Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Земля, словно душа ч..ловеческая, во(з/с)станавл..вается даже после самых тяжк..х потр..сений.
Вот пройдёт лесной пожар и нач..сто слиж..т (не)насытными огн..(н,нн)ыми(2) языками всё ж..вое на пр..горк.. . Остан..т..ся (серо)ч..рная, (не)пр..ветливая земля. Но проход..т годы. Ветер нанос..т из леса на пр..горок сем..на се..т их в п..крытую трещинами почву.
И однажды после весе(н,нн)его дожд..ка ты увид..ш.., как проб..вают..ся из-под пней упрямые р..сточ..ки и тянут..ся к со..нцу. Между обг..релых корней вдруг сверкнёт алая земл..ника! Скоро ш..потом заг..ворят (з/с)десь ю(н,нн)ые берё(з/с)ки затр..пещ..т (3) от утре(н,нн)его ветерка лист..я на ро(б/п)ких осинках. Пр..подним..тся на ги(б/п)ких ветвях и зацв..тёт к..лючий малинник. (4) Зар..зовеет кипрей и крепко уцеп..т..ся за землю пирами(д/т)ки ёлочек. На пр..горк.. снова праз..ник!
Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Солнце нежно коснулось тихой воды у берега.
2) Императорский пингвин чемпион по нырянию среди пингвинов.
3) Плоды этого дерева довольно крупные и сладкие.
4) В любое время суток этот зверь активен и силён.
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Прилетают иволги в подмосковные леса в конце мая наполняют лес нежным пением.
2) Обычно иволга живёт в кроне лиственного дерева она не терпит никакого соседства.
3) Спой мне иволга песню пустынную!
4) Нежный свист иволги напоминает звуки флейты или свирели.
(1)Несколько лет назад в одном спортивном лагере произошла такая история. (2)В гости к юным спортсменам приехали дети из разных стран. (3)Однажды, вволю накупавшись, ребята принялись играть в бадминтон. (4)Возник спор (переводчикам работы хватало!): в какой стране родился порхающий волан?
(5)Японский мальчик сказал, что, конечно же, в Японии: там еще 600 лет назад увлекались игрой «ой-бане», что в переводе на русский язык значит «летающее перо». (6)Ракетка тогда была деревянной, а волан фруктовый! (7)Брали крупную вишенку или небольшое яблоко и втыкали в них несколько гусиных перьев. (8)А девочка-француженка утверждала, что волан «прилетел» из её страны и называлась эта игра во Франции «коквантён». (9)Возразил и русский парнишка, который читал в книжке про «лето́к». (10)Оказывается, ещё 200 лет назад в деревнях русские дети гоняли лето́к из перьев. (11)Потом заговорил маленький малаец, потом — вьетнамец, горячо спорила индианка, и каждый доказывал, что волан «прилетел» из его страны. (12)В спор вступил мальчик из Англии. (13)Он спросил, знают ли ребята, почему современная игра называется бадминтон. (14)Англичанин рассказал, что в 1872 году один житель небольшого городка Бадминтон вблизи Лондона назвал эту игру именем родного города.
(15)Вожатый слушал, слушал и сказал: «Искать страну, где создана игра в порхающий волан, — всё равно что пытаться найти изобретателя стола, вилки или табуретки. (16)Она возникла одновременно в разных концах Земли. (17)За долгие годы многие народы добавляли в неё что-нибудь своё. (18)Поэтому лучше не спорить, а просто играть». (19)И волан запорхал над пляжем.
Определите и запишите лексическое значение слова «гоняли» из предложения 10. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
Объясните значение фразеологизма «водой не разольёшь», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
Водой не разольёшь — ...
Прочитайте текст 2 и выполните задания 9—13.
Текст 2
Умная собака
1)У меня была большая собака по имени Джим. (2)Летом я жил на даче, и воры у меня ее украли.
(3)Я ее искал, искал и нигде не мог найти. (4)Осенью я вернулся в свою городскую квартиру. (5)Сижу там, горюю, что у меня пропала такая дивная собака. (6)Вдруг слышу звонок. (7)Я открываю дверь и вижу, что на площадке сидит моя собака. (8)А возле другой двери стоит сосед. (9)Он мне говорит:
(10)— Какая у вас умная собака! (11)Она сейчас мордой ткнулась в электрический звонок и позвонила, чтоб вы ей открыли дверь.
(12)Очень жаль, что собаки не умеют говорить. (13)А то бы она рассказала, кто ее украл и как она попала в город. (14)Наверно, воры привезли ее на поезде в город и хотели продать. (15)А она от Них убежала и, наверно, долго бегала по улицам, пока не нашла свой дом. (16)Она поднялась по лестнице на четвертый этаж, полежала у наших дверей. (17)Потом увидела, что ей никто не открывает. (18)Тогда она взяла и позвонила.
(19)Я очень обрадовался, что нашлась моя собака. (20)Я поцеловал ее и купил ей большой кусок мяса.
(По М. Зощенко)
Просмотр содержимого документа
«РЕШУ ВПР. 2022. Русский язык. 6 КЛАСС. Август Вариант 6»
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Земля, словно душа ч..ловеческая, во(з/с)станавл..вается даже после самых тяжк..х потр..сений.
Вот пройдёт лесной пожар и нач..сто слиж..т (не)насытными огн..(н,нн)ыми(2) языками всё ж..вое на пр..горк.. . Остан..т..ся (серо)ч..рная, (не)пр..ветливая земля. Но проход..т годы. Ветер нанос..т из леса на пр..горок сем..на се..т их в п..крытую трещинами почву.
И однажды после весе(н,нн)его дожд..ка ты увид..ш.., как проб..вают..ся из-под пней упрямые р..сточ..ки и тянут..ся к со..нцу. Между обг..релых корней вдруг сверкнёт алая земл..ника! Скоро ш..потом заг..ворят (з/с)десь ю(н,нн)ые берё(з/с)ки затр..пещ..т (3) от утре(н,нн)его ветерка лист..я на ро(б/п)ких осинках. Пр..подним..тся на ги(б/п)ких ветвях и зацв..тёт к..лючий малинник. (4) Зар..зовеет кипрей и крепко уцеп..т..ся за землю пирами(д/т)ки ёлочек. На пр..горк.. снова праз..ник!
В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.
4. Тип 4 № 424
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Бухгалтеров, гнала, документ, квартал.
5. Тип 5 № 940
Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
На два дня нашу команду спешно отвезли на соревнования по парашютному спорту.
6. Тип 6 № 314
Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).
1) более выше
2) стал добрее
3) пара ботинок
4) в пятом веку
7. Тип 7 № 998
Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Солнце нежно коснулось тихой воды у берега.
2) Императорский пингвин чемпион по нырянию среди пингвинов.
3) Плоды этого дерева довольно крупные и сладкие.
4) В любое время суток этот зверь активен и силён.
8. Тип 8 № 522
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Прилетают иволги в подмосковные леса в конце мая наполняют лес нежным пением.
2) Обычно иволга живёт в кроне лиственного дерева она не терпит никакого соседства.
3) Спой мне иволга песню пустынную!
4) Нежный свист иволги напоминает звуки флейты или свирели.
9. Тип 9 № 537
Определите и запишите основную мысль текста.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 9—13.
Текст 2
(1)Несколько лет назад в одном спортивном лагере произошла такая история. (2)В гости к юным спортсменам приехали дети из разных стран. (3)Однажды, вволю накупавшись, ребята принялись играть в бадминтон. (4)Возник спор (переводчикам работы хватало!): в какой стране родился порхающий волан?
(5)Японский мальчик сказал, что, конечно же, в Японии: там еще 600 лет назад увлекались игрой «ой-бане», что в переводе на русский язык значит «летающее перо». (6)Ракетка тогда была деревянной, а волан фруктовый! (7)Брали крупную вишенку или небольшое яблоко и втыкали в них несколько гусиных перьев. (8)А девочка-француженка утверждала, что волан «прилетел» из её страны и называлась эта игра во Франции «коквантён». (9)Возразил и русский парнишка, который читал в книжке про «лето́к». (10)Оказывается, ещё 200 лет назад в деревнях русские дети гоняли лето́к из перьев. (11)Потом заговорил маленький малаец, потом — вьетнамец, горячо спорила индианка, и каждый доказывал, что волан «прилетел» из его страны. (12)В спор вступил мальчик из Англии. (13)Он спросил, знают ли ребята, почему современная игра называется бадминтон. (14)Англичанин рассказал, что в 1872 году один житель небольшого городка Бадминтон вблизи Лондона назвал эту игру именем родного города.
(15)Вожатый слушал, слушал и сказал: «Искать страну, где создана игра в порхающий волан, — всё равно что пытаться найти изобретателя стола, вилки или табуретки. (16)Она возникла одновременно в разных концах Земли. (17)За долгие годы многие народы добавляли в неё что-нибудь своё. (18)Поэтому лучше не спорить, а просто играть». (19)И волан запорхал над пляжем.
(По Г. Юрмину)
10. Тип 10 № 538
Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
11. Тип 11 № 539
Почему, по мнению автора текста, вожатый решил прекратить спор о том, где родилась игра в порхающий волан?
12. Тип 12 № 540
Определите и запишите лексическое значение слова «гоняли» из предложения 10. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
Гоняли — ...
13. Тип 13 № 541
Определите стилистическую окраску слова «парнишка» из предложения 9, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.
Парнишка — ...
14. Тип 14 № 350
Объясните значение фразеологизма «водой не разольёшь», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
Водой не разольёшь — ...
Прочитайте текст 2 и выполните задания 9—13.
Текст 2
Умная собака
1)У меня была большая собака по имени Джим. (2)Летом я жил на даче, и воры у меня ее украли.
(3)Я ее искал, искал и нигде не мог найти. (4)Осенью я вернулся в свою городскую квартиру. (5)Сижу там, горюю, что у меня пропала такая дивная собака. (6)Вдруг слышу звонок. (7)Я открываю дверь и вижу, что на площадке сидит моя собака. (8)А возле другой двери стоит сосед. (9)Он мне говорит:
(10)— Какая у вас умная собака! (11)Она сейчас мордой ткнулась в электрический звонок и позвонила, чтоб вы ей открыли дверь.
(12)Очень жаль, что собаки не умеют говорить. (13)А то бы она рассказала, кто ее украл и как она попала в город. (14)Наверно, воры привезли ее на поезде в город и хотели продать. (15)А она от Них убежала и, наверно, долго бегала по улицам, пока не нашла свой дом. (16)Она поднялась по лестнице на четвертый этаж, полежала у наших дверей. (17)Потом увидела, что ей никто не открывает. (18)Тогда она взяла и позвонила.
(19)Я очень обрадовался, что нашлась моя собака. (20)Я поцеловал ее и купил ей большой кусок мяса.