СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нетрадиционные формы обучения на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нетрадиционные формы занимают важное место в структуре современного урока. Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Дидактическая игра остается очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребенку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным.

Просмотр содержимого документа
«Нетрадиционные формы обучения на уроках русского языка»

Нетрадиционные формы обучения на уроках русского языка.

Разнообразие –добрый знак хорошего преподавания.

Ф.И. Буслаев

Нетрадиционные формы занимают важное место в структуре современного урока. Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Дидактическая игра остается очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребенку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным.

Целью обращения к игре на уроке является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне моторики, перевод знаний в опыт. При использовании дидактических игр решаются и воспитательные задачи: воспитание терпения и терпимости, формирование аккуратности и умения доводить начатое дело до конца; в групповой работе- развитие умения работать сообща, прислушиваясь к мнению других учеников, терпимо относясь к критике в свой адрес, деликатно отзываясь об ошибках своих товарищей; приобретаются навыки публичных выступлений, желание и умение добиваться поставленной цели.

Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностью выбора и элементами соревновательности, удовлетворением потребности в самоутверждении, самореализации.

  1. Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм

  • «Составь текст и озвучь его»

Учащимся предлагается набор слов, которые могут представлять какие-то трудности в произношении. Слова записаны на доске. Задача учащихся- за 2-3 минуты составить связный текст (используя данные слова) и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы. Учитель может назначить экспертов, которые должны внимательно прослушать текст и сделать вывод л соблюдении произносительных норм. Оценку в этом случае получают сразу двое учащихся.

Слова для работы: километр, щавель, средство, шофер, начал, инструмент, свитер.

Вариант текста, составленного из предложенных слов.

Помощник шофера снял телефонную трубку:

- Ты чего звонишь?

-На десятом километре трассы случилось происшествие. Из всех бригад шоферов мы находимся ближе всех. Собирайся в рейс.

Помощник шофера положил трубку и начал сборы.

Он взял средство от комаров, пучок щавеля, надел свитер, захватил ящик с инструментами и поспешил в гараж.

  • «Пригласи на обед»

Задача: озвучить меню обеда, на который вы хотите пригласить своего друга, знакомого. В меню, конечно, должны оказаться тефтели, щавель, пирожки с творогом, сливовый или грушевый компот и т.д. (другие слова, традиционно вызывающие трудности в произношении).

  1. Лексико-фразеологические игры

  • «Собери фразеологизм»

Как, Макар, свистит, на языке, ветер, вертится, в карманах, куда, в рукавицах, канул, телят, в воду, не гонял, ежовых.

Ответы:

  1. Куда Макар телят не гонял.

  2. Как в воду канул.

  3. Ветер свистит в карманах.

  4. На языке вертится.

  5. В ежовых рукавицах.

  • Акростих

Задача: к данному слову подобрать фразеологизмы, начинающиеся с определенной буквы.

К

Кануть в лету

О

Обетованная земля

С

Сорвать маску

М

Мозолить глаза

О

От доски до доски

С

Сбросить иго



  1. Игровые задания, направленные на отработку орфографических норм

  • «По щучьему велению»

Игра помогает учащимся ориентироваться в системе изученных орфограмм, четко формулировать наименования орфограмм. Суть работы заключается в том, что учащиеся по очереди высказывают пожелание, указывая, какую орфограмму хотели бы они видеть в тетрадях своих товарищей. Остальные ученики называют и записывают слова с указанной орфограммой.

Например: «По щучьему велению, по моему хотению, назовите мне слова с орфограммой –тся, -ться в глаголах».

  • «Лингвистический футбол»

Ученик приглашается к доске – «встает на ворота», класс учащихся всегда имеет в своем «арсенале» сформулированные вопросы. Ребятам разрешается «забить» вратарю пять «мячей» -вопросов. Сколько «голов» отбил вратарь, такую оценку и получил.

Дидактические игры при правильном использовании, грамотном включении в учебный процесс могут стать эффективным средством активизации деятельности учащихся на уроках русского языка. «Игры помогают не только проявлять способности, но и совершенствовать их».- писал К.Д. Ушинский



Использованная литература:

  1. Айзенк Г. Проверь свои способности, М.: Мир,2009

  2. Граник Г.Г Секреты орфографии: книга для учащихся 5-7 классов. М.: Просвещение, 2009

  3. Шипачева Л.А. Нестандартные задания на уроках русского языка. М.: Русская словесность.2009