СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нестандартные уроки обобщения в 7-9 классах

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обобщения материала по теме"Тепловые явления" 8 класс

Просмотр содержимого документа
«Нестандартные уроки обобщения в 7-9 классах»

Визитная карточка Попова Екатерина Викторовна Место работы: МОУ лицей №51 Категория: высшая Стаж: 28 лет

Визитная карточка

Попова Екатерина Викторовна

Место работы: МОУ лицей №51

Категория: высшая

Стаж: 28 лет

Успех учителя в его учениках !

Успех учителя в его учениках !

« Нестандартные уроки обобщения в 7-9 классах»

« Нестандартные уроки обобщения в 7-9 классах»

«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью».  Л. Н. Толстой

«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью».

Л. Н. Толстой

Цель урока: Углубить и систематизировать знания учащихся по данной теме; развивать память, способность логически мыслить; воспитывать самостоятельность, умение делать выводы, способность анализировать и отстаивать свою точку зрения.

Цель урока:

  • Углубить и систематизировать знания учащихся по данной теме;
  • развивать память, способность логически мыслить;
  • воспитывать самостоятельность, умение делать выводы, способность анализировать и отстаивать свою точку зрения.
Структура урока  I тур – теоретический (40 мин.)   II тур – закрепление методов     решения задач (40 мин.)

Структура урока

  • I тур – теоретический (40 мин.)
  • II тур – закрепление методов решения задач (40 мин.)
I тур Вступительное слово учителя (знакомство с ходом тура, объяснение каждого этапа урока в целом, оформление оценочных сертификатов , объяснение порядка набора баллов и выставления оценок); Блиц – опрос (работа «по цепочке» на «+». За каждый «+» - 1 балл. Максимальное количество баллов – 5). Среди учащихся, набравших наибольшее количество баллов, выбираются 2 помощника для проведения II тура.  Домашнее задание

I тур

  • Вступительное слово учителя (знакомство с ходом тура, объяснение каждого этапа урока в целом, оформление оценочных сертификатов , объяснение порядка набора баллов и выставления оценок);
  • Блиц – опрос (работа «по цепочке» на «+». За каждый «+» - 1 балл. Максимальное количество баллов – 5). Среди учащихся, набравших наибольшее количество баллов, выбираются 2 помощника для проведения II тура.
  • Домашнее задание
Блиц-вопросы Для обобщающего урока по теме «Тепловые явления» Что такое количество теплоты? В чем в системе СИ измеряется количество теплоты? Физический смысл 1 калории. Переведи 1 калорию в Джоули. Что означает приставка Кило? Что означает приставка Мега? Переведи 1см² в м². Переведи 1см³ в м³. Переведи 1л в м³. Переведи 1г/ см³ в 1кг/ м³. Как найти количество теплоты, необходимое для нагревания тела. Как найти количество теплоты, выделяемое при охлаждении тела. Определение внутренней энергии. Первый способ изменения внутренней энергии. Второй способ изменения внутренней энергии. Если тело само совершает работу, его внутренняя энергия уменьшается или увеличивается? Если над телом совершают работу, его внутренняя энергия уменьшается или увеличивается? Физический смысл удельной теплоемкости.

Блиц-вопросы

Для обобщающего урока по теме «Тепловые явления»

  • Что такое количество теплоты?
  • В чем в системе СИ измеряется количество теплоты?
  • Физический смысл 1 калории.
  • Переведи 1 калорию в Джоули.
  • Что означает приставка Кило?
  • Что означает приставка Мега?
  • Переведи 1см² в м².
  • Переведи 1см³ в м³.
  • Переведи 1л в м³.
  • Переведи 1г/ см³ в 1кг/ м³.
  • Как найти количество теплоты, необходимое для нагревания тела.
  • Как найти количество теплоты, выделяемое при охлаждении тела.
  • Определение внутренней энергии.
  • Первый способ изменения внутренней энергии.
  • Второй способ изменения внутренней энергии.
  • Если тело само совершает работу, его внутренняя энергия уменьшается или увеличивается?
  • Если над телом совершают работу, его внутренняя энергия уменьшается или увеличивается?
  • Физический смысл удельной теплоемкости.
1 тонну перевести в кг. 1 грамм перевести в кг. В каких единицах измеряется температура в системе СИ? Как перевести температуру из Цельсия в Кельвин? Запиши формулу количества теплоты, выделяемого при сгорании топлива. Физический смысл удельной теплоты сгорания топлива. Определение тепловых машин. КПД тепловых машин. Двигатель внутреннего сгорания. Устройство двигателя внутреннего сгорания. Относительная влажность воздуха. Абсолютная влажность воздуха. Определение влажности по психрометру. Тепловые движения. Строение кристаллов. Строение жидкостей. Строение газов. Строение аморфных тел. Основные положения теории строения вещества. Молекула. Атом. Ион. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Удельная теплота плавления. Удельная теплота парообразования. Как найти количество теплоты, которое необходимо для плавления кристаллического тела? Как найти количество теплоты, которое выделяется при кристаллизации? Кипение.
  • 1 тонну перевести в кг.
  • 1 грамм перевести в кг.
  • В каких единицах измеряется температура в системе СИ?
  • Как перевести температуру из Цельсия в Кельвин?
  • Запиши формулу количества теплоты, выделяемого при сгорании топлива.
  • Физический смысл удельной теплоты сгорания топлива.
  • Определение тепловых машин.
  • КПД тепловых машин.
  • Двигатель внутреннего сгорания.
  • Устройство двигателя внутреннего сгорания.
  • Относительная влажность воздуха.
  • Абсолютная влажность воздуха.
  • Определение влажности по психрометру.
  • Тепловые движения.
  • Строение кристаллов.
  • Строение жидкостей.
  • Строение газов.
  • Строение аморфных тел.
  • Основные положения теории строения вещества.
  • Молекула. Атом. Ион.
  • Закон сохранения энергии в тепловых процессах.
  • Удельная теплота плавления.
  • Удельная теплота парообразования.
  • Как найти количество теплоты, которое необходимо для плавления кристаллического тела?
  • Как найти количество теплоты, которое выделяется при кристаллизации?
  • Кипение.
Вид оценочного сертификата

Вид оценочного сертификата

Домашнее задание Учащиеся получают открытые условия исследовательских, ситуационных и расчётных задач. Примеры подобных задач можно посмотреть здесь . В течение недели учащиеся готовят решения предложенных задач. На урок выбираются две исследовательские задачи высокого уровня( за каждую – 3 балла, максимальное количество баллов - 6) и три расчётных задачи среднего, достаточного и высокого уровней (максимальное количество баллов – 6).

Домашнее задание

  • Учащиеся получают открытые условия исследовательских, ситуационных и расчётных задач. Примеры подобных задач можно посмотреть здесь .
  • В течение недели учащиеся готовят решения предложенных задач.
  • На урок выбираются две исследовательские задачи высокого уровня( за каждую – 3 балла, максимальное количество баллов - 6) и три расчётных задачи среднего, достаточного и высокого уровней (максимальное количество баллов – 6).
Примеры задач для домашнего задания Для этапа «Исследовательские задачи»   1) Воспользовавшись линейкой, определите объем нескольких кусочков сахара-рафинада. Опустите сахар в мензурку с водой и растворите его. Определите, на сколько делений вода должна была бы подняться и на сколько она поднялась фактически. Объясните разницу. В какой воде (теплой или холодной) опыт проходит быстрее? Почему?

Примеры задач для домашнего задания

Для этапа «Исследовательские задачи»

1) Воспользовавшись линейкой, определите объем нескольких кусочков сахара-рафинада. Опустите сахар в мензурку с водой и растворите его. Определите, на сколько делений вода должна была бы подняться и на сколько она поднялась фактически. Объясните разницу. В какой воде (теплой или холодной) опыт проходит быстрее? Почему?

Примеры задач для домашнего задания  2) В два одинаковых стакана налейте поровну горячей воды. На поверхность воды одного из них накапайте 4-5 капель подсолнечного масла. Через 5 минут измерьте температуру воды в обоих стаканах. Объясните, почему показания термометра неодинаковы.

Примеры задач для домашнего задания

2) В два одинаковых стакана налейте поровну горячей воды. На поверхность воды одного из них накапайте 4-5 капель подсолнечного масла. Через 5 минут измерьте температуру воды в обоих стаканах. Объясните, почему показания термометра неодинаковы.

Примеры задач для домашнего задания  3) Можно ли вскипятить воду в бумажной коробке? Чтобы ответить на этот вопрос, проведите опыт. Для этого из плотной бумаги сделайте коробку, налейте в неё воды и осторожно подвесьте её над пламенем горелки. Вода нагреется и закипит. Коробка останется целой. Почему?

Примеры задач для домашнего задания

3) Можно ли вскипятить воду в

бумажной коробке? Чтобы ответить

на этот вопрос, проведите

опыт. Для этого из плотной

бумаги сделайте коробку,

налейте в неё воды и

осторожно подвесьте её над

пламенем горелки. Вода

нагреется и закипит. Коробка

останется целой. Почему?

Примеры задач для домашнего задания Для этапа «Ситуационные задачи» Чем объясняется, что пыль не спадает даже с поверхности, обращённой вниз? Если зимой озеро полностью покроется льдом, рыбы в озере могут погибнуть. Почему? В какой воде – горячей или холодной – быстрее растворится сахар?

Примеры задач для домашнего задания

Для этапа «Ситуационные задачи»

  • Чем объясняется, что пыль не спадает даже с поверхности, обращённой вниз?
  • Если зимой озеро полностью покроется льдом, рыбы в озере могут погибнуть. Почему?
  • В какой воде – горячей или холодной – быстрее растворится сахар?
4) Почему сладкий сироп приобретает со временем вкус фруктов? 5) Почему солёная сельдь, после того как её оставили на некоторое время в воде, делается менее солёной? 6) Почему при сгибании прутика паяльного олова слышен характерный треск? 7) Что надо сделать, чтобы вынуть стальной болт, застрявший в бронзовой втулке?

4) Почему сладкий сироп приобретает со временем вкус фруктов?

5) Почему солёная сельдь, после того как её оставили на некоторое время в воде, делается менее солёной?

6) Почему при сгибании прутика паяльного олова слышен характерный треск?

7) Что надо сделать, чтобы вынуть стальной болт, застрявший в бронзовой втулке?

Примеры задач для домашнего задания 8) Как можно отогреть озябшие руки, не используя нагретых предметов или тёплых перчаток? 9) По озеру на большой скорости плывёт катер. Изменяется ли при этом внутренняя энергия воды в озере? Как? Почему? Объясните.

Примеры задач для домашнего задания

8) Как можно отогреть

озябшие руки, не используя

нагретых предметов или

тёплых перчаток?

9) По озеру на большой скорости

плывёт катер. Изменяется ли при

этом внутренняя энергия воды в

озере? Как? Почему? Объясните.

Примеры задач для домашнего задания Для этапа «Расчётные задачи»  На сколько градусов повысилась температура 4 л воды, если она получила количество теплоты, равное 168 кДж? 3 кг льда, взятого при -20 С, нужно нагреть до кипения и испарить. Сколько для этого потребуется теплоты? Изобразите процесс графически. В алюминиевую кастрюлю массой 600 г налили 1,5 л воды с температурой 20 С и поставили на электроплитку, КПД которой 75%. Через 35 мин вода закипела и 20% её превратилось в пар. Какова мощность электроплитки?

Примеры задач для домашнего задания

Для этапа «Расчётные задачи»

  • На сколько градусов повысилась температура 4 л воды, если она получила количество теплоты, равное 168 кДж?
  • 3 кг льда, взятого при -20 С, нужно нагреть до кипения и испарить. Сколько для этого потребуется теплоты? Изобразите процесс графически.
  • В алюминиевую кастрюлю массой 600 г налили 1,5 л воды с температурой 20 С и поставили на электроплитку, КПД которой 75%. Через 35 мин вода закипела и 20% её превратилось в пар. Какова мощность электроплитки?
 II тур В течение всего тура работают 2 помощника. Основная задача помощников - контроль  над действиями учащихся и содействие им в процессе подготовки решения задач ! МЕНЮ

II тур

В течение всего тура

работают 2 помощника.

Основная задача помощников - контроль над действиями учащихся и содействие им в процессе подготовки решения задач !

МЕНЮ

 II тур    Исследовательские задачи Расчётные задачи Ситуационные задачи

II тур

Исследовательские

задачи

Расчётные

задачи

Ситуационные

задачи

Проведение этапа «Исследовательские задачи»

Проведение этапа «Исследовательские задачи»

Проведение этапа «Ситуационные задачи»

Проведение этапа «Ситуационные задачи»

Проведение этапа  «Расчётные задачи»

Проведение этапа «Расчётные задачи»

Действия помощников  в ходе II тура

Действия помощников в ходе II тура

Таблица выставления оценок Максимальное количество баллов за: Блиц-опрос – 5 б. Исследовательские задачи – 6 б. Ситуационные задачи – 3 б. Расчётные задачи – 6 б. Итого – 20 б. Оценки выставляются в следующей зависимости от числа набранных баллов: «5» - 15 б. «4» - 11 б. «3» - 7 б.

Таблица выставления оценок

Максимальное количество баллов за:

  • Блиц-опрос – 5 б.
  • Исследовательские задачи – 6 б.
  • Ситуационные задачи – 3 б.
  • Расчётные задачи – 6 б.

Итого – 20 б.

Оценки выставляются в следующей зависимости от числа набранных баллов:

«5» - 15 б.

«4» - 11 б.

«3» - 7 б.

Подведение итогов урока Просмотр правильного решения исследовательских и расчётных задач; выставление баллов в оценочный сертификат и рейтинговую таблицу; анализ результатов урока.

Подведение итогов урока

  • Просмотр правильного решения исследовательских и расчётных задач;
  • выставление баллов в оценочный сертификат и рейтинговую таблицу;
  • анализ результатов урока.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!