учитель начальных классов МОУ СОШ № 25 г. Сочи
Слайд 1. | Орг. момент. Все к уроку мы готовы, Время не теряем зря. Край родной наш продолжаем Изучать на «5», друзья. |
Слайд 2. | Цели урока. |
Слайд 3. | Сообщение темы и цели урока. Учитель: Друзья мои! (Звучит музыка гр. «Зодиак») Давайте на минуту представим, что мы отправились в космическое путешествие. Из иллюминаторов корабля мы любуемся нашей планетой Земля. На ней мы прежде всего торопимся увидеть нашу большую Родину – Россию и свой отчий край. Наш родной край необыкновенно привлекателен разнообразием природы, у нас много достопримечательных мест – ведь недаром к нам приезжают гости со всех уголков России отдохнуть и попутешествовать. Если посмотреть на него с высоты, то можно увидеть и горы, и холмы, и бескрайние равнины, и крутые обрывы, и моря. (Текст на слайде) Высокие горы, степные просторы, Приморского берега грань, Леса и поляны, сады и лиманы – Всё это родная…Кубань. –Как называется наш край? (Краснодарский) – А как по-другому ещё называют наш край? (Кубанский) – Да, ещё наш край называют кубанским. |
Слайд 4. | Изучение нового. Учитель: Велика и красива Россия! Есть в её наряде жемчужина, которая зовётся Кубанью. Стихотворение «Кубань». Поля, лиманы, перелески, Осенний лес в багряном блеске, Ручьев весенних перезвон, И святость дедовских икон. Кубань, Кубань моя родная, Я лучше места нет, не знаю. Ты крылья шире расправляй, Мой дивный Краснодарский край. |
Слайд 5. | Рассказ учителя. Кубань. Большой и благодатный край, омываемый Черным и Азовским морями. |
Слайд 6. | Здесь берут начало Кавказские горы, начинаясь с маленьких холмиков. В горах берут начало быстрые горные реки с чистой холодной водой. А самая большая из них – Кубань. |
Слайд 7. | В лесах растут дубы, ясени, липы, сосны, ели, тополя и водится много диких зверей: медведи, косули, лисы, волки, кабаны. |
Слайд 8. | Теплый климат и плодородные почвы позволяют выращивать на Кубани пшеницу, рожь, подсолнечник, виноград, клубнику, малину, яблоки и вишни, сливы и груши, помидоры и огурцы. |
Слайд 9. | А еще в Краснодарском крае добывают нефть и газ. |
Слайд 10. | И все это делают люди с разными именами и национальностями, которые гордо называют себя кубанцами. Всего по последней переписи населения на Кубани проживают люди 118 национальностей. Ученик 1. Пускай совсем я маленький, Но Родину люблю, Свой дом на тихой улице И всю страну мою! Ученик 2. Люблю я речку быструю И дальний лес за ней. Пусть будет небо чистое Над Родиной моей! Ученик 3. Великую землю, Любимую землю, Где мы родились и живем, Мы Родиной светлой Мы Родиной милой Мы Родиной нашей зовем! Согласитесь, как приятно прикоснуться к истоку нашей культуры, изучать её, свой род, свою историю. Но чтобы роду не было переводу, он должен жить много-много лет, даже столетий. На Руси в старину старики говорили, что дом и все, что в нем есть: и песни, и вышивка, и доброе слово, - делают семью богатой. |
Слайд 11. | Наш край действительно богат – на национальности. Есть у нас и русские, и армяне, и украинцы, и греки, и белорусы, и татары, и грузины, и немцы, и адыгейцы, и турки, и азербайджанцы и цыгане. |
Слайд 12. | - Откуда же в нашем крае столько разных народов? - Обратимся к истории заселения Кубани. Учитель:Земля кубанская – древняя земля. Знала она осёдлые и кочевые племена. Были на ней и древнегреческие города-колонии, и Боспорское царство, и древнерусское Тмутараканское княжество. Знала она набеги скифов и половцев, нашествие монголо-татарских орд. Грабили её богатства феодалы Турции и крымские ханы. |
Слайд 13. | Для защиты южных границ на Кубань были посланы черноморские, а потом донские казаки. Они несли пограничную службу и заменили собой большую часть регулярных войск. |
Слайд 14. | Сергей Хохлов. «Кубань влекла нас плодородием…» Кубань влекла нас плодородьем, Безбрежьем, трав степных игрой. И мы её назвали Родиной, Назвали Матерью родной! Казак страдал по ней в туретчине, Страдал, шагая по неметчине, И плакал, В горькую траву Роняя буйную главу. И не просил награды – ордена. Просил лишь, Чтоб в последний миг Над ним светилось небо Родины, Где слышен вольной птицы крик. |
Слайд 15. | В песне, танце, одежде – раскрывается душа народа. Носил он с давних – давних лет Кубанку яркую, бешмет, Черкеску, бурку и башлык Имел красивый гордый лик. Одна одежда для парада, Здесь все отличия, награды, А в форме строгой шел в поход И рвался в бой за свой народ. |
Слайд 16. | - А как одеты казаки? - А казачки? - Правильно, ребята. Одежда, удобная, яркая, красочная, нарядная, украшенная вышивкой. На хуторе нашем вишневом У чистой криничной воды Девчата справляют обновы, К заре поднимают цветы. И те становые цветочки, Как щедрого лета молва, Шитьём украшают сорочки, Подолы рубах, рукава. И. Варава. |
Слайд 17. | Сейчас мы послушаем с Вами, как исполняет Кубанский казачий хор песню – танец «Трава моя, трава», а вы, ребята, обратите внимание на одежду артистов. (Звучит песня.) Вы, конечно, обратили внимание, что поют песню по-русски, а танцуют по-кавказски. Это происходит потому, что каждый народ, населяющий наш край делится красивыми мелодиями своих песен, движениями танцев, деталями одежды. |
Слайд 18. | Порознь, поодиночке не сделать того, что можно сделать вместе. Один посадит дерево, а вместе – сад. Один успеет положить кирпич, а у тех, кто вместе взялся за дело, уже дом готов! Соединяет людей дружба. Вместе они живут счастливо. Народы – как одна семья, Хотя язык их разный. Все дочери и сыновья Своей страны прекрасной. Учитель: В нашем классе учатся дети разных национальностей (русской, армянской, украинской, грузинской , адыгской.) - А как звучит на вашем родном языке слово дружба? (Дети отвечают.) |
Слайд 19. | Во все времена и у всех народов высоко ценились дружба, верность и преданность. Игра «Найди конец пословице». Русская пословица: «Дружба и братство дороже… (богатства).» Азербайджанская пословица: «Верный друг и через век будет … (другом).» |
Слайд 20. | Лезгинская пословица: « В дружбе нужна… (честность).» Армянская пословица: « Гора с горой не сходится, а человек с человеком всегда … (сойдётся).» |
Слайд 21. | Кубанская пословица: « Кто имеет много друзей, тот широк, как … (степь).» Учитель: Эти пословицы пришли к нам от разных народов. Но все они говорят нам о том, что без дружбы жить нельзя. |
Слайд 22. | Учитель. Ребята! Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы дружбы. Существует много законов дружбы. Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями. (Учащиеся читают по цепочке.)  |
Слайд 23. | Итог урока. В семье мы дружим, в классе дружим с одноклассниками, с соседями по дому дружим. Значит, в крае мы тоже должны жить дружной семьёй. Помни, брат, что у казаков Дружба – обычай, Товарищество – традиция, Гостеприимство – закон. |
Слайд 24. | Где зеленой тучей тополя Застят голубой простор, С ясным солнцем повстречался я, С ясным солнцем начал разговор - Солнышко, ты в блеске и тепле Проплывешь у любых ворот, Где всего прекрасней на земле И какой понравился народ? - Каждый, – шепчет солнышко, - Хорош. Не могу обидеть никого. А где ты родился и растешь, Там, дружок, прекраснее всего. |
Литература.
3. Сергей Хохлов. Избранная лирика 1999
4. Варвара Бардадым. Солнышко на столе. Стихи 1987
5. Владимир Нестеренко. Раз загадка – два отгадка. 1994
6. Владимир Нестеренко. Заветное желание. Стихи 1987
7. Вера Визирова. Наш двор. Стихи для детей. 1995
8. Крикунова Раиса Ароновна
учитель начальных классов, МОУ СОШ №19 г. Новороссийска
9. Гончарова Татьяна Борисовна МОУ СОШ № 14 ст. Ярославская №Край, в котором мы живём.» ( устный журнал)