Нестандартное домашнее задание по русскому языку
в процессе подготовки к контрольному диктанту.
Тема домашнего задания: «Синтаксический разбор простого предложения. Подготовка к контрольному диктанту»
Класс: 5
Цели:
- закрепление изученного материала в 1 четверти в области синтаксического разбора предложения;
- отработка навыков определения членов предложения;
- подготовка к выполнению грамматического задания в контрольном диктанте.
Работа по формированию компетенций школьника (ключевых: учебно-познавательных, коммуникативных, общекультурных; общепредметных; предметных) заложена в выборе текста и нестандартной форме задания для проведения подготовки к контрольному диктанту.
Работа по формированию УУД (коммуникативных, регулятивных, познавательных) заложена в выборе текста, нестандартной форме задания для проведения подготовки к контрольному диктанту, в способе проверки.
Степень сложности: средний.
Тип задания: индивидуальное, работа над предложением.
Время выполнения задания: 25-30 минут.
Текст для домашнего задания взят из сборника Бройде М.Г. «Занимательные упражнения по русскому языку»: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2012. – 304с. (упражнение №15, стр 18). Выбор темы текста обусловлен общностью тем текстов домашнего задания и контрольного диктанта (оба текста на осеннюю тематику). Таким подбором текстов мы снимаем стрессовую ситуацию восприятия пятиклассником незнакомого текста будущего контрольного диктанта.
Задание - кроссворд к тексту, методика работы с упражнением при подготовке к контрольному диктанту– разработка Жарковой И.Ю.
Проведение: лист с заданием (по вариантам) получает на уроке каждый ученик. В работе представлены два варианта заданий. Дома учащийся в тетради на выданном листе выполняет задание.
Способ проверки:
1. Текст читается учителем или подготовленным учеником.
2. Грамматическое задание к тексту проверяется при помощи опроса (для 1 варианта – второй абзац, для 2 варианта – первый абзац – это общий для вариантов отрывок текста).
3. Взаимопроверка. Листами с выполненным кроссвордом учащиеся обмениваются и проводят взаимопроверку, сверяясь с информацией на интерактивной доске. После этого листы с кроссвордами и выполненными заданиями сдаются на проверку учителю.
4. Оценивается работа каждого ученика.
Текст
Осенью
(1)Приближается зима. (2)Заметно сократился день.(3)Воздух плохо прогревается и не сохраняет тепла. (4)Ночи становятся долгими и темными и часто заставляют дрожать от холода. (5)Уже не распахнешь окно и не насладишься вечерней свежестью и запахом цветов.
(6)Отпылали солнечные восходы и закаты. (7)Весь день низко висят тяжелые тучи и грозят дождем или мокрым снегом. (8)Они поглощают солнечные лучи и не дают им освещать и согревать землю. (9)Отдаленные предметы то теряются в тумане, то пропадают за сеткой дождя.
(10)Мокрые кроны деревьев и кустарников отяжелели, пригнулись к земле и отражаются в лужах. (11)Ветер сотрясает их резко и грубо и срывает листву. (12)Листья летят по воздуху и прилипают к крышам и облепляют кусты. (13)Всем холодно да тоскливо осенью.
Шрифт и интервал для печати задания выбраны крупные, чтобы снизить зрительную нагрузку для учащихся.
Задание
1 вариант
Осенью
(1)Прибл_жается зима. (2)Заметно сокр_тился день. (3)Воздух плохопрогр_вается и не сохр_няет тепла. (4)Ночи ст_новятсядолгими и темными и часто заст_вляютдр_жать от холода. (5)Уже не расп_хнешь окно и не насл_дишься вечерней свежестью и зап_хом цветов.
(6)Отпылали солнечные восходы и закаты. (7)Весь день низко в_сятт_желые тучи и гр_зят дождем или мокрым снегом. (8)Они погл_щают солнечные лучи и не дают им осв_щать и согр_вать землю. (9)Отдаленные предметы то т_ряются в тумане то проп_дают за сеткой дождя…
Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, надпишите проверочные слова, сформулируйте название орфограммы (общей для всех слов с пропуском буквы):_______________________________________
Задание 2. Расставьте знаки препинания, где это необходимо; графически объясните пунктограммы.
Задание 3. Разгадайте кроссворд.
Погоризонтали: | Повертикали: |
1. Из предложения №3 выпишите обстоятельство образа действия. | 2. Каким членом предложения является словоформа «свежестью» в предложении №5? |
4. Из предложения №5 выпишите словоформу, подходящую под схему: приставка+корень+окончание+постфикс | 3. Из предложения №2 выпишите сказуемое. |
6. Каким членом предложения является словоформа «отдаленные» в предложении №9? | 5. Из предложения №3 выпишите подлежащее. |
При выполнении заданий будь внимателен, не спеши!
2 вариант
Осенью
… (1)Отпылали солнечные восходы и закаты. (2)Весь день низко в_сятт_желые тучи и гр_зят дождем или мокрым снегом. (3)Они погл_щают солнечные лучи и не дают им осв_щать и согр_вать землю. (4)Отд_ленные предметы то т_ряются в тумане, то проп_дают за сеткой дождя.
(5)Мокрые кроны деревьев и кустарников от_желели пригнулись к земле и отр_жаются в лужах. (6)Ветер сотр_сает их резко и грубо и срывает л_ству. (7)Листья л_тят по воздуху и прил_пают к крышам и обл_пляют кусты. (8)Всем холодно да тоскливо осенью.
Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, надпишите проверочные слова, сформулируйте название орфограммы (общей для всех слов с пропуском буквы):__________________________________________
________________________________________________________
Задание 2. Расставьте знаки препинания, где это необходимо; графически объясните пунктограммы.
Задание 3. Разгадайте кроссворд.
| | | | | | | | | 2 | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| 1 | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | 6 | | |
| | | | | | | | 3 | | | 4 | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | 5 | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| |
По горизонтали: | Повертикали: |
1. Каким членом предложения является словосочетание «сеткой дождя» в предложении №4? | 2. Из предложения №1 выпишите сказуемое. |
3. Из предложения №6 выпишите дополнение, выраженное именем существительным в винительном падеже. | 4. Из предложения №4 выпишите словоформу, подходящую под схему: корень+суффикс+окончание+постфикс |
5. Из предложения №4 выпишите подлежащее. | 6. Из предложения №2 выпишите определение, относящееся к подлежащему. |
При выполнении заданий будь внимателен, не спеши!
Ключи к кроссвордам
1 вариант
| | | | | | | 3с | | | | | | | | |
| | | | | | | о | | | | | | | | |
| | | | 2д | | | к | | | | | | | | |
1п | л | о | х | о | | | р | | | | | | | | |
| | | | п | | | а | | | | | | | | |
| | | | о | | | т | | | | | | | | |
| 4н | а | с | л | а | д | и | ш | ь | с | я | | | | |
| | | | н | | | л | | | | | | | | |
| | | | е | | | с | | | | | | | | |
| | | | н | | | я | | | | | | | | |
| 5в | | | и | | | | | | | | | | | |
| 6о | п | р | е | д | е | л | е | н | и | е | | | | |
| з | | | | | | | | | | | | | | |
| д | | | | | | | | | | | | | | |
| у | | | | | | | | | | | | | | |
| х | | | | | | | | | | | | | | |
2 вариант
| | | | | | | | 2о | | | | | | | | |
| | | | | | | | т | | | | | | | | |
| | | | | | | | п | | | | | | | | |
| | | | | | | | ы | | | | | | | | |
1о | б | с | т | о | я | т | е | л | ь | с | т | в | о | | | |
| | | | | | | | а | | | | | | | | |
| | | | | | | | л | | | | | | 6т | | |
| | | | | | | 3л | и | с | 4т | в | у | | я | | |
| | | | | | | | | | е | | | | ж | | |
| | | | | | | | | 5п | р | е | д | м | е | т | ы |
| | | | | | | | | | я | | | | л | | |
| | | | | | | | | | ю | | | | ы | | |
| | | | | | | | | | т | | | | е | | |
| | | | | | | | | | с | | | | | | |
| | | | | | | | | | я | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
Планируемые результаты выполнения домашнего задания в нестандартной форме:
- учащийся закрепляет умение проводить синтаксический разбор простого предложения;
- учащийся продолжает формирование познавательных УУД (работа с грамматическим заданием: чтение, восприятие, выполнение);
- учащийся закрепляет навыки работы с текстом; продолжается работа по формированию коммуникативных компетенций и коммуникативных УУД;
- учащийся продолжает формирование навыков работы с определенным видом орфограмм; продолжается работа по формированию предметных компетенций;
- учащийся продолжает работу по формированию регулятивных УУД (проверка, контроль, коррекция);
- учащийся не испытывает психологического дискомфорта при проведении контрольного диктанта.