СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нестандартные формы работы на уроках рефлексии в начальной школе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опираясь на материалы курса «Теория и практика обучения младших школьников созданию письменных текстов различных видов (повествование, описание, рассуждение)» Ларисы Сергеевны Саломатиной я подготовила и провела урок рефлексии в 4 классе (ныне 7 класс) по теме «РНО по сочинению-описанию в 4 классе».  Создание письменного текста-описания – более сложная работа, чем создание текста повествования. Такая работа требует от ребёнка хорошо сформированных аналитических умений (умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы, обобщать и др.) несмотря на то, что в начальной школе ещё недостаточно сформированы данные умения, работу над описанием необходимо начинать уже в начальной школе.   

Просмотр содержимого документа
«Нестандартные формы работы на уроках рефлексии в начальной школе»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 10»  г. Чехова Московской области Нестандартные формы работы  на уроках рефлексии  в начальной школе учитель начальных классов высшей категории Горбунова Марина Владимировна  2017 – 2018 учебный год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 10»

г. Чехова Московской области

Нестандартные формы работы на уроках рефлексии в начальной школе

учитель начальных классов

высшей категории

Горбунова Марина Владимировна

2017 – 2018 учебный год

Опираясь на материалы курс а «Теория и практика обучения младших школьников созданию письменных текстов различных видов (повествование, описание, рассуждение)» Ларисы Сергеевны Саломатиной я провела урок рефлексии в 4 классе (ныне 7 класс) по теме «РНО по сочинению-описанию в 4 классе».

Создание письменного текста-описания – более сложная работа, чем создание текста повествования. Такая работа требует от ребёнка хорошо сформированных аналитических умений (умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы, обобщать и др.) несмотря на то, что в начальной школе ещё недостаточно сформированы данные умения, работу над описанием необходимо начинать уже в начальной школе. Такая необходимость вызвана:

  • Жизненными потребностями;
  • Задачами современной начальной школы, являющейся школой развивающего обучения (требования ФГОС начального общего образования).

На уроке используются неизвестные и известные всем формы работы – парная, групповая, выбор экспертов-консультантов. Представленный мастер-класс поможет учителю спланировать работу в своём классе с учётом контингента детей, программы учебника на уроках рефлексии (РНО) так, чтобы умениями создавать письменные тексты-описания овладели все учащиеся класса.

Орфограммы начальной школы. (выбор и работа группы консультантов)

п/п

  •  

Название орфограммы

Пропуск буквы, замена, перестановка букв в слове.

  •  

Орфографический разбор

Прописная буква в начале предложения, точка в конце предложения.

  •  

Напиши слово правильно, раздели на слоги, поставь знак ударения и укажи количество букв в слове. Делай так: з в о∕но′к, у ч е∕ни′к.

Начало предложения пишется с заглавной буквы, в конце предложения ставится точка. Напиши предложение правильно, подчеркни прописную букву и точку.

Прописная буква в именах собственных.

  •  

З автра мы поедем на экскурсию .

Имена собственные пишутся с заглавной буквы. Выпиши слово правильно, подчеркни в них большую букву: Р оссия, Н аташа.

Гласные и , а , у , е , после шипящих ж ̶ ш , ч ̶ щ .

  •  

Выпиши слово правильно. Придумай и запиши еще три слова на эту орфограмму. Делай так: малы ши , каранда ши , е жи , ж и знь, ч у до, ч а до.

  •  

Правописание буквосочетаний чк , чн .

Перенос слов.

Выпиши слово правильно. Придумай и запиши еще три слова на эту орфограмму.

  •  

Выпиши слово, подчеркни гласные буквы, цифрой обозначь количество слогов. Раздели слово на слоги, а затем для переноса.

Мо щн ый, по чт а, бо рщ, до чк а, ре чк а .

Непроверяемые гласные и согласные буквы в корне слова(словарные слова)

  •  

Слова переносятся по слогам: май - ка, ули - ца, ру - чьи, паль - то, ран - ний , объ-ёмный

Есть и другие случаи, когда мягкий знак между согласными для обозначения мягкости не пишется: мо ст ик, гво зд и, е ст ь.

  •  

Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.

Написание этих слов нужно запомнить: в о кзал, кла сс , чу в ство.

Парные звонкие и глухие согласные.

Выпиши слово. Поставь ударение. Выде­ли корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом. Делай так: в о лна ́ -  вОлны , х о л о дать – хОлод, холОдный.

  •  

Придумай и запиши два ̶ три однокоренных слова.

Запиши слово, в котором допущена ошиб­ка, правильно. Проверь согласную.

  •  

Мягкий знак ̶ обозначение мягкости согласных.

  •  

Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Запиши еще два слова на эту орфограмму .

Делай так: моро зы моро з , яго да яго д ка. Запомни! Согласные на конце и в середи­не слов пишутся так же, как и перед гласными.

Мягкий знак в конце существительных после шипящих.

Делай так: Е ль , те нь , пе нь .

После шипящей (подчеркнуть двумя чертами) пишется Ь (подчеркнуть одной чертой), т.к. это существительное 3 склонения: ро ж ь (3 скл), гра ч , у ту ч (не 3 скл).

Разделительные Ь.

  •  
  •  

Разделительные Ъ.

Выпиши слово, подчеркни разделительный мягкий знак и гласную, которая стоит после него. Напиши ещё два слова на эту орфограмму: сем ь я , п ь ю.

  •  

Двойные согласные ( лл , мм , нн , рр , жж , сс , дд , тт , кк , пп , бб )

Выпиши слово, выдели приставку, подчеркни разделительный твердый знак и гласную, которая стоит после него. Напиши ещё два слова на эту орфограмму: об ъ я снение.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило. Раздели все слова для переноса: гру пп а, ра сс каз, ко лл ектив, груп-па, рас-сказ, кол-лектив.

Двойные согласные нн, сс на стыке приставки и корня, на стыке корня и суффикса.

Выпиши слово правильно, выдели корень, подчеркни удвоенную согласную, обозначь приставку или суффикс по образцу: ра нн ий, дли нн ый .

ЭТАП ЛОКАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ

Учитель рассказывает (учащиеся рассказывают обязанности консультантов). Идёт самостоятельная работа над ошибками с использованием памятки «Орфограммы начальной школы».

Ошибка – это не пустяк ! 1. ЭТАП МОТИВАЦИИ (САМООПРЕДЕЛЕНИЯ) К КОРРЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Используя материал мастер-класса «Структура урока» коллеги, учителя начальных классов высшей категории Кударис Н.А. я составила свой урок, который начинался с этой фразы. Обсудив значение данного высказывания мы с учащимися начали работу. Которую я предлагаю и вам сейчас.

Ошибка – это не пустяк !

1. ЭТАП МОТИВАЦИИ (САМООПРЕДЕЛЕНИЯ) К КОРРЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Используя материал мастер-класса «Структура урока» коллеги, учителя начальных классов высшей категории Кударис Н.А. я составила свой урок, который начинался с этой фразы. Обсудив значение данного высказывания мы с учащимися начали работу. Которую я предлагаю и вам сейчас.

 Типы текстов   2. ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ И ФИКСАЦИЯ ЗАТРУДНЕНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Какова была тема урока? (Написание текста - описания) Щёлк Что характерно для сочинения-описания? (Наличие имен прилагательных в тексте). В художественном описании не обязательно указывать все характерные признаки предмета (явления), а указать на наиболее яркие и важные автору описания. В описании нет сюжета и действующих лиц. Суть описания состоит в развернутом указании на существующие признаки предмета. Поэтому в тексте – описании чаще всего используют какие части речи? (Имена прилагательные).

Типы текстов

2. ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ И ФИКСАЦИЯ ЗАТРУДНЕНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Какова была тема урока? (Написание текста - описания) Щёлк
  • Что характерно для сочинения-описания? (Наличие имен прилагательных в тексте).
  • В художественном описании не обязательно указывать все характерные признаки предмета (явления), а указать на наиболее яркие и важные автору описания. В описании нет сюжета и действующих лиц. Суть описания состоит в развернутом указании на существующие признаки предмета.
  • Поэтому в тексте – описании чаще всего используют какие части речи? (Имена прилагательные).

 Типы текстов   повествование описание Кто? Какая? рассуждение Когда?  Какое? Что? Почему это так? Где? Какой? Какие? Как? Расскажите, что такое имя прилагательное? (правило) Учитель зачитывает лучшие работы, авторы этих работ становятся консультантами. 4. ЭТАП ПОСТОЕНИЯ ПРОЕКТА КОРРЕКЦИИ ВЫЯВЛЕННЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ Теперь нам предстоит уточнить, почему некоторые работы не получились.

Типы текстов

повествование

описание

Кто?

Какая?

рассуждение

Когда?

Какое?

Что?

Почему это так?

Где?

Какой?

Какие?

Как?

  • Расскажите, что такое имя прилагательное? (правило)

Учитель зачитывает лучшие работы, авторы этих работ становятся консультантами.

4. ЭТАП ПОСТОЕНИЯ ПРОЕКТА КОРРЕКЦИИ ВЫЯВЛЕННЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ

  • Теперь нам предстоит уточнить, почему некоторые работы не получились.

Парная работа – правила работы в паре.

Парная работа – правила работы в паре.

Типы текстов

повествование

описание

Кто?

рассуждение

Когда?

Какая?

Какое?

Что?

Почему это так?

Какой?

Где?

Какие?

Как?

Работа с текстами(предоставляется два текста; первый текст отрабатывается, на втором устраняются ошибки).

- Подумайте к какому типу речи относится этот текст, и кто является ОБЪЕКТОМ описания?

Это текст – описания, объект описания – ЩЕНОК.

- Докажите, что это текст-описания.

В этом тексте говорится о внешних признаках щенка, которые можно увидеть одновременно: размер, цвет, качество шерсти, характер.

  • Всё, о чем говорится в этом тексте-описании, можно зафиксировать одним снимком. К такому тексту можно поставить вопрос: какая игрушка-щенок? (изображение щенка)
  • В тексте-описании много слов, отвечающих на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
  • Вы помните, как в русском языке называются такие слова?
  • Попробуйте прочитать текст без имен прилагательных.
  • Сколько частей в тексте?
  • О чем говорится в первой части?
  • О чем говорится во второй части?
  • О чем говорится в третьей части?

Имена прилагательные.

Дети делают вывод, что прилагательные помогают сделать описание более красочным и выразительным.

Выражается авторское отношение к предмету.

Работа в паре  Схема построения описания 1. Общее впечатление. 2. Описание деталей. 3. Оценка или вывод. Рассмотрим, как строится текст-описание. План Общее впечатление. Описание деталей. Оценка. Сколько частей должно быть в тексте согласно нашему плану? Прочитайте текст-описание про игрушку и выделите части. Какая часть текста должна быть самой объёмной? Какие части речи должны чаще всего встречаться в этой части?  Работа с текстом, деление на части.  В тексте три части. - Также в тексте-описании можно написать о том, откуда взялась игрушка, почему вы её любите, как с ней играете. Имена прилагательные.

Работа в паре

Схема построения описания

1. Общее впечатление.

2. Описание деталей.

3. Оценка или вывод.

Рассмотрим, как строится текст-описание.

План

  • Общее впечатление.
  • Описание деталей.
  • Оценка.
  • Сколько частей должно быть в тексте согласно нашему плану?
  • Прочитайте текст-описание про игрушку и выделите части.
  • Какая часть текста должна быть самой объёмной? Какие части речи должны чаще всего встречаться в этой части?

Работа с текстом, деление на части.

В тексте три части.

- Также в тексте-описании можно написать о том, откуда взялась игрушка, почему вы её любите, как с ней играете.

Имена прилагательные.

 Типы текстов   повествование описание Кто? Какая? Когда? рассуждение  Какое? Что? Почему это так? Где? Какой? Какие? Как? 5. ЭТАП ОБОБЩЕНИЯ ЗАТРУДНЕНИЙ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ. Какие трудности были в построении текста-описания? Не было конкретного плана, по которому можно было бы составить сочинение. Не было конкретного предмета, подходящего под описание.

Типы текстов

повествование

описание

Кто?

Какая?

Когда?

рассуждение

Какое?

Что?

Почему это так?

Где?

Какой?

Какие?

Как?

5. ЭТАП ОБОБЩЕНИЯ ЗАТРУДНЕНИЙ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ.

Какие трудности были в построении текста-описания?

Не было конкретного плана, по которому можно было бы составить сочинение. Не было конкретного предмета, подходящего под описание.

6. ЭТАП САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПРОВЕРКОЙ. Обговариваются правила работы в группе.

6. ЭТАП САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПРОВЕРКОЙ.

Обговариваются правила работы в группе.

Работа в группе  Схема построения описания 1. Общее впечатление. 2. Описание деталей. 3. Оценка или вывод. Памятка Как составить текст-описание: 1.Определите свое отношение к предмету, который будете описывать. 2.Выделите признаки предмета. 3.Подумайте, какие слова и словосочетания можно употребить, чтобы описание было точными и ярким, какие сравнения использовать. ГРУППОВАЯ РАБОТА. Используя рисунки игрушек, попробуйте составить текст-описание конкретной игрушки. Проверка результатов. Анализ работы каждой группы: удалось справиться или не удалось справиться с заданием.  7. ЭТАП ВКЛЮЧЕНИЯ УТОЧНЁННОГО ЗНАНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЙ.  8. ЭТАП РЕФЛЕКСИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ. Достигнута цель урока? Мы доказали, что ОШИБКА это не пустяк? Тренинг «Я смог…Что получилось?»

Работа в группе

Схема построения описания

1. Общее впечатление.

2. Описание деталей.

3. Оценка или вывод.

Памятка

Как составить текст-описание:

1.Определите свое отношение к предмету, который будете описывать.

2.Выделите признаки предмета.

3.Подумайте, какие слова и словосочетания можно употребить, чтобы описание было точными и ярким, какие сравнения использовать.

ГРУППОВАЯ РАБОТА.

  • Используя рисунки игрушек, попробуйте составить текст-описание конкретной игрушки.

Проверка результатов. Анализ работы каждой группы: удалось справиться или не удалось справиться с заданием.

7. ЭТАП ВКЛЮЧЕНИЯ УТОЧНЁННОГО ЗНАНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЙ.

8. ЭТАП РЕФЛЕКСИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ.

  • Достигнута цель урока?
  • Мы доказали, что ОШИБКА это не пустяк?

Тренинг «Я смог…Что получилось?»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!