СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нестандартный урок

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Нестандартный урок»

Нестандартный урок и его особенности

Нестандартный урок -это индивидуальная и гибкая структура организации учебного процесса, характеризующаяся отсутствием шаблонов, определенной постановкой речи, постановкой и решением проблемных ситуаций, разнообразием видов деятельности и источников информации, а также целенаправленным воздействием на эмоционально-ценностную сферу учащихся с целью получения наилучших учебных и воспитательных результатов.

Нестандартный урок является уроком с многообразием видов деятельности и источников информации, поли или метапредметного содержания, преследующий развивающую цель, характеризующийся отсутствием шаблона и наличием проблемной ситуации, урок с особо гибкой структурой.

Нестандартные уроки могут проводиться в форме:

  • соревнования и игр (конкурс, викторина, турнир, деловая игра)

  • публичного общения (аукцион, дискуссия, диспут, телемост, диалог)

  • в форме урока, опирающегося на фантазию (сюрприз, сказка)

  • урока - практикума, урока – консультации

  • урока, основанного на имитационной деятельности (заочная экскурсия, литературная прогулка, литературная гостиная, интервью, репортаж)

  • перенесённой из внеклассной работы (КВН, «Поле чудес», «Счастливый случай», «Звёздный час»)

  • интегрированного урока (когда один предмет проникает в другой).

Виды нестандартных уроков:

Викторина- она проводится в любых коллективах и требует долгой подготовки. Такие уроки проходят как праздники, т.к. каждому ученику хочется подобрать такой вопрос, чтобы сразу на него можно было ответить. Но если никто не сможет ответить на вопрос, то ребёнок обязательно должен ответить сам. Количество вопросов нужно определить заранее. Вопросы не должны повторяться. Если они слабые, то оценка не ставится, но нужно поблагодарить ребёнка за участие. Это не отпугивает детей, особенно слабых, поэтому все учащиеся принимают активное участие. В зависимости от уровня подготовленности класса вопросы могут быть как лёгкие, так и сложные. Сложные вопросы поддерживают работу мысли. Каждый класс получает не менее десяти вопросов, которые несли бы в себе информацию, пробуждали бы у учащихся желание думать, сопоставлять факты. Но интерес учащихся, их увлечённость в работе над викторинами окупает все затраты сил и времени. Викторины можно проводить и при опросе домашнего задания, при закреплении темы в течение 3-5 минут, могут использоваться формы, как «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», «Поле чудес», а также инсценирование, иллюстрации, аппликации.

Урок – конференция. Урок – конференция тоже является необычным для детей. Для его успеха необходим подлинный интерес к докладам, темы которых учащиеся выбирают сами. Сведения и сообщения учащихся должны быть сделаны в такой форме, которая обеспечила бы доступность излагаемого материала для всех присутствующих. Это требует индивидуальной подготовительной работы с докладчиками. Продолжительность каждого доклада не должна превышать 10-12 минут. Этого времени вполне достаточно, чтобы изложить и постановку проблемы, и основные результаты опытов, и выводы. Тематический учёт знаний. Без контроля знаний нельзя добиться осознанности и прочности. После завершения изучения темы учащимся предстоит сдавать тематический зачёт, который может выполняться устно или письменно. С заданиями зачёта нужно ознакомить ребят за 2-3 урока до окончания темы. Оценка тематического зачёта служит основой для выставления четверной оценки. Воспитательные функции зачёта проявляются в его стимулирующем воздействии на учеников, в формировании у них чувства ответственности, долга, дисциплинированности.

Урок – экскурсия. Любят и уроки путешествия, уроки – экскурсии. Они развивают коллективизм, дружбу, взаимопомощь, мышление, память и кругозор детей. Но к таким урокам нужно готовиться заранее: выбирать место путешествия, цель, гида, заранее подобрать стихи, песни, вопросы. Дети помогают экскурсоводу составлять рассказ, снабжают его дополнительным материалом, готовят оборудование. Уроки-экскурсии могут основываться на имитационной деятельности, например, заочная экскурсия, экскурсия в прошлое.

Уроки – конкурсы (состязания). Для таких уроков характерны форма и элементы состязательности. Конкурсом может быть весь урок или только отдельные его этапы, фрагменты. Например, при закреплении целесообразно провести урок-состязание с разнообразными заданиями теоретического и практического характера.

Урок-викторина – это состязание двух или нескольких мини-команд, каждая из которых коллективно готовит вопросы и задания по заданной теме для остальных команд. Задачи такого урока – систематизировать, обобщить, классифицировать знания учащихся по пройденному блоку материала, расширить кругозор детей в определённой области знаний, стимулировать умение составлять вопросы и придумывать задания, опираясь на полученные знания и умения, учить ребят работе в микроколлективах. Этот вид урока сочетает в себе особенности турнира (команды по очереди атакуют и обороняются) и викторины (дети ищут и задают вопросы, дают друг другу занимательные задания, ставят и решают проблемные вопросы).

Урок-турнир можно проводить в разных формах:

  • по цепочке (1 команда даёт задание 2-ой, вторая команда –третьей и т.д.);

  • по кругу (1—2—3—1);

  • атака веером (1-ая команда задаёт серию вопросов и заданий 2-ой и 3-ей);

  • оборона веером (одной команде задают по очереди по 1-2 вопроса или задания каждая из команд-соперников);

  • перекрёстный поединок (две команды дают задания друг другу по очереди).

Проводит урок-турнир педагог. Организуется жюри и специальное табло для оценок. Детей необходимо предупредить, что в игре главное не соревнование «кто больше, кто быстрее», а умение команд дружно и слаженно работать, умение обобщить и применить теоретические знания на практике. Поэтому будут оценены в первую очередь точность, правильность постановки вопросов и заданий, точность, правильность, полнота ответов и качество выполнения практических заданий, а также творческий подход учащихся к решению поставленных задач.

Урок-путешествие- Целью такой формы урока является погружение ребят в некий необычный, непривычный, сказочный мир и одновременно познакомить с определенным теоретическим и практическим материалом, необходимо отвлечь детей от обыденности и погрузить их в особое эмоциональное состояние, вызвать отклик в душе, подтолкнуть к действию фантазию ребят. Такие уроки в наибольшей степени позволяют воспитать в детях интерес и любовь к разным видам деятельности, воспитать активное отношение к окружающему миру, его истории и искусству, позволяют воспитать активное отношение к художественной творческой деятельности, вызывают у детей искренний отклик в душе и желание вернуться в созданный учителем сказочный мир и атмосферу творчества.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!