СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Несклоняемые имена существительные

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Несклоняемые имена существительные»

Урок 73 Дата проведения: 30.11.20 Класс: 6-А

Тема: Несклоняемые имена существительные


Цель урока: познакомить учащихся с понятием “несклоняемые имена существительные”; уметь находить несклоняемые имена существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи;

Планируемые результаты:

Личностные : способствовать развитию речи учащихся, обогащению словарного запаса; учить анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать понятия; способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся; способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.

Метапредметные:

Познавательные УУД: способствовать формированию представления об особенностях несклоняемых имён существительных, поиск и выделение необходимой информации.

3) Коммуникативные УУД: использование средств языка и речи для получения и передачи информации участие в диалоге, самовыражение.

4) Регулятивные: способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых и эстетических качеств личности, целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися; того, что еще будет новым и интересным.

Предметные: учить детей исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемого имени существительного и разграничивать склоняемые и несклоняемые существительные; определять падеж несклоняемых существительных; обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения;



Тип урока: урок-усвоение новых знаний.

Ход урока

1.Орг. Момент

2.Актуализация изученного

1.Самодиктант (Из слов 6 класса)                                                                                                                                              2  1. Имя существительное – это ____________________, которая отвечает на вопросы ______, ________ и обозначает ______________________. 2. На вопрос кто? отвечают _______________________ имена существительные, на вопрос что? отвечают _______________________ имена существительные. 3.Имена существительные бывают ______________________рода,  ______________________ рода и __________________________ рода. 4. Имена существительные бывают ____________________ и пишутся с ____________________ буквы и бывают ________________ и пишутся со _________________ буквы. 5. Имена существительные изменяются по ____________________ по ________________________ .

3. Усвоение новых понятий и формирование умений и навыков.

- Сегодня мы продолжаем работу над темой “Склонение имён существительных”. И для начала запишите следующее предложение: 5-7 мин

В зоопарке живут дикие животные: кенгуру, львы, шимпанзе, какаду, фламинго, колибри.

Один ученик выполняет синтаксический разбор предложения.

Второй ученик – фонетический разбор слова «львы»

Третий ученик – морфологический разбор существительного «в зоопарке».

 Прослушайте стихотворение «Про то, как не надо говорить»:

Как-то рано по утру с другом сели мы в метру,
И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре,
Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне... 
А вернее – я и ты без кашна и без пальты.
Кенгура в кафу зашёл. Занял там свободный стол.
И сидит за доминой с шимпанзой и какадой.
Вдруг огромный обезьян стал играть на фортепьян.
Тут и взрослый сняв пенсню, хохотал на всю киню.
Интересное кино! Жаль, что кончилось оно!

- Употребление каких слов показалось странным? (кенгуру, кино, пальто, кафе, метро, фортепьяно, шимпанзе, пенсне, кашне, какаду) 5 мин

- А теперь каждый из вас поработает корректором.

- Все значения слов вам понятны? Проделаем словарную работу. 7-10 мин

Словарная работа:

кашпо – декоративная ваза для цветочного горшка,

какаду – птица отряда попугаев с хохолком на голове,

кашне – шейный шарф,

пенсне – род очков, держащихся при помощи пружинки, за переносицу,

манто – широкое дамское платье.

фойе – помещение в театре, кино и т.п. для пребывания зрителей перед началом спектакля, фильма, концерта.

4. Определение темы уроков, целеполагание

Давайте вспомним предложение, записанное в начале урока, и просклоняем существительные львы и кенгуру.

Учащиеся устно склоняют эти существительные.

У.: Сделайте вывод.

Слово кенгуру не склоняется.

У.: А какие еще слова в предложении не склоняются?

- Фламинго, шимпанзе, какаду, колибри.

  • Какова же тема нашего урока? (Несклоняемые имена существительные)

  • Записываем тему урока.

  • Какова цель урока? Что мы должны узнать? Чему научиться на уроке? (различать склоняемые ИС от несклоняемых ИС)

  • Как вы думаете, много ли таких слов? (да, много)

Физкультминутка:

Если слышим существительное на –мя, наклоняемся вперед, если несклоняемое слово – руки вверх, склоняемые существительные – хлопки в ладошки.

Пламя, пенсне, море, семя, фойе, поле, бремя, метро, детство, время, бюро, окно.

 4. Группы несклоняемых существительных

Несклоняемые существительные – это существительные, которые во всех падежах имеют форму только именительного падежа

Как вы думаете, откуда эти слова пришли в русский язык?

Да, они иноязычного происхождения. Помещаются в словарях иностранных слов. В словарной статье в скобках указывается, из какого языка заимствовано это слово, и дается его лексическое значение. Например, Авеню (фр.) - широкая улица, обсаженная по обеим сторонам деревьями.

Значения этих слов можно объяснить, подобрав к ним исконно русские слова

Все эти слова иноязычные, в основном – французские, в которых ударение – на последнем слоге. Депо, плато, кафе. Это первая группа несклоняемых существительных.

Вторая группа - иноязычные фамилии, например, Войнич, Хантер, Гюго (сказать: «У меня много романов Гюга!» - язык не повернётся).

русские несклоняемые фамилии - Черных, Руденко, Живаго – относятся к третьей группе.

А четвёртая группа включает в себя такие слова, как ГАИ, МГИМО, США, НИИ, МГУ – сокращения по первым буквам – это аббревиатуры. Проверим верность наших с вами предположений, прочитав в учебнике теоретический материал, откройте учебники на стр. 140.

Чтобы закрепить полученные знания, выполним упражнение . Двое у доски.

6. Первичная проверка полученного знания.

Найдите в тексте несклоняемые существительные и подчеркните их.

учащиеся должны были найти (20) 20,19 – «5», 18, 15 –«4», 14, 10 – 3,меньше 10 – «2»

Перед началом выполнения упражнения текст читает ученик, проверка осуществляется одним учеником вслух, остальные в своих листах. Подсчёт количества несклоняемых существительных, самооценка.

Прошлой весной мадам Анна Викторовна Осипенко ездила на экскурсию по странам Европы. Она побывала в Париже, Хельсинки, США, Копенгагене.

Быстро мчится по шоссе автобус, а Анна Викторовна вспоминает о своем путешествии. Об этом турне она узнала от своей подруги Белых Зинаиды Сергеевны. На пути из Финляндии в Швецию она узнала о страшном цунами, произошедшем на Капри.

Когда огромный пароход подходил к Стокгольму, Анна Викторовна стояла на палубе. Даже в манто и в кашне было прохладно. Ее поразили нарядные, будто сделанные из папье-маше башенки «города веселого Карлсона». В обед она с удовольствием поела в кафе филе осетра с пюре, выпила стаканчик пепси.

Вечером в каюте под светом бра она уже читала в путеводителе о городе Осло – столице Норвегии и мечтала о том, как на будущий год побывает в Монако или в Майами.

-Поставьте себе оценку за упражнение.

Поиграем в игру “Сломай рифму” (раздаточные материалы)

Исправьте в данном тексте ошибки, допущенные поэтом, поставьте несклоняемые существительные в нужную форму, определите у них падеж. Выполняют в парах, один исправляет ошибки, другой определяет падеж слов. (Листочки лежат на партах) (КАРТОЧКА № 1)

Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура,
Ходит – бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.
Кенгура в кафу зашел,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.

Задание  вставьте в словосочетания подходящие по смыслу несклоняемые имена существительные. Такси, метро, пальто, фортепьяно, радио, кино, портмоне, ателье, салями, шоссе, пони. (КАРТОЧКА № 2). Все ли слова понятны?

  • Выйти из                 , играть на                        , гулять без                 ,     

  • Ехать по                  , бутерброд с               , приехать на                  ,  

  • Кататься на             , вынуть из                       , слушать по              ,

  • Пойти в                     ,  работать в                  .  

Давайте решим кроссворд

По горизонтали:

1. Род очков, держащихся при помощи пружинки за переносицу.

2. Музыкальный клавишный инструмент.

3. Род мороженого в шоколаде.

4. Дорога с жёстким покрытием.

5. Способ беспроволочной передачи и приёма звука.

(пенсне, пианино, эскимо, шоссе, радио)

По вертикали:

1. Наёмный автомобиль с оплатой по счётчику.

2. Здание для стоянки и ремонта локомотивов и вагонов.

3. Игра в пластинки, на которые нанесены очки.

4, Шейный шарф.

5. Подземная, наземная или надземная на эстакадах

(такси, депо, домино, кашне, метро)

7. Итоги урока:

Тест на закрепление. Проверка знаний.

 Мы с помощью теста узнаем, как вы поняли тему «Несклоняемые имена существительные» ( тесты приготовлены для каждого ученика)

  1. Какое из данных существительных не изменяется по падежам?

а) петля   б) сено  в) кафе  г) зеркало

  1. Какое слово не относится к несклоняемым именам существительным?

а) радио  б) солнце  в) кино  г) ателье

  1. Где допущена ошибка?

а) тетрадь Левченко Марии  б) тетрадь Сухово Андрея

в) тетрадь Льва Гинзбурга    г) тетрадь Фохт Михаила

  1. Какое из сложных существительных будет несклоняемым?

а) подлодка  б) завхоз  в) запчасти  г) СМИ

  1. Найдите лишнее

а) вуз  б) мопед  в) табло  г) МГУ   



- Я прочитаю “Песенку – итог” Аркадия Хайта.

Чтобы грамотными стать и писать отлично,
Никогда нельзя менять в падежах различных
Ни кино, ни домино, ни бюро и ни метро,
Ни кашне и ни пенсне, ни шоссе, ни шимпанзе.
Можно песню распевать и в гостях, и дома,
Если только не менять окончанье слова
Ни какао, ни депо, ни кафе и ни пальто,
Ни колибри, какаду, ни жюри, ни кенгуру.

8. Рефлексия  

  • Я узнал...

  • Я понял...

  • Было интересно...

  • Вызвало затруднение... 

9. Домашняя работа. Параграф 47, упр. 247 или Составить небольшой рассказ (7 предложений) на тему «Моё путешествие» или «В буфете (зоопарке, кино, магазине)», используя 5-6 несклоняемых имён сущ.



Резерв

Игра “Назови одним словом”

Дети должны определить слова по их лексическому значению.

На карточках каждой группе лексическое значение слов. Дети должны догадаться “Что это?”

1. Верхняя одежда для зимы и осени. пальто

2. Подземная железная дорога. метро

3. Клавишный музыкальный инструмент. пианино

4. Асфальтированная дорога. шоссе

5. Сорт мороженого на палочке. эскимо

6. Напиток из зерен кофейного дерева. кофе.



Игра «ЗООПАРК»

Отгадайте загадки и узнаете, о каких животных идет речь.

А) На этой маленькой лошадке не прочь прокатиться любой из вас (пони)

Б) Вынашивает своего детеныша в сумке. (кенгуру)

В) Крупный попугай с пестрым хохолком. (какаду)

Г) Самая маленькая птица на земном шаре. (колибри)

Д) Человекообразная обезьяна, но не горилла и не орангутанг (шимпанзе)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!