СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Неврозы у детей»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Неврозы у детей»

Просмотр содержимого документа
««Неврозы у детей»»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»


Кафедра реабилитационных технологий на базе ГАУ СО "ЦАРИ"




РЕФЕРАТ

по учебному предмету: «Специальная психология»

на тему: «Неврозы у детей»

студентки 2 курса 272 группы

направления 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

Профиль подготовки «Логопедия»

факультета психолого-педагогического и специального образования

Колесниковой Анастасии Витальевны








Доцент, канд.психол.наук ________________________ Л.В. Шипова






Саратов 2022

С одержание

Введение

    1. Понятие невроза в современной науке.. .....................................................................4

    2. Формы неврозов............................................................................................................6

    3. Причины неврозов у детей и подростков...................................................................9

    4. Возрастные особенности неврозов............................................................................12

    5. Профилактика неврозов у детей и подростков........................................................15

Заключение

Список использованной литературы


ВВЕДЕНИЕ

Невроз — психогенное (как правило, конфликтогенное) нервно-психическое расстройство, возникающее в результате нарушения особенно значимых жизненных отношений человека и проявляющееся расстройством нервно-вегетативных функций, в связи с чем преобладает соматическая симптоматика. Психические изменения выражаются в простых эмоциональных нарушениях и в повышенной истощаемости психических функций.

В настоящее время в связи с повышенной стрессовой нагрузкой в обществе происходит неуклонный рост частоты нервно-психических заболеваний, относящихся к пограничным состояниям и психогенным расстройствам. По официальным данным ВОЗ, число психогенных нарушений (социально обусловленных нервно-психических расстройств) в развитых странах за последние 65 лет выросло в 24 раза, в то время как число психических заболеваний (биологически обусловленных расстройств) – только в 1,6 раза .

Наиболее распространенным видом психогенных расстройств как у взрослых, так и у детей являются неврозы. Неврозами страдают, по официальным данным, не менее 14% от общего числа детей и подростков . Но при анализе частоты встречаемости невротических расстройств следует учесть огромное количество неучтенных случаев неврозов.

Дети и подростки являются наиболее уязвимой к воздействию стрессовых факторов возрастной группой. Именно дети и подростки более всего страдают от растущего числа разводов, конфликтов в семьях, хронической занятости родителей, формирования новых социально-экономических отношений в обществе. В современном обществе «растет число … сирот при живых родителях» , что приводит к огромным темпам увеличения неврозов у детей и подростков.

Неврозы в детском и подростковом возрасте выступают как расстройства формирующейся личности: они навсегда оставляют неизгладимый след в психике ребенка, приводят к возникновению стойких нарушений личности, оказывая крайне неблагоприятное воздействие на всю дальнейшую жизнь ребенка. Таким образом, современное состояние проблемы требует немедленных действий по исследованию, профилактике и лечению неврозов у детей и подростков.


1.1. Понятие невроза в современной науке.


Неврозы являются пограничными состояниями, т.е. состояниями, находящимися на границе между нормой и патологией. Неврозы не считаются ни нормой психологического здоровья, ни патологией .

По этиологии неврозы относятся к группе реактивных (психореактивных, психогенных) состояний, т.е. заболеваний, возникающих под влиянием психической травмы или в психотравмирующей ситуации.

Существуют определенные характерные особенности реактивных состояний, позволяющие отграничить их от других заболеваний. Наиболее распространенной точкой зрения на отличительные особенности реактивных состояний является «триада Ясперса» :

- психогенные заболевания вызываются психической травмой;

- психическая травма находит отражение в содержании симптомов этих заболеваний;

- реактивные состояния заканчиваются при прекращении действия вызвавшей их причины.

Таким образом, реактивные состояния, и в том числе неврозы, носят обратимый характер и, соответственно, в каждом случае существует определенная вероятность выздоровления.

В научной литературе различные авторы по-разному определяют понятие невроза. Перечислим основные определения неврозов:

По мнению В.Н. Мясищева, «невроз – это психогенное заболевание, в основе которого лежит неудачно, нерационально, непродуктивно разрешаемое личностью противоречие между ней и значимыми для нее сторонами действительности, вызывающее болезненно-тягостные переживания: неудач в жизненной борьбе, неудовлетворения потребностей, недостигнутой цели, невосполнимой потери. Неумение найти рациональный и продуктивный выход из переживаний влечет за собой психическую и физиологическую дезорганизацию личности» .

С точки зрения Б.Д. Карвасарского, «неврозы – это психогенные заболевания личности, возникающие в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека и проявляющиеся в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений» .

По мнению В.Я. Сямке, «неврозы – это функциональные болезненные состояния, возникающие и развивающиеся в условиях незавершившейся психотравмирующей ситуации, вызвавшей резкое эмоциональное перенапряжение (с иррадиацией в соматические процессы) и непреодолимую личностную потребность в ликвидации создавшегося положения».

По мнению группы отечественных ученых, «неврозы – обратимые пограничные психические расстройства, обусловленные воздействием психотравмирующих факторов, протекающие с осознанием больным факта своей болезни, без нарушений отражения реального мира и проявляющиеся в основном психогенно обусловленными эмоциональными и соматовегетативными расстройствами».

Таким образом, в предложенных определениях акцентируются различные характеристики неврозов, прежде всего, их приобретенный характер и психогенное происхождение. Однако реактивное происхождение невроза не всегда рассматривается как воздействие психологических травм.

Отличительные признаки неврозов обычно рассматриваются в рамках отличий неврозов от психопатий, которые так же относятся к пограничным состояниям: неврозы – формы преимущественно приобретенные, возникающие у до того практически здоровых лиц, тогда как психопатические состояния в большей степени конституционально обусловлены. Первые отличаются парциальностью личностных расстройств, в результате чего возможна их компенсация. Для психопатий же типична тотальность этих расстройст. В формировании неврозов определяющее значение принадлежит внешним обстоятельствам, значение которых оказывается всегда большим, чем при психопатиях. Кроме того, отмечают такие отличительные особенности неврозов, как отсутствие нарушений интеллекта, сохранность критики (невротики относятся к своему состоянию как к болезни, в то время как психопаты больными себя не считают), отсутствие проявлений, характерных для других психических заболеваний (шизофрении, маниакально-депрессив-ного психоза и т.д.).

Таким образом, неврозы являются обратимыми психореактивными состояниями, характеризующимися частичностью (парциальностью) личностных расстройств.


1.2. Формы неврозов.


Традиционно выделяют следующие три формы неврозов:

1. Неврастения (невроз истощения) – проявляется повышенной возбудимостью и раз­дражительностью в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью. И.П. Павлов считал «раздражительную слабость» основным признаком неврастении. Неврастения сопровождается вегетативными расстройствами, головными болями, сенсомоторными расстройствами (повышением чувствительности к различным раздражителям), эмоциональной неустойчивостью, нарушениями психических процессов (трудностями сосредоточения, нарушениями памяти). Самочувствие неврастеников постоянно характеризуется чувством разбитости. Возникновение неврастении связано с чрезмерными интеллектуальными, эмоциональными или физическими нагрузками, приводящими к истощению нервной системы.

2. Истерический невроз – проявляется самыми разнообразными функциональными психическими, со­матическими и неврологическими расстройствами и характери­зующийся большой внушаемостью и самовнушаемостью боль­ных, стремлением любой ценой привлечь к себе внимание ок­ружающих. Симп­томы истерии обычно напоминают проявления самых различ­ных болезней, поэтому Ж.М.Шарко назвал ее «великой симу­лянткой». При истерических расстройствах всегда чувствуется желание болезни, есть что-то искусственное, утрированное, показное изображение страдания. Аффективные нарушения характеризуются лабильностью эмо­ции, быстрой сменой настроения, склонностью к бурным аффек­тивным реакциям со слезами, часто переходящими в рыдания.

3. Невроз навязчивых состояний – проявляется навязчивыми страхами (фобиями), навязчивыми мыслями (обсессиями) или навязчивыми влечениями и действиями (компульсиями). Обычно навязчивые состояния с течением времени прогрессируют, т.е., например, увеличивается число фобических страхов. Обычно содержание навязчивых страхов, мыслей и т.д. связано с травмирующей ситуацией, вследствие которой возник невроз.

Общими особенностями всех форм неврозов являются нарушения эмоциональной сферы (эмоциональное напряжение, тревожность, постоянно сниженное, подавленное настроение и т.д.), часто проявляющиеся соматовегетативными расстройствами (дрожь, потливость, сердцебиение, бледность, затруднения дыхания и т.д.).

В детском и подростковом возрасте для перечисленных форм неврозов характерны следующие особенности:

1. Для неврастении – нарушения сна и аппетита, капризность, плаксивость. «Внутренний конфликт в этих случаях проявля­ется в непреодолимом противоречии «надо» и «не могу», «хочу» и «не могу». Он связан с тем, что желания у астеника такие же, как и у любого нормального ребенка, а энергетический психофи­зический потенциал значительно ослаблен. Поэто­му такой ребенок обычно защищается попытками избавиться от любых нагрузок, являющихся для него перегрузками. Ему легче, если его будут счи­тать больным. Поэтому он склонен искать помощи, сочувствия, лишь бы его оставили в покое» .

2. Для истерического невроза – приступы удушья, нервная рвота, тики, энурез, заикания и т.д. «Основным двигателем такого реагирования является желание ребенка при­влечь к себе внимание родителей, утраченное в результате вынужденной разлуки или других психо­генных детских переживаний. Если ситуация не разрешается, невротические симптомы и трудности поведения нарастают» . В детском и подростковом возрасте, особенно в периоды возрастных кризисов, истерия возникает значительно чаще, чем у взрослых.

3. Для невроза навязчивых состояний – повторяющиеся патологические действия – сосание пальцев, обкусывание ногтей, навязчивое выдергивание волос или накручивание их на пальцы и т.д. В детском возрасте наиболее часто возникают навязчивые страхи, тесно связанные с переживаниями детей, конфликтами в семье, неудачами в учебе и общении . В подростковом возрасте неврозы навязчивых состояний нередко принимают форму одного из двух часто встречающихся синдромов :

- Дисморфофобия – навязчивая убежденность либо в наличии у себя какого-либо физического недостат­ка (уродливые черты лица, строение тела), либо в распространении неприятных запахов. При этом больные опасаются, что окружающие замечают эти недостатки, обсуждают их и смеются.

- Нервная анорексия – прогрессирующее са­моограничение в еде при снижении аппетита с целью похудения в связи с навязчивым страхом располнеть и убежденностью в чрезмерном весе.

Таким образом, в детском и подростковом возрасте наблюдаются те же формы неврозов, что и у взрослых, но характеризующиеся определенными возрастными особенностями.

Детские неврозы отличаются моносимптомностью, при них чаще всего поражаются ослабленные болезнями или недостаточно сформировавшиеся органы и системы, В клинической картине очень большое место занимают соматовегетативные проявления, различные формы нарушений поведения, при которых растормаживаются более примитивные способы приспособления (нарушаются пищевое, самозащитное поведение).

У детей легко по механизмам условно-рефлекторного подкрепления образуются и закрепляются различные незрелые формы реагирования (пассивно-оборонительная реакция - страх).

В раннем детском возрасте среди клинических проявлений преобладает соматовегетативная симптоматика. Она возникает в 6-7 месяцев, реже в более раннем возрасте. Дети становятся пугливыми, плаксивыми, не отпускают от себя мать, боятся новых лиц и игрушек, страдают нарушениями сна, расстройствами функций желудочно-кишечного тракта. Отличаются крайней утомляемостью и склонностью к реакциям протеста. В период первого возрастного криза (2-4 года) уже появляются нарушения поведения, среди которых преобладают активные (вспышки возбуждения, агрессия) и пассивные (энурез, энкопрез, анорексия, запор, мутизм) реакции протеста.

Во время второго возрастного криза (6--8 лет) невротические расстройства становятся разнообразнее, и среди них могут быть уже системные неврозы: энурез, заикание, тики, так называемые школьные неврозы (страх посещения школы и в связи с этим рвоты, анорексия, головные боли и т. д.), трудности в поведении (непослушание, склонность к дракам).

В препубертатном возрасте реакции протеста приобретают черты сверхценных образований (например, уходы из дома),

В период полового созревания наблюдаются не соматовегетативные реакции, а ипохондрические состояния, повышенная склонность к возникновению сверхценных идей (дисморфомании, нервной анорексии или булимии), разные формы имитационного поведения (подражания взрослым).


1.3. Причины неврозов у детей и подростков.


Все факторы, под влиянием которых происходит возникновение неврозов, можно разделить на биологические (связанные с особенностями организма) и социальные (связанные с воздействием общества и непосредственного социального окружения).

К биологическим факторам возникновения неврозов относятся нервно-соматическая ослабленность и понижение биотонуса организма вследствие неблагоприятных влияний на организм матери во время беременности, включая эмоциональное неблагополучие, инфекции и травмы головного мозга, невропатии, резидуальной церебральной органической недостаточности, вегето-сосудистой дистонии, хронического течения соматических заболеваний, гормональной неустойчивости в подростковом возрасте и т.п. Следовательно, ключевыми биологическими факторами возникновения неврозов являются особенности нервной системы.

Наибольшее значение придают социальным факторам возникновения невроза с безоговорочным преобладанием роли семьи в этиологии неврозов. Все социальные факторы, воздействующие на ребенка и способствующие возникновению невроза, А.И. Захаров разделяет на три основные группы :

1. Социально-психологические – наличие единственного ребенка в семье или эмоциональная изоляция одного из детей, если их несколько, недостаточная психологическая совместимость родителей и детей; конфликты; одностороннее преобладание (доминирование) одного из взрослых (как правило, матери или бабушки по материнской линии, если она проживает в семье); перестановка или инверсия традиционных семейных ролей; низкая продуктивность совместной деятельности членов семьи, изолированность семьи в сфере внешних контактов.

2. Социально-культурные – проблемы, связанные с проживанием в большом городе; ускорением темпа современной жизни; недостатком времени; скученностью; некоторой обезличенностью и все более сложным характером межличностных отношений; недостаточными условиями для полноценного отдыха и разрядки эмоционального напряжения.

3. Социально-экономические – неудовлетворительные жилищно-бытовые условия молодой семьи; занятость родителей; ранний выход матери на работу и помещение ребенка в ясли или привлечение других лиц для ухода за ним.

Очевидно, что все перечисленные социальные влияния на ребенка сосредоточены в его семье. Ведущая роль семейных факторов в возникновении неврозов у детей обусловлена тем, что «социальное окружение ребенка, его «микромир» в первые годы жизни, и особенно в младенчестве) ограничен одним (мать) или несколькими лицами, которые с ним непосредственно общаются. При бурном психическом развитии, характерном для раннего детства, этот единственный источник связи с внешним миром имеет исключительное значение» . В дальнейшем сферы социального окружения детей расширяются, но семья продолжает оставаться его центром, поэтому роль семьи в психическом развитии детей по-прежнему является ведущей.

Следует подчеркнуть, что в ответ на воздействие перечисленных факторов «больные неврозом дети не питают устойчивых отрицательных, тем более негативных или враждебных, чувств к родителям. Сам факт невротического заболевания показывает, что оно в немалой степени является следствием невозможности или неспособности психики ребенка противостоять действию психогенных, стрессовых по своей природе, факторов в семье. Протестные и конфликтные формы поведения предотвращают в известной мере накопление отрицательных эмоций (прежде всего, чувств беспокойства и обиды) посредством их отреагирования. Невозможность этого в силу разных причин, в том числе из-за развитых нравственно-этических чувств (совестливости, чувства вины, сострадания и переживания в целом), способствует повышению внутреннего психического напряжения, вплоть до появления болезненных расстройств».

Различные формы неврозов развиваются в ответ на различные стили воспитания в семье:

1. Неврастения возникает при гиперопеке: «родители всячески старались уберечь ребенка от истинной информации о возможных проблемах, заболеваниях, трагических событиях. Невротические симптомы появлялись тогда, когда сформированная родителями идеальная схема рушилась и ребенок сталкивался с угрожающей реальностью. Формировались такие черты характера, как: тревожность, пугливость, склонность к обращению к родителям и старшим за помощью».

2. Истерический невроз возникает при воспитании по типу «кумира семьи»: «У детей при завышенных самооценке и уровне притязаний отсутствовала реальная самостоятельность, подготовленность к жизненным трудностям».

3.Невроз навязчивых состояний формируется в ответ на тревожно-мни-тельные черты личности родителей, отражающиеся в особенностях воспитания: «чрезмерно много внимания уделялось здоровью, благополучию ребенка и других членов семьи с тревожными опасениями, ожиданием несчастья без подсказки ребенку реальных выходов из них, что вело к формированию у ребенка тревожных, ипохондрических, соматоформных расстройств».

Общей особенностью воспитания детей, страдающих различными формами неврозов, являются избыточные ограничения: «творческая активность, самостоятельность, уверенность ребенка в себе не поощрялась, а в отдельных случаях и жестоко наказывалась. Культивировались такие качества характера, как послушание, вежливость, уступчивость».

Среди социальных факторов развития невроза следует отметить острые психологические травмы, часто вследствие испуга, нервного потрясения, а также раннего отрыва от матери (поступление в ясли, госпитализация без матери в первые годы жизни, раннее помещение ребенка в санаторий и т.д.) или от отца, если ребенок к нему привязан (развод родителей), особенно в случаях смерти родителя. При этом, чем большая предрасположенность к невротическим реакциям существует у ребенка вследствие особенностей нервной системы, тем меньшая психическая травма достаточна для развития невроза.

Механизм формирования невроза запускается внутренним конфликтом разнонаправленных потребностей ребенка. Как правило, содержание этого конфликта заключается в том, что, с одной стороны, ребенок стремится реализовать свои врожденные побуждения, с другой стороны, ему необходимо выполнять их требования, вступающие в противоречие с его естественными побуждениями .

Субъективно состояние невроза выступает как «постоянное чувство неудовлетворенности и беспокойства, обусловленное невозможностью быть собой, т.е. чувствовать себя естественно и непринужденно, активно и уверенно, создает рано или поздно состояние психологического надлома с ощущением беспомощности и бессилия, безысходности и безнадежности, пессимизма и отчаяния, неверия в свои силы, в свою способность противостоять опасности».

Таким образом, схему формирования невроза можно представить следующим образом: несоответствие внутренних возможностей внешним требованиям → внутренний конфликт → депривация → стресс → нервно-психическое напряжение → истощение психофизиологических ресурсов.


1.4 Возрастные особенности неврозов.


Неврозы являются наиболее часто встречающейся формой нервно-психической патологии как у взрослых, так и у детей . Но вероятность развития неврозов различна в разных возрастных группах. Детский и подростковый возраст являются предрасполагающими факторами возникновения и развития неврозов , поскольку дети и подростки психологически наиболее уязвимы: во-первых, у детей и подростков система психологической защиты является еще недостаточно развитой, а во-вторых, они в силу ограниченности жизненного опыта еще не владеют способами разрешения внешних и внутренних конфликтов .

Наибольшая вероятность возникновения неврозов характерна для возраста 2-3, 5, 7 лет и в подростковом возрасте .

Развитие неврозов в 2-3 и 7 лет связано с трудностями адаптации детей к дошкольным учреждениям и школе, а в возрасте 5 лет – с развитием мышления: в этом возрасте дети еще чрезвычайно эмоциональны, и в то же время они уже тонко понимают травмирующие жизненные обстоятельства, что приводит к глубоким переживаниям.

Подростковый возраст по своей сути является переходным, кризисным, чем и обусловлена его уязвимость к различным нервно-психическим расстройствам, включая неврозы. Однако неврозы у подростков – это зачастую «динамика тех невротических расстройств, которые возникли в детском возрасте».

Подробно изучив неврозы детей и подростков, В.Д. Менделевич выделил 118 типичных клинических феноменов, характеризующих неврозы в детском и подростковом возрасте.

Неврозы у детей и подростков, как правило, проявляются, в первую очередь, эмоциональными нарушениями в одной какой-либо сфере (связанной с внутренним конфликтом), сочетающимися с генерализованной тревогой и вегетативными нарушениями .

Для всех случаев характерен низкий уровень адаптивности ребенка или подростка к отношениям в обществе, накладывающий отпечаток на развитие личности: «Детям с неврозами не только трудно быть собой, но и устанавливать ровные, непосредственные отношения, когда они становятся или излишне зависимыми, подчиняемыми, внушаемыми, или пытаются играть ведущие роли, что вступает в противоречие с их уже во многом измененными возможностями и способностями. Трудным является начало любой, особенно ответственной деятельности, устойчивость и последовательность в ее реализации, как и усидчивость, терпеливость, внимательность. Большое количество компенсаторно или реактивно обусловленных желаний вступает в противоречие с все более ухудшающейся приспособляемостью к требованиям жизни, ее трудностям и проблемам, что создает феномен невротического идеализма. В свою очередь, трудность адаптации, неумение дружить, эгоцентрическая фиксация на переживаниях формируют феномен невротического «ухода в себя» или индивидуализма. Все это позволяет говорить об увеличивающемся разрыве между высокими идеалами, жизненными целями и неспособностью претворить их в жизнь, как и защитить себя, отстоять свое мнение, особенно при наличии какой-либо угрозы извне. Отражением невротических изменений личности будет постоянное чувство неудовлетворенности и недовольства собой, своего рода кризис самосознания, трансформирующийся в подростковом возрасте в ощущение своей никчемности и потери смысла жизни, краха ее ценностей».

А.И. Захаров выделил семь основных направлений изменений личности у детей и подростков вследствие невроза:

1. Снижение общей продуктивности и активности за счет нарастания астенических расстройств и пораженческих настроений;

2. Увеличение беспокойства и тревожности, появление аффективной настороженности и защитно-избегающего эгоцентрического типа поведения;

3. Эмоционально-депримированный фон настроения;

4. Развитие неуверенности в себе и затруднений в прогнозировании событий;

5. Зависимость от других в общении вследствие аффективно-заостренного ожидания повышенного внимания к себе, сочувствия и поддержки;

6. Субъективизм в оценках при реактивно обусловленной негибкости мышления и его иррациональной переработке;

7. Непоследовательность и противоречивость в поступках.

Невротические изменения личности еще более осложняют процессы адаптации детей к жизнедеятельности в обществе, что, в свою очередь, становится источником еще больших переживаний и затруднений адаптации. Ребенок попадает в «замкнутый круг», и изменения личности и симптомы невроза становятся тем более выраженными, чем длительнее течение невроза и тяжесть неблагоприятно сложившейся жизненной ситуации в целом.

Таким образом, в детском и подростковом возрасте, когда происходит становление психологических особенностей человека, неврозы накладывают отпечаток на формирование личности и нередко приводят к невротическому развитию личности – симптомы неврозов прогрессируют и усложняются и приводят к формированию психологически нездоровой личности.


1.5. Профилактика неврозов у детей и подростков.


Большое значение в формировании личности и высшей нервной деятельности ребенка, подростка и юноши имеет жизнь в семье и не только взаимоотношения ребенка с родителями, но и самих взрослых. Постоянные ссоры между ними, ложь, конфликты, пьянство родителей, драки, деспотизм во взаимоотношения родителей могут вызывать срывы в нервной деятельности ребенка и предпосылки к развитию невротических состояний. Достаточно частой причиной невроза в детском возрасте является развод родителей, что приводит к сложной ситуации, в которой ребенок не может разобраться и не знает, на кого из родителей ему следует ориентироваться, особенно если она продолжает встречаться и с отцом, и с матерью.

Рекомендуется не конфликтовать непосредственно при детях, поскольку это негативно влияет на нервную систему ребенка. К мерам профилактики относится коррекция неправильного стиля воспитания малыша (гиперопека, гипоопека).

Следует избегать телесных наказаний детей.

Нельзя осуществлять изоляцию ребенка от его друзей при проступке. Нужно предъявлять такие требования, которые ему по силам осуществить.

Для укрепления процессов внутреннего торможения большое значение в детском возрасте имеет правильный режим распределения времени ребенка с соблюдением дневного отдыха, своевременного и достаточно продолжительного сна. Последнее особенно важно, поскольку во время сна нервные клетки отдыхают от дневных впечатлений и особенно от негативных эмоциональных нагрузок.

Вышеперечисленные профилактические меры для предотвращения неврозов у детей и подростков в значительной мере имеют значение и для учителей.

Здесь также существенное значение имеет правильное распределение труда и отдыха, нормальный рабочий день и сон не менее 8 часов в сутки, а также характер микроклимата в педагогическом коллективе, умение анализировать проблему, принятия продуктивных решений, отказ от признания своей точки зрения как единственно возможной, умение найти возможность компромисса. Следовательно, предотвратить усталость возможно путем избегания стрессовых ситуаций, положительной установки на преодоление тех или иных нервных отклонений (нормализация семейных отношений, справедливое отношение учителя ко всем детям в классе и т.п.).

Невроз у детей — состояние обратимое, при своевременно начатом лечении прогноз для выздоровления благоприятен.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Резюмируя факты, полученные при изучении высшей нервной деятельности человека, можно прийти к следующему заключению. По мере морфологического и функционального созревания головного мозга поведение ребенка подвергается непрерывному изменению и усложнению; постепенно все новые явления окружающей среды приобретают для него значение сигналов, и изменяется снова (безусловные рефлексы), на которой строятся новые, разрабатываемы новые формы поведения.

В современной психиатрии невротические расстройства изучены не в полной мере. В рассматриваемой проблеме остается еще много нераскрытых сторон, прежде всего в отношении взаимосвязи между неправильным воспитанием, как главным патогенным фактором, и личностными особенностями родителей, которые являются в отечественной психоневрологии «terra incognita».

Однако в настоящее время науке доподлинно известно, что среди факторов возникновения неврозов ведущую роль играют особенности воспитания ребенка в семье: «если среда устойчива, если требова­ния к ребенку соразмерны его возможностям, не­противоречивы, адекватны возрасту, разумно моти­вированы, если он окружен теплом и заботой, является желанным, если обучение своевременно, ненавязчиво и способствует выявлению и развитию потенциальных возможностей, если систематически тренируются волевые качества, если в отношениях устанавливается устойчивый гармонический стере­отип, то можно с известной долей уверенности сказать, что ранней невротизации родители не при­внесут».

Однако, к сожалению, в современном обществе «психогенные факто­ры сыплются на ребенка чуть ли не с рождения, и при ослабленности его нервной системы или повторности травм часто развиваются психогенные состояния с широким, пестрым спектром симпто­матики» . Именно поэтому в настоящее время продолжается рост распространенности неврозов среди детей и подростков.

Можно предположить, что основной причиной создавшегося положения является психологическая безграмотность родителей, их неумение правильно воспитывать своих детей, непонимание последствий своих поступков и требований по отношению к детям. И, следовательно, наиболее действенным способом борьбы с неврозами детей и подростков может стать их профилактика путем психологического просвещения родителей.


Список использованной литературы

1. Гурьева В.А. Психогенные расстройства у детей и подростков. – М.: Крон-пресс, 1996.- 288с.

2. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. Анамнез, этиология и патогенез. Ленингр. отд-ние, 1988. - 246,[1] с.

3. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков.  Ленингр. отд-ние, 1982. - 214 с.

4. Менделевич В.Д. Половозрастные и культуральные особенности невротических расстройств. М.: ИД «Городец», 2016. — 596 с.

5. Психиатрия: Учебник для студ. мед. вузов / М.В. Корки­на, Н.Д. Лакосина, А.Е. Личко, И.И. Сергеев. – 3-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2006. – 576 с.

6. Ушаков Г.К. Пограничные нервно-психические расстройства. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1987. – 304 с.

7. Возрастная физиология / Ю. А. Ермалаев. - М.: Высш. шк. 1985. 384 с.

8. Кольцова М.М. 1958. О формировании высшей нервной деятельности ребенка.  Ленинград : Медгиз. Ленингр. отд-ние, 1958. - 143 с.

9. Пробуждающее мышление / Ф. Кликс. - М.: Прогресс. 1983. [Пер. с нем.] / Ф. Кликс. - 2-е изд., перераб. и доп. - Киев : Вища шк : Изд-во при Киев. ун-те, 1985. - 295 с.

10. Физиология ВНД / Л. Г. Воронин. - [Учеб. пособие для биол. спец. ун-тов]. - Москва : Высш. школа, 1979. - 312 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!