Тема «Невидимые нити в осеннем лесу»
Цель: формирование у учащихся целостного взгляда на окружающий мир.
Задачи: закреплять понятие «живая» и «неживая» природа; систематизировать и расширять представление учащихся о животных, растениях леса и их образе жизни; проанализировать изменения, происходящие в осеннем лесу; систематизировать и обогатить знания о природных связях; воспитывать бережное отношение к природе; развивать умение анализировать, сравнивать, рассуждать, оценивать свой вклад в общий результат.
К концу урока должны знать взаимосвязи в природе и уметь находить «невидимые нити» в лесу.
Оборудование: иллюстрации с изображением объектов живой и неживой природы, детские минирефераты, рисунки учащихся, презентация «Экологический поход в осенний лес», презентация.
В ходе урока используются формы деятельности: доклады учеников о жизни животных осенью, стихотворения, загадки, работа в группах, в парах; беседа учителя о животных и растениях в осеннем лесу и их связях между собой. Ученикам предлагается найти «невидимые» нити - природные связи.
I. Организационный момент.
(запись на доске)
У. В. Бианки писал: «Весь огромный мир вокруг меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое интересное. Самое увлекательное занятие в мире».
Мы сегодня тоже попытаемся открыть тайну.
II. Сообщение темы и целей урока.
У. На доске разбежались буквы. Соедините их по точкам и получите название темы:
У. Итак, тема: Невидимые нити.(запись на доске)
А где мы их будем находить, вы мне подскажете, отгадав загадки:
Весной веселит,
Летом холодит,
Грибами, ягодами одаривает,
Осенью умирает,
Весной опять оживает.
Д.Лес.
У. Какая тема урока получилась?
Д. Невидимые нити в лесу.(на доске) Приложение 1
У.А в какое время года, вы узнаете , если отгадаете загадку:
Пришла без красок и без кисти
И разукрасила все листья.
Д. Осень.
У. Итак, сформулируйте тему урока.
Д.Невидимые нити в осеннем лесу.(на доске)
У.А чем мы будем заниматься на уроке?
(На доске)
- закреплять знания о … -устанавливать …. |
Д.Закреплять знания о живой и неживой природе.
Устанавливать невидимые нити в осеннем лесу.
III. Актуализация знаний.
У.1. Назовите природные явления осени.
Чтобы отправиться в лес мы должны взять с собой багаж - багаж знаний.
У. В некотором царстве. В некотором государстве жили-были…Нет. Каждое царство особенное. Они находятся вокруг нас. Это царства живой природы. Какие?
Д. Животных, растений., бактерий, грибов, , микроорганизмов.
Вывешиваются картинки с царствами.
У. А что относится к неживой природе?
Д. Вода. Камни. Солнце. Воздух, … Схема - опора на доске.
У. Какие невидимые нити - связи в природе можно увидеть?
Д. Животные- животные, живая природа- неживая природа., растения-животные- человек.
Вывешивается схема - опора.
VI. Физкультминутка.
V. Работа над новой темой.
У.Итак, багаж собран, отправляемся в лес. Представителей, каких царств живой природы можно встретить?
У. Какие растения нам встретятся, мы с вами узнаем из загадок. (Ученик, отгадавший загадку, берет растения, развешанные по классу и прикрепляет к доске)
У.
Клейкие почки, зеленые листочки.
С белой коркой, растут под горкой. (береза)
Что за дерево стоит-
Ветра нет , а лист дрожит. (осина)
Зимой и летом одним цветом.(ель)
У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту. (сосна)
Весной зеленела, летом загорела.
Осенью надела красные кораллы. (рябина)
У. А название лесных кустарников и кустарничков вы найдете в кроссворде. Работаем в паре.
ле О 1 | брус 2 | бе 3 | КА 4 |
ре 5 | щи реш 6 | ли 7 | ни 8 |
на 9 | чер 10 | на Ник 11 | склет 12 |
КА 13 | И 14 | ни 15 | ка 16 |
1-6-11 - лещина
4-7-9 - калина
2-8-16 - брусника