СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нестандартные уроки, как средство повышения познавательного интересна

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нестандартные уроки существенно отличаются от традиционных тем, что дают возможность ученику непосредственно стать участником ситуации или события, которое рассматривается. Во время таких уроков ученики имеют возможность попасть на некоторое время в реальные жизненные условия, прочувствовать их, осмыслить уже потом принятые решения. Вместе с тем, нестандартные уроки позволяют ученикам получать и усваивать больший объем не только необходимой, но и дополнительной информации.

Просмотр содержимого документа
«Нестандартные уроки, как средство повышения познавательного интересна»

Нестандартные уроки, как средство повышения познавательного интересна

Нестандартные уроки существенно отличаются от традиционных тем, что дают возможность ученику непосредственно стать участником ситуации или события, которое рассматривается. Во время таких уроков ученики имеют возможность попасть на некоторое время в реальные жизненные условия, прочувствовать их, осмыслить уже потом принятые решения. Вместе с тем, нестандартные уроки позволяют ученикам получать и усваивать больший объем не только необходимой, но и дополнительной информации.

1)Урок – имитационная игра, посвященная вопросам сохранения генофонда. (11 класс. Экология.)

Класс делится на группы, которые имитируют разные круги общества. При этом сталкиваются законные интересы защитников природы и других общественных групп. У каждой группы своя цель:

- работники лесного хозяйства пытаются сберечь реликтовые виды Крымского леса;

- работники органов охраны средств хотят сберечь разнообразие видов в этом лесу;

- местные жители заинтересованы в сохранении традиционного хозяйства: сбор орехов, грибов, кизила, заготовка дров;

- администрация района заинтересована в расширении традиционных связей;

- туристические фирмы – в привлечении туристов.

Участники игры начинают входить в роли, вступают в переговоры, консультируются, посчитывают доходы и расходы и в конце урока принимают решение. Задача учителя направить работу учащихся, чтобы урок не превратился в базар.

Для проведения урока необходимо приготовить несложное оборудование: игровой столик, разбитый на сектора (его можно заменить листом плотного картона, расчерченным на сектора); волчок со стрелкой; конверты с вопросами; эмблема скрипичного ключа; «черный ящик»; таблички с номерами для команд. На доске вывешивается эмблема игры – сова.

Команды могут формироваться непосредственно перед началом урока или заранее; их бывает примерно 5 – 6, каждая включает 6 – 7 игроков. При составлении команд учитель должен проследить за тем, чтобы по силам они были примерно равны. Проводит игру ведущий, ему помогает 3 – 4 человека из числа инициативной группы. Они выставляют на доске очки, полученные каждой командой; следят за временем подготовки ответов; фиксируют готовность команд к ответу; собирают листочки с письменными ответами. На обдумывание одного вопроса дается 1 мин. Обычно за урок мы успеваем разыграть 14 – 16 вопросов. Право первой игры команды определяют по жребию. В случае неправильного ответа; если ни одна команда не знает ответа , кидается жребий и игра продолжается. Подведение итогов и распределение мест, занятых командами, проводят ведущий и инициативная группа, отмечаются и наиболее активные игроки в каждой команде.

Приведу для примера несколько вопросов с ответами, которые были использованы нами в викторине по теме «Класс Птицы»(раздел «Животные», VII класс).

Вопрос 1

Кроме голосов своих собратьев ухо птиц прекрасно воспринимает другие звуки, особенно биологически важные для них. Как вы думаете, на какие звуки лучше всего «настроено» ухо совы?

Ответ: ухо совы лучше всего «настроено» на писк мышевидных грызунов.

Вопрос 2

Прекрасны голоса у многих птиц, их пение буквально зачаровывает человека. (Звучит отрывок из произведения А. А. Алябьева.) Звуковая сигнализация имеет большое значение в жизни самих птиц. А все ли птицы поют? Как решен вопрос звуковой сигнализации у безголосых птиц?

Ответ: совершенно безголосы аисты, у них выработались приспособления издавать звуки, не используя голоса: щелкают клювом, как кастаньетами. Дятел выбивает «барабанную дробь» клювом, ударяя по стволу дерева. Козодой ударяет крылом о крыло. Выпь, опуская голову в воду, продувает воздух сквозь клюв и издает низкое «мычание».







Вопрос 3

Подумайте, какие изменения в жизни птиц леса произойдут, если :

- произведена санитарная рубка деревьев;

- уничтожены хищные птицы;

- проведена борьба с гнусом.

Ответ:

- уменьшится число дятлов и других птиц – дуплянников;

- увеличится численность грызунов и больных птиц;

- уменьшится количество насекомоядных птиц.

Вопрос 4

Известно, что гнездовые птенцы появляются на свет беспомощными и слепыми, из внешнего мира они способны воспринимать лишь некоторые сигналы. Почему пища, положенная человеком в гнездо, никогда не будет съедена птенцом, каким голодным он бы ни был?

Ответ: пищевой глотательный рефлекс проявляется у птенцов гнездового типа только при раздражении глотки птенца клювом родителей, которых, в свою очередь, побуждают к кормлению птенцов колебательные движения их широко разинутых ртов, имеющих яркую оранжевую или желтую окраску.

Вопрос 5

В 60-х гг. в науке появилось новое направление – бионика. Цель этой науки – решение инженерных и технических задач на основе изучения структуры жизнедеятельности живых организмов. Сегодня все мы в быту пользуемся застежкой «молния». Какой природный аналог этой застежки находится в «черном ящике»?

Ответ: контурное перо птицы, опахало которого состоит из множества тонких и узких пластинок, скрепленных между собой крючочками.

В ходе игры используются музыкальные паузы, в которых звучат музыка и песни о наших пернатых друзьях.

6) Урок – состязание

Урок включает несколько чередующих игр, которые проводятся в быстром темпе и позволяют проверить практические и теоретические знания большинства школьников по выбранной теме. Приведу пример такого урока, организованного в конце изучения темы «Отдел Покрытосеменные растения».

В ходе подготовке к уроку учащиеся делятся на 5 групп ( по 5 человек в группе). Каждая группа выбирает семейство растений, которое оно изучает более подробно и глубоко. Например, I группа изучает семейство красноцветные; II – розоцветные; III – пасленовые; IV – злаковые; V – лилейные.

При проведении урока столы в классе ставятся полукругом. Учащиеся каждой группы сидят за отдельными столами. У каждого школьника свой номер. Члены жюри, в состав которого входят завуч школы, учителя смежных предметов, члены биологического кружка, оценивают работу групп в целом и каждого отдельного ученика.

Конкурс 1. «Найди ошибку»

Перед каждым участником лежит пронумерованный конверт, в котором находятся карточки со схемами, отражающими систематическое положение предложенных видов растений, однако схемы эти содержат ошибки. Задача ребят – найти ошибки и нарисовать схему правильно. Приведем для примера одну такую схему и правильный ответ.

Схема:

Царство: Растения

Тип Покрытосеменные

Класс: Однодольные

Род: Шиповник

Семейство: Розоцветные

Вид: Шиповник коричный







Ответ:

Царство: Растения

Тип: Покрытосеменные

Класс: Двудольные

Семейство: Розоцветные

Род: Шиповник

Вид: Шиповник коричный

Ученики имеют набор цифр от 1 до 8. Учитель зачитывает текст, в котором пропущены слова, выписанные на доске. По ходу чтения ребята находят ответ и показывают цифру, которой он обозначен.

Текст: « У растений класса однодольных корневая система …, у двудольных - … У двудольных зародыш семени имеет …, а у однодольных - … У растений класса однодольных жилкование листьев …, а у класса двудольных - … Из изученных семейств растений к классу двудольных относятся …, к классу однодольных - …».

Ответ: 2,8, 6, 4, 7,1, 3, 5.

Конкурс 2. «Знаете ли вы отличительные признаки растений класса однодольных и двудольных!»

На доске выписаны признаки растений и названия семейств в определенном порядке:

  1. Сетчатое;

  2. Мочковатая;

  3. Крестоцветные, розоцветные, пасленовые;

  4. Одна семядоля;

  5. Злаковые, лилейные;

  6. Две семядоли;

  7. Параллельное или дуговое;

  8. Стержневая.





Конкурс 3. «Знаете ли вы признаки семейств растений!»

Каждая группа учащихся получает карточку, расчерченную на пять клеток (в каждой из них написано название одного из семейств: крестоцветные, розоцветные, пасленовые, злаковые, лилейные), и фишки с цифрами от 1 до 20. Учитель называет цифру и зачитывает признаки, а ребята совещаются и помещают фишку с цифрой в прямоугольник с соответствующим названием семейства.

  1. Плод – зерновка.

  2. Цветок имеет один пестик и шесть тычинок, одинаковой величины.

  3. В цветке – один пестик и шесть тычинок, из которых две короткие и четыре длинные.

  4. Многолетние растения с луковицами или корневищами.

  5. Плод – ягода или коробочка.

  6. Листья длинные с параллельным жилкованием и длинным влагалищем.

  7. Цветок имеет один пестик и десять тычинок.

  8. Цветок имеет один пестик и пять тычинок.

  9. Плод – стручок или стручочек.

  10. Стебель – соломина с узлами.

  11. Цветок имеет две цветковые чешуи, три тычинки и один пестик.

  12. Венчик цветка раздельнолепестный, состоит из пяти лепестков.

  13. Венчик цветка сростнолепестный, состоит из пяти лепестков.

  14. Соцветие – кисть.

  15. Чашечка цветка состоит из пяти свободных чашелистиков.

  16. Мелкие цветки собраны в соцветия – колоски, которые, в свою очередь, соединяются в более сложные соцветия.

  17. Околоцветник состоит из четырех чашелистиков и четырех лепестков.

  18. Листья тройчатосложные, перистосложные или пальчатосложные с прилистниками.

  19. Околоцветник простой, состоит из шести лепестков.

  20. Чашечка цветка сростнолистная, состоит из пяти чашелистиков.

Конкурс 4. «Четвертый лишний»

Каждый ученик получает по 4 гербарных листа, прикрепленных скрепками к листам бумаги, на обратной стороне которых написаны буквы или знаки препинания. Необходимо сравнить растения и выделить среди них одно, которое по признакам отличается от трех остальных. После этого ребята берут в руки гербарные листья, оказавшиеся лишними, и поворачивают к жюри обратной стороной. Если все верно выполнили задание, то жюри может прочитать текст: «Ай да мы! Молодцы, ребята! Ура!»

Конкурс 5. «Узнай семейство»

Учащиеся каждой группы должны узнать растения, которые относятся к выбранному ими семейству. Перед каждым столом мелом нарисованы круги, обозначающие семейства. Учитель читает названия растений, а один из участников группы должен за 3 с забежать в круг, обозначающий нужное семейство. Кто ошибется или не успеет забежать в круг, принесет своей группе штрафное очко.

Список растений: роза коричная; томат обыкновенный; хрен деревенский; пшеница; тюльпан степной; белена черная; лилия кудреватая; манжетка обыкновенная; гусиный лук; гулявник лекарственный; физалис обыкновенный; сурепка обыкновенная; лапчатка прямостоячая; пырей ползучий; ячмень; пастушья сумка; табак душистый; рис; малина обыкновенная; гравилат речной; дурман обыкновенный; кукуруза; вороний глаз четырехлистный; чеснок; редька дикая.

Конкурс 6. «Узнай название»

Каждый ученик получает гербарный лист и определительную карточку. Задание – определить вид растения и написать порядок определения.

Конкурс 7. «Кто больше!»

По одному ученику из каждой группы становится в круг. Им объявляется название семейства. Ребята, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:

Раз, два, три, четыре, пять!

Начинаем мы играть!

Ну-ка, думай, вспоминай

И растенья называй!

Затем останавливаются и называют растения предложенного семейства. Кто промолчит более 3 с или допустит ошибку, выбывает из игры. Играют до тех пор, пока останется 1 участник. Его группе присуждается победный балл. Повторять названия растений нельзя.

Конкурс 8. «Во саду ли, в огороде…»

Для этого конкурса учитель использует кроссворд, состоящий из ответов на загадки. Он зачитывает загадки, а ребята вписывают ответы в клетки кроссворда. Оцениваются правильность выполнения задания.





Конкурс 9 «Ай, болит!»

Ребятам предлагается использовать полученные ими знания о растениях на практике. Представьте себе, говорит учитель, что вы приходите к товарищу, а он болен. Его мучает кашель и насморк, болит горло, повышена температура. Какое народное средство для лечения вы посоветуете ему? Используя знания о растениях выбранного вами семейства?

Возможные ответы:

I группа – хорошее средство от кашля – редька с медом. Приготовить его надо так : взять черную редьку, вымыть ее, ножом вырезать сердцевину так, чтобы в нее вошли 2 чайные ложки меда. Положить редьку в чашку, накрыть плотной бумагой и оставить на 3 – 4 ч. Жидкость, образующуюся внутри редьки, пить 3 – 4 раза в день до еды.

II группа – при простудных заболеваниях хорошим жаропонижающим средством считаются сухие плоды малины, заваренные в виде чая. Для этого 2 столовые ложки сухой малины заваривают в стакане кипятка, настаивают 15 – 20 минут, процеживают и пьют как чай 2 – 3 раза в день с последующим укутыванием в постель.

III группа – рекомендуем вдыхание пара, получаемого при раздавливании только что своренного картофеля. Он хорошо согревает верхние дыхательные пути.

IV группа – в качеств потогонного и отхаркивающегося средства мы советуем использовать настой корневища пырея ползучего. Для его приготовления берут 15 – 20 г корневищ, заливают 2 стаканами холодной воды и настаивают 10 – 12 ч.

V группа – если кашель только начинается, то поможет сок лука. Несколько луковиц надо мелко нарезать, положить в стеклянную посуду, густо посыпать сахаром и дать постоять. Полученный сок пьют 4 – 5 раз в день по чайной ложке. Лук помогает и при насморке. Для этого 1 -2 столовые ложки натертого лука надо положить на дно чашки, которую поставить в посуду с горячей водой. Чашку накрывают воронкой из плотной бумаги и через нее попеременно дышат по одной, то другой ноздрей по 5 – 10 мин 3 – 4 раза в день.

Пока жюри подводит итоги работы групп, классу предлагается провести поэтическую пятиминутку, подготовить которую помогает учитель литературы.

7) Урок – игра. Урок – зачет

С самого раннего детства практически все малыши любят играть друг с другом исполнять чьи – то роли. Вспомним хотя бы игру «дочки-матери». Перенесенная в школу, ролевая игра сразу же полюбилась ребятам и «прижилась». Многие учителя проводят ролевые игры в виде пресс-конференций, симпозиумов, заседаний круглого стола» и т. Д. В своей работе я тоже широко использую ролевые игры и хочу рассказать о том, как я провожу в 6 классе практическую работу. «Определение вхожести семян культурных растений».

На время урока класс превращается в агрохимическую лабораторию. Образуются 5 – 6 лабораторий, в каждой из которых работают по 5 лаборантов и заведующий лабораторией. Парты расставляются так, чтобы члены одной лаборатории сидели лицом друг к другу (До этого на предыдущем уроке я подробно рассказываю о работе районной агрохимической лаборатории)

В начале урока проверяется компетентность лаборантов. Делает это совет экспертов (члены биологического кружка), который выясняет, можно ли доверить свои семена на проверку лаборантов. Для этого они предлагают ответить на вопросы, например: как определить всхожесть семян? Можно ли по проросшим семенам определить, двудольное это растение или однодольное? Зачем сортируют семена? Зависит ли глубина заделки семян от почвы? При какой температуре нужно сеять овес? И т. П.

Затем лаборантам вручает проросшие семена в специальных чашках (предварительно взятых в районной агрохимлаборатории) и просят подсчитать процент всхожести семян, определить его среднее значение по 5 – 6 мин, после чего они дают характеристику семенам и совет по целесообразности их посева. Заведующий оценивает работу лаборантов в виде премий по 5-бальной системе.

На 2-ом этапе урока лаборатории получают образцы семян культурных растений (редиса, кабачков, лука и т. Д.). Каждый лаборант пишет на отдельном листе рекомендации по посеву этих семян, используя вопросы, записанные на доске:

При какой температуре следует сеять эти семена?

На какую глубину заделывают семена с учетом различных типов почвы(песчаная, глинистая, торф)?

Надо ли рыхлить почву перед посевом?

Как подготовить семена к посеву?

В ходе этой работы лаборанты могут пользоваться учебников или справочной литературой.

В конце урока они сдают свои рекомендации, за которые, с учетом выполнения предыдущего задания, ставится оценка в журнале.

Урок-зачет. В VII классе заключительный урок по теме «Отдел Покрытосеменные растения» я провожу в виде зачета. Во время подготовки к нему выбираю «специалистов» по каждому семейству цветковых растений, изученных на уроках. С ними провожу дополнительные занятия и инструктаж. На зачете ставим отдельно друг от друга 5 столов ( по числу семейств растений). За столы садятся специалисты по тому или иному семейству, у них имеется гербарии растений данного семейства.

Учащиеся повторяют к этому уроку материал, изученный по теме. У каждого из них есть зачетный листок, который они предъявляют при ответах. Задача школьников – побывать у всех специалистов, определить растения по гербарным экземплярам, назвать, к какому семейству они относятся, перечислить признаки этого семейства и класса. Специалисты могут задавать отвечающим дополнительные вопросы, например: какое значение в природе и жизни человека имеет то или иное растение? Какое систематическое положение занимает растение данного вида? И др.

Перед ответом учащиеся могут просмотреть записи в тетради, материал учебника, таблицы по семействам, развешанные по всему классу.

Обычно на подобном уроке создается атмосфера соревновательности, ребята стараются набрать как можно больше баллов и поэтому готовятся к уроку со всей серьезностью и заинтересованностью.

Вывод : такие уроки помогают ученику полнее проявить свою индивидуальность, избавиться от страха перед опросом или тяжелым заданием, почувствовать интерес к уроку и к учебе в целом. Такие нестандартные уроки также побуждают к творчеству и учителя.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!