СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нетрадиционные формы урока по изобразительному искусству в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Нетрадиционные формы урока по изобразительному искусству в начальной школе»

Нетрадиционные формы преподавания изобразительного искусства в школе Разработала: Гришина Валерия

Нетрадиционные формы преподавания изобразительного искусства в школе

Разработала: Гришина Валерия

Тематическое рисование - Презентация  (возможна интеграция с уроком информатики). Представление раскрытия темы в различных видах искусства: живопись, графика, скульптура, музыка, литература. -  Театрализация  (динамическое действие помогает лучше прочувствовать тему, образы, персонажи, даёт эмоциональный настрой).

Тематическое рисование

- Презентация  (возможна интеграция с уроком информатики). Представление раскрытия темы в различных видах искусства: живопись, графика, скульптура, музыка, литература.

Театрализация  (динамическое действие помогает лучше прочувствовать тему, образы, персонажи, даёт эмоциональный настрой).

Презентация В содержание занятий с тематическим рисованием входит изображение различных сюжетов из окружающей жизни, иллюстрирование литературных произведений, творческие сочинения картин на разнообразные темы, придуманные самими детьми. Тематическое рисование дает учащимся возможность приобрести умение передавать свои мысли и представления средствами изобразительного искусства, т. е. учит их пользоваться рисунком как графическим языком, языком художественных образов.

Презентация

В содержание занятий с тематическим рисованием входит изображение различных сюжетов из окружающей жизни, иллюстрирование литературных произведений, творческие сочинения картин на разнообразные темы, придуманные самими детьми.

Тематическое рисование дает учащимся возможность приобрести умение передавать свои мысли и представления средствами изобразительного искусства, т. е. учит их пользоваться рисунком как графическим языком, языком художественных образов.

Театрализация Включает в себя: маленькие пьесы, разыгрываемые учениками. Цель театрализации: оживить события, повысить понимание ситуации, вызвать сопереживание и эмоции. В содержательной структуре урока фрагменты театрализации могут выступать в качестве: - эмоционального введения в урок; - является основой изучаемых понятий; -решать межличностные проблемы в классе; - выступать в качестве нравственной проповеди, связывающей материал урока с актуальными проблемами современного мира.

Театрализация

Включает в себя: маленькие пьесы, разыгрываемые учениками.

Цель театрализации: оживить

события, повысить понимание ситуации, вызвать сопереживание и эмоции.

В содержательной структуре урока фрагменты театрализации могут выступать в качестве:

- эмоционального введения в урок;

- является основой изучаемых понятий;

-решать межличностные проблемы в классе;

- выступать в качестве нравственной проповеди, связывающей материал урока с актуальными проблемами современного мира.

Декоративное рисование  Мастер-класс  (возможно пригласить мастера, работающего в каком-либо виде декоративно-прикладного искусства) даёт возможность почувствовать атмосферу творчества, сопричастности к миру искусства, ближе познакомиться с основами народного творчества. -  Сказка  (раскрывает близость различных видов и жанров народного искусства, создаёт эмоциональный фон). -  Фольклорный праздник  (ознакомление с центрами народного искусства; раскрытие древних корней народного творчества, символики, образного языка искусства).

Декоративное рисование

  • Мастер-класс  (возможно пригласить мастера, работающего в каком-либо виде декоративно-прикладного искусства) даёт возможность почувствовать атмосферу творчества, сопричастности к миру искусства, ближе познакомиться с основами народного творчества.

Сказка  (раскрывает близость различных видов и жанров народного искусства, создаёт эмоциональный фон).

Фольклорный праздник  (ознакомление с центрами народного искусства; раскрытие древних корней народного творчества, символики, образного языка искусства).

Мастер-класс   Мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны мастера. Центральным звеном является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.

Мастер-класс  

Мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны мастера.

Центральным звеном является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.

Сказка Проявляются личностные УУД в умении использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем, фактуру, в способности моделировать новые образы путём трансформации известных.  В сфере регулятивных УУД формируются способность ставить цели и задачи, планировать их реализацию.  В сфере познавательных УУД формируется широкий спектр логических действий в процессе решения проблемных ситуаций, нацеленных на самостоятельный поиск и решение художественно-творческих задач. В сфере коммуникативных УУД формируются умения слушать и вступать в диалог, обеспечивается в результате диалога субъектов образовательного процесса.

Сказка

Проявляются личностные УУД в умении использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем, фактуру, в способности моделировать новые образы путём трансформации известных. В сфере регулятивных УУД формируются способность ставить цели и задачи, планировать их реализацию. В сфере познавательных УУД формируется широкий спектр логических действий в процессе решения проблемных ситуаций, нацеленных на самостоятельный поиск и решение художественно-творческих задач.

В сфере коммуникативных УУД формируются умения слушать и вступать в диалог, обеспечивается в результате диалога субъектов образовательного процесса.

Фольклорный праздник Фольклорный праздник — это всегда радость, веселье, торжество, которые разделяют взрослые и дети. При проведении праздников желательно использовать местные традиции, обычаи, игры. Фольклорный праздник — важное средство художественного воспитания. Здесь формируется вкус детей. Художественный музыкально-литературный материал, красочное оформление помещения, костюмов способствуют развитию у детей чувства прекрасного.

Фольклорный праздник

Фольклорный праздник — это всегда радость, веселье, торжество, которые разделяют взрослые и дети.

При проведении праздников желательно использовать местные традиции, обычаи, игры.

Фольклорный праздник — важное средство художественного воспитания. Здесь формируется вкус детей. Художественный музыкально-литературный материал, красочное оформление помещения, костюмов способствуют развитию у детей чувства прекрасного.

Беседы об искусстве - Дискуссионный клуб  (даёт возможность учащимся сформировать собственную точку зрения на произведения искусства, способствует развитию художественного вкуса, коммуникативных способностей, формирует умение вести диалог). -  Заочное путешествие  (развивает воображение, расширяет кругозор). -  Диспут . -  Семинар .

Беседы об искусстве

- Дискуссионный клуб  (даёт возможность учащимся сформировать собственную точку зрения на произведения искусства, способствует развитию художественного вкуса, коммуникативных способностей, формирует умение вести диалог).

Заочное путешествие  (развивает воображение, расширяет кругозор).

Диспут .

Семинар .

Дискуссионный клуб Дискуссия  – обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы с целью их правильного решения.  Компоненты дискуссии:  познавательный (знания о предмете спора и возникшая проблемная ситуация), операционно-коммуникативный (умение вести спор, отстаивать свою точку зрения, владеть способами осуществления логических операций), эмоционально-оценочный (эмоциональные переживания, потребности, ценности, отношения, оценки). Виды:  спонтанная, запланированная, дискуссия-диалог, групповые и массовые дискуссии.

Дискуссионный клуб

Дискуссия  – обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы с целью их правильного решения. 

Компоненты дискуссии:  познавательный (знания о предмете спора и возникшая проблемная ситуация), операционно-коммуникативный (умение вести спор, отстаивать свою точку зрения, владеть способами осуществления логических операций), эмоционально-оценочный (эмоциональные переживания, потребности, ценности, отношения, оценки).

Виды:  спонтанная, запланированная, дискуссия-диалог, групповые и массовые дискуссии.

Заочное путешествие Заочное путешествие может начинаться с постановки познавательной задачи: готовы ли дети к путешествию? – и затем определяется уровень теоретических знаний и практических умений по предложенной теме с помощью составленных учителем заданий. В основе лежит познавательная дидактическая игра, которая заключается в воображаемом путешествии и от учеников требуется абстрактное мышление и оперирование знаниями. Через правила и игровые действия косвенным путем реализуются интеллектуальные силы детей.

Заочное путешествие

Заочное путешествие может начинаться с постановки познавательной задачи: готовы ли дети к путешествию? – и затем определяется уровень теоретических знаний и практических умений по предложенной теме с помощью составленных учителем заданий.

В основе лежит познавательная дидактическая игра, которая заключается в воображаемом путешествии и от учеников требуется абстрактное мышление и оперирование знаниями. Через правила и игровые действия косвенным путем реализуются интеллектуальные силы детей.

Викторина Викторина – это совокупность не менее десяти вопросов по определенной тематике, на которые необходимо дать краткие и емкие ответы. Знания учащихся по теории искусства можно проверить с помощью вопросов, которые учитель готовит заранее.

Викторина

Викторина – это совокупность не менее десяти вопросов по определенной тематике, на которые необходимо дать краткие и емкие ответы. Знания учащихся по теории искусства можно проверить с помощью вопросов, которые учитель готовит заранее.

закрепление материала происходит в игровой форме; аукцион можно проводить фронтально, можно разбить класс на команды; учащиеся сами назначают «цену» вопроса или задания, определяя его сложность. Аукцион Цель «урока — аукциона» — повторить и укрепить знания учащихся по теме конкретного курса учебного предмета, продемонстрировать практическое применение знаний. Например, учащимся раздается «кредит» в виде пяти фишек, которые они должны к концу урока приумножить и вернуть «с процентами». За каждый правильный ответ, учащийся получает фишку, а за неправильный – теряет её.
  • закрепление материала происходит в игровой форме;
  • аукцион можно проводить фронтально, можно разбить класс на команды;
  • учащиеся сами назначают «цену» вопроса или задания, определяя его сложность.

Аукцион

Цель «урока — аукциона» — повторить и укрепить знания учащихся по теме конкретного курса учебного предмета, продемонстрировать практическое применение знаний.

Например, учащимся раздается «кредит» в виде пяти фишек, которые они должны к концу урока приумножить и вернуть «с процентами». За каждый правильный ответ, учащийся получает фишку, а за неправильный – теряет её.

Творческие проекты Защита творческих проектов развивает творческие способности; формирует навыки самостоятельной работы, умения добывать и обрабатывать информацию; открывает возможности формирования жизненного опыта; реализует принцип сотрудничества учащихся и учителя; сочетает коллективное и индивидуальное творчество. Например: «Деревня – деревянный мир»; «Образ русской избы»; «Выразительные возможности различных материалов»; «Выразительные возможности аппликации».

Творческие проекты

Защита творческих проектов

  • развивает творческие способности;
  • формирует навыки самостоятельной работы, умения добывать и обрабатывать информацию;
  • открывает возможности формирования жизненного опыта;
  • реализует принцип сотрудничества учащихся и учителя;
  • сочетает коллективное и индивидуальное творчество.

Например: «Деревня – деревянный мир»; «Образ русской избы»; «Выразительные возможности различных материалов»; «Выразительные возможности аппликации».

Уроки-познания Учащиеся пополняют свой багаж новыми знаниями, терминами, техникой исполнения, изобразительной грамотностью. Уроки-знакомства с различными техниками Знакомство с различными техниками, например: лепка, чеканка, аппликация, витраж позволяет учащимся чувствовать материал, создавать своё, проявляя фантазию.

Уроки-познания

Учащиеся пополняют свой багаж новыми знаниями, терминами, техникой исполнения, изобразительной грамотностью.

Уроки-знакомства с различными техниками

Знакомство с различными техниками, например: лепка, чеканка, аппликация, витраж позволяет учащимся чувствовать материал, создавать своё, проявляя фантазию.

Уроки-конкурсы Конкурсы эрудитов: на уроках ведётся опрос в игровой соревновательной форме. Детям нужно играя, повторять, запоминать, строить рисунок, искать ошибки. Например: урок-конкурс на лучшую композицию из природных материалов (листьев, мха, семян, веточек, коры); конкурс рисунков по теме.

Уроки-конкурсы

Конкурсы эрудитов: на уроках ведётся опрос в игровой соревновательной форме. Детям нужно играя, повторять, запоминать, строить рисунок, искать ошибки.

Например: урок-конкурс на лучшую композицию из природных материалов (листьев, мха, семян, веточек, коры); конкурс рисунков по теме.

Уроки-тесты Уроки – тесты: учащимся предлагается выбрать правильный ответ из трёх – пяти предложенных вариантов.

Уроки-тесты

Уроки – тесты: учащимся предлагается выбрать правильный ответ из трёх – пяти предложенных вариантов.

Уроки-игры Это подведение итогов, полученных по определённой теме, в игровой форме или с применением игр. « Угадай ». По силуэту узнавать животное, называть его, описывать внешний вид и те характерные признаки, по которым его определили. « Войдите » в картину (представьте себя на месте героя произведения искусства). «Холодные и теплые цвета». Учащиеся делятся на две группы. Одной группе нужно выбрать цвета для оформления царства Снежной королевы, а второй — для оперения Жар-птицы. Игра-соревнование «Кто больше?». На полосках бумаги учащиеся делают первый мазок любого цвета, затем в этот цвет добавляют чуть-чуть белил и выполняют следующий мазок и т. д. Побеждает тот, кто сделает больше накрасок различной светлоты. Игра на закрепление понятий о разбеливании цвета. Также можно провести игру « В мастерской художника », « Путешествие в город изобразительного искусства ».

Уроки-игры

Это подведение итогов, полученных по определённой теме, в игровой форме или с применением игр.

« Угадай ». По силуэту узнавать животное, называть его, описывать внешний вид и те характерные признаки, по которым его определили.

« Войдите » в картину (представьте себя на месте героя произведения искусства).

«Холодные и теплые цвета».

Учащиеся делятся на две группы. Одной группе нужно выбрать цвета для оформления царства Снежной королевы, а второй — для оперения Жар-птицы.

Игра-соревнование «Кто больше?».

На полосках бумаги учащиеся делают первый мазок любого цвета, затем в этот цвет добавляют чуть-чуть белил и выполняют следующий мазок и т. д. Побеждает тот, кто сделает больше накрасок различной светлоты. Игра на закрепление понятий о разбеливании цвета.

Также можно провести игру « В мастерской художника », « Путешествие в город изобразительного искусства ».

Применение ИКТ   На уроке изобразительного искусства создаёт эмоциональный настрой и положительно сказывается на развитии художественного творчества.

Применение ИКТ

  На уроке изобразительного искусства создаёт эмоциональный настрой и положительно сказывается на развитии художественного творчества.

Спасибо за внимание! «Нетрадиционным» и интересным может стать любой урок, если подойти к его подготовке творчески.

Спасибо за внимание!

«Нетрадиционным» и интересным может стать любой урок, если подойти к его подготовке творчески.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!