Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
Детский сад №8 «Родничок» г. Морозовск
НОД
с детьми старшей группы «Капелька»
История родного края
Воспитатель : Шульгина Т.В.
2019г.
Цель: Развивать у детей целостно - смыслового отношения к истории донской земли, казачеству.
Задачи:
Образовательные:
- формировать у детей представление о России как о родной стране;
- формировать уважительное отношение к государственным символам;
Развивающие:
- развивать внимание, память, любознательность.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства.
- воспитывать интерес к истории нашего края.
Материалы:
Карта России, изображения президента РФ, гербов и флагов, наглядно-дидактические пособия, трафареты матрешек для раскрашивания, кукла- матрешка, гармошка, запись гимна Российской Федерации и русской гармошки.
Предварительная работа:
Беседы о российской символике; чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине; рассматривание фотографий городов и рек; беседы, рассматривание иллюстраций и выполнение работ по мотивам народного декоративно – прикладного искусства.
Методы: наглядный, практический, словесный.
Приемы: беседа, рассказ, показ.
Ход мероприятия:
Воспитатель (фон 01)
Что мы Родиной зовем? Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовем? Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни, теплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовем? Все, что в сердце бережем,
И под небом синим-синим флаг России над Кремлем.
Воспитатель: Как, вы думаете, что такое Родина? (Где мы живем).
Воспитатель: Правильно, это место, где человек родился, где он живет, учится, работает, ходит в детский сад. Наша с вами малая родина - наш город Морозовск . А свою большую Родину мы называем страной. В какой стране мы живем? (В России). Дети, посмотрите на карту - это наша малая Родина, и наш город. Для нас малой Родиной считается Донской край. Так называют наш край по имени реки Дон. (иллюстрация реки Дон) Давным-давно, вдоль берега реки Дон стали селиться беглые крепостные люди, которые работали на помещиков от зари до зари, но не могли прокормить свои семьи. Бежали они в степи, где было много дичи, селились на островах, около реки Дон, в которой было много рыбы. Любили эти люди свободу и волю, поэтому их называли казаками. (иллюстрация казаков) А еще, казаки издавна любили лошадей. (иллюстрация) Конь для казака – первый друг, товарищ. Конь шел за казаком в огонь и в воду. Когда казаки уплывали на корабле, бросая коней, те плыли вслед. Если хозяин погибал, конь никого не подпускал к себе, тосковал, голодал несколько дней.
Воспитатель. В народе говорят: «Где родился, там и пригодился». Ребята, а вы знаете пословицы о Родине? Я предлагаю вспомнить их в игре «Продолжи пословицу»
-Родной край – сердцу рай.
-Нет в мире краше Родины нашей.
-Человек без Родины, что соловей без песни.
-На чужой стороне Родина милее вдвойне.
-Если дружба велика, будет Родина крепка.
-Береги Родину, как зеницу ока.
-Родная земля и в горсти мила.
Воспитатель: А хотите, ребята, больше узнать о нашей малой Родине? Тогда я предлагаю отправиться в путешествие, но не на поезде и не на самолете, пойдем мы сегодня пешком, а путь нам укажет стрелочка. Надо только сказать:
Стрелка, стрелка, покажи,
Стрелка, стрелка, укажи.
1.Воспитатель. Первая остановка называется «Государственная». Ребята, как называется наша страна? (Россия) Посмотрите на карту, какая огромная наша страна. Столица нашей Родины….? (Москва) Президентом нашей страны является…? (В.В. Путин)
– У каждой страны есть свои символы. Они отличаются друг от друга. Назовите государственные символы России. (Герб, флаг, гимн.) Символы есть и у нашей малой Родины.
– Найдите флаг России. Что означают цвета на российском флаге?
•Белая – чистота, искренность, совершенство.
•Синяя – вера и верность.
•Красная – мужество, сила и кровь, пролитая при защите Родины.
– Найдите флаг Ростовской области среди других. (Раскладываются изображения флагов, дети выбирают из предложенных флаг Рост.обл..). Что означают цвета на нашем флаге?( рассказы детей: красный- степные маки,
Синий – река Дон,
Желтый – донские подсолнухи,
Белый – степной ковыль
Воспитатель: А сейчас найдите герб нашей страны. (Раскладываются изображения гербов стран мира, дети выбирают из предложенных герб России.)
Воспитатель: А что же такое гимн? (Гимн -это самая главная песня страны. Гимн слушают стоя и т.д.)
– Правильно! У каждой страны свой гимн. Мы с вами уже слушали гимн России. А сейчас мы послушаем гимн Донских казаков.
(Прослушивание отрывка гимна.)(02)
- Ребята, что вы чувствовали, когда звучал гимн? (гордость, радость, волнение)
- Ребята, мы с вами вспомнили государственные символы. Но есть особые символы, которые отличают нашу страну и наш край. О них мы сейчас и узнаем.
2.Воспитатель: Мы отправляемся дальше. Стрелка, стрелка, покажи,
Стрелка, стрелка, укажи.
- Следующая станция «Березовая». Самый лирический символ России и донского края - березка. Казаки очень любили березу, сажали ее в каждом дворе, вдоль улиц. Под березами любили отдыхать, устраивали веселые посиделки.
- Где мы можем увидеть березку в нашем городе? ( в парке, у нас в детском саду, у многих дома во дворе)
- Как называется то место где растет много берез? ( березовая роща)
- Я предлагаю вам отдохнуть в березовой роще. Здесь можно закрыть глаза и помечтать о чем-то, представить, что вы идете по березовой роще.
(релаксация 03)
3. - Мы отправляемся дальше. Стрелка, стрелка, покажи,
Стрелка, стрелка, укажи.
-Следующая станция «Станичная». Казаки раньше жили в хуторах и станицах.
-А вы знаете, как называется жилище казака (курень)
-Почему его так называли?(дома строили на высоких столбах , чтобы вода при разливе реки не попадала в дом.)
- Хотите посмотреть как жили наши деды и прадеды в далекие-далекие времена ? (декорация куреня) Проходите, гости дорогие, присаживайтесь.
Раз-два, раз-два-разгораются дрова.
По поленьям розовым с берестой березовой
Пробегает огонек, а за ним уже дымок.
- Как вы думаете, для чего нужна была печь (для приготовления пищи, для тепла печь служила кроватью). Правильно. Это был главный объект в курене.
- Давным-давно у людей не было телевизора, компьютера и люди проводили долгие вечера за шитьем, вязанием. И обязательно за чаепитием.
Самовар у нас – начальник! У него на шапке- чайник!
И сияет ярче всех его рыцарский доспех!
- Казаки заваривали чай из трав, которые сами собирали, и пили его с баранками и бубликами.
- А это что за предмет? (сундук)
- Для чего он нужен? (в нем хранили постель, одежду, и на нем тоже спали)
- Но спали не только на печке и на сундуках, но и на кроватях. Посмотрите, какое красивое покрывало. Казачки были хорошие хозяйки, и они сами шили лоскутные покрывала, набивали пухом и пером подушки.
- А еще казаки украшали стены своего куреня фотографиями своей семьи, обязательно в каждом курене висели казачья сабля и нагайка.
- Казаки были веселыми людьми и очень любили они петь и танцевать. Самым главным инструментом для русского человека является гармошка.
(04)
- Ребята. Что вам хочется сделать, когда вы слышите игру гармошки? (танцевать)
- Давайте и мы с вами заведем танец. (физ.мин.)
4. - А мы отправляемся дальше. Стрелка, стрелка, покажи,
Стрелка, стрелка, укажи.
- Следующая станция «Сувенирная»
- А что нас здесь ожидает, узнаете, отгадав загадку:
Эти яркие сестрички, дружно спрятали косички
И живут семьей одной. Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая, В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки, это девицы (матрешки)
- Дети, что вы слышите в слове - матрешка? (мать. Мама)
- Матрешка- это ласково Матрона т.е. мать семейства. Это куколка с секретом. С каким? (в ней можно найти еще одну поменьше, а в той еще меньше) Она ценится во всем мире- как русский сувенир.
У казаков были свои матрещки.
( иллюстрация)
- А в нашей матрешке то же есть секрет. Посмотрите сколько матрешек- сестричек.
Давайте подарим расписанные матрешки нашим гостям, и остальные распишем для ребят.
(05)
Итог: Ребята, какие символы вам больше всего понравились? Это далеко не все символы России. И вы о них обязательно узнаете на других наших встречах.