Нетрадиционные формы обучения на уроках русского языка.
Разнообразие –добрый знак хорошего преподавания.
Ф.И. Буслаев
Нетрадиционные формы занимают важное место в структуре современного урока. Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Дидактическая игра остается очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребенку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным.
Целью обращения к игре на уроке является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне моторики, перевод знаний в опыт. При использовании дидактических игр решаются и воспитательные задачи: воспитание терпения и терпимости, формирование аккуратности и умения доводить начатое дело до конца; в групповой работе- развитие умения работать сообща, прислушиваясь к мнению других учеников, терпимо относясь к критике в свой адрес, деликатно отзываясь об ошибках своих товарищей; приобретаются навыки публичных выступлений, желание и умение добиваться поставленной цели.
Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностью выбора и элементами соревновательности, удовлетворением потребности в самоутверждении, самореализации.
Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм
Учащимся предлагается набор слов, которые могут представлять какие-то трудности в произношении. Слова записаны на доске. Задача учащихся- за 2-3 минуты составить связный текст (используя данные слова) и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы. Учитель может назначить экспертов, которые должны внимательно прослушать текст и сделать вывод л соблюдении произносительных норм. Оценку в этом случае получают сразу двое учащихся.
Слова для работы: километр, щавель, средство, шофер, начал, инструмент, свитер.
Вариант текста, составленного из предложенных слов.
Помощник шофера снял телефонную трубку:
- Ты чего звонишь?
-На десятом километре трассы случилось происшествие. Из всех бригад шоферов мы находимся ближе всех. Собирайся в рейс.
Помощник шофера положил трубку и начал сборы.
Он взял средство от комаров, пучок щавеля, надел свитер, захватил ящик с инструментами и поспешил в гараж.
Задача: озвучить меню обеда, на который вы хотите пригласить своего друга, знакомого. В меню, конечно, должны оказаться тефтели, щавель, пирожки с творогом, сливовый или грушевый компот и т.д. (другие слова, традиционно вызывающие трудности в произношении).
Лексико-фразеологические игры
Как, Макар, свистит, на языке, ветер, вертится, в карманах, куда, в рукавицах, канул, телят, в воду, не гонял, ежовых.
Ответы:
Куда Макар телят не гонял.
Как в воду канул.
Ветер свистит в карманах.
На языке вертится.
В ежовых рукавицах.
Задача: к данному слову подобрать фразеологизмы, начинающиеся с определенной буквы.
К | Кануть в лету |
О | Обетованная земля |
С | Сорвать маску |
М | Мозолить глаза |
О | От доски до доски |
С | Сбросить иго |
Игровые задания, направленные на отработку орфографических норм
Игра помогает учащимся ориентироваться в системе изученных орфограмм, четко формулировать наименования орфограмм. Суть работы заключается в том, что учащиеся по очереди высказывают пожелание, указывая, какую орфограмму хотели бы они видеть в тетрадях своих товарищей. Остальные ученики называют и записывают слова с указанной орфограммой.
Например: «По щучьему велению, по моему хотению, назовите мне слова с орфограммой –тся, -ться в глаголах».
Ученик приглашается к доске – «встает на ворота», класс учащихся всегда имеет в своем «арсенале» сформулированные вопросы. Ребятам разрешается «забить» вратарю пять «мячей» -вопросов. Сколько «голов» отбил вратарь, такую оценку и получил.
Дидактические игры при правильном использовании, грамотном включении в учебный процесс могут стать эффективным средством активизации деятельности учащихся на уроках русского языка. «Игры помогают не только проявлять способности, но и совершенствовать их».- писал К.Д. Ушинский
Использованная литература:
Айзенк Г. Проверь свои способности, М.: Мир,2009
Граник Г.Г Секреты орфографии: книга для учащихся 5-7 классов. М.: Просвещение, 2009
Шипачева Л.А. Нестандартные задания на уроках русского языка. М.: Русская словесность.2009