Конспект урока по окружающему миру во 2 – Б классе
Тема урока: Строение тела человека
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Форма организации работы на уроке: Фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: интерактивная доска, макет человека и внутренних органов человека, учебник «Окружающий мир» 2 класс, 2 часть А.А.Плешаков, рабочая тетрадь «Окружающий мир» 2 класс, 2 часть А.А.Плешаков, мультимедийная презентация.
Цели:
Образовательные:
ввести понятие “внешнее” и “внутреннее” строение тела человека,
познакомить с частями и внутренними органами человека,
дать первоначальное представление о работе внутренних органов.
Развивающие:
способствовать развитию логического мышления, мыслительных операций анализа и синтеза.
Воспитательные:
содействовать воспитанию у младших школьников бережного отношения к своему здоровью окружающих, воспитание умения работать в коллективе.
Ход урока
Организационный момент.
Учитель:
Здравствуйте, дети. Садитесь.
Посмотрите-ка на нас:
Вот какой хороший класс!
Приготовились учиться,
Ни минутки не лениться,
Не скучать, не отвлекаться,
А стараться и стараться.
Дневнички на партах, тут
Дневнички “пятерок” ждут.
Актуализация опорных знаний.
Учитель: Вы готовы к работе? Тогда внимание на экран. Что вы видите?
Презентация
Дети: Машину.
Учитель: Какие части машины вы видите снаружи?
Дети: Снаружи есть двери, окна, колеса, фары.
Учитель: А что находится внутри машины?
Дети: Сиденья, руль, двигатель…
Учитель: То, что мы видим снаружи – это внешнее строение машины. То, что можем увидеть внутри – это внутреннее строение машины.
Сообщение темы урока.
Учитель: А знаете ли вы, как устроен человек? Сегодня на уроке мы познакомимся с внешним и внутренним строением тела человека. Итак, тема нашего урока: “Строение тела человека”.
Изучение новой темы.
- Давайте попробуем разобраться, какие внутренние органы имеет человек и с чем можно их сравнить.
- Для этого мы проведем эксперименты в научных лабораториях.
- Обратите внимание, в пяти местах нашего класса расположены мини лаборатории (столы с названиями лаборатории и необходимым оборудованием). А для того, чтобы пройти в лабораторию, необходима соответствующая одежда (учитель надевает белый халат и одноразовую шапочку, а обучающиеся-одноразовые шапочки).
- В организме каждый орган исполняет свою функцию. В некотором роде наше тело
( показывает на макет тела человека, который висит на доске) - это сложный механизм, машина. Или даже целый завод. У каждой его части есть свои задачи. Чтобы лучше запомнить, какой орган что делает, мы заменим их символическими обозначениями. Для этого у каждого из вас в тетради есть силуэт человека, в котором вы будете отмечать изученные сегодня внутренние органы.
- Итак, начнем!
- Мозг - находится внутри черепа (показ предметной картинки). Во всем человеческом организме нет более важного органа, чем мозг. Без него мы не могли бы жить. Мозг похож по принципу работы на мощный компьютер. Он принимает самые разнообразные сигналы - звуки, запахи, изображения, распознает и обрабатывает их. Компьютер умеет считать, ты тоже можешь складывать числа. Компьютер хранит в памяти разные сведения, и ты помнишь номер своего телефона и домашний адрес
- Проведем один эксперимент, который покажет узнать, как работает наш мозг.
Эксперимент:
- Положите руки ладонью на стол. А теперь начните думать о том, как поднимаете руки – думайте, но рукой пока не двигайте. Как только вы увидите цифры 1-2-3 (показывает учитель)– поднимите руки. Итак, приготовились: 1-2-3.
- Что произошло?
- Клетки мозга сообщили нервам, идущим к руке, что по ним скоро будет послан сигнал.
В тот момент, когда вы поднимали руки, мозг послал сигнал к мышам рук.
- Какой внутренний орган называют «главным командным пунктом» всего организма?
- С чем сравним наш мозг? (с компьютером) (прикрепить предметную картинку к макету)
Вывод: Что бы человек не делал, всем управляет мозг.
Учитель: Ребята, у вас на партах лежат силуэты человека. Найдите головной мозг и раскрасьте его простым карандашом.
2 лаборатория «Сердце»
****
В груди у каждого из нас
И день, и ночь, и всякий час
Мотор стучит чудесный.
Конечно, вам известный.
Сердце (показ предметной картинки) - это моторчик или насосик, который прокачивает кровь (наше "горючее") по всем органам.
Эксперимент: Часто говорят, что сердце у нас слева. На самом деле это неверно - сердце находится в грудной клетке почти посередине. Оно расположено своим более острым концом (который врачи называют "верхушка") вниз, чуть влево и немного вперед.
Приложите кулачок к груди по центру, наклонив низ чуть-чуть влево – именно здесь сердце и находится.
-А теперь послушаем сердце. Кстати, чтобы не прижиматься ухом к груди своих пациенток французский врач Рене Лаэннек изобрел стетоскоп. А мы вместо него можем использовать бумажный одноразовый стаканчик.
Если прислушаться, то можно различить, что каждый удар сердца состоит из двух тонов: «тууум-дум». (Обучающиеся слушают биение сердца попарно).
- Какой внутренний орган гонит кровь в сосуды и заставляет её обегать всё тело? (сердце)
- С чем сравним наше сердце? (с мотором) (прикрепить предметную картинку к макету)
Мы должны беречь своё сердце и заботиться о его состоянии. Посмотрите на экран. Там даны несколько правил, соблюдая которые, ты сохранишь своё сердце здоровым. (Слайд )
Учитель: Дети, раскрасьте красным карандашом “сердце” на силуэте человечка.
Легкие (показ предметной картинки) похожи на две розовые губки. Они состоят из множества пузырьков воздуха и впитывают в себя кислород, отдавая его в протекающую по ним кровь.
- Давайте проведем эксперимент и посмотрим, как происходит процесс дыхания.
- Как уже говорили, лёгкие похожи на две розовые губки. При выдохе они выпускают из себя воздух и уменьшаются в размере (учитель сжимает губку)
- Когда мы делаем вдох, легкие наполняются воздухом и расширяются. (учитель разжимает пальцы, губка принимает свои прежние размеры.)
- Как называется орган дыхания?
- С чем сравним наши легкие? (с губкой) (прикрепить предметную картинку к макету)
- Итак, сделайте вывод, может ли человек долго быть без дыхания?
РАБОТА с УЧЕБНИКОМ
(давайте прочитаем материал учебника стр. 6).
Учитель: Раскрасьте синим карандашом лёгкие на силуэте человека. Двигаемся дальше.
4 лаборатория «Желудок»
Желудок (показ предметной картинки)
****
Все сказу про Красную шапочку знают,
Но только вот здесь заковырка какая:
Бабушка в волчьем сидела желудке!
Скажу вам, что это лишь милая шутка.
Желудок размером не очень велик,
И бабушек прятать он не привык,
У человека и зверя любого
Служит желудок совсем для другого.
Главное отделение «внутренней кухни» - это желудок. Когда пища опускается в желудок, она переваривается с помощью желудочного сока. Разная пища переваривается по-разному. Например, яйцо всмятку – около 1 часа, черный хлеб и жареный картофель – больше 3 часов, жареная свинина – 6 часов. Но желудок не умеет переваривать всю пищу, поэтому он проталкивает ее дальше - в кишечник. Желудок находится слева под рёбрами, чуть выше живота. Посмотрите на экране, как он выглядит. (СЛАЙД )
- Представьте себе, что вы пришли домой. Пора обедать, а мама подаёт вам на тарелке кусок сырого мяса и две сырые картофелины. Станете вы есть такой обед?
-Почему?
- Точно так же и нашему организму нужна по-особому обработанная пища. Всё, что попало в рот: и котлета, и каша, и хлеб, и конфета - должно перевариться и впитаться в кровь. Этим занимаются органы «внутренней кухни».
Эксперимент: (Учитель проводит опыт с воздушным шариком.)
Желудок напоминает мешок. Без еды он как спущенный воздушный шарик.
Вызывается один ученик из группы.
-Дует в шарик – он чуть надувается.
Так и желудок: когда в него попадает пища, он растягивается. Чем больше пищи мы съедаем, тем сильнее растягивается наш желудок. Но больше 2-3 литров еды в него поместиться не может.
Эксперимент: (Опыт с банкой.)
-Вызывается один ученик из группы и учитель даёт подержать 2х литровую банку с водой.
-Тяжелая банка?
-Хоть и желудок может вместить 2-3 литра пищи, но ему будет очень тяжело работать, поэтому врачи рекомендуют кушать по не многу, не менее 5 раз в день.
Учитель: Найдите на силуэте человечка “желудок” и раскрасьте желтым цветом.
5 лаборатория «Печень»
- На этом можно было бы закончить разговор о «Внутренней кухни» организма. Однако, мы ещё не упомянули о необыкновенной соседке желудка – это печени.
( СЛАЙД ______)
*****
Ну, а теперь расскажу вам про печень.
Знайте, что надо её поберечь нам.
Печень устроилась, как королева,
Конечно же, справа, а вовсе не слева.
Зачем она нам? Я отвечу, к примеру,
Является печень защитным барьером.
Первый удар на себя принимает.
Если попалась отрава какая.
В печени уничтожаются все микробы, которые попадают в кровь. Печень находится с правой стороны под рёбрами. Примерно на уровне локтя. Найдите это место. Покажите, где у вас находится печень.
Эксперимент: (Учитель проводит опыт с конфетами.)
Вызывается один ученик, учитель сбрызгивает его руки водой и дают подержать в руки цветные конфеты. Потом ребенок убирает из рук конфеты и показывает детям руки.
-Что видите дети?
-Хоть это и пищевой краситель, и его можно употреблять в пищу, но только в не больших количествах, переедать такие конфеты врачи не рекомендуют, так как от красителей могут появиться проблемы со здоровьем, например аллергия, или сыпь.
-Дети, наша печень как раз таки защищает наш организм от вредных веществ и очищает кровь от них же.
Вывод: Печень – защитник организма от вредных веществ, а так же она помогает перевариванию пищи
Учитель: Найдите печень на силуэте человечка и раскрасьте коричневым цветом.
Физкультминутка
- Я веселый лаборант,
Ищу всюду свой талант,
Головой кручу, верчу,
Всё увидеть я хочу!
Чтобы лампочку достать,
На носочки надо встать.
Руки кверху поднимаю,
По одной их опускаю,
Наклоняюсь вправо, влево,
Буду сильным и умелым!
6 лаборатория «Кишечник»
Кишечник - длинный шланг, почти 8 м, по которому, продолжая перевариваться, передвигается пища, и через стенки которого все полезные вещества из нее всасываются в кровь. Он заканчивается отверстием, через которое все ненужное организму выводится наружу.
Эксперимент: растягивание 8 м бельевой веревки.
- Какой длины кишечник?
- Как он помещается в животе?
- Какую работу выполняет кишечник?
- С чем сравним наш кишечник? (с шлангом, (прикрепить предметную картинку к макету)).
Учитель: На силуэте человечка найдите кишечник и раскрасьте зеленым цветом.
5. Обобщение и систематизация полученных знаний.
- Вот так, схематично, мы представили наше тело. Зато забавно и очень наглядно.
- Давайте систематизируем полученные знания.
• Самостоятельная работа.
Учитель: Дети, откройте рабочие тетради. Найдите задание № 1. Укажите стрелками, что относится к внешнему, а что – к внутреннему строению тела человека.
Учитель: Ребята, давайте проверим, правильно ли вы справились с работой. (Проверка по СЛАЙДУ________).
6. Итог урока.
- С чем вы познакомились на уроке?
Дети: С внешним и внутренним строением человека.
- Назовите части тела человека.
Дети: Голова, шея, туловище (грудь, спина, живот), руки, ноги.
- Назовите внутренние органы человека.
Дети: Головной мозг, сердце, легкие, желудок, кишечник, печень.
7. Домашнее задание.
Ребята, представьте, что вы ученые-биологи. Расскажите родителям о внешнем и внутреннем строении тела человека. В учебнике прочитаете с. _____ , чтобы не забыть эту важную информацию. Выполнить тест в тетради.
8. Рефлексия
- Ребята, оцените наш сегодняшний урок (на партах у вас лежат по 2 смайлика-улыбающийся и грустный).
- Если вы довольны уроком, всё было вам понятно – подымите улыбающийся смайлик.
- Было скучно и непонятно – грустный.
9. Выставление оценок.
Сегодня вы хорошо поработали на уроке. За эти старания вы получаете … (сообщение оценок)