. Тип 1 № 676
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Моя страсть к скрипк.. р..сла и пост..пе(н,нн)о крепла.(4) Часто по д..рог.. в школу я слышал чудес..н..ю музыку доносивш..юся из больш..го дома покрыт..го(3) черепиц..й. (От)туда (до)темна(2) л..ли́сь по улиц.. звуки разных инструментов но ч..ще всего был слыш..н ут..нчё(н,нн)ый голо(з/с) скрипк.. .
В этом дом.. живёт (много)детная сем..я извес..ного скрипача (С,с)ветловского. Все его дети игра..т на музыкальных инструментах на скрипк.. на альте или на флейт.. . (Кое)кто из р..бят мож..т во(з/с)произве(з/с)ти (не)затейливую мелодию на стекля(н,нн)ых стакан..ч..ках или глиня(н,нн)ых горш..ч..ках.
П..дружившись со старш..м сыном музыканта я стал ра(з/с)спраш..вать его о скрипк.. . Мальчик об..яснил что скрипка — самый (бл..го)родный инструмент. (За)тем он пр..гласил меня в гост.. и я с зам..рающ..м сер..цем переступил поро(г/к) музыкального рая.
2. Тип 2 № 677
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) — морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) — морфологический разбор слова; (4) — синтаксический разбор предложения.
3. Тип 3 № 706
Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.
1) О дальнейшей судьбе героев автор собирается рассказать (в)продолжени.. повести.
2) (В)следстви.. недостатка дров договорились о новых заготовках.
3) Охотники всматривались (в)след этого удивительного зверя.
4) (В)течени.. ближайших суток погода не изменится.
4. Тип 4 № 354
Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.
1) Покупатель долго торговался с продавцом, что(бы) получить существенную скидку.
2) Что(бы) ни решила мама, я приму её решение.
3) Твоих усилий было недостаточно, да и терпения то(же).
4) (От)того опоздания, как оказалось, зависело многое.
5. Тип 5 № 652
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Облегчив, подолгу, прибыла, доверху.
6. Тип 6 № 160
Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-й).
1) Бойцы, принимавшие участие в бое, награждены.
2) Пересчитав ответ, всё оказалось верным.
3) На протяжении всего концерта он с вниманием следил за всем происходящим на сцене.
4) Впоследствии именно так всё и случилось.
7. Тип 7 № 231
Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Месяц золотясь спускался к степи.
2) Кучер слез молча и не торопясь.
3) Стояла ночь наполненная запахом ночной фиалки.
4) За столом сидел приехавший накануне гость.
8. Тип 8 № 683
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Ящерицы растянулись во всю длину на гладко укатанной дороге и грелись на солнце.
2) На краю дороги попадались следы зайцев выходивших после ненастья кормиться.
3) Пригретые солнцем поляны были усыпаны земляникой.
4) Девочки предлагаю пойти за ягодами оставив все дела.
9. Тип 9 № 712
Определите и запишите основную мысль текста.
Текст 2
(1)Острое желание непременно увидеть дневные звёзды и показать их друзьям возникло в тот же вечер, когда из Заручевья возвращалась я на недалёкий хутор, где вот уже третье лето мы снимали небольшую, но очень уютную комнату. (2)Дорога сладко пахла недавно прошедшим стадом, парны́м молоком, остывающей пылью. (3)Маленькие мягкие фонтанчики пыли с приятной прохладой били меж пальцев босых ног. (4)Зелёные светлячки доверчиво мерцали в придорожных канавах. (5)В низинах, в лёгком тумане, тихонько побрякивали жестяные колокольцы невидимых лошадей. (6)Иногда же слышалось лёгкое звяканье какого-то особого, очень нежного, грустного колокольца. (7)Извилистая дорога вилась с холма на холм, и было отрадно знать, что идёшь не просто по дороге, а по Валдайской возвышенности. (8)И не так уж далеко от тебя прямо из земли, в деревянной часовне выбивается чистейший родник, который называется Волга. (9)Был чудесный тихий вечер, и яркие звёзды отразились уже и в Волге-роднике, и в Волге-ручье, и в Волге-реке.
(10)А дневные звёзды? (11)Дневные звёзды я увижу завтра! (12)Проходя через хозяйский огород к маленькому дому, я приостановилась и с радостным страхом покосилась на старый наш, покрытый седыми лишаями и мхом колодец. (13)Он был таким же, как и всегда: упираясь в небо, в какую-то обыкновенную звезду, высился над ним тонкий деревянный журавль. (14)И огромные лопухи (на листе как раз такого лопуха плыла когда-то Дюймовочка) — голубые вечерние лопухи чмокали и шевелились вокруг колодца. (15)Всё было, как вчера, и всё — иначе.
(16)Оказывается, этот давно знакомый колодец был просто набит лучистыми дневными звёздами. (17)Но мы-то, глупые, и не знали об этом! (18)Нам всем почему-то так и хотелось погромче плюхнуть жестяное ведро в его тёмную звёздную воду. (19)Обыкновенное чудо оказалось рядом, в старом колодце! (20)У нас под носом — только разгляди!
(По О. Берггольц)
10. Тип 10 № 713
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 12–14 текста. Запишите ответ.
11. Тип 11 № 714
Какое чувство переполняло автора текста по дороге на хутор? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.
12. Тип 12 № 715
Определите и запишите лексическое значение слова «отрадно» из предложения 7. Отрадно — ...
13. Тип 13 № 716
Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 18–19, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним к этому слову.
14. Тип 14 № 703
Объясните значение пословицы «Скажешь — не воротишь, напишешь — не сотрёшь», запишите Ваше объяснение.
Текст 2
(1)Извилистая тропинка обогнула густой куст орешника, и лес сразу раздался во все стороны. (2)Посреди круглой поляны в белых сверкающих одеждах, огромный и величественный, стоял дуб. (3)Казалось, деревья почтительно расступились перед ним, чтобы дать старшему собрату развернуться во всей силе. (4)Его нижние ветви огромным шатром раскинулись над лесной поляной. (5)Снег набился в глубокие морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями. (6)Прошлогодняя листва, усохнув по осени, почти не облетела. (7)И могучий дуб до самой вершины был покрыт листьями в снежных чехольчиках.
(8)Анна Васильевна робко шагнула к дубу, и страж зимнего леса качнул ей навстречу своей ветвью.
(9)«Анна Васильевна, поглядите», — сказал Савушкин и с усилием отвалил глыбу снега с прилипшей снизу землёй и с остатками гнилых трав. (10)Там, в ямке, лежал шарик, обёрнутый сопревшими листьями. (11)Сквозь сухие листья торчали острые наконечники маленьких игл, и Анна Васильевна догадалась, что это ёж.
(12)Взволнованный мальчик продолжал водить учительницу по своему мирку. (13)Подножие дуба приютило ещё многих постояльцев: жуков, ящериц, козявок. (14)Отощавшие, они в непробудном сне перемогали суровую снежную зиму. (15)Сильное, переполненное жизнью дерево скопило вокруг себя столько живого тепла, что бедное зверьё и не могло бы найти себе лучшей квартиры для зимовки.
(16)Отойдя далеко, Анна Васильевна в последний раз оглянулась на зимний дуб, бело-розовый в закатных лучах, и увидела у его подножия небольшую тёмную фигурку. (17)Савушкин не ушёл, он издали охранял свою учительницу. (18)И Анна Васильевна вдруг поняла, что самым удивительным в этом лесу был не этот великодушный зимний дуб, а маленький человек в разношенных валенках, чинёной одежде, чудесный гражданин будущего, умеющий в окружающем мире разглядеть необыкновенное в обыкновенном. (19)Человек, пустивший её в этот свой мир.
(По Ю. Нагибину)