СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщенный опыт  работы с детьми с ОВЗ по художественно-эстетическому развитию.

Просмотр содержимого документа
«Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Воспитатель дошкольной группы «Теремок»

МАОУСШ п.Парфино Михайлова ЮА.


( Слайд 1) НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Формирование творческой личности – важная задача на современном этапе жизни нашего общества. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей.


(Слайд 2) Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

Рисование одно из самых больших удовольствий для ребенка, рисование раскрывается его внутренний мир. Ведь рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию.

Нужно отметить, что почти все дети рисуют. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности и формирует специальные умения и навыки.

Ежегодно в нашу логопедическую группу поступают дети 4-6 лет с ограниченными возможностями здоровья.


(Слайд 3) Характеризую детей данной категории можно выделить следующие особенности развития: низкая познавательная активность; низкий уровень образного и наглядно-действенного мышления; не сформированы пространственные представления; нарушение речи; низкий уровень воображения; низкий уровень внимания; низкий уровень восприятия: формы, цвета, величины; низкий уровень развития мелкой моторики; эмоциональные проблемы: неуверенность в себе, тревожность, плаксивость и другое

Трудности в развитии ограничивают возможность использования многих традиционных техник рисования. Так, сложной для детей является даже методика изображения предметов тонкими линиями; техника раскрашивания рисунков красками с помощью мазков или методом заливки.

Нарушения в развитии детей с ОВЗ негативно сказываются на формировании изобразительной деятельности. Вместе с тем, эта деятельность ребенка является одной из движущих сил его психического развития.


(Слайд 4) Решение этой проблемы требует специального подхода, который, на мой взгляд, заключается в использовании нетрадиционных техник рисования.

Использование на занятиях по рисованию нетрадиционных техник приобретает высокую коррекционную значимость.

Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. Они узнают, что рисовать можно как красками, карандашами, фломастерами, так и подкрашенной мыльной пеной, свечой, использовать для рисования клей. Они пробуют рисовать предметы руками (ладонью, пальцами, кулаком, ребром ладони), получать изображения с помощью подручных средств (ниток, веревок, полых трубочек), с помощью природного материала. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость, идет ознакомление с новыми цветами, их оттенками при смешивании.
Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. У них развивается познавательный интерес, они начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словарного запаса.
Нетрадиционные техники изображения требуют точного соблюдения последовательности производимых действий. Следовательно, дети учатся планировать процесс рисования. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования.
Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации, коррекции мелкой моторики рук.
Необычное рисование дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности, формированию уверенности в себе.

Использование различных техник изображения позволяют учесть индивидуальные возможности детей, вести индивидуальную, подгрупповую или коллективную работу.

Нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально - благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности – это очень увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей, в ней не может быть плохих или хороших работ, работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима.


(Слайд 5) В своей работе использую разнообразные нетрадиционные техники рисования. Описание этих техник широко освещено в методической литературе и интернет ресурсах. С некоторыми из них предлагаю Вам познакомиться.

Одна из них - рисование пальчиками. Польза от рисования пальчиками огромна – ребенок снимает напряжение, сбрасывает отрицательные эмоции, развивает моторику рук, учится фантазировать, чувствовать цвета и их оттенки. Для рисования пальчиками, можно использовать пальчиковые краски. С помощью этой техники мы рисуем: цветы, деревья, животных, птиц, транспорт и многое другое.


(Слайд 6) Рисование ладошками. Для отпечатка всей ладошки краска наносится на нее кисточкой, и рука прижимается к альбомному листу. Не обязательно раскрашивать ладони в один тон. Цветов может быть много: разноцветные пальцы, радужный окрас, пятна и узоры на ладошках. Чтобы получить интересные фигуры, некоторые пальцы можно подгибать, растопыривать или, наоборот, собирать вместе. По окончании творческого занятия ладошки вытирают влажной салфеткой или моют под краном с мылом. На таких занятиях дети знакомятся со свойствами красок, с цветом, развивают художественный вкус,пространственное воображение. В процессе рисования ладошками происходит развитие мелкой моторики, сенсорики, цветовосприятия. С помощью ладошек можно создавать любые абстракции, рисовать сюжетные картинки. Переварачивая ладошку по разному, можно дорисовывать разные детали и воплощать любые задумки,наслаждаясь цветом.

(Слайд 7) Рисование по мокрому листу. Альбомный лист смачивают толстой кисточкой для рисования или губкой. Рисуют по мокрому листу легкими прикосновениями кисточки. При касании кисточкой с краской к мокрому листу, краска должна растекаться примерно на 1-2 сантиметра в диаметре вокруг кисточки. Если краска не растекается, значит, лист не достаточно смочили. Если краска растекается очень сильно, значит, лишнюю воду нужно убрать сухой кистью или губкой. При рисовании по мокрому листу на начальном этапе нужно дать ребенку возможность повозиться с красками, почувствовать нажим и увидеть результат.

(Слайд 8) Рисование ватными палочками. Рисование ватными палочками развивает творческий потенциал ребенка, его фантазию, сосредоточенность, согласованность движений, внимание, координацию, усидчивость и, конечно же, мелкую моторику пальцев рук, что прямо связано с развитием ребенка. При помощи рисования ватными палочками можно изучать цвета, времена года, цифры, буквы и все что угодно.  И главное поддержать желание ребенка творить.

(Слайд 9) Кляксография – это дорисовывание нанесённой на бумагу произвольной кляксы до узнаваемого художественного изображения. Кляксография – это отличный способ поэкспериментировать с красками, создать необычные образы.

(Слайд 10) Ниткография – техника рисования для детей, где для воплощения художественного образа используются шерстяные нитки. Рисунок может быть выполнен несколькими способами: путем пропитывания ниток краской и скольжения по бумаге, выкладыванием аппликации по схеме, а также штампами. Рисование ниткой с краской примечательно простотой и необычностью. Получаемые образы –а бстрактные. В них можно рассмотреть Жар-птицу, цветок, морские волны, вихрь. Дети подключают фантазию и тем самым развивают творческое воображение.


(Слайд 11) Техника набрызга Ее суть состоит в разбрызгивании капель краски. У детей она может получиться не сразу, но, несмотря на это, работа приносит удовлетворение. Для рисования в технике “ набрызг” требуются акварельные краски или гуашь, зубная щетка и стека, плоская палочка, карандаш, пластиковая линейка или расческа (по выбору). При набрызгивании можно менять направление движения руки (по вертикали, горизонтали, наклонно, волнообразно, изменять величину крапинок, приближая или отдаляя брызги от листа бумаги. Можно использовать краски разного цвета и разной густоты. Применение одновременно нескольких красок помогает создать многоцветный рисунок. В зависимости количества цветов и от интенсивности напыления каждый раз будет получаться новая, отличная от предыдущих картин работа. Данная техника позволяет добиться различных эффектов в зависимости от поставленной задачи. Например, при помощи набрызгивания красок можно создать плавный переход от одного оттенка цвета к другому.

(Слайд 12) Пластилинография. Техника заключается в рисовании пластилином на картоне. Фон и персонажи изображаются не с помощью рисования, а с помощью вылепливания, при этом объекты могут быть более или менее выпуклыми, рельефными. Данная техника позволяет ребенку выразить эмоции, свое видение окружающего мира и свое отношение к нему, сформировать эстетический вкус, развить гибкость, координацию, мелкую моторику пальцев (что в свою очередь способствует речевому развитию). Ребенок постепенно и незаметно для самого себя овладевает искусством планирования и учится всегда доводить работу до конца. Пластилинография – это универсальный метод развития эстетического вкуса, мелкой моторики пальцев, творческих способностей дошкольников любого возраста.

(Слайд 13) Техника печати, техника штампование. При помощи изготовленного заранее штампа наносятся отпечатки на бумагу, создавая рисунок, который впоследствии можно дополнить. Техника печати (например листев). Они покрываются краской при помощи кисточки, не оставляя пустых мест, делается это на отдельном листе бумаги. Затем окрашенной стороной плотно прижимают к бумаге, стараясь не сдвигать с места. Листья можно использовать и повторно, нанося на него другой цвет, при смешении красок может получиться необычный оттенок, остальное прорисовывается кистью. Получаются великолепные пейзажи.



(Слайд 14) Техника раздувание. Наносится с помощбю краски клякса, далее оно раздувается с помощью трубочки. Раздувая кляксы нельзя точно предугадать, как они разойдутся, перельются друг в друга, и каков будет окончательный результат. Эта техника рисования не только интересна - но и полезно: например, в качестве артикуляционной гимнастики. Мы имеем возможность осуществлять своеобразную дыхательную гимнастику, необходимую при некоторых речевых нарушениях.


(Слайд 15) Рисование сыпычими материалами (рисование солью, манкой). Техника состоит в следующем: с помощью клея создается контур, сверху заполняется солью, манкой. Затем раскрашивается. Техника рисования построена на способности соли впитывать цветной пигмент, ее объемности и блеске при высыхании.


Существует еще множество нетрадиционных техник рисования. Я познакомила с теми способами, которые легче даются нашим детям (ОВЗ), можно осваивать и более сложные техники.

(Слайд 16) После окончания работы совместно с детьми организовываем выставку, где предлагается каждому ребенку-автору сказать несколько слов о работе, дать ей оригинальное название, придумать небольшой рассказ, пофантазировать,

высказать собственное мнение. Дети, как правило, с большой охотой рассказывают о том, что изобразили, тем самым раскрывают смысл своего рисунка. В заключение, спрашиваю детей – хотят ли они оставить работу на выставке или забрать с собой, учитываю желание каждого ребенка. Все это важно для детей с ОВЗ. Выполненные работы имеют и практическую направленность, например, для оформления группы. Организуем и индивидуальные выставки ребенка в группе. Родителям группы предлагается в течение года ознакомиться с разнообразными техниками нетрадиционного рисования, использовать их и дома с ребенком. Кроме того, ребята активно участвует в различных конкурсах.


(Слайд 17) Нельзя не упоминуть и о создании условий для творческого самовыражения детей. Организовать работу с детьми с ОВЗ с применением способов нетрадиционного рисования, экспериментирования с различными художественными материалами, инструментами, изобразительными техниками помогает центр изодеятельности, который оборудован материалами и пособиями для рисования. Здесь расположен   материал нетрадиционной техники рисования для самостоятельной деятельности детей. Это разные « штампики» для печати (пробки, крышки и т.д.), разные кисточки (жесткие и мягкие), ватные палочки, разные виды бумаги – толстые, тонкие, цветные, разноцветную тушь, ниточки, трафареты, зубная щетка, вилка пластмассовая, губки (или поролон) разного размера, засушенные листья, бросовый материал и т. д . Весь материал находится в доступном для детей месте.

Таким образом, можно сказать, что такая организация работы с детьми ОВЗ с использование нетрадиционных техник является успешной для решения обозначенных проблем.