СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нетрадиционные формы коррекционной логопедиченской работы с детьми.

Просмотр содержимого документа
«Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми»

Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми Попова Л.В., учитель-логопед МАОУ Усовская СОШ  

Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми

Попова Л.В.,

учитель-логопед

МАОУ Усовская СОШ

 

 Успешная коррекционная работа может быть осуществлена только при наличии достаточно высокой познавательной активности, при высоком уровне развития тонкой, общей и артикуляционной моторики, достаточном уровне сформированности пространственных ориентировок. Для этого необходим комплексный подход к обучению и коррекции речевых нарушений.

Успешная коррекционная работа может быть осуществлена только при наличии достаточно высокой познавательной активности, при высоком уровне развития тонкой, общей и артикуляционной моторики, достаточном уровне сформированности пространственных ориентировок. Для этого необходим комплексный подход к обучению и коррекции речевых нарушений.

Упражнения для развития моторики   Все упражнения выполняются на столе. Упр.1 . В руки взять по одному листу А4 и смять листы, спрятав их в кулак. А затем разворачиваем листы, руки при этом не соприкасаются. Упр.2 . Мешать воду (крупу, песок и т.п.) каждым пальцем поочередно по часовой стрелке и против, стараясь держать кисть руки неподвижной. (В качестве емкости использовать пластмассовый стаканчик).

Упражнения для развития моторики

Все упражнения выполняются на столе.

Упр.1 . В руки взять по одному листу А4 и смять листы, спрятав их в кулак. А затем разворачиваем листы, руки при этом не соприкасаются.

Упр.2 . Мешать воду (крупу, песок и т.п.) каждым пальцем поочередно по часовой стрелке и против, стараясь держать кисть руки неподвижной. (В качестве емкости использовать пластмассовый стаканчик).

Упр.3.  Слуховой диктант «Шагаем ножницами»  Для диктанта используется бумага в крупную клетку и ножницы с тупыми концами. Выполняется диктант при строгом контроле взрослого и четком описании правил безопасности при работе с ножницами. При выполнении диктанта обязательно соблюдение трех условий: - четкое следование инструкции педагога; - чередование вертикальных и горизонтальных «шагов»; - размеры «шагов» соответствуют четному количеству клеток (например: 4,2,8 и т.д.) После окончания работы рассматривается вырезанная фигура.

Упр.3. Слуховой диктант «Шагаем ножницами»

Для диктанта используется бумага в крупную клетку и ножницы с тупыми концами. Выполняется диктант при строгом контроле взрослого и четком описании правил безопасности при работе с ножницами. При выполнении диктанта обязательно соблюдение трех условий: - четкое следование инструкции педагога; - чередование вертикальных и горизонтальных «шагов»; - размеры «шагов» соответствуют четному количеству клеток (например: 4,2,8 и т.д.) После окончания работы рассматривается вырезанная фигура.

Упр.4. «Пальцедром» - тренажер, который помогает воздействовать на активные точки.  « Ум и речь ребенка находятся на кончиках пальцев» В.А. Сухомлинский .  Ребенку предлагается картон, с пришитыми пуговицами по 8 шт. в каждом ряду. Ребенок нажимая указательным пальцем, сначала одной, потом другой руки, поочередно на каждую пуговицу сначала одного ряда, потом другого, проговаривает речевой материал для автоматизации поставленного звука. Доходят до последней пары пуговиц, возвращается обратно в том же порядке.

Упр.4. «Пальцедром» - тренажер, который помогает воздействовать на активные точки.

« Ум и речь ребенка

находятся на кончиках пальцев»

В.А. Сухомлинский .

Ребенку предлагается картон, с пришитыми пуговицами по 8 шт. в каждом ряду. Ребенок нажимая указательным пальцем, сначала одной, потом другой руки, поочередно на каждую пуговицу сначала одного ряда, потом другого, проговаривает речевой материал для автоматизации поставленного звука. Доходят до последней пары пуговиц, возвращается обратно в том же порядке.

Упр.5 . «Колючие ладошки» При помощи иппликатора Кузнецова изготовлено дидактическое пособие «Колючие ладошки». Стимулируем рецепторные зоны обеих рук прижатием подушечек пальцев к игольчатой поверхности с одновременным проговариванием гласных звуков.

Упр.5 . «Колючие ладошки»

При помощи иппликатора Кузнецова изготовлено дидактическое пособие «Колючие ладошки».

Стимулируем рецепторные зоны обеих рук прижатием подушечек пальцев к игольчатой поверхности с одновременным проговариванием гласных звуков.

Упр.5 . «Наждачная бумага» С закрытыми глазами определяем попарно по структуре поверхности наждачную бумагу. Проверка: по цвету на обратной стоне листов.

Упр.5 . «Наждачная бумага»

С закрытыми глазами определяем попарно по структуре поверхности наждачную бумагу.

Проверка:

по цвету на обратной стоне листов.

Мимические упражнения    Упр. 1. Сложить лист бумаги А4 пополам, ножницами с тупым концом вырезать любой узор. Развернуть лист бумаги, в получившееся красивое «окошечко» улыбнуться, глядя в зеркало, затем соседу слева, справа.  Зарядить друг друга хорошим веселым настроением, поднять брови, глаза счастливые, и так же можно предложить другие варианты мимический упражнений (нахмурься, покажи, как ты грустишь), используя, только что созданную детьми бумажную рамочку - «окошечко».

Мимические упражнения

Упр. 1. Сложить лист бумаги А4 пополам, ножницами с тупым концом вырезать любой узор. Развернуть лист бумаги, в получившееся красивое «окошечко» улыбнуться, глядя в зеркало, затем соседу слева, справа.

Зарядить друг друга хорошим веселым настроением, поднять брови, глаза счастливые, и так же можно предложить другие варианты мимический упражнений (нахмурься, покажи, как ты грустишь), используя, только что созданную детьми бумажную рамочку - «окошечко».

Артикуляционные упражнения Упражнения для губ, языка и челюстей с бинтом: Упр.1 . Сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Педагог пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Выполняется в течение 10 - 15 сек. Упр. 2 . Выполняется по аналогии с упражнением 1, но бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно. Выполняется 10 раз. Упр. 3 . Зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в левый угол, затем, наоборот, из левого – в правый и т.д. Выполняется 10 раз.

Артикуляционные упражнения

Упражнения для губ, языка и челюстей с бинтом:

Упр.1 . Сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Педагог пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Выполняется в течение 10 - 15 сек.

Упр. 2 . Выполняется по аналогии с упражнением 1, но бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно. Выполняется 10 раз.

Упр. 3 . Зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в левый угол, затем, наоборот, из левого – в правый и т.д. Выполняется 10 раз.

Упражнения с ложкой Упр.1 . Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой. Упр.2 . Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз. Упр.3 . Язык – «лопаточка». Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку. Упр.4 . Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык. Упр.5 . Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелки.

Упражнения с ложкой

Упр.1 . Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой.

Упр.2 . Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.

Упр.3 . Язык – «лопаточка». Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.

Упр.4 . Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.

Упр.5 . Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелки.

Дыхательные упражнения    Упр. «Крокодил »    Широко раскрывать(вдох) и закрывать (выдох) рот в сопровождении движений рук, имитирующих движения пасти крокодила: рот широко открыт – руки вытянуты вперед с плотно соединенными запястьями и разведенными кистями, одна вверх, другая вниз, пальцы при этом напряжены и разведены с силой. При закрывании рта кисти соединить, плотно сжав ладони и сведя вместе пальцы.

Дыхательные упражнения

Упр. «Крокодил »

Широко раскрывать(вдох) и закрывать (выдох) рот в сопровождении движений рук, имитирующих движения пасти крокодила: рот широко открыт – руки вытянуты вперед с плотно соединенными запястьями и разведенными кистями, одна вверх, другая вниз, пальцы при этом напряжены и разведены с силой. При закрывании рта кисти соединить, плотно сжав ладони и сведя вместе пальцы.

Упр. «Геометрические фигуры»    Медленный глубокий вдох через нос. Руки вытянуты вперед (ладонями вперед). Задержать дыхание. Медленно выдохнуть со звуком О, руки при этом в такт выдоху рисуют круги. Задержать дыхание. Снова глубокий медленный вдох. Задержать дыхание. Медленно выдохнуть со звуком А, руки при этом рисуют в воздухе треугольники.

Упр. «Геометрические фигуры»

Медленный глубокий вдох через нос. Руки вытянуты вперед (ладонями вперед). Задержать дыхание. Медленно выдохнуть со звуком О, руки при этом в такт выдоху рисуют круги. Задержать дыхание. Снова глубокий медленный вдох. Задержать дыхание. Медленно выдохнуть со звуком А, руки при этом рисуют в воздухе треугольники.

Упражнения с элементами кодирования    Упр.1.    Взрослый произносит слоги со звуком Р и Л . Если ребенок слышит слог со звуком Р , рисует на листочке большую палочку, точку, квадратик, и т.п., а если слышит слог со звуком Л – рисует маленькую палочку, кружочек и т.п. Такое упражнение можно предложить для различения звуков с-ш, з-ж, и т.д. в словах. Предварительно дав обозначение каждого звука.

Упражнения с элементами кодирования

Упр.1.

Взрослый произносит слоги со звуком Р и Л . Если ребенок слышит слог со звуком Р , рисует на листочке большую палочку, точку, квадратик, и т.п., а если слышит слог со звуком Л – рисует маленькую палочку, кружочек и т.п. Такое упражнение можно предложить для различения звуков с-ш, з-ж, и т.д. в словах. Предварительно дав обозначение каждого звука.

 Упр.2.  Кодирование как обратных слогов типа АК, ОП, ЫК, АШ, ИМ, УФ, ИР, ОТ так и прямых слогов типа НА, ПО, ЗУ, ВЫ, ГЭ, ЖУ.и т.д.  Упр.3 Взрослый передает гласный звук условным сигналом, а согласный отчетливо произносит. Дети (ребенок) отгадывают и называют задуманный взрослым слог.

Упр.2. Кодирование как обратных слогов типа АК, ОП, ЫК, АШ, ИМ, УФ, ИР, ОТ так и прямых слогов типа НА, ПО, ЗУ, ВЫ, ГЭ, ЖУ.и т.д.

Упр.3 Взрослый передает гласный звук условным сигналом, а согласный отчетливо произносит. Дети (ребенок) отгадывают и называют задуманный взрослым слог.

Игры для развития пространственной ориентировки   Игра «Команды» Инструкция: «Я буду отдавать команды, а вы их выполняете». Встаньте со стула. Поднимите руки вверх. Отведите в стороны. Опустите вниз. Повернитесь вправо, влево, кругом. Укажите на соседа слева. Укажите на соседа впереди. Укажите на соседа справа. Укажите на соседа сзади. Сели на стулья. Поднимите руку, у кого нет соседа слева? Поднимите руку, у кого нет соседа справа? У кого нет соседа впереди? У кого нет соседа сзади?

Игры для развития пространственной ориентировки

Игра «Команды»

Инструкция: «Я буду отдавать команды, а вы их выполняете».

Встаньте со стула. Поднимите руки вверх. Отведите в стороны. Опустите вниз. Повернитесь вправо, влево, кругом. Укажите на соседа слева. Укажите на соседа впереди. Укажите на соседа справа. Укажите на соседа сзади. Сели на стулья. Поднимите руку, у кого нет соседа слева? Поднимите руку, у кого нет соседа справа? У кого нет соседа впереди? У кого нет соседа сзади?

Игра «Путешествие по телу»  Инструкция: Я буду вам рассказывать стихотворение, а вы на себе покажите всё, что названо. К чему прикасаетесь - погладьте и помассируйте!   Есть на пальцах наших ногти, Есть у нас на голове На руках – запястья, локти, Уха два и мочки две. Темя, шея, плечи, грудь Брови, скулы и виски, И глаза, что так близки. И животик не забудь! Бёдра, пятки, двое стоп, Щёки, нос и две ноздри, Голень и голеностоп. Губы, зубы – посмотри! Подбородок под губой Есть колени и спина, Вот что знаем мы с тобой! Но она всего одна!

Игра «Путешествие по телу» Инструкция: Я буду вам рассказывать стихотворение, а вы на себе покажите всё, что названо. К чему прикасаетесь - погладьте и помассируйте!

Есть на пальцах наших ногти,

Есть у нас на голове

На руках – запястья, локти,

Уха два и мочки две.

Темя, шея, плечи, грудь

Брови, скулы и виски,

И глаза, что так близки.

И животик не забудь!

Бёдра, пятки, двое стоп,

Щёки, нос и две ноздри,

Голень и голеностоп.

Губы, зубы – посмотри!

Подбородок под губой

Есть колени и спина,

Вот что знаем мы с тобой!

Но она всего одна!

  Выполняя в системе эти упражнения, у детей проявляются скрытые способности и расширяются границы возможностей его мозга.     В процессе работы главное очень важно не допускать переутомления ребенка. Поэтому тренировочные упражнения следует непременно чередовать с кратковременным отдыхом, дыхательной и общеукрепляющей минигимнастикой.

Выполняя в системе эти упражнения, у детей проявляются скрытые способности и расширяются границы возможностей его мозга.  

В процессе работы главное очень важно не допускать переутомления ребенка. Поэтому тренировочные упражнения следует непременно чередовать с кратковременным отдыхом, дыхательной и общеукрепляющей минигимнастикой.

 Использованная литература:   1. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, Хлоп-топ, Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет, Москва, Издательство ГНОМ, 2015 год. 2. Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике. / Составитель М. А. Поваляева. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2006год. 3. Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. / О. И. Крупенчук. - Спб. : Издательский дом «Литера», 2001 год.

Использованная литература:

1. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, Хлоп-топ, Нетрадиционные

приемы коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет, Москва, Издательство ГНОМ, 2015 год.

2. Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике. / Составитель М. А. Поваляева. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2006год.

3. Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. / О. И. Крупенчук. - Спб. : Издательский дом «Литера», 2001 год.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!