«Интегрированный урок алгебры и информатики в 9 классе «Системы неравенств с двумя переменными» Автор: Тимофеева Ирина Анатольевна, учитель математики и информатики МБОУ «Красноармейская СОШ» Красноармейского района
Пояснительная записка
Цель урока:
Научить применять знания и умения составления программ с использованием операторов ветвления, получаемые на уроках информатики, при выполнении заданий алгебры.
Задачи:
Обучающие:
научиться применять и объединять знания из различных общеобразовательных предметов для решения задач по алгебре и информатике;
закрепить понятие системы неравенств с двумя переменными;
закрепить алгоритм решения систем неравенств с двумя переменными;
научиться применять алгоритм решения заданий на определения условия принадлежности точки выделенному множеству;
разработать программу на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций.
Развивающие:
Воспитывающие:
Тип урока: Урок формирования умений и навыков.
Место проведения: компьютерный класс.
Оборудование: доска, маркер, компьютеры, проектор.
Необходимые знания и навыки: обучающиеся 9 класса должны быть знакомы с основами программирования, а именно с оператором ветвления.
Содержание (в общем виде): актуальность, научная обоснованность, длительность, условия реализации, показания и противопоказания к применению, способы взаимодействия специалистов (для комплексной программы), кто реализует (ф.и.о., должность, звание), подробное описание содержания предоставляемой разработки (тематические блоки, части урока либо занятия, цели и задачи урока или занятия, необходимое время для реализации каждой части, вопросы, задания, ход урока или занятия), дидактические материалы по наполнению разработки, список использованной литературы.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Вступительное слово учителя. План урока, цель.
- Сегодня мы продолжим изучение темы «Системы неравенств с двумя переменными». Но сначала повторим, как вы усвоили материал прошлого урока.
2. Устная работа учащихся с использованием проектора.
1) Демонстрируются задания на слайдах (слайды 2-6);
2) Повторение алгоритма решения систем неравенств с двумя переменными (слайд 7).
- Каков же алгоритм решения систем неравенств?( Выслушать учеников)
Ученики повторяют алгоритм решения систем неравенств:
Если одно из неравенств системы представлено в виде у f(x), то это неравенство задает на плоскости область, которая лежит не ниже графика.
Если одно из неравенств системы представлено в виде у ?f(x),то это неравенство задает на плоскости область, которая лежит не выше графика.
- Если линия f(x;у) - замкнутая, например окружность, или замкнутая ломанная?
Учащиеся предлагают следующее правило:
Если f(x;у)=0 - замкнутая линия, то неравенство f(x;у)0, задает область лежащую вне замкнутой линии, а неравенство f(x;у)
3) Повторение правила пробной точки (слайд 8).
И наиболее универсальное, полезное для проверки правило - «Правило пробной точки»:
Построить F(x;y) = 0 и G(x;y) = 0. Взяв из каждой области пробную точку,
установить, являются ли ее координаты решением системы. Объединение
полученных областей - решение системы неравенств.
3. Применение навыков решения систем неравенств с двумя переменными при решении задания из задачника по информатике. Предлагается решить задачу №1 (Слайд 7):
А) Учитель проводит фронтальный опрос - задаёт наводящие вопросы для начала решения задачи:
запись уравнения прямой через две точки;
запись уравнения прямой параллельной оси ОХ;
запись уравнения прямой параллельной оси ОУ;
запись уравнения окружности.
Учащиеся отвечают.
Б) Один ученик решает у доски – находит уравнения ограничивающих заштрихованную фигуру прямых и записывает систему неравенств.
В) Составляется программа на Паскале (на слайде 8 опорные термины языка Паскаль)
Г) Набор учащимися программы на компьютере и проверка тестированием.
4. Физкультминутка.
5. Закрепление материала. Выполнение заданий творческого характера. Дополнительные задания на карточке для самостоятельного решения (Приложение2). Каждый ученик индивидуально за компьютером набирает программу и проводит её тестирование (проверяет правильность выполнения написанной программы).
6. Подведение итогов урока.
По итогам тестов выставляется оценка.
Домашнее задание: п.22, № 551; 502 – задать систему, составить программу и протестировать, самостоятельно выбрав точки для тестирования.
Приложение2
Задания для самостоятельной работы
№1. Точка А задана координатами X,Y. Написать программу, которая выводит слово «Принадлежит», если точка принадлежит заштрихованной области (см. рисунок) и «Не принадлежит» в противном случае.
Протестировать программу для точек:
(2.5, 2) | (1,0) | (0,0) | (0,-2) | (-1,-1) |
| | | | |
№2. Точка А задана координатами X,Y. Написать программу, которая выводит слово «Принадлежит», если точка принадлежит заштрихованной области (см. рисунок) и «Не принадлежит» в противном случае.
Протестировать программу для точек:
(1.5,2) | (0,0) | (-1.5, 1) | (1,-1.2) | (-2,-1) |
| | | | |
№3. Точка А задана координатами X,Y. Написать программу, которая выводит слово «Принадлежит», если точка принадлежит заштрихованной области (см. рисунок 2) и «Не принадлежит» в противном случае. Программа должна иметь дружественный интерфейс. Протестировать программу для точек (2.5, 2), (1,1), (0,0), (1,0), (2,-1).
Протестировать программу для точек:
(1,3) | (0,0) | (-1.5, 1) | (1,-1.2) | (-2,-1) |
| | | | |
№4. Точка А задана координатами X,Y. Написать программу, которая выводит слово «Принадлежит», если точка принадлежит заштрихованной области (см. рисунок) и «Не принадлежит» в противном случае.
Протестировать программу для точек:
(1,3) | (0,0) | (-1.5, 1) | (1,-2) | (-2,-1) |
| | | | |
Список использованной литературы:
Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова «Алгебра. 9 класс», М., Просвещение, 2011г.
Семакин И.Г. «Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса», М., Бином, 2012г.
Семакин И.Г., Е.К.Хеннера «Задачник - практикум по информатике», 2011г.