Тема: "НЕ с именами прилагательными"
Цели урока:
Сформировать умение правильно применять правило правописания не с именами прилагательными
Закрепить правила написания не с именами существительными.
Активизировать познавательную деятельность учащихся , развивать мыслительные процессы, память, внимание.
Развивать творческие способности учащихся
Оборудование:
Презентация, карточки, тесты
ХОД УРОКА
Эпиграф:
Частица НЕ с приставкой НЕ
Играют с нами в прятки ,
Раздельно или слитно нам
Их написать в тетрадке?
1 ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
1) Проверка знаний, полученных на предыдущих уроках
Разгадайте кроссворд:
В предложении имя прилагательное чаще всего бывает…
Разряд прилагательных. Прилагательные этого разряда могут проявлять признак в большей или меньшей степени.
Разряд прилагательных. Прилагательные этого разряда не могут проявлять признак в большей или меньшей степени.
Разряд прилагательных. Прилагательные этого разряда обозначают принадлежность чего-либо какому-либо предмету или лицу.
В отличие от существительных, прилагательные изменяются по…
Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, чей?
Ответы на кроссворд
Определение.
Качественные.
Относительные.
Притяжательные.
Род.
Прилагательное.
2)Беседа по изученному материалу
3) Проверка домашнего задания
4) Задание 1. Распределите прилагательные по разрядам: качественные, относительные, притяжательные.
Высокий, бриллиантовый, крупные, душистые, павлиний, отцовский, безбрежный, свинцовый, дорогой, придорожный, гусиный, железный, извилистые, заячий, поселковый, братов, сегодняшний, лисицын.
Уч-ся работают по рядам.
1.Выпишите только качественные прилагательные: высокий, крупные, душистые, безбрежный, дорогой, извилистые
2.Выпишите только относительные прилагательные: бриллиантовый, свинцовый, придорожный, железный, поселковый, сегодняшний
3.Выпишите только притяжательные прилагательные: павлиний, отцовский, гусиный, заячий, лисицын
2.Мотивация учебной деятельности
Прочитайте эпиграф нашего урока. Как вы думаете, какова тема урока?
3.Формулирование темы и целей урока
4.Работа над темой урока
1).Исследовательская работа. -На доске опорная таблица. Поработаем с ней.
Не с существительными | Не с прилагательными |
1.Неряха | 1.Неряшливый |
2.Нерешительность | 2.Нерешительный |
3.Не правда,а ложь. | 3.Не правдивый, а лживый |
4. Вовсе не друг | 4.Вовсе не дружный |
| 5. Не золотой, не мамин |
-Что общего между написанием не с существительными и прилагательными?
-Сформулируйте правила написания НЕ с прилагательными.
-В чём разница? Сделаем вывод
2).Работа с учебником стр.92 правило
Важно не только знать правило, но и уметь его применять. (Работа с алгоритмом)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
5.Первичная проверка понимания материала
1)Объяснительный диктант.
Невзрачный на вид; невысокий человек; ничуть не большое расстояние; небрежный почерк; не красна изба углами,а красна пирогами, неглубокая речонка;совсем не радостное настроение.
2) Игра «Замени словечко».
- Какие слова мы называем синонимами?
- Замените прилагательные синонимами с не.
Рассеянный человек – невнимательный
Молчаливый солдат – неразговорчивый
Дождливая погода – ненастная
Печальное событие – неприятное
Грубый человек – невежливый
ФИЗПАУЗА
5.Закрепление нового материала
1) Творческое задание.
1 уровень - Составить объявление с использованием прилагательных с Не слитно и раздельно
2 уровень – Исправить текст, употребив синонимы с не:
Жила- была маленькая (небольшая) девочка. Однажды отправилась она в густой ( непролазный) лес. Путешествие было трудным (нелёгким). Хорошо,что погода была прохладная (нежаркая). На голове у девочки была дешёвая (недорогая) шляпка. У дороги росли малознакомые (неизвестные) цветы. Они были очень красивые и девочка собрала большой (немаленький) букет.
3 уровень
Прочитайте стихотворение Бориса Заходера.
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица не
Посмотрел я вокруг с доуменьем:
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И кругом была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная
И гуляла собака счастная
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый причесанный ряха.
А за ряхой по травке свежей
Шел суразный дотепа и вежа.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась Царевна-Смеяна.
Очень жаль ,что только во сне
Есть страна без частицы не.
Выпишите по 4 слова с НЕ в два столбика.
Не с существительными | Не с прилагательными |
| |
| |
2) Самостоятельная работа «Наряди ёлочку»
Раскрыть скобки в тексте:
Смех (не)слышной пеленой И красуется она
В воздухе кружится. (не)обыкновенная:
(Не)прозрачною фатой Одежонка( не ) простая,
Он на ель ложится. а суперсовременная!
Записать стих-е на цветных бумажных шариках и прикрепить на елочку (на доске) магнитом.
3) ТЕСТ
Задание: выполните тест , проверьте по ключу и оцените свои знания по теме.
Отметьте номера правильных ответов.
1.Не с полными и краткими прилагательными пишется слитно:
если слово не употребляется без не-;
если прилагательное с не может быть заменено синонимом без не-;
если в предложении есть противопоставление с союзом а.
2.Слово не употребляется без не- в предложении:
Его(не)ряшливый вид всегда отпугивал.
В (не)настную погоду хорошо сидеть в тепле.
День выдался (не)жаркий.
3.Слово с не- можно заменить синонимом в предложении:
Школа располагалась в (не)большом кирпичном доме.
Прохожий был одет в (не)взрачный костюм.
(Не)решительным жестом девочка пригласила нас войти.
4.Слово с не пишется слитно в предложении:
(Не)приятельская армия отступила.
Эта книга далеко (не)проста.
Нам продали (не)вкусное мороженое.
5.Слово с не- пишется раздельно:
Посетитель был вовсе не скучен.
Мы ждали (не)большой корабль, а лишь маленькую лодку.
Её (не)годующий взгляд остановил нас.
6.Допущена ошибка в написании не- в предложении:
Не широкая речонка поблескивала на горизонте.
Океан был совсем не спокойным.
В лесу мы увидели неглубокое, а очень мелкое озеро.
Ключ
№задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Ответ | 1,2 | 1,2 | 1,3 | 1,3 | 1,2 | 1,3 |
6.Итог урока
Рефлексия
Каждый из вас выбирает один из вопросов и дает короткий ответ:
Я узнал...
Я научился...
Я понял, что могу...
Мне понравилось...
Для меня стало новым...
Меня удивило...
У меня получилось...
Мне захотелось...
7.Оценивание ответов уч-ся
8. Вы хорошо поработали на уроке, значит, вам не составит труда выполнить Д/З: Стр. 92( прав.) Упр. 203
5