СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Нет в мире краше Родины нашей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по кубановедению в 3 классе. Цели данного урока:воспитание интереса и любви к родному краю; формированию положительных нравственных представлений о дружбе между народами разных национальностей;воспитание толерантности.

Просмотр содержимого документа
«"Нет в мире краше Родины нашей"»

Баранова Елена Валерьевна

учитель начальных классов МОУ СОШ № 25 г. Сочи


Тема: « Нет в мире краше Родины нашей.»


Цели:

  • воспитывать интерес и любовь к родному краю;

  • способствовать формированию положительных нравственных представлений о дружбе между народами разных национальностей;

  • воспитывать толерантность.


Оборудование: физическая карта Краснодарского края, презентация « Нет в мире краше Родины нашей», картины кубанских художников, выставка книг о кубанской природе, творческие работы учащихся, музыкальные произведения.


Ход урока:

Слайд 1.

  1. Орг. момент.

Все к уроку мы готовы,
Время не теряем зря.
Край родной наш продолжаем
Изучать на «5», друзья.


Слайд 2.

Цели урока.

Слайд 3.

  1. Сообщение темы и цели урока.


Учитель: Друзья мои! (Звучит музыка гр. «Зодиак») Давайте на минуту представим, что мы отправились в космическое путешествие. Из иллюминаторов корабля мы любуемся нашей планетой Земля. На ней мы прежде всего торопимся увидеть нашу большую Родину – Россию и свой отчий край. Наш родной край необыкновенно привлекателен разнообразием природы, у нас много достопримечательных мест – ведь недаром к нам приезжают гости со всех уголков России отдохнуть и попутешествовать.

Если посмотреть на него с высоты, то можно увидеть и горы, и холмы, и бескрайние равнины, и крутые обрывы, и моря.

(Текст на слайде)

Высокие горы, степные просторы,
Приморского берега грань,
Леса и поляны, сады и лиманы –
Всё это родная…Кубань.


–Как называется наш край? (Краснодарский)
– А как по-другому ещё называют наш край? (Кубанский)

– Да, ещё наш край называют кубанским.

Слайд 4.

  1. Изучение нового.

Учитель: Велика и красива Россия! Есть в её наряде жемчужина, которая зовётся Кубанью.


Стихотворение «Кубань».

Поля, лиманы, перелески,

Осенний лес в багряном блеске,

Ручьев весенних перезвон,

И святость дедовских икон.

Кубань, Кубань моя родная,

Я лучше места нет, не знаю.

Ты крылья шире расправляй,

Мой дивный Краснодарский край.


Слайд 5.

Рассказ учителя.

Кубань. Большой и благодатный край, омываемый Черным и Азовским морями.

Слайд 6.

Здесь берут начало Кавказские горы, начинаясь с маленьких холмиков.

В горах берут начало быстрые горные реки с чистой холодной водой. А самая большая из них – Кубань.

Слайд 7.

В лесах растут дубы, ясени, липы, сосны, ели, тополя и водится много диких зверей: медведи, косули, лисы, волки, кабаны.

Слайд 8.

Теплый климат и плодородные почвы позволяют выращивать на Кубани пшеницу, рожь, подсолнечник, виноград, клубнику, малину, яблоки и вишни, сливы и груши, помидоры и огурцы.

Слайд 9.

А еще в Краснодарском крае добывают нефть и газ.

Слайд 10.

И все это делают люди с разными именами и национальностями, которые гордо называют себя кубанцами. Всего по последней переписи населения на Кубани проживают люди 118 национальностей.

Ученик 1. Пускай совсем я маленький,

Но Родину люблю,

Свой дом на тихой улице

И всю страну мою!


Ученик 2. Люблю я речку быструю

И дальний лес за ней.

Пусть будет небо чистое

Над Родиной моей!


Ученик 3. Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живем,

Мы Родиной светлой

Мы Родиной милой

Мы Родиной нашей зовем!


Согласитесь, как приятно прикоснуться к истоку нашей культуры, изучать её, свой род, свою историю. Но чтобы роду не было переводу, он должен жить много-много лет, даже столетий. На Руси в старину старики говорили, что дом и все, что в нем есть: и песни, и вышивка, и доброе слово, - делают семью богатой.

Слайд 11.

Наш край действительно богат – на национальности. Есть у нас и русские, и армяне, и украинцы, и греки, и белорусы, и татары, и грузины, и немцы, и адыгейцы, и турки, и азербайджанцы и цыгане.

Слайд 12.

- Откуда же в нашем крае столько разных народов?

- Обратимся к истории заселения Кубани.

Учитель:Земля кубанская – древняя земля. Знала она осёдлые и кочевые племена. Были на ней и древнегреческие города-колонии, и Боспорское царство, и древнерусское Тмутараканское княжество. Знала она набеги скифов и половцев, нашествие монголо-татарских орд. Грабили её богатства феодалы Турции и крымские ханы.

Слайд 13.

Для защиты южных границ на Кубань были посланы черноморские, а потом донские казаки. Они несли пограничную службу и заменили собой большую часть регулярных войск.

Слайд 14.

Сергей Хохлов. «Кубань влекла нас плодородием…»

Кубань влекла нас плодородьем,

Безбрежьем, трав степных игрой.

И мы её назвали Родиной,

Назвали Матерью родной!

Казак страдал по ней в туретчине,

Страдал, шагая по неметчине,

И плакал,

В горькую траву

Роняя буйную главу.

И не просил награды – ордена.

Просил лишь,

Чтоб в последний миг

Над ним светилось небо Родины,

Где слышен вольной птицы крик.


Слайд 15.

В песне, танце, одежде – раскрывается душа народа.

Носил он с давних – давних лет

Кубанку яркую, бешмет,

Черкеску, бурку и башлык

Имел красивый гордый лик.

Одна одежда для парада,

Здесь все отличия, награды,

А в форме строгой шел в поход

И рвался в бой за свой народ.

Слайд 16.

- А как одеты казаки?

- А казачки?

- Правильно, ребята. Одежда, удобная, яркая, красочная, нарядная, украшенная вышивкой.

На хуторе нашем вишневом

У чистой криничной воды

Девчата справляют обновы,

К заре поднимают цветы.

И те становые цветочки,

Как щедрого лета молва,

Шитьём украшают сорочки,

Подолы рубах, рукава.

И. Варава.

Слайд 17.

Сейчас мы послушаем с Вами, как исполняет Кубанский казачий хор песню – танец «Трава моя, трава», а вы, ребята, обратите внимание на одежду артистов.

(Звучит песня.)

Вы, конечно, обратили внимание, что поют песню по-русски, а танцуют по-кавказски. Это происходит потому, что каждый народ, населяющий наш край делится красивыми мелодиями своих песен, движениями танцев, деталями одежды.

Слайд 18.

Порознь, поодиночке не сделать того, что можно сделать вместе. Один посадит дерево, а вместе – сад. Один успеет положить кирпич, а у тех, кто вместе взялся за дело, уже дом готов! Соединяет людей дружба. Вместе они живут счастливо.


Народы – как одна семья,

Хотя язык их разный.

Все дочери и сыновья

Своей страны прекрасной.


Учитель: В нашем классе учатся дети разных национальностей (русской, армянской, украинской, грузинской , адыгской.)


- А как звучит на вашем родном языке слово дружба? (Дети отвечают.)


Слайд 19.

Во все времена и у всех народов высоко ценились дружба, верность и преданность.


Игра «Найди конец пословице».

Русская пословица: «Дружба и братство дороже… (богатства).»

Азербайджанская пословица: «Верный друг и через век будет … (другом).»

Слайд 20.

Лезгинская пословица: « В дружбе нужна… (честность).»

Армянская пословица: « Гора с горой не сходится, а человек с человеком всегда … (сойдётся).»

Слайд 21.

Кубанская пословица: « Кто имеет много друзей, тот широк, как … (степь).»


Учитель: Эти пословицы пришли к нам от разных народов. Но все они говорят нам о том, что без дружбы жить нельзя.

Слайд 22.


Учитель. Ребята! Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы дружбы. Существует много законов дружбы. Если вы будете соблю­дать эти правила, то станете настоящими друзьями.

(Уча­щиеся читают по цепочке.)


Слайд 23.

  1. Итог урока.


В семье мы дружим, в классе дружим с одноклассниками, с соседями по дому дружим. Значит, в крае мы тоже должны жить дружной семьёй.


Помни, брат, что у казаков

Дружба – обычай,

Товарищество – традиция,

Гостеприимство – закон.


Слайд 24.

Где зеленой тучей тополя

Застят голубой простор,

С ясным солнцем повстречался я,

С ясным солнцем начал разговор

- Солнышко, ты в блеске и тепле

Проплывешь у любых ворот,

Где всего прекрасней на земле

И какой понравился народ?


- Каждый, – шепчет солнышко,

- Хорош.

Не могу обидеть никого.

А где ты родился и растешь,

Там, дружок, прекраснее всего.




Литература.

  1. Родная Кубань. Страницы истории /Под ред. В.Н.Ратушняка /2003г.

  2. Степанов И.И. Краснодарский край: Фотоальбом. 1985г.

3. Сергей Хохлов. Избранная лирика 1999

4. Варвара Бардадым. Солнышко на столе. Стихи 1987

5. Владимир Нестеренко. Раз загадка – два отгадка. 1994

6. Владимир Нестеренко. Заветное желание. Стихи 1987

7. Вера Визирова. Наш двор. Стихи для детей. 1995

8. Крикунова Раиса Ароновна

учитель начальных классов, МОУ СОШ №19 г. Новороссийска

«КУБАНЬ – МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ КРАЙ».

9. Гончарова Татьяна Борисовна МОУ СОШ № 14 ст. Ярославская №Край, в котором мы живём.» ( устный журнал)