши, а потом и матери. Вскоре появляется последняя запись, сделанная детской рукой: «Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня». Вскоре Таня была эвакуирована вместе с другими детьми блокадного Ленинграда. В августе 1942 года эшелон с детьми прибыл в поселок Шатки. Девочка попала в детский дом № 48. Она единственная из прибывших детей оказалась больна туберкулезом. Скончалась Таня в 1944 году 1 июля. Но ее дневник остался в память будущим поколениям и попал в ленинградский музей. На «Нюрнбергском процессе» он стал одним из доказательств об ужасах жизни в блокадном Ленинграде и зверствах нацистского режима. Ленинградцы умирали, но как? Они оставались героями до последнего вздоха, их смерть призы​вала живых к настойчивой неукротимой борьбе. От малого до старого, все испытывали голод, но они трудились и жили с надеждой на торжество победы.

Это же чувство руководило артистами, когда они пели, играли, развлекая голодных и усталых людей (слайд 21), хотя у них самих подкашивались ноги, и кружилась голова. В антрактах у наиболее ослабевших на​ступало обморочное состояние, но воля побеждала: они вставали и продолжали играть. Ежедневные бомбежки города, а немцы были очень пунктуальны в этом смысле, приучили всех жителей подстраиваться под этот чудовищный график. Спектакли перенесли с вечернего времени на дневное, и все равно они по нескольку раз прерывались воздушной тревогой. Зрители организованно спускались в бомбоубежище, артисты, как были, в сценических костюмах, поднимались на крышу тушить зажигательные бомбы, чтобы не допустить пожара.

Под грохот бомбовых разрывов писал в Ленинграде свою знаменитую Седьмую симфонию или как её прозвали «Ленинградскую» Д. Шостакович. Это великое произведение, отражает не только волю к победе, но и непреодолимую силу духа русского народа. С первых дней войны Шостакович, как и многие его земляки, стал работать на нужды фронта. Он рыл окопы, дежурил  по ночам во время воздушных тревог, а в свободное время писал музыку. 9 августа 1942 года в блокадном городе состоялась премьера Седьмой симфонии ( слайд 22). Её исполняли музыканты симфонического оркестра. Люди, обессилившие от холода и голода, не могли толком держать инструменты в руках, но всё равно оркестр продолжал работать. Со всего Ленинградского фронта собирали музыкантов-военнослужащих. Они покинули свои боевые точки для того, чтобы симфония прозвучала (слайд 23). За дирижёрским пультом стоял главный дирижёр оркестра Ленинградского радио Карл Ильич Элиасберг. Он был болен дистрофией, и любое движение отнимало частицу его жизни. Концерт транслировался по радио, чтобы весь мир узнал, что Ленинград жив, что победить его никому не удастся.

Звучит отрывок из 7 симфонии Д. Д. Шостаковича.

Единственным “окном”, соединившим Ленинград с “большой землей”, было Ладожское озеро юго-западное и юго-восточное побережье которого оставались в советских руках. Этот маршрут, по которому днем и ночью в любую погоду ходили тихоходные баржи и снабжали население продовольствием, медикаментами, боеприпасами (слайд 24), а обратно эвакуировали мирное население. Но этого для огромного города было недостаточно. Эти перевозки проходили в условиях непрерывных немецких авианалётов, да и барж было не так уж много. В день в Ленинград поступало всего 200 тонн груза. С началом зимы и ледостава на Ладожском озере водная коммуникация прекратилась. Для обеспечения города оставался один путь — по льду озера. Советским командованием был дан приказ по организации автодороги через Ладожское озеро (слайд 25). Первые санно-гужевые обозы двинулись по дороге 20 ноября, а на следующий день пошла первая автомашина. Так появилась Военно-автомобильная дорога N 101, протяжённостью 29 километров. Но жители города на Неве дали ей другое имя, которое будет сохраняться в Ленинграде многие века — «Дорога жизни»( слайд 26). Каждый метр дороги был оплачен кровью защитников города, водителей, регулировщиков, авторемонтников, зенитчиков, связистов, санитаров. Зимняя дорога располагалась всего в 20-25 километрах от берега, занятого противником. Вражеские бомбардировщики и истребители денно и нощно проводили налёты на трассу (слайд 27.) В воронки, образовавшиеся во льду от разрывов авиабомб, проваливались автомобили. Но немцам так и не удалось перерезать последнюю нить, связывающую город с Большой землёй.

5 чтец:

Проводим ночи в ледяной пустыне,
Не ради денег бьемся и наград.
Банкует смерть, но страха нет впомине,
Нас ждет непокоренный Ленинград.
Смеясь плюем в лицо судьбе капризной.
Сейчас надежда лишь на нас одних.
И мы готовы, молодые жизни,
Свои отдать за тысячи других.

Кто может счесть ребят, что утонули?
Вчера погиб мой лучший корешок,
Спасти пытаясь для голодных улиц,
Уйдя под воду, хоть один мешок.
Все что могли, мы сделали, поверьте.
Не зря отмечен кровью тяжкий труд.
И пусть потом, дорогу нашей смерти,
Дорогой жизни люди назовут.


  Зимой 1941-1942 годов ледовая трасса «Дороги жизни» действовала 152 дня, до 24 апреля. В среднем в день перевозилось 2375 т в один конец. 70% груза, поступавшего в Ленинград, составляло продовольствие. Это позволило не только улучшить снабжение войск Ленинградского фронта и населения города, произвести прибавку хлеба, но и создать небольшие запасы муки, крупы, мяса и рыбы. Кроме продовольствия в город поставлялись боеприпасы, горюче-смазочные материалы, боевая техника, артиллерия и танки. За первую зиму блокады из Ленинграда эвакуировано 514 000 жителей города, 35 000 раненых бойцов, промышленное оборудование.

В следующую блокадную зиму 1942 – 43 гг. положение осаждённого Ленинграда значительно улучшилось: ходил общественный транспорт, работали предприятия, действовал водопровод и канализация, действовали общественные бани.

Утром 12 января 1943 года началось выполнение операции «Искра» — в наступление перешли войска Ленинградского и Волховского фронтов (слайд 28). Их боевые действия поддерживались огнём корабельных орудий, ударами авиации Краснознамённого Балтийского флота. После тяжёлых и ожесточённых боёв части Красной Армии преодолели мощные укреплённые районы немцев южнее Ладожского озера, и 18 января 1943 года произошла встреча частей Ленинградского и Волховского фронтов (слайд 29). Ночью 18 января ленинградцы услышали по радио долгожданную весть: «Блокада прорвана!» Великая волна радости захлестнула мужественный город. Ленинград не спал. Может быть, за всю его историю не было такой ночи, такого ощущения своей духовной силы, сознания своей непобедимости. По освобождённой от захватчиков земле была проложена железнодорожная ветка со свайно-ледовой переправой через реку Неву.
Но еще долгий год враги оставались на подступах к городу.

Наконец 14 января 1944 года началась наступательная операция по окончательному снятию блокады. Через 12 дней боев части 2-й и 42-й армий при поддержке артиллерии кораблей Балтийского флота освободили более 700 населенных пунктов. Враг был отброшен от Ленинграда. Огненное кольцо блокады, которое 900 дней и 900 ночей сковывало Ленинград, было окончательно разорвано 27 января 1944 года, а на берегах Невы прогремел торжественный салют (слайд 30).

6 чтец:

За залпом залп. Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пестрыми цветут,
А ленинградцы тихо плачут.
Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо,
Их радость слишком велика -
Гремит салют над Ленинградом!
Их радость велика, но боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют с тобой
Пол-Ленинграда не поднялось.
Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе салют!
Сегодня ленинградцы плачут.. .
(Юрий Воронов)

Пройдут столетия, но всегда будет жива память о беспримерном мужестве ленинградцев, о доблести славных защитников города Ленинграда. Их бессмертный подвиг не забудется никогда.

Прошу всех встать и почтить память погибших во время Великой Отечественной войны.

Минута молчания (запись метронома).

А сейчас мы проведём небольшую викторину про блокаду Ленинграда.

Викторина

Вопрос 1. В каком месяце была снята блокада Ленинграда?

в декабре в июне в январе

Вопрос 2. Сколько дней длилась военная блокада города Ленинграда?

900дней 371 день 640 дней

Вопрос 3. Где проходила « Дорога жизни»?

По Неве по Финскому заливу по Ладожскому озеру

Вопрос 4. Какой была суточная норма хлеба для рабочих в блокадном Ленинграде?

600 грамм 250 грамм 380 грамм

Вопрос 5. Кто написал знаменитую «Ленинградскую» симфонию Д. Д. Шостаковича?

П. И. Чайковский С.В. Рахманинов Д. Д. Шостакович

Вопрос 6. Каким было кодовое название советской военной операции по прорыву блокады Ленинграда в январе 1943 года?

Искра Любанская наступательная операция Январский гром

Вопрос 7. Назовите имя и фамилию маленькой ленинградской девочки, чей дневник стал символом страшной блокадной поры?

Лиза Чайкина Зина Портнова Таня Савичева

Вопрос 8. Сколько школ работало в блокадном Ленинграде зимой 1941 года?

39 школ 100 школ 58 школ























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!