Урок по теме "Неполные квадратные уравнения".
Подготовили учителя математики
МОУ "Успенская ООШ МО "Ахтубинский район" Зенина Н.Г., Крамаренко Т.Н.
"Мне приходится делить своё время между политикой и уравнениями. Однако уравнения по-моему, гораздо важнее, потому что политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно".
А. Эйнштейн.
Сегодня вы узнаете:
1. Какие уравнения называют квадратными?
2. Что в определении квадратного уравнения основное, что следует запомнить и учитывать?
3. Какие частные случаи квадратных уравнений бывают?
4. Каковы способы решения квадратных уравнений в каждом частном случае?
А теперь давайте вместе искать ответы на эти вопросы.
Желаю удачи!
Что общего у этих уравнений?
а–старший (первый) коэффициент,
b -второй коэффициент,
с-свободный член.
а–старший (первый) коэффициент,
b -второй коэффициент,
с-свободный член.
Квадратным уравнением
называют уравнение вида …
ax ² + bx + c = 0, где а ≠ 0,
х - переменная,
а, в, с - некоторые числа.
а – старший (первый) коэффициент,
в - второй коэффициент,
с - свободный член.
Если a = 1 ,
то квадратное уравнение
x ² + bx + c = 0
называют приведенным.
Решим № 513 (устно) .
Попробуем решить:
5x² + 5х – 3 = 0
а
3 x² + 2 х – 4 = 0
в
с
х² + 4х + 3 = 0
-2 x² + х – 1 = 0
4 х ²- 4 х + 1 = 0
-3
5
5
-4
2
3
1
4
3
-2
1
- 1
4
- 4
1
Интересно,
а что будет, если коэффициенты квадратного уравнения по очереди или все сразу (кроме а)
превратятся в нули .
Давайте проведём исследование.
ax 2
ax 2
Неполные квадратные уравнения
Если с = 0 ,
ax 2 + b х = 0
Если b = 0 ,
ax 2 + c = 0
Если b, с = 0 ,
ax 2 = 0
24.01.20
Рассмотрим все возможные случаи
нет корней.
Выпишите неполные квадратные уравнения:
Ответ:
х= 0.
нет корней.
Установите соответствие между уравнениями и следующими
Запишите квадратные уравнения с указанными коэффициентами:
Установите соответствие между уравнениями и следующими утверждениями:
- а=1, b=0, c=16;
- a=-1, b=5, c=0;
- b=0, a=-3, c=0;
- c=-8, a=1, b=0;
- a=1,5, c=0,b=-3;
- b= , a= , c
(в)
а) уравнение имеет два корня,
(а)
(б)
б) уравнение имеет один корень,
(а)
(а)
в ) уравнение не имеет корней.
(а)
Проверьте решение № 515 (а, в, г).
а).4х 2 -9=0 в). -0,1х 2 +10=0 г). 6 v 2 +24=0
4х 2 = 9 -0,1х 2 =- 10 6 v 2 =-24
х 2 = 9 /4 х 2 =- 10 /(-0,1) v 2 =-24/6
х 1 = -3/2=-1,5; х 2 =100 v 2 =-4
х 2 =3/2=1,5; х 1 = -10 Ответ: нет решения.
Ответ:-1,5;1,5; Ответ:-10;10 ;
15
Рассмотрим решение
неполных квадратных уравнений
№ 517 (б, г, д)
б). -5х 2 + 6х=0 г). 4а 2 - 3а=0 д). 6 z 2 – z =0
х(-5х+6)=0 а(4а-3)= 0 z (6 z –1) =0 х=0 или -5х+6=0 а=0 или 4а-3=0 z =0 или 6 z –1 =0
-5х= -6 4а=3 6 z =1
х = -6/(-5) =1,2 а=3/4=0,75 z =1/6
Ответ: 0; 1 ,2. Ответ: 0; 0,75. Ответ: 0; 1/6..
.
24.01.20
15
1) При каких значениях а уравнение
является квадратным уравнением?
2) При каких значениях a уравнение является неполным квадратным уравнением ?
Нет решений
3) Решите уравнение
при полученных значениях а.
Ответ : а = − 2, х= − 15, х= 0;
а = 0,
Подведем итоги
- Какое же уравнение называется квадратным? Почему а≠ 0 ?
- Как называются числа а, в и с?
- Сколько видов неполных квадратных уравнений мы узнали?
- Как решают уравнения I вида?
- II вида? III вида?
Вот и завершается
наш урок.
Ребята! Вы получили ответы на интересующие вас вопросы?
Поняли, что нас впереди
ждут интересные,
а самое главное – важные темы?
Я только хочу вам напомнить,
что при решении задач, примеров
надо искать рациональные подходы и
применять разнообразные способы.
П. 21 (определения), №518, 520 (а,в) 511
Дополнительно (для учащихся с повышенным интересом) №520, №531.
Домашнее задание:
П. 21 учебника;
№№ 318,
321 а,в,
323 а.
Дополнительно: 520, 532.