СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нестандартные формы работы на уроках рефлексии в начальной школе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каковы же цели и задачи уроков рефлексии? Напомню, что по ФГОС мы выделяем 2 цели урока: содержательную (направленную на формирование предметных УУД) и деятельностную (направленную на формирование метапредметных и личностных УУД).

Просмотр содержимого документа
«Нестандартные формы работы на уроках рефлексии в начальной школе»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЧЕХОВ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 10»

____________________________________________________________________________________




КОНСПЕКТ

МАСТЕР - КЛАССА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ



ТЕМА ЗАНЯТИЯ:




ПРЕДМЕТ:

Нестандартные формы работы на уроках рефлексии в начальной школе


РУССКИЙ ЯЗЫК


УМК:


КЛАСС:


ШКОЛА РОССИИ


4 КЛАСС



ДАТА:


Провела:

28.03.2018 г.


учитель начальных классов Горбунова М. В.





Чехов, 2018

Вступление к мастер-классу

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции».

В.А.Сухомлинский.


Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в любом обществе. Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС).

Перед современным учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать системно-деятельностный подход в обучении школьников. Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания. Именно ученики являются главными “действующими героями” на уроке. И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмыслена и значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.

Сегодня, чтобы быть успешным, ребёнок, кроме определённой суммы знаний, умений, навыков, должен овладеть умением самостоятельно планировать, анализировать, контролировать свою деятельность, самостоятельно ставить перед собой новые учебные задачи и решать их.

А учитель должен соответствующим образом организовать учебную деятельность, создать условия для превращения ребёнка в субъекта, заинтересованного в самоизменении и способного к нему. Организация активной деятельности учащихся способствует развитию, повышает эффективность обучения, позволяет решить ряд проблем, возникших в обучении в последнее время: значительное увеличение объёма знаний, повышение теоретического уровня и требований к качеству их усвоения.

Важнейшими компонентами структуры учебной деятельности являются действия самоконтроля и самооценки (не только за результатом, но и за способом действий). Без этих двух ведущих учебных действий учащийся не сможет определить дефицит своих способностей (границу знания и незнания), а без этого он не сможет поставить перед собой учебную задачу, а, значит, и решить её.

Сформировать у учеников средства контроля и оценки помогают особые уроки, один из которых предлагается вашему вниманию. Его тип – урок-рефлексия. Подобные уроки решают целый ряд образовательных задач: позволяют обобщить знания на разных этапах изучения материала, осуществить контроль уровня владения понятиями и способами, создать условия для формирования действий самооценки, планирования собственной деятельности.

Общим итогом такой деятельности является повышение уровня владения учебным материалом и развитие важнейших учебных действий (самоконтроль, самооценка, рефлексия).

 Рефлексия - это активность человека, направленная на выявление объективных оснований, принципов построения собственных действий. Уроки рефлексии способствуют эмоциональному благополучию, а, следовательно, росту мотивации.

- Каковы же цели и задачи уроков рефлексии? Напомню, что по ФГОС мы выделяем 2 цели урока: содержательную (направленную на формирование предметных УУД) и деятельностную (направленную на формирование метапредметных и личностных УУД).

Таким образом, целями уроков рефлексии являются следующие:

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д. (другими словами – повторение и закрепление учебного материала)

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Уроки рефлексии имеют следующую структуру:

1) этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности;

2) этап актуализации и фиксации затруднений в индивидуальной деятельности;

3) этап локализации индивидуальных затруднений;

4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;

5) этап реализации построенного проекта;

6) этап обобщения затруднений во внешней речи;

7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

8) этап включения в систему знаний и повторения;

9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Опираясь на материалы курса «Теория и практика обучения младших школьников созданию письменных текстов различных видов (повествование, описание, рассуждение)» Ларисы Сергеевны Саломатиной я подготовила и провела урок рефлексии в 4 классе (ныне 7 класс) по теме «РНО по сочинению-описанию в 4 классе».

Создание письменного текста-описания – более сложная работа, чем создание текста повествования. Такая работа требует от ребёнка хорошо сформированных аналитических умений (умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы, обобщать и др.) несмотря на то, что в начальной школе ещё недостаточно сформированы данные умения, работу над описанием необходимо начинать уже в начальной школе. Такая необходимость вызвана:

  1. Жизненными потребностями;

  2. Задачами современной начальной школы, являющейся школой развивающего обучения (требования ФГОС начального общего образования).






Заключительная часть

Дети на этих уроках не просто тренируются в решении задач — они осваивают метод коррекции собственных действий, им предоставляется возможность самим найти свои ошибки, понять их причину и исправить, а затем убедиться в правильности своих действий. После этого заметно повышается качество усвоения учащимися учебного материала.

Любой урок, а урок русского языка особенно довольно труден для детей, поэтому важно прибегать к различным способам познания. Перечисленные мною приёмы не только помогают сменить вид деятельности, но продолжают обучать в более захватывающей форме. Урок – это работа, она не должна быть лёгкой, но почему не сделать работу на уроке интересной и посильной всем? Современный урок требует больших умственных и физических затрат от учителя и от ученика, но только добытое трудом и желанием усваивается на всю жизнь и особенно ценится.«Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше» - писал Э.Золя. И то, что на уроке способно создать ситуацию успеха, в жизни поможет стать успешным человеком.

А закончить своё выступление мне хотелось бы так:

Сотрудничать, любить и развивать,
Детей сужденья мудро принимать,
Ориентировать на личность обучение – 
Сегодня в этом педагога назначение.

Всем Вам желаю творческих побед

На каждый Ваш вопрос – прямой ответ

Спасибо за внимание, друзья,

До новых встреч прощаюсь с Вами я!

-Проведём заключительную часть нашей мастерской . Перед нами «Корзина Рефлексии». Наполним её плодами. Выразите своё отношение к работе нашей мастерской.

- Яблоки - символизируют работу нашей мастерской. Насколько для Вас была полезна эта работа ? Выберите любое яблоко, напишите свои мысли, пожелания. Положите яблоки в корзину, можно озвучить написанное.

- Закончить работу нашей мастерской хотелось бы словами Бернарда Шоу:

«Если у Вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у Вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого будет по две идеи…»




Используемая литература

  1. Катюшина Ольга Анатольевна, статья «Урок рефлексии в рамках реализации ФГОС. Виды деятельности, приёмы работы на уроках русского языка и литературы. Первые успехи».


  1. Саломатина Лариса Сергеевна, «Теория и практика обучения младших школьников созданию письменных текстов различных видов (повествование, описание, рассуждение)».

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!