СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нетрадиционные уроки в современной школе

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нетрадиционные уроки в современной школе

Автор: Шадрунова Елена Анатольевна, учитель географии и биологии высшей категории ГБОУ Лицей № 504 г. Москвы

Часть 1.

Особенности современного образования

Образование человека – это время его просвещения и становления как личности. Современная жизнь предъявляет сегодня жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремленность, нестандартное мышление, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации. Большие изменения коснулись сферы образования: сокращается программа по предметам естественного цикла. Все меньше отводится программных часов для преподавания географии, биологии, химии, физики и т.д. Подготовка учеников к жизни закладывается в школе. Возникает вопрос: как дать необходимый уровень образования современным школьникам, за которыми наше будущее! Современная школа должна не только сформировать определенный набор знаний у учащихся, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Весь учебный процесс в настоящее время построен на урочной деятельности ученика. Урок – это систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания, учащихся форма организации деятельности за определенный отрезок времени. Уроки классифицируются по темам предмета, способам проведения, основным этапам учебного процесса. В ходе урока обязательно должен быть результат: поэтапный и итоговый. На уроке решаются задачи разного масштаба и направления. Используются различные методы учебной деятельности учащихся для закрепления и развития знаний, умений и навыков.

Просмотр содержимого документа
«Нетрадиционные уроки в современной школе»

28



Нетрадиционные уроки в современной школе

Автор: Шадрунова Елена Анатольевна, учитель географии и биологии высшей категории ГБОУ Лицей № 504 г. Москвы

Часть 1.

Особенности современного образования

Образование человека – это время его просвещения и становления как личности. Современная жизнь предъявляет сегодня жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремленность, нестандартное мышление, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации. Большие изменения коснулись сферы образования: сокращается программа по предметам естественного цикла. Все меньше отводится программных часов для преподавания географии, биологии, химии, физики и т.д. Подготовка учеников к жизни закладывается в школе. Возникает вопрос: как дать необходимый уровень образования современным школьникам, за которыми наше будущее! Современная школа должна не только сформировать определенный набор знаний у учащихся, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Весь учебный процесс в настоящее время построен на урочной деятельности ученика. Урок – это систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания, учащихся форма организации деятельности за определенный отрезок времени. Уроки классифицируются по темам предмета, способам проведения, основным этапам учебного процесса. В ходе урока обязательно должен быть результат: поэтапный и итоговый. На уроке решаются задачи разного масштаба и направления. Используются различные методы учебной деятельности учащихся для закрепления и развития знаний, умений и навыков. В соответствии с этим подходом выделяют следующие типы уроков:

  • уроки изучения нового учебного материала;

  • уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.);

  • уроки обобщения и систематизации знаний;

  • комбинированные уроки;

  • уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков;

География, как предмет особенный, охватывает все стороны нашей жизни, затрагивает все Законы природы, имеет интегрированную связь со многими предметами школьного уровня, базируется на научной основе, предполагает гипотетические представления и прогнозирование по многим вопросам. Поэтому и преподавание данного предмета в школе особенное. Необходимым условием развития и расширение ЗУН является активизация учебно-познавательной деятельности школьников за счет использования нетрадиционных форм уроков.

Часть 2.

Нетрадиционный урок: форма, цели задачи

 Использование традиционных форм обучения привело к тому, что школьникам стало скучно учиться, стала развиваться тенденция невыполнения домашнего задания, на уроках все меньше происходит диалогов и бесед, объяснения учителя во время урока стали заменять активность учащихся, у них нет возможности в процессе обучения реализовать свои потребности в самовыражении, самопознании и самоутверждении. Комбинированный урок как вариант смены деятельности на уроке направлен в основном на пассивное усвоение предлагаемого учителем материала, без учета способностей, склонностей, интересов учащихся. Формирование разносторонней личности невозможно без активного овладения знаниями. Многое здесь зависит от мастерства учителя, от его умения организовывать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения. Педагогическое творчество учителя, освобождаясь от шаблона, создает интересные примеры нестандартных форм обучения, что позволяет учителю вернуть утраченный интерес к изучению предметов школьной программы. Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему урока. Он должен сам сконструировать его, учитывая оснащение кабинета, состав учащихся, уровень образованности каждого класса. При создании новой формы обучения – нетрадиционного урока или отдельных его элементов, учителю нужно отойти от шаблона стандартного урока, придумать и предложить некие новые варианты получения знаний, которые заинтересовали бы учеников, привлекли бы их внимание, активизировали деятельность, заставили мыслить, искать, действовать, принимать важные решения. Нетрадиционный урок – это нестандартный урок – это урок, непохожий по своей форме проведения. Нетрадиционный урок – это иногда импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (строго не установленную) структуру. Нетрадиционный урок включает в себя приемы и методы различных форм обучения. Он основан на совместной деятельности учителя и учащихся, совместном поиске, отработки новых форм деятельности, что в конечном итоге влияет на активизацию познавательной активности учащихся на уроках и повышение эффективности преподавания. В настоящее время ФГОС несколько изменил вектор обучения. Теперь приоритетная роль отводится деятельности учащихся. Поэтому происходит все большее отступление от традиционных уроков и предлагаются варианты нетрадиционных уроков. ФГОС предлагает новую классификацию типов уроков. Формы их проведения выбираются свободно. Это такие уроки как:

  • Уроки в форме соревнований и игр: КВН, викторина, турнир, дуэль.

  • Уроки на основе нетрадиционной подачи материала: урок-откровение, урок-дублер, урок мудрости, творческий отчет.

  • Урок-конференция, семинар, брифинг, аукцион, дискуссия, репортаж, интервью, панорама, телемост, диспут.

  • Уроки: деловая игра, следствие, ученый совет,

  • Уроки в форме мероприятий: экскурсии, путешествия, прогулки, ролевые игры.

  • Уроки-фантазии: сказка, спектакль, сюрприз.

  • Интегрированные уроки.

К вышеперечисленным вариантам можно внести дополнение. Это такие формы нетрадиционных уроков, как:

  • Урок-соревнование. Такие формы уроков актуальны при повторении пройденного материала в конце учебного года.

  • Урок-игра. Эта форма урока подойдет при обобщении и систематизации знаний по теме.

  • Урок-путешествие. Например, при изучении темы «Атмосфера» в 6 классе, можно использовать разные примеры мультфильмов для объяснения природных явлений. Это развлекательно, познавательно, интересно и нетрадиционно. При таком проведении урока каждый из ребят имеет возможность получить хорошую оценку, при этом показав свои знания.

  • Урок-проблема. Для этой формы урока характерно поступательное движение. Знакомить ребят с такой формой проведения уроков нужно постепенно, начиная с предложения небольших проблем в среднем звене и усложняя проблему в старших классах. К тому же есть разные варианты представления и объяснения проблем, ее путей решения. Все это делает урок нетрадиционным, познавательным и глубоким.

  • Урок-представление. Это форма урока, когда предлагается включить все свои органы чувств и представить конкретную ситуацию изнутри. Мы часто забываем, что у человека 5 органов чувств и еще интуиция. Например, в географии, как природной науке о Земле, целесообразно задействовать весь потенциал ребенка. Необходимо создать условия, при котором у ребенка сложится образ и ощущения конкретной ситуации. Он должен почувствовать! Результат такого урока может быть выражен любым творческим вариантом: описанием, рисунком, видео, аппликацией и т.д. Такие формы урока важны в любом возрасте. Этим мы подтверждаем правило: «Чувства развиваются с детства».

  • Урок-устный иллюстрированный журнал. Такая форма урока интересна в разных своих проявлениях, начиная с фрагментарного представления и заканчивая представлением публичным, показательным.

Нетрадиционный урок требует немалой подготовки, даже, порой, более значительной, чем обычный урок. Цели и задачи такого урока могут совпадать или отличаться от обычного урока.

Цели нетрадиционных уроков:

- отработка новых методов, способов, форм, приемов и средств обучения;

- усвоение программного материала более качественно и в полном объеме;

- разнообразие учебной деятельности;

- выход за рамки учебника, обогащение новыми знаниями и возможностями.

Любая цель урока ведет к реализации основного закона педагогики – закона об активности обучения. Нетрадиционные уроки имеют и свои задачи.

Задачи нетрадиционных уроков:

  1. Обучающая – формирование специальных умений и общенаучных знаний, навыков. Формирование научного мировоззрения.

  2. Развивающая – выделение главного, развитие мышления, сопоставления фактов и умение делать выводы, решать проблемы, развивать речь.

  3. Воспитательная – формирование системы нравственных, эстетических отношений.

  4. Творческая – проявление инициативы, раскрытие своих возможностей на разных этапах урока, в разных сферах деятельности, выражение своего эмоционального отношения.

Применение нетрадиционных уроков в учебном и воспитательном процессе приводят к:

  • использованию коллективных форм работы;

  • проявлению интереса к предмету;

  • развитию умений и навыков самостоятельной работы;

  • активизации деятельности учащихся;

  • развитию творческого потенциала;

  • расширению кругозора учащихся (при подготовке к уроку ребята сами ищут интересный материал);

  • более полному осуществлению практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей обучения;

  • становлению новых отношений между учителем и учениками.


Часть 3.

Структура нетрадиционного урока


Нетрадиционный урок готовится заранее, и, как уже отмечалось ранее, для нетрадиционного урока нет готового шаблона. Особенностью урока, проводимого в нетрадиционной форме, является:

- выбор темы (часто тематика урока может выходить за рамки учебника, но быть приближена к изучаемой теме);

- новая форма подачи материала (изучение материала, его усвоение, обсуждение, закрепление проходят в разных вариантах, отличных от традиционного урока). Это позволяет сделать урок насыщенным, информационно полезным, раскрепощенным;

- тщательный подбор форм деятельности ученика и учителя. Разграничения в деятельности ученика и учителя необходимы. На обычном уроке учитель играет центральную, ведущую роль. На нетрадиционном уроке учитель может занимать позицию слушателя, ненавязчиво руководя уроком и регулируя отведенное для урока время (уроки могут быть спаренными или проводится по модульному методу). Это приводит к тому, что тема, рассматриваемая на данном уроке, изучается шире и глубже. Каждый ученик может проявлять себя в нескольких вопросах и иметь 2-3 позиции. Форма проведения нетрадиционного урока в разных классах будет меняться, так как уровень обучения и активность классов разная. Нетрадиционный урок гораздо глубже и сложнее по своей сути, нежели обычный. Это связано с его подготовкой и проведением.

Подготовка урока в нетрадиционной форме включает три этапа:

1 этап: Выбор темы, разработка сценария урока, планирование этапов урока, предварительная подготовка групп учащихся (если необходимо).

Выбор темы, на которую будет проводиться нетрадиционный урок, очень важен. К выбранной теме всегда ставится конкретная цель, и выдвигаются задачи. Выбор темы, постановка цели и задач поможет грамотно спланировать ход урока, выделить периоды и продумать деятельность учеников и учителя. Конкретная цель урока не обязательно должна быть крупной и глобальной! Она может состоять из малых целей и быть поставлена к каждому пункту каждого этапа урока. По мере изучения материала и прохождения программы цели урока будут становиться сложнее! Например, тема «Изучение географического положения Африки» предполагает сразу несколько небольших целей, которые основаны на повторении материала 5-6 класса:

  • Место материка относительно экватора и начального меридиана.

  • Место материка относительно океанов.

  • Связь Африки с другими материками Земли.

  • Связь Африки как части света с другими частями света.

  • Площадь материка и его место среди материков Земли.

  • Самый крупный остров у берегов Африки.

  • Крайние точки Африки.

Здесь важно, чтобы нужную информацию ребенок вспомнил сам (услышал от товарищей по команде) и увидел на карте. Первый этап нетрадиционного урока требует времени учителя, желания учащихся и больших возможностей в подготовке и подборе раздаточного материала, дополнительной информации различного характера, заданий, материала для оформления урока, подбор информационных средств. Главный вопрос, на который учитель должен ответить, прежде всего, себе:

  • Что вы хотите увидеть на уроке? (Дружный класс? Грамотных и активных ребят? Уровень знаний отдельных учащихся и класса в целом?)

  • Чего вы хотите добиться в ходе урока? (Полного изучения и усвоения материала? Объективности изложения материала? Обучения новым способам и методам работы?)

  • Что вы хотите раскрыть в ходе урока? (Тему? Таланты учеников и их возможности? Пробелы в знаниях?)

2 этап: Подбор путей развития познавательного интереса.

Особенностью нетрадиционных уроков является возможность не только вызывать повышенный интерес обучающихся к изучаемому предмету, науке, а также развить их творческую самостоятельность, приблизить к работе с различными и самыми необычными источниками знаний. Очень важно, чтобы урок был интересным и познавательным по содержанию и по форме проведения. В процессе подготовки необходимо заинтересовать учащихся. Сообщить им заранее о теме и замысле урока. Обсудить ход урока. Выслушать их пожелания. Распределить задания различного характера группам учащихся – участников данного урока. На этом этапе урока учителю придется самому, а на уроке – вместе с ребятами, четко выделить границу между знанием и незнанием. Интерес детей – это колоссальная сила. Их желание изменить устоявшиеся традиции урока очень велико. И это учитель должен учесть при планировании урока. Ученики с готовностью будут искать нужную информацию по теме: предлагать элементы наглядности, оформления, использовать информационные технологии. Деятельность учащихся в этом случае носит воспроизводящий характер (подбор цифрового материала из таблиц, сведений из карт, текста и иллюстраций учебника, подтверждающих теоретические положения, высказанные учителем). Очень важно – обсуждение будущего урока с ребятами! Иными словами, учащиеся с помощью учителя воплощают свои пожелания, создают структуру урока, тем самым, подсказывая учителю варианты, которыми может быть представлен урок.

Методы, часто используемые на нетрадиционном уроке.

Методы обучения – это совместная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение ими образовательных целей. В основную образовательную программу входит несколько межобразовательных дисциплинарных программ: Формирование УУД, ИКТ, проектно-исследовательской деятельности, формирование умений смысловой работы с текстом. Добиться результатов всех четырех программ на уроках невозможно. «Умеет учить тот, кто учит интересно». В рамках ФГОС предполагается использовать активные и интерактивные методы как более действенные и эффективные. В интерактивном методе обучения активный метод обучения носит поисковый, творческий, продуктивный характер. Сюда относят дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, мозговую атаку, и др. При использовании активных методов ученик превращается в активного ученика образовательного процесса. Это помогает формировать его личность как успешного человека в будущем! Поэтому методы, используемые в нетрадиционном уроке, являются активными и интерактивными. Рассмотрим некоторые из них.

  • Кейс-метод. Задается ситуация (реальная или максимально приближенная к реальности). Ученики должны исследовать ситуацию, предложить варианты ее разрешения, выбрать лучшие из возможных решений. Метод способствует активизации обучающихся, стимулированию их успеха, подчеркиванию достижений участников.

  • Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.

  • Метод развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) — метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления. В методике предлагается своя структура уроков, состоящая из этапов вызова, осмысления и размышления.

  • Метод модульного обучения — содержание обучения распределяется в дидактические блоки-модули. Размер каждого модуля определяется темой, целями обучения, профильной дифференциацией учащихся, их выбором.

Выбор метода зависит от многих условий:

  • цели обучения;

  • уровня подготовленности учащихся;

  • возраста учащихся;

  • времени, отведенного на изучение материала;

  • оснащенности школы;

  • теоретической и практической подготовленности учителя.

Каждый метод обучения содержит в себе свой набор приемов, которые помогают наиболее эффективно реализовать метод на практике. 

Репродуктивный или частично–поисковый методы.

Если у учащихся есть определенный запас теоретических знаний и умений из предшествующих тем и курсов географии, на первое место выдвигается Репродуктивный или частично–поисковый метод. Он включает такие варианты работ как самостоятельная работа на уровне применения учащимися знаний и умений в сходной ситуации, т.е. по образцу. Так же этот метод включает использование проблемных вопросов и заданий. Исходя из предложенных рассуждений и ответов на вопросы и задания, учитель может судить о глубине знаний учащихся, степени их познавательной активности, стремлении понять сущность рассматриваемых явлений, процессов. Также как одним из вариантов этого метода является эвристическая беседа. Она основана на анализе различных явлений и процессов, принятии решений, находчивости, изобретательности, и предложении нестандартного решения ситуации. Сущность эвристической беседы состоит в том, что учитель задает отдельным учащимся (группе учащихся, классу) вопрос или представляет некоторую ситуацию и, помогая в логических рассуждениях, подводит их к определенным выводам, ответам. При этом учитель побуждает учащихся воспроизводить и использовать имеющиеся у них теоретические и практические знания, опыт, сравнивать, сопоставлять, делать умозаключения. Коллективная беседа создает атмосферу общей заинтересованности, что в значительной степени способствует осмыслению к систематизации знаний и опыта учащихся, положительно влияет на развитие творческого мышления. Эвристическая беседа предполагает знания и умения по другим предметам, что делает ее важным элементом и этапом нетрадиционного урока. В процессе беседы вопросы могут задавать не только учитель ученикам, но и ученики друг другу, ученики – учителю. Эвристическая беседа как метод самостоятельным этапом урока или важным дополнением.

Исследовательский метод используется в том случае, если на уроке планируется использовать учебный материал для создания творческого задания, соответствующего возможностям учащихся. Задача учеников — организовать исследовательскую работу по изучению проблемы или ситуации, описать ход работы и результат.

Проблемный метод целесообразно использовать в средней и старшей школе, в классах по уровню обученности выше среднего. Проблемный метод на первых этапах способствует и стимулирует процессу мышления, в ходе которого решается поставленная проблема. Главное – понять проблему и причины ее появления. На последующих уроках проблемный метод позволяет не просто понять и принять проблему как свершившийся факт, но и представить ее, предложить пути решения и спрогнозировать результат. Так. например, в географии очень важны причинно-следственные связи! География – это наука о Земле, на которой все взаимосвязано. Изменение одного какого-нибудь компонента природы приводит к масштабным изменениям, т.е. запускается цепная реакция. В природе однажды произошедшие изменения возврату не подлежат, т.е. восстановить все до первоначального уровня уже невозможно!

Перечисленные далее методы и приемы удобны и деятельны в процессе обучения:

  • Познавательные задачи. Этот метод интересен своей тематикой, когда описывается природный фрагмент (например, поведение животных) и предлагается эту задачу объяснить. В данном случае необходимы знания, смекалка и сообразительность. Как правило, такие задачи очень хороши как предвестники проблемного метода в обучении.

  • Игровые моменты. Этот метод хорош в среднем звене, когда у ребят проявляется неустойчивое внимание, быстрая утомляемость, пассивность. Этот метод позволяет учитывать возрастные особенности учеников. Например, в 6-7-х классах можно использовать игру лото. В 6-х классах - на повторение топографических знаков и карты; в 7-м классе - на знания обитателей материков: распределение по природным зонам растений и животных. Это не только позволяет вспомнить обитателей, но и правильно соотнести их с нужным материком и природной зоной. Также можно предложить дополнительное задание: объяснить особенности приспособления к данной природной зоне.

Методы должны быть отобраны с учетом планирования всей темы. Отбор средств обучения тщательно продумывается на каждом этапе урока. Особенно важно предусмотреть вопросы и задания, позволяющие учащимся самостоятельно извлекать знания из различных средств обучения в целях формирования понятий, представлений, выявления причинно-следственных связей, развития умений работать с разнообразными источниками географической информации. Безусловно, не все уроки географии можно проводить в нетрадиционной форме. Учеба – это прежде все труд, пусть даже монотонный, привычный. Предназначение нетрадиционного урока – это дать стимул детям и учителю в изучении предмета, расширить творческий потенциал учителя и его учеников. Следовательно, уроки в обычной и нетрадиционной форме должны чередоваться. Достаточно в год провести 3-4 урока, чтобы оценить результат для себя и ребят. Конечно же, при планировании будущих уроков учителю важно представить его и спрогнозировать возможные результаты. Это позволит найти золотую середину в каждом классе и подобрать темы и задания соответствующего уровня. А также оценить важность урока. Его значимость и место в учебной программе по предмету.

3 этап. Подведение итогов. Поставив вместе с учащимися цель вначале подготовки урока, учитель предлагает ученикам подумать над предполагаемым конечным результатом. После проведения урока - сделать вывод и дать оценку своей деятельности. Рефлексия важна после каждого этапа урока. В конце проведенного урока нужно сравнить ожидаемые результаты и реальные. Учитывается все: устные ответы, отчеты, умение задавать вопросы, анализировать графики, схемы отдельными учащимися и классом в целом. Самооценка учеников в ходе подготовки и проведения уроков позволяет им реально оценить себя и своих товарищей, выделить удачи и неудачи, дать рекомендации на будущее: одноклассникам, учителю. Высказать пожелания относительно новых тем по предмету. Важно, чтобы любой урок заканчивался на позитивной оценке класса и каждого ученика. Необходимо отметить все положительные моменты урока, потому что именно они станут залогом будущего успеха Главное понять, что неудачи будут, победы будут! Надо идти вперед и стремиться к определенным вершинам, заметным на данном этапе! Любому уроку можно придать форму необычного, даже уроку обобщению. Контрольной работе, уроку изучения нового материала. Не нужно бояться, что если новую тему изложит не учитель, то класс ничего не поймет. Или если изучение новой темы пройдет в форме игры, то это «пустой» урок. Это не так. На любом уроке сохраняется роль учителя – человека, руководящего учебным процессом, несущим ответственность за результат. Но если в обычном уроке роль учителя центральная, то в нетрадиционном уроке учитель – консультант. Соучастник процесса. Конечно, не с каждым классом такая работа получается, и даже не с каждым учеником в классе! Есть дети пассивные, со сниженной мотивацией к учебе, ленивые, безответственные в обычной жизни. Но даже такие дети рано или поздно загораются желанием сделать что-то для своей группы, поучаствовать в чем-либо, проявить себя хоть чуть-чуть. И обычные традиционные уроки не всегда проходят гладко и успешно, не всегда дают качество и высокий результат! Данная форма уроков – это мой поиск путей повышения качества знаний, умений и навыков у учащихся. Считаю, что это так же один из способов повышения самооценки у учащихся. Я учитель географии и биологии, поэтому часто мои уроки бывают интегрированные. Это дает мне возможность проявить себя как учителя в разных областях наук и приучить детей связывать имеющиеся знания по предметам между собой.

Часть 4.

Как сделать урок нетрадиционным?

4.1. Проблемные вопросы и задачи как вариант превращения части традиционного урока в нетрадиционный.

К обычному уроку, который проводится постоянно и регулярно, ребята привыкают и начинают воспринимать его без должного внимания. Необязательно весь урок должен стать нетрадиционным, возможно вкрапление в него отдельных элементов, которые направлены на активизацию обучения. Это может быть использование компьютерных технологий и проектной методики, нестандартных форм тестирования и многих других приёмов на отдельных этапах уроков. Что бы разнообразить творческую и познавательную деятельность учащихся можно использовать проблемные задачи и вопросы по разным темам. Например, при изучении географии в 8-9-х классах учащимся предлагаются следующие вопросы:

1.Какие изменения произойдут с рекой Волгой и другими реками Восточно -Европейской равнины, если осушить озера и болота Валдайской возвышенности?

2.Чем объяснить уменьшение продуктивности рек при сооружении водохранилищ и строительства ГЭС? Аргументируйте свой ответ.

3. Как изменится микроклимат отдельных районов России, если растают горные ледники? Объясните это на примере конкретной территории.

4. Известно, что в районе Москвы расположен обширный артезианский бассейн. Какую роль он выполняет для жителей самого крупного города России? Может ли закончится вода в бассейне? Предложите варианты решения возможной проблемы.

5. Аргументируйте данное высказывание и предложите варианты ответов. «Я купил пачку порошковой воды, но не знаю, чем ее разбавлять» (Стивен Райт)

Вопросы такого плана заставляют задуматься, еще раз внимательно изучить карту России. На проблемные вопросы можно отвечать, как индивидуально, так и группам учащихся. Необходимо конкретизировать свой ответ, привести в доказательство доводы, предложить пути решения.

При изучении географии в 7-м классе «География материков и океанов», можно предложить следующие вопросы:

1. Как изменится климат Южной Америки, если горы Анды будут находиться на восточном побережье материка?

2. Как изменится природный мир Антарктиды, если материк будет располагаться в 40-50-х широтах южного полушария?

Вопросы ставят в тупик и заставляют задуматься о проблеме. Пространственное мышление включается, знания систематизируются и обобщаются. Положительно то, что ребята начинают обсуждать проблему, задумываясь о причинах возникновения. Всегда важно понять суть вопроса, найти первопричину! Часто бывает так, что ответ на вопрос дают не группы учащихся, а ребята всего класса. Поэтому ответ получается сборным! Это тоже хорошо – коллективное мышление и достижение итога является положительным аспектом урока. Если говорить о познавательных задачах, то решить их для многих учеников становится не так-то просто. Для решения проблемных вопросов и задач требуется нестандартное мышление. Приведем примеры нестандартных задач:

Задачи:

1. Причина исчезновения многих животных – браконьерство. Для носорогов их рог – средство защиты, но он же становится причиной их гибели. Браконьеры уничтожают носорогов ради рога, используя как материал для безделушек и сырье для знахарских снадобий. Ничто другое, кроме рогов, браконьеров не интересует. Предложите меры, которые помогут обезопасить носорогов от покушения браконьеров.

2. Лесная зона – самая обширная природная зона России. В летний период часто случаются пожары. Ель очень чувствительна даже к беглым низовым пожарам, когда горят на земле мох, хвоя и трава. Почему?

3. При промышленном выращивании свиней, животным необходимо делать прививки. Но животных много, на больших фермах нельзя сделать укол каждому животному. Как сделать прививку всем животным на крупном свинокомплексе?

Таким образом, можно сделать вывод о том, что всегда полезно спровоцировать учеников на размышления по тем или иным темам. Проблемные вопросы и задачи помогут мобилизовать ребят на уроке, объединиться в группы, стать единомышленниками.

В 6-м классе на уроках географии ребятам предлагается подготовить мини проекты с учетом собственных наблюдений и исследований. Наиболее подходит тема «Описание погоды». В ходе урока учащиеся могут смотреть в окно, изучая погоду дня. Ребята самостоятельно ставят цели своих работ и описывают результат. Чем полнее описаны признаки погоды дня, тем выигрышней работа. Картинки для своего маленького проекта, ребята ищут в интернете. Приветствуется, если к мини проекту подбираются фразы, пословицы, поговорки, высказывания, стихи. Также можно предложить и другие темы для мини проектов в 6-м классе - это «Виды облаков», «Природные явления» и др. Могут быть и опережающие темы проектов, требующие необходимой подготовки: «Снежинки в области географии», «Природа проснулась» и др. Главный упор при создании мини проектов на уроке или при предварительной подготовке делается на самых начальных и очень важных методах и приемах изучения географии: наблюдении, описании, сравнении, анализе, поиске причин, обобщении. Очень важно научить ребят замечать любые изменения в природе, делать выводы, уметь представить свою работу. Похвально, если проект дополняется собственными фотографиями и фрагментами своей деятельности. Выводы по наблюдениям, таблицам, графическим рисункам, использование дополнительной информации обязательны! В старших классах мы индивидуально апробировали новый информационный продукт – хронолайнер. Его предложила Компания ОС3 - российская IT компания, разработчик программных инструментов, мультимедиа и веб-решений в сфере образования. ОС3® Хронолайнер® Он удобен в использовании на уроках географии, химии, биологии, окружающему миру и др. С помощью хронолайнера можно совместить хронологическое представление исторических событий и визуализировать его на карте событий. В данном случае ребята 8-9-х классов давали сводную самостоятельную информацию по нефтяной, газовой и угольной промышленности России. Работа проводится в парах. Эта новая компьютерная программа интересна и удобна тем, что в ней можно отразить не только важные характеристики сырьевых баз, но и в хронологическом порядке проследить зарождение и расцвет данных отраслей хозяйства: открытия новых месторождений, маштабность добычи и их использование. Также показана четкая привязка к карте, что очень важно! Сама презентационная работа очень компактна, состоит всего из трех слайдов, но содержит массу важной информации! Каждая пара ребят, представлявшая свой проект, имела возможность дополнить наглядный материал собственным рассказом и мнением. Также в ходе изложения и демонстрации своей работы, дети делают выводы и прогноз по дальнейшему развитию отрасли. Проявление активности, умения сочетать различные источники и способы подачи информации, приобретение определенного опыта в той или иной деятельности способствует формированию разносторонней личности ребенка. Поэтому, каждый из предложенных элементов урока делает стандартный урок необычным.

4.2. Игровые моменты на уроках.

Игровые моменты – это вариант сделать урок более и познавательным. Игровые моменты позволяют раскрепоститься, отдохнуть, посмеяться и, конечно, подумать. Даже игровые моменты на уроках решают важную задачу – осмысление полученного задания, его решение. Для закрепления тем «Ориентирование» и «Масштаб» в 6 классе можно использовать интересные варианты заданий: начертить фигурки с учетом сторон горизонта и масштаба. Например: Выбираем масштаб – в 1см х150м. Выбираем точку отсчета и начинаем чертить… На северо-восток – 300м, на юго-восток – 300м, на юг – 375м, на запад – 600м, на север – 375м, на восток – 600м. Если чертеж выполнен правильно, получится домик! Цель – повторение и закрепление пройденного материала, коррекция знаний – работа над ошибками. Задания хороши тем, что при их выполнении, можно многократно возвращаться к моменту, где ребенок делает ошибку и исправлять ее. К тому же ученик приобретает графические навыки, которые помогут ему в дальнейшем при оформлении контурных карт по географии. Такой элемент важен и для закрепления материала, и для повторения! Фигурки чертим разные: елочка, шарик, флажок, дед Мороз, рукавичка и др. Такие задания интересны конкретным результатом, ходом работы, закреплением полученных знаний. В конце используются цветные карандаши и ручки для красивой полученной картинки. Также проходит обязательно оценивание работ! Это повышает стимул, желание сделать чертеж красивым, правильным! При изучении тем по географии материков и океанов в 7 классе, хочется сделать уроки насыщенными, познавательными, творческими. Безусловно, что контурная карта служит основой изучения географии. Именно практическая деятельность позволит выучить карту каждого материка и каждого океана. Так же, необходима работа с учебником и картами атласа. Ведь учитель обязан научить ученика пользоваться разными источниками информации, использовать полученные навыки и приемы в своей деятельности. По теме «Природные зоны Африки» можно использовать игру при объяснении нового материала, а также при опросе учащихся. По продолжительности она рассчитана на 10-15 минут.

Цель: 1) прививать интерес к предмету;

2) сделать изучение и опрос нового материала доступным и понятным

каждому ученику;

3) создать комфортную обстановку на уроке;

4) осуществить проверку знаний учащихся по теме (если игра используется для опроса).

Набор для игры состоит из четырех карт-конвертов, на которых написаны названия основных зон Африки: влажные экваториальные леса, саванны, пустыни и горы. К этим картам-конвертам прилагаются карточки-картинки с изображениями животных и растений, обитающих в этих зонах. При объяснении нового материала учитель на доске выставляет карты–конверты и сам раскладывает карточки-картинки по зонам или использует помощь ученика. При опросе учитель определяет группу учеников, кто будет работать самостоятельно с картами-конвертами, усаживает их за отдельный стол и дает время, за которое им необходимо распределить карточки-картинки по природным зонам. По истечении отведенного времени, результат группы учащихся проверяется. Каждый ученик отвечает одну природную зону. Задаются дополнительные вопросы, исправляются ошибки. Как правило, в конце опроса большинство учащихся получают оценки. Примеры карточек:

Гилея

Саванны

Пустыни

Горы



Примеры карточек-картинок

Следующий игровой практический момент на по темам «Антарктида» и «Евразия». География – это единственный предмет, который сочетает в себе все знания о природе. Всегда на уроках хочется создать образ природного объекта или территории, чтобы объяснить, почему люди открывали Землю, почему стремились ее изучить, а впоследствии, и изменить. Что двигает сейчас человечеством, которое стремиться сохранить природу Земли? Мы уже знаем, что ПРИРОДА – это самый великий скульптор, самый превосходный художник и самый неповторимый дизайнер. Красоту, окружающую нас, нельзя повторить и уж тем более изменить. Мы можем лишь прикоснуться к прекрасному и радоваться, что нам это удалось. Практическая работа называется «Мир глазами учеников». В эту тему включаются все аналогичные варианты работ по темам географии 6-10 классов. Для работы отводится 1 урок. Если ученику сложно работать одному, эту работу можно выполнить в паре или в группе. Плохих оценок в случае неудач не получат никто. Для работы понадобиться: клей, цветная бумага, ножницы, простой карандаш, картон. Работу необходимо «собрать» из цветной бумаги как мозаику, а не нарисовать. Карандаши и тем более краски, имеют большую цветовую гамму и могут представлять сложность в выборе цветов и их использовании, что приведет к потере времени, так как на работу отводиться всего один урок. Размер работы может быть различный. Выполненную работу ребята защищают, объясняя выбранные цвета, формы и их расположение на картоне. Такой вид работ удобен при закреплении темы и ее обобщении.

Цель: 1) прививать любовь к Природе нашей Земли;

2) учить детей видеть прекрасное и ценить его;

3) развивать моторику пальцев;

4) создать психологический комфорт на уроке;

5) закрепить и обобщить знания, полученные на уроке

Вот так может выглядеть работа по теме «Материк Антарктида». Сразу видно, что использование цветов небольшое. Основные цвета – это белый, голубой, черный. Это объясняется географическим положением и климатом материка. Антарктида расположена на Южном полюсе и ее пересекает южный полярный круг. В Антарктиде всегда холодно, дуют сильные ветра, несущие с собой большие массы снега – это показано в виде завитков и снега. Антарктида окружена водами трех океанов: Атлантического, Индийского и Тихого, поэтому голубой цвет необходим. Черные треугольники – это исследовательские станции ученых всего мира, кто на данный момент там работает – изучает материк. Есть небольшие вкрапления зеленого цвета – это скудная растительность материка - мхи и лишайники, которые появляются по самой кромке Антарктиды в летнее время.

Данная работа посвящена материку Евразия и выполнена по теме «Природные зоны России», 8 класс. Это природная зона смешанных лесов. Здесь преобладающий цвет – зеленый, хотя в целом, образ природной зоны очень пестрый и мягкий, несет много позитива и тепла. Вы видите хвойные деревья – это ели, лиственные – это березы, а также пышный травяной покров, состоящий из различных кустарников. Кустарничков и трав. Много цветов, ягод, насекомых. Это все говорит о благоприятном умеренном климате территории, достаточной солнечной радиации, плодородных почвах. При близком рассмотрении кажется, что на территории много воздуха, причем он не задымлен трубами заводов и фабрик. Работу можно усложнить, предложив ребятам устно выбрать компонент природы, который им хотелось бы использовать и как. В конце можно составить прогноз о будущем этой территории. Все работы вывешиваются на доску, образуя выставку, которая очень оказывает очень сильное впечатление на ребят, выполнявших работу и на ребят, которые увидели их первый раз. Таким образом, можно готовить учеников к решению очень многих экологических проблем настоящего и будущего, так как именно современным школьникам и будущему поколению придется отвечать за ошибки сегодняшних дней.

Также приветствуется использование на уроках устного иллюстрированного журнала. Это всегда интересно, весело и познавательно. Устный иллюстрированный журнал предполагает демонстрацию некоторого природного явления. В демонстрации участвует группа учеников. Желательно использовать элементы, отражающие явления. Для того чтобы грамотно представить перед классом или зрителями какое-нибудь явление, необходимо четко знать и представлять весь процесс. Например, в 6 классе предлагается продемонстрировать листопад или грозу. Здесь стоит задуматься над алгоритмом выполнения этого явления! Очень важно представить это событие, прочувствовать его (попробовать «оторваться от ветки», ощутить легкость листочка, подгоняемого ветром; «почувствовать» силу ветра или побыть самим ветром и «почувствовать свою силу»). Иногда такое задание на уроке происходит импровизировано, но чаще объявляется заранее. Похвально, если ребята для усиления показа явления используют какие-либо подручные средства (платочки или ленты, имитируют силу ветра, или раскаты грома, используют лазерные указки или что-то другое для демонстрации молнии). Полезно иногда готовить целый урок в формате устного иллюстрированного журнала. Так же можно провести инсценированный фрагмент урока «Гидросфера Земли. Ее составные части» (8 класс). С гидросферой ребята знакомятся еще в начальной школе. Поэтому они назовут самостоятельно или с помощью учителя составные части этой оболочки. А вот происхождение воды, которая заполняет гигантские впадины Земли (океаны) и углубления суши (реки, озера), им ничего неизвестно. И очень удобно и, как мне кажется, интересно все это проиллюстрировать. Это понравиться не только ребятам-участникам, но и ребятам-зрителям. Это придаст новизну предмету, будет способствовать развитию интереса и памяти, творческих способностей ребят.

Цель: 1) Прививать интерес к предмету.

2) Расширять эрудицию ребят.

3) Учить «представлять» глобальные процессы Земли и масштабно мыслить.

5) Учить детей работать в группе.

6) Развивать творческие способности учеников.

На этом уроке важна роль учителя. С группой детей он заранее готовит инсценировку происхождения воды. Предварительно вырезаются из картона и подписываются таблички или рисуются «капли воды», «пылинки», «кусочки материи», «газ», «кристаллик льда», «живые организмы». Подбираются нужного цвета платочки (шарфики). Для «солнца» делается небольшая шапочка или корона с эмблемой солнца. Дальше необходимо с ребятами отрепетировать последовательность процесса. Учитель выступает ведущим и одновременно руководителем. У ребят все их заготовки: таблички и платочки должны быть рядом (например, в кармане или лежать на соседней парте). Распределяются роли. Каждому ученику достается не более двух ролей. Остальные ребята на местах могут зарисовать этот сложный процесс во время просмотра или кратко записать его последовательность. По времени инсценировка занимает 15 минут, а остальная часть урока идет по плану. Желательно этот фрагмент оставить на конец урока, так как ребята в конце делают вывод. Также таблички «живые организмы» можно раздать всем оставшимся ребятам в классе и в конце они тоже смогут обнять «Землю». На табличках «живые организмы» можно приклеить картинки от простейших организмов до млекопитающих. На следующую страничку «Иллюстрированного журнала» берется другая группа детей. Таким образом, ученики смогут с интересом изучать предмет, научаться проявлять себя в разных формах учебной деятельности. Также это способствует развитию мышления, проявление уважения друг к другу и к учителю. Конечно, подготовка учителем такого фрагмента урока требует время, но результат порадует всех: учителя, учащихся и родителей.

4.3. Использование технологической карты как нетрадиционной формы обучения.

Технологическая карта может быть использована в любом классе. Главное – это подборка таких самостоятельных форм работы и заданий, которые помогли бы учащимся заработать необходимые баллы и, следовательно, оценки. Технологическая карта удобна, понятна и продуктивна. Позволяет применять разноуровневые задания и использовать дифференцированный подход к каждому ученику на уроке. При таком планировании урока не может не быть результатов! Постоянное применение такой формы организации учебного процесса мобилизует учащихся на уроке, приучает к самостоятельности, ответственности, расширяет кругозор и способствует формированию самосознания, вырабатывает определенную систему ценностей урока. В ходе работы учащихся по технологической карте решаются задачи: Образовательные – это формирование знаний по теме; развитие умений объяснять существенные признаки понятий; совершенствование навыков работы в группе, умение работать с учебником и различными источниками географической информации; развитие мышления в процессе обучения, умение анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, делать выводы, объяснять и разрешать проблемы. Развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умение работать с дополнительным материалом; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся. Воспитательные: воспитание любви и бережного отношения к природе планеты Земля, воспитание культуры общения. Технологическая карта предусматривает смену и форму деятельности. Так, например, за урок ребята успевают поработать со схемами, картинками, контурными картами, терминами, картами атласа, учебником. Варианты работ предусматривают индивидуальную и групповую деятельность (взаимопроверка на знание терминов, номенклатуры). Также каждый ученик имеет свой оценочный лист, в котором учитель и товарищи оценивают его знания по теме, выставляя оценки в отдельные графы. В конце изучения темы (это несколько уроков), подсчитываются общие баллы, и засчитывается результат. Работа класса по технологической карте полезна и интересна своей самостоятельностью и вариацией. Кропотливый труд при выполнении разных образцов заданий всегда положительно сказывается на интеллекте учащихся. Идет отработка знаний, умений и навыков, закрепление и обобщение информации и практики по теме. Изучение отдельного учебного материала по технологической карте – это часть современного процесса образования. Начинать использовать эту методику можно начинать с 5-6 классов. Постепенно усложняя задания, можно к 8 классу добиться высоких результатов. Для применения технологической карты подойдут темы уже знакомые ребятам: например, «Рельеф материка», «Воды», «Природные зоны» и др. Очень важно при использовании технологической карты предполагать Планируемые результаты:

  • Предметные: Сформировать понятия по теме;

  • Личностные: осознание ценности данных объектов (самые-самые… и т.д.)

  • Метапредметные: Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Выделить основные понятия: все термины и понятия по теме;

Определить межпредметные связи: Биология, геология, экология, химия, информатика;

Ресурсы урока: Для учителя и учащихся учебник автора данной дисциплины и класса; Атлас, тетрадь, ПК, проектор, презентация по теме;

Формы урока: Фронтальная, групповая;

Технологии: Технология проблемного чтения, ИКТ, обучение в сотрудничестве.

Вот так может выглядеть технологическая карта к уроку

Тема урока


Проверяемые параметры (деятельность учителя)

Проверяемые параметры (деятельность ученика)

Шкала успешности (+ и -)

Организационный момент

Подготовка к уроку

Подготовка к уроку

+

Изучение нового материала

Презентация по теме

1.Записи в тетради

2.Работа со схемами

3.Работа с атласом (определение положения объекта на карте)

+

Умения

1.Проверка карты

2.Проверка П/Р

1.Показывать объекты на карте;

2.Давать описание объектов по плану;

3.Уметь высчитывать параметры объекта;

4.Давать хозяйственную оценку объекта;

5.Приводить примеры использования объектов;

6.Объясныть основные характеристики объектов на конкретных примерах;

2 балла

6 баллов

2 балла

3 балла


3 балла

3 балла

Знания

Проверка:

1.П/Р

2. Терминология

3. Понятия по теме

1.Состав или структура объекта

2. терминология

3. понятия по теме


2 балла

8 баллов

2 балла

Практическая работа


При необходимости оказывать помощь учащимся в выполнении П/Р (не подсказывать, а задавать наводящие вопросы, которые натолкнут на правильную мысль)

1.Определить местонахождения объекта на карте

2. Анализ географических данных

3. Оценка хозяйственного использования


1балл


2 балла


3 балла

Проблемная задача (вопрос)*


Сформулировать в конце П/Р вопрос и оценить возможный ответ отдельно


1.уметь прогнозировать результаты и их оценивать;

2.выдвигать гипотезы;

3.делать выводы на основе причинно-следственных связей;

2 балла

1 балл

4 балла

Контроль

1.тест (5 вопросов)


1.исправление собственных допущенных ошибок (допускается взаимопроверка);

2.оценка себя по результатам деятельности (поставить отметку);

3.проверка темы у товарища (друг у друга);

4.составление плана своего ответа;

5. мини-проект (прогнозы, проблемы, гипотезы, управление ситуацией). Возможно групповая работа или работа в паре.

1 балл

1 балл


1 балл


3 балла

3 балла

Итог

Определение «слабых мест» по теме; рекомендации;

Собственная оценка своей успешности

Общее количество баллов


Часть 5.

Варианты нетрадиционных уроков

Каждый урок предполагает предварительную подготовку и создание некоторых заготовок к уроку (картинки, рисунки, сюжеты, высказывания и др.)

Проблемный урок. Цель такого урока – это постановка проблемы перед группой учащихся, ее обсуждение и пути решения. Для проведения таких уроков необходимы, прежде всего, знания по разным темам географии, а также по другим предметам (например, биологии, химии, истории и т.д.). Поэтому подойдут уроки обобщения и коррекции знаний. В старших классах проблемный урок можно использовать при изучении нового материала, например, первый урок изучения темы «Япония».

Этапы урока:

1) Подготовительный. Класс делится на группы по 2-3 человека. Каждая группа получает задание – охарактеризовать один из пунктов плана характеристики страны (географическое положение, рельеф и минеральные ресурсы, климат и воды материка, природные ресурсы, население, промышленность, сельское хозяйство, внешние связи). Дается время – 10 минут. В ходе сбора информации рекомендуется использовать учебник, атлас, интернет. На доске записывается вопрос, на который в конце урока обязательно нужно ответить: Смогла бы Япония добиться таких высоких экономических результатов будь она не изолированной страной-архипелагом, а материковым государством, расположенным между Индией, Пакистаном, Таджикистаном и Афганистаном? Дальнейшая работа в группах направлена на сбор информации в сравнении: настоящем и возможном.

Второй этап урока – 2) Обсуждение. Каждая группа выступает с собранной информацией и представляет свой отчет. В ходе обсуждения всегда возникает дискуссия между группами по вопросам, высказываются мысли и предположения. Например, при обсуждении ЭГП и ПГП страны ребята высказали целый ряд замечаний:

1.Оказавшись на материке, Япония была бы окружена странами, имеющими более низкий уровень экономического развития.

2. Не имела бы выхода к морю, следовательно, лишилась морских портов.

3. Рано или поздно оказалась бы втянутой в войну между Индией и Пакистаном и т.д.

Изучая и обсуждая каждый вопрос отдельно, получается некая зарисовка страны со своими + и -. В конце урока на доске появляется сводная таблица

ЯПОНИЯ

Имеет Имела бы

Не имеет Не имела бы

Таким образом, формулируется ответ на поставленный вначале урока вопрос! Таблица может создаваться в течение урока по мере обсуждения каждого вопроса или быть домашним заданием. Такой урок полезен активной мыслительной деятельностью, поиском и сбором нужной информации, умением представить свой ответ и доказать свои предположения и выводы.

Как известно, экологическая проблема – это глобальная проблема человечества. Мы живем в Москве, самом крупном городе России, поэтому нам не безразлично его экологическая обстановка. В качестве примера приведем урок, который проводился в 7-х классах и назывался «Чистый воздух Москвы».

Цель: 1)Изучить карту загрязнения воздуха в пределах Москвы; 2) Познакомиться с различными источниками информации на эту тему; 3) Объяснить причины такой обстановки в Москве; 4) Предложить пути решения. Класс делится на группы – для работы в определенном направлении (промышленном, проектировании, экологическом движении и др.).

Детям демонстрируется карта округов Москвы, на которой цветом выделены самые грязные районы города, а также оценена обстановка: благоприятный, неблагоприятный, относительно благоприятный и крайне неблагоприятный. Ребятам предлагается оценить обстановку, выделить районы Москвы «самые-самые», выявить причины и предложить пути решения данной обстановки. Первая группа занимается выделением грязных производств в черте города. Вторая группа ребят - созданием эмблем, лозунгов, плакатов и способов их широкого распространения – на школьных рюкзаках, дневниках, тетрадках, футболках, шортах и т.д. – это означает, что к проблеме нужно привлекать детей уже школьного возраста, а так же созданием денег и карт нового образца – для взрослого населения. Третья группа предлагала способы решения этой проблемы среди взрослого населения Москвы – это использование очистительных способов, создание дополнительных зеленых зон в наиболее загрязненных районах Москвы. Такой урок имеет успех: ребята становятся рассудительнее, серьезнее, потому что столкнулкиваются со взрослыми проблемами, со своим возможным будущим, если в настоящее время ничего не изменить.

Приведем еще пример урока в 9-х классах «Сколько стоит чистая вода?». Мы продолжаем рассматривать и знакомиться с экологией Москвы и на этот раз проблема – чистая вода. За основу взят национальный парк «Лосиный остров», тем самым можно вспомнить заповедные районы Москвы и оценить их экологическую обстановку.

Цели урока: 1) Показать значение воды в природе. Выделить современные источники питьевой воды для человека. 2) Познакомиться поближе с национальным парком «Лосиный остров»; 3)Изучить гидрографию парка и возможные источники загрязнения, оценить последствия; 4)Предложить возможные способы снижения загрязнения; 5) Создать мультфильм для учащихся как вариант знакомства с экологической проблемой.

Класс снова делится на группы:

1) историки (собирают материал о «Лосином острове» - история возникновения, обитатели, водные объекты);

2) экологи оценивают современную экологическую обстановку (оценивают географическое положение парка, промышленное соседство и его влияние на водные объекты парка, обитателей);

3) утописты представляют будущее «Лосиного острова» и всего живого на Земле в темных красках (последствия);

5) проектировщики называют возможные способы снижения влияния грязных производств на водные объекты;

6) мультипликаторы создают мультфильм, который можно показать ученикам начальной и старшей школы и, тем самым, познакомить других ребят с такой значимой проблемой.

Урок проходит в несколько этапов и представляет собой конференцию и проблемами, предложениями, вариантами решений. В конце урока предлагается посмотреть мультфильм, который отражает возможную ситуацию в природе на примере национального парка «Лосиный остров».

Экономический урок. Этот урок посвящен умению рационально и экологически правильно пользоваться ресурсами нашей планеты. Его целесообразно провести в конце большой темы «Отраслевой состав экономики». Цель урока: 1. Изучить «участок земли» с разных позиций: географическое положение, рельеф, минеральные ресурсы, водные ресурсы, почвы, климат, обитатели, экология.

2.Используя собранную информацию создать свой уклад и уровень жизни на этом «небольшом» в рамках карты участке земли.

Задачи урока:

  • Воспитательная (любовь к природе, бережное к ней отношение)

  • Образовательная (расширение кругозора учащихся, систематизация и прогнозирование полученной информации)

  • Экономическая (рациональное отношение к ресурсам, деловой подход к использованию территории)

Этот урок интересен тем, что ребята работают в паре, имеют возможность советоваться, договариваться, прислушиваться к мнению друг друга. На таком уроке реализуются сразу несколько мини целей: 1) ученики имеет на руках только фрагмент карты – это значит, что они должны его очень внимательно изучить; 2) в процессе изучения своего «куска земли», они дают оценку для будущего его использования; 3) делают вывод и создают «свое дело», т.е. показывают, чем возможно заниматься на этой земле, как можно ее использовать с учетом тех ресурсов, которыми она обладает. На обсуждение в паре дается 20-25 минут, а потом начинаются выступления «хозяев». Такой урок никогда никого не оставляет равнодушным, т.к. заставляет сделать что-то для себя! И при этом получить оценку! Слушаем каждого и потом обсуждаем его выступление: поддерживаем, соглашаемся, дополняем или выступаем против такого ведения хозяйства.

Урок-игра. На уроках обобщения и систематизации знаний целесообразно использовать урок – игру. Такая форма урока подойдет и для уроков коррекции знаний. Пути и способы реализации уроков-обобщения, проводимых в игровой форме, должны быть творческими и эффективными. Они проводятся при обязательном участии всех учеников класса, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности (компьютерной и видеотехники, выставок, буклетов, стендов, визитных карточек). На таких уроках удаётся достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера. Обобщающие уроки в форме игры помогают осуществлять контроль знаний, умений и навыков, учащихся по определённой теме или за год, расширяют кругозор, активизируют деятельность учащихся на уроке, предусматривают минимальную деятельность учителя. Рассмотрим урок-игру в 9 классе по теме «Многоликая Россия».

Цели урока:

1.Повторить пройденный материал по предмету,

2.Расширить кругозор и повысить интеллект учеников

3.Усилить познавательный интерес к предмету. Развивать нестандартное мышление у учащихся

4.Продолжить развивать практические навыки работы с картой;

5.Усовершенствовать групповую форму работы.

Правила игры:

  1. Участие принимают 2-3 команды;

  1. Вопросы задаются для всех команд сразу. Отвечает команда, первой подготовившая ответ. Для этого поднимается рука!

  2. Выкрики и споры не засчитываются. На обсуждение вопросов дается от 2 до 5 минут.

  3. Подведение итогов. За каждый правильный ответ команде дается 1 балл.

Игра состоит из пяти туров:

Первый турнир. Назвать города, чьи гербы ты видишь. Объяснить изображения гербов. В этом турнире каждой команде предлагается подумать над гербами городов. Нужно правильно назвать города и объяснить смысловое значение герба.

Второй тур. Драгоценная Россия. Командам предлагается отгадать названия камней, зашифрованных в вопросе. Внизу дается пустая графа с таким количеством пустых клеток, сколько букв в камне.

Третий тур. Занимательная топонимика. В этом туре предлагается увидеть картинки городов и их старые названия. Задание: назвать современные названия этих городов.

Четвертый тур. Растения России. Этот тур связан с мифологией и легендами о растениях России. Предлагается подумать над фрагментами легенд и мифов и назвать растения России.

Пятый тур. Без карты нет географии. В этом туре предложены занимательные вопросы, связанные с названиями объектов России (вод, населенных пунктов, островов и др.)

В конце урока подсчитываются баллы. Побеждает команда, набравшая больше всего баллов. Она получает грамоту или благодарность. Все участники по возможности награждаются поощрительными призами.

Урок-конференция по теме «Антарктида – будущий материк людей»

Рассмотрим интегрированный урок «Антарктида – будущий материк людей». Урок проводится при изучении темы «Антарктида» в курсе «Географии материков и океанов» в 7 классе. Для проведения этого урока требуется предварительная подготовка детей. Класс разбивается на две группы: 1 группа – ученые, 2 группа – слушатели. «Ученые» будут проводить конференцию, т.е. вести урок, а слушатели – создавать в контурных картах краткий конспект – образ материка. Урок «Антарктида – будущий материк людей» - это сложный по своей структуре урок, так как перед классом ставиться проблема и проводиться дискуссия по разным вопросам, касающихся материка. Так же этот урок включает в себя театрализованные элементы (создание мантий, квадратных академических шапочек), которые делают его «живым», «настоящим». В конце урока ребятам (группе «ученых») необходимо будет сделать вывод и вынести вердикт по данной проблеме. Группа слушателей должна в течение урока составить в контурных картах краткий конспект материка Антарктида и сдать их на проверку. В ходе урока слушатели могут задавать вопросы «ученым», на которые те должны ответить.

Цель урока:

1) Дать характеристику материку;

2) Оценить и проанализировать компоненты природы Антарктиды;

3) Доказать девиз урока «Антарктида – будущий материк людей»

4) Расширять кругозор учащихся;

5) Развивать творческие способности учащихся;

6) Прививать интерес к предмету, продолжать развитие графических умений и навыков.

Оборудование:

Физическая карта Антарктиды, климатическая карта Антарктиды; портреты Р. Амундсена, Р. Скота, Ф.Ф. Беллинсгаузена, М.П. Лазарева; картинки или фотографии обитателей Антарктиды; климатграмма материка. На компьютере, с использованием проектора и экрана, показать фильм об Антарктиде, отдельные картинки и фотографии. На партах у ребят лежат контурные карты, простые карандаши и гелевые ручки.

Действующие лица:

Профессор Вулканолог

Климатолог Студент-практикант

Почвовед Прогнозист

Биолог Путешественник Географ

Ход урока

На доске висит карта Антарктиды. Столы поставлены буквой «П», в центре тоже стоит стол. За центральным столом присутствуют все «ученые», каждый имеет перед собой материал для доклада. За другими столами сидят ребята с контурными картами, карандашами, ручками, листками для записей. В ходе урока разыгрывается конференция с выступлениями, вопросами, спорами, доказательствами. В ходе конференции показывают видео о первооткрывателях материка, об органическом мире, демонстрируются графики и климатограммы. На уроке решается проблемный актуальный вопрос человечества: Сможет ли Антарктида в будущем заселиться людьми? Пригодна ли ее обстановка для жизни? Вопросы «профессорам» могут задаваться и «слушателями». В конце урока подводится итог, сдаются доклады и выполненные работы. За этот урок оценки получают все ребята.

Таким образом, можно сделать вывод, что нетрадиционные уроки актуальны в настоящее время. Они положительно влияют на процесс обучения, т.к.

- более 70% информации усваивается на уроке и предполагает минимальное домашнее задание;

- позволяют оценить большинство или даже всех учеников в классе;

- позволяют отработать различные формы, приемы и методы работы на уроке;

- выполняют огромную воспитательную и образовательную функцию: расширяют кругозор детей, учат вести дискуссии, выбирать информацию и проводить сравнение, делать выводы и прогнозировать результат, проявлять инициативу при подготовке заданий индивидуально и в группе, уважать чужое мнение, проявлять лидерские способности и т.д.

Используемая литература

  1. http://pedsovet.su/fgos/6025_formy_i_metody_obuchenia_po_fgos

  2. http://www.docme.ru/doc/274024/metody-obucheniya-po-fgos

  3. http://osvarke.info/229-yevristicheskaya-beseda.html

  4. http://zvonoknaurok.ru/blog/netradicionnye_formy_provedenija_urokov/2012-08-23-104

  5. http://festival.1september.ru/articles/500418/

  6. http://studopedia.ru/7_189414_novie-i-netraditsionnie-formi-provedeniya-urokov.html







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!