УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЧЕХОВ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 10»
____________________________________________________________________________________
КОНСПЕКТ
МАСТЕР - КЛАССА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: ПРЕДМЕТ: | Нестандартные формы работы на уроках рефлексии в начальной школе РУССКИЙ ЯЗЫК |
УМК: КЛАСС: | ШКОЛА РОССИИ 4 КЛАСС |
| |
ДАТА: Провела: | 28.03.2018 г. учитель начальных классов Горбунова М. В. |
|
|
|
Чехов, 2018
Вступление к мастер-классу
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции».
В.А.Сухомлинский.
Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в любом обществе. Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС).
Перед современным учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать системно-деятельностный подход в обучении школьников. Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания. Именно ученики являются главными “действующими героями” на уроке. И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмыслена и значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.
Сегодня, чтобы быть успешным, ребёнок, кроме определённой суммы знаний, умений, навыков, должен овладеть умением самостоятельно планировать, анализировать, контролировать свою деятельность, самостоятельно ставить перед собой новые учебные задачи и решать их.
А учитель должен соответствующим образом организовать учебную деятельность, создать условия для превращения ребёнка в субъекта, заинтересованного в самоизменении и способного к нему. Организация активной деятельности учащихся способствует развитию, повышает эффективность обучения, позволяет решить ряд проблем, возникших в обучении в последнее время: значительное увеличение объёма знаний, повышение теоретического уровня и требований к качеству их усвоения.
Важнейшими компонентами структуры учебной деятельности являются действия самоконтроля и самооценки (не только за результатом, но и за способом действий). Без этих двух ведущих учебных действий учащийся не сможет определить дефицит своих способностей (границу знания и незнания), а без этого он не сможет поставить перед собой учебную задачу, а, значит, и решить её.
Сформировать у учеников средства контроля и оценки помогают особые уроки, один из которых предлагается вашему вниманию. Его тип – урок-рефлексия. Подобные уроки решают целый ряд образовательных задач: позволяют обобщить знания на разных этапах изучения материала, осуществить контроль уровня владения понятиями и способами, создать условия для формирования действий самооценки, планирования собственной деятельности.
Общим итогом такой деятельности является повышение уровня владения учебным материалом и развитие важнейших учебных действий (самоконтроль, самооценка, рефлексия).
Рефлексия - это активность человека, направленная на выявление объективных оснований, принципов построения собственных действий. Уроки рефлексии способствуют эмоциональному благополучию, а, следовательно, росту мотивации.
- Каковы же цели и задачи уроков рефлексии? Напомню, что по ФГОС мы выделяем 2 цели урока: содержательную (направленную на формирование предметных УУД) и деятельностную (направленную на формирование метапредметных и личностных УУД).
Таким образом, целями уроков рефлексии являются следующие:
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д. (другими словами – повторение и закрепление учебного материала)
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Уроки рефлексии имеют следующую структуру:
1) этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности;
2) этап актуализации и фиксации затруднений в индивидуальной деятельности;
3) этап локализации индивидуальных затруднений;
4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;
5) этап реализации построенного проекта;
6) этап обобщения затруднений во внешней речи;
7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
8) этап включения в систему знаний и повторения;
9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Опираясь на материалы курса «Теория и практика обучения младших школьников созданию письменных текстов различных видов (повествование, описание, рассуждение)» Ларисы Сергеевны Саломатиной я подготовила и провела урок рефлексии в 4 классе (ныне 7 класс) по теме «РНО по сочинению-описанию в 4 классе».
Создание письменного текста-описания – более сложная работа, чем создание текста повествования. Такая работа требует от ребёнка хорошо сформированных аналитических умений (умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы, обобщать и др.) несмотря на то, что в начальной школе ещё недостаточно сформированы данные умения, работу над описанием необходимо начинать уже в начальной школе. Такая необходимость вызвана:
Жизненными потребностями;
Задачами современной начальной школы, являющейся школой развивающего обучения (требования ФГОС начального общего образования).
Заключительная часть
Дети на этих уроках не просто тренируются в решении задач — они осваивают метод коррекции собственных действий, им предоставляется возможность самим найти свои ошибки, понять их причину и исправить, а затем убедиться в правильности своих действий. После этого заметно повышается качество усвоения учащимися учебного материала.
Любой урок, а урок русского языка особенно довольно труден для детей, поэтому важно прибегать к различным способам познания. Перечисленные мною приёмы не только помогают сменить вид деятельности, но продолжают обучать в более захватывающей форме. Урок – это работа, она не должна быть лёгкой, но почему не сделать работу на уроке интересной и посильной всем? Современный урок требует больших умственных и физических затрат от учителя и от ученика, но только добытое трудом и желанием усваивается на всю жизнь и особенно ценится.«Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше» - писал Э.Золя. И то, что на уроке способно создать ситуацию успеха, в жизни поможет стать успешным человеком.
А закончить своё выступление мне хотелось бы так:
Сотрудничать, любить и развивать,
Детей сужденья мудро принимать,
Ориентировать на личность обучение –
Сегодня в этом педагога назначение.
Всем Вам желаю творческих побед
На каждый Ваш вопрос – прямой ответ
Спасибо за внимание, друзья,
До новых встреч прощаюсь с Вами я!
-Проведём заключительную часть нашей мастерской . Перед нами «Корзина Рефлексии». Наполним её плодами. Выразите своё отношение к работе нашей мастерской.
- Яблоки - символизируют работу нашей мастерской. Насколько для Вас была полезна эта работа ? Выберите любое яблоко, напишите свои мысли, пожелания. Положите яблоки в корзину, можно озвучить написанное.
- Закончить работу нашей мастерской хотелось бы словами Бернарда Шоу:
«Если у Вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у Вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого будет по две идеи…»
Используемая литература
Катюшина Ольга Анатольевна, статья «Урок рефлексии в рамках реализации ФГОС. Виды деятельности, приёмы работы на уроках русского языка и литературы. Первые успехи».
Саломатина Лариса Сергеевна, «Теория и практика обучения младших школьников созданию письменных текстов различных видов (повествование, описание, рассуждение)».
3