СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Несклоняемые имена существительные

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: дать понятие о несклоняемых именах существительных, их особенностях.

 

Задачи урока:

  • Образовательная: показать морфологические особенности несклоняемых существительных; научить детей правильно употреблять несклоняемые существительные в речи;
  • Развивающая: развивать в процессе урока коммуникативные, творческие способности детей, расширять умственный и словарный запас, развивать умение работать в парах, самостоятельно, оценивать свою работу и своих одноклассников.
  • Воспитательная: воспитывать и формировать в процессе урока интерес к изучению русского языка.

 

Оборудование: учебники, рабочие тетради, компьютер, интерактивная доска, ваза.

.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Технологии: ИКТ, ЛОО, критическое мышление.

 

Результаты обучения:

  • учащиеся знают об особенностях несклоняемых существительных;
  • умеют применять знания;
  • умеют работать в парах, индивидуально.

Просмотр содержимого документа
«Несклоняемые имена существительные»

Открытый урок по русскому языку в 7 «В» классе.



Тема урока: «Несклоняемые имена существительные»


Цель урока: дать понятие о несклоняемых именах существительных, их особенностях.


Задачи урока:

  • Образовательная: показать морфологические особенности несклоняемых существительных; научить детей правильно употреблять несклоняемые существительные в речи;

  • Развивающая: развивать в процессе урока коммуникативные, творческие способности детей, расширять умственный и словарный запас, развивать умение работать в парах, самостоятельно, оценивать свою работу и своих одноклассников.

  • Воспитательная: воспитывать и формировать в процессе урока интерес к изучению русского языка.


Оборудование: учебники, рабочие тетради, компьютер, интерактивная доска, ваза.

.

Тип урока: урок получения новых знаний.


Технологии: ИКТ, ЛОО, критическое мышление.


Результаты обучения:

  • учащиеся знают об особенностях несклоняемых существительных;

  • умеют применять знания;

  • умеют работать в парах, индивидуально.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Цель:

Время

  1. Организационный этап.

Новые подходы в обучении

Здравствуйте, ребята, садитесь. Наш сегодняшний урок начать хочу начать с таких слов: «Дети-это цветы жизни». Что для вас означают цветы?

Я предлагаю вам сейчас поделиться на 3 группы, а именно на цветочки.

Я желаю, чтобы на протяжении всего урока у вас было хорошее настроение с этими цветочками.

Сегодня мы будем работать в группе, объединившись в пары, и индивидуально.

Приветствуют учителя, садятся на свои места.

Отвечают учащиеся







Эмоциональный настрой на урок. Деление на группы

3 мин

  1. Актуализация знаний.

Прием ««Цветок ассоциаций»

Критическое мышление

Групповая работа




Ребята, какую часть речи мы изучаем?

Перед вами не большая ваза, с потерянными цветочками, вам нужно их собрать. На каждой парте лежат лепестки. Вам нужно на каждом лепесточке написать, чем вы ассоциируете «Имя существительное». И полученный цветок положить в вазу.


Перед вами лежит «Лист оценивания», лидер команды должен оценить свою команду на каждом этапе работы, критерии оценивания написаны.

Имя существительное



Поэтапно лидер команды оценивает.

Лист оценивания


Все листочки заполнены – «5»



3 мин

III. Мотивационный этап.


Использование ИКТ

















Работа со словарем.


Послушайте стихотворение, которое сейчас нам прочитает ученица 11 «Ә» класса называется «Про то, как не надо говорить»:

Как-то рано поутру с другом сели мы в метру,

И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре,

Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне…

А вернее – я и ты без кашна и без пальты.

Кенгура в кафу зашёл. Занял там свободный стол.

И сидит за доминой с шимпанзой и какадой.

Вдруг огромный обезьян стал играть на фортепьян.

Тут и взрослый сняв пенсню, хохотал на всю киню.

Интересное кино! Жаль, что кончилось оно!

В гардероб пора бежать – будут польта выдавать!


Что вы заметили в этом стихотворении?

- Все значения слов вам понятны?















- Употребление каких слов показалось странным?

- Почему?


- Что такое склонение имён существительных?


Что общего у всех слов, исправленных нами в стихотворении?

Какова же тема нашего урока?

А сейчас откройте тетради и запишите число, «Классная работа».


Какова цель урока? Что мы должны узнать? Чему научиться на уроке?

.

Внимательно слушают стихотворение

Правильный варинат написано на экране (слайд 5)




















Учащиеся отвечают на вопросы, исправляют ошибки и зачитывают слова.


кашпо – декоративная ваза для цветочного горшка,

какаду – птица отряда попугаев с хохолком на голове,

кашне – шейный шарф,

пенсне – род очков, держащихся при помощи пружинки, за переносицу,

манто – широкое дамское платье.

фойе – помещение в театре, кино и т.п. для пребывания зрителей перед началом спектакля, фильма, концерта.

Называют слова. (слайд 6)


Эти слова не склоняются.

Изменение формы слова, изменение по падежам, изменение окончаний.


Все они не изменяются, не склоняются, многие из них заимствованы из других языков




Несклоняемые существительные»

Открывают тетради, записывают.



Мы должны познакомиться с этой группой существительных, научиться находить их в тексте, уметь употреблять в речи

Выход на тему и цели урока

3 мин

IV. Стадия осмысления.


А сейчас вы в парах изучите материал на стр.165, 166 учебника. Обсудите в группе.

-Что нового вы узнали из параграфа учебника о несклоняемых существительных? На какие группы делятся несклоняемые существительные?

Как определить род несклоняемых существительных?


Учащиеся читают и обсуждают материал.


Вывод (вместе с учителем): несклоняемые имена существительные не меняют форму, не склоняются. Обычно эти слова иноязычного происхождения. Большинство несклоняемых существительных относится к среднему роду, другие относятся к мужскому или к женскому роду.

Учатся отбирать материал, выделять главное, умение высказывать свое мнение, работать в парах.

8 мин

Сопоставление к


азахского с русским языком

Атау.с метро И.п метро

Iлік.c метроның Р.п метро

Табыс.с метроны Д.п метро

Барыс.с метроға В.П метро

Жатыс.с метрода Т.п. метро

Шығыс.с метродан П.п. Метро Көмектес.с метромен

Склоняет слово «метро» на казахском языке один ученик.




(слайд 7)

Умеют склонять на казахском и русском языке.


Групповая работа

Задание №1. Вы должны найти в этом тексте все несклоняемые существительные и подчеркнуть их карандашом.

Ваша оценка будет зависеть от количества найденных несклоняемых существительных.


Прошлой весной мадам Анна Викторовна Осипенко ездила на экскурсию по странам Европы. Она побывала в Париже, Хельсинки, США, Копенгагене.

Быстро мчится по шоссе автобус, а Анна Викторовна вспоминает о своем путешествии. Об этом турне она узнала от своей подруги Белых Зинаиды Сергеевны. На пути из Финляндии в Швецию она узнала о страшном цунами, произошедшем на Капри.

Когда огромный пароход подходил к Стокгольму, Анна Викторовна стояла на палубе. Даже в манто и в кашне было прохладно. Ее поразили нарядные, будто сделанные из папье-маше башенки «города веселого Карлсона». В обед она с удовольствием поела в кафе филе осетра с пюре, выпила стаканчик пепси.

Вечером в каюте под светом бра она уже читала в путеводителе о городе Осло – столице Норвегии и мечтала о том, как на будущий год побывает в Монако или в Майами.

Правильные ответы вывешены на доске. (слайд 9)

Лист оценивания



19-24 слов - «5»

14-18 слов - «4»

10-13 слов - «3»

меньше 10 слов - «2»


5мин

Работа с учебником.

Индивидуальная работа

Задание 2.

4. Упражнение 18 на странице 168.

Задание вставьте в словосочетания подходящие по смыслу несклоняемые имена существительные.

1.Выйти из , 2. играть на ,

3.гулять без ,4. ехать по ,

5.бутерброд с , 6.приехать на______,

7.кататься на , 8.вынуть из_________, 9.слушать по , 10.пойти в ________,

11.работать в .


Правильно : Выйти из метро, играть на фортепьяно , гулять без пальто, ехать по шоссе, бутерброд с салями, приехать на такси, кататься на пони , вынуть из портмоне , слушать по радио, пойти в кино, работать в ателье .

(слайд 10)

Лист оценивания

Взаимопроверка по коду.

11 слов - «5»

9 слов - «4»

7 слов - «3»

меньше 6 слов - «2»


3мин

V. Тест. Слайд.


Мы с помощью теста узнаем, как вы поняли тему. 1. Какое из данных существительных не изменяется по падежам?

а) петля б) сено в) кафе г) зеркало

  1. Какое слово не относится к несклоняемым именам существительным?

а) радио б) солнце в) кино г) ателье

  1. Где допущена ошибка?

а) тетрадь Левченко Марии б) тетрадь Сухово Андрея в) тетрадь Максима Черных г) тетрадь Фохт Ивана

  1. Какое из сложных существительных будет несклоняемым?

а) подлодка б) завхоз в) запчасти г) СМИ

  1. Найдите лишнее

а) вуз б) мопед в) окно г) ПГУ.


Отвечают на вопросы.

ВЗАИМОПРОВЕРКА

Проверяют друг у друга работы, выставляют оценку в оценочный лист.


(слайд 11)




1.в

2.б

3.б

4.г

5.г


Проверить уровень усвоения изученного материала


Все правильно – «5»

1 ошибка – «4»

2 ошибки – «3»

3ошибки - «2»

3 мин

VI. Рефлексия

Итог урока. Контролирует за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися. Систематизирует и обобщает совместное достижение. Проводит рефлексию.

- Понравился ли вам урок?

- Что было трудным для вас?

- Что вам больше понравилось?

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.

Завершают оценочный лист.




3 мин

VII. Домашняя работа.

«5» - написать эссе «в зоопарке».

«4» - подобрать примеры несклоняемых имен существительных на темы: животные, фамилии, географические названия.

«3» - упражнение 9 на странице 167

Записывают домашнее задание в дневник.

(слайд 12)


3 мин




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!