СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

НОД по грамоте в старшей группе компенсирующего вида по теме «Звук и буква «Ш»

Нажмите, чтобы узнать подробности

НОД по грамоте в старшей группе компенсирующего вида по теме «Звук и буква «Ш»

Просмотр содержимого документа
«НОД по грамоте в старшей группе компенсирующего вида по теме «Звук и буква «Ш»»

НОД по грамоте в старшей группе компенсирующего вида по теме «Звук и буква «Ш»



Цель: продолжать учить детей выделять заданный звук среди других звуков, в слогах, словах. Давать звуку характеристику, познакомить с буквой «ША», упражнять в написании буквы в прописях. Закрепить умение определять место звука в слове, делить слова на слоги, составлять предложения с заданным словом, составлять схемы к предложению. Развивать фонематический слух, слуховое внимание. Воспитывать интерес к учебной деятельности

Материал: иллюстрации героев из мультфильма «Смешерики», слова – картинки со звуком «Ш», кассы букв и слогов.

Словарь: звук, согласный, твердый, буква, слог, слово, предложение,схема.

Ход:

- На мои вопросы отвечайте: «Вот так» и  выполняйте соответствующие движения.

-       Как живешь?

-       Как идешь? 

-       Ночью спишь?

-       Как берешь?

-       А как даешь?

-       Как грозишь?

-       Как  молчишь? 

-       Как сидишь?

-Мы пришли на места и можем начинать занятие. На занятие я пригласила гостей, которых вы узнаете, разгадав загадки:

Я зайка-Смешарик, похожий на шарик.

Красив и хорош. Мое имя… (Крош.)

Я девочка-хрюшка, Бараша подружка.

Нет краше и лучше в Смешарии… (Нюши.)

Экспериментов он любитель, домика с рогами житель.

Он - ученый главный наш. Назови его… (Лосяш.)

Он пишет стихи и все время мечтает, и только принцессы ему не хватает.

Верит - для счастья сгодится шалаш, неисправимый романтик…(Бараш)

- Правильно, к нам на занятие пришли герои мультфильма «Смешарики». Они хотят познакомить нас с новым звуком. Догадаетесь, с каким?

- Да, это звук «Ш». Давайте произнесем звук [ш] и почувствуем, что же происходит при произнесении звука [ш]:

-губы в позиции «окошко»; кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель;  язык в позиции «чашка», зубы сближены, воздушная струя выдыхается посередине языка, она сильная, широкая, теплая. Произнесите звук. Воздушная струя встречает препятствие? Значит, звук «Ш»… согласный. Приложите ладошку к горлу, произнесите звук «Ш» - звук звонкий или глухой?

- Наши друзья – смешарики знают главный секрет звука «Ш» - этот звук всегда твердый!

- Обозначают звук «Ш» буквой «ША».

-У расчески зубьев много,
А буквы Ш лишь три.
Только буква не расческа,
На картинку посмотри.

- Давайте потренируемся писать букву «ША»(работа в прописях), но сначала разомнем пальчики:

Пальчиковая игра с колючими мячиками.

Я мячом круги катаю-взад вперед его гоняю.
Им поглажу я  ладошку, будто я сметаю крошки.
И сожму его немножко, как сжимает лапку кошка,
Каждым пальцем мяч прижму и другой рукой начну.
А теперь последний трюк: мяч летает между рук.

- Ребята, Крош предлагает нам поиграть со звуком «Ш»: он написал разные звуки, слоги и слова. Я их прочту, а вы хлопните в ладоши, если услышите звук «Ш»:

С-Ш-З-Ш-Ж-Ц-Ш-Ф-СА-ШО-ЗУ-АШ-ФИ-ШО- СУП-ШУТ-МАГ-ШАГ.

- Лосяш- известный ученый и любит разные загадки. Он предлагает нам зашифровать с помощью фишек для звукового анализа слоги УШ и ША ( для старшей подгруппы слова ШУМ, ДУШ).

Физминутка

Эй, ребята, что вы спите?! На зарядку становитесь!

Справа - друг и слева - друг! Вместе все - в веселый круг!

Под веселые напевы повернемся вправо, влево,

Руки вверх! Руки вниз! Вверх! И снова наклонись!

Шаг назад и два - вперед! Вправо, влево поворот!

Покружимся. Повернемся! Снова за руки возьмемся.

Три шага вперед, дружок! Станет тесным наш кружок!

Покружились, повернулись. На свои места вернулись.

-Бараш расскажет нам стихи, которые он сочинил. Только некоторые слова перепутались. Попробуйте подобрать нужное слово:

С другом мы играли в чашки… (в шашки). Пили чай из белой шашки… (чашки).

Вылезла из норки шишка. На нее упала мышка.

Под кустом сидели шишки .На сосне висели мышки.

В воздухе летала кошка. Молоко лакала мошка.

На столе стояла кошка. На полу сидела плошка.

- Нюша очень любит получать подарки. Давайте подарим подарки Нюше и определим место звука «Ш» в этих словах. Разделите слова на слоги.

- Ребята, давайте придумаем о каждом госте предложение и запишем его с помощью схемы.

Веселый Крош играет.

Нарядная Нюша танцует.



Умный Лосяш читает.

Бараш сочиняет стихи.

- С каким звуком познакомили нас Смешарики?
- Какой главный секрет звука « Ш»?
- Какое задание наших гостей больше всего понравилось на занятии?
- Кто слово со звуком «Ш» назовет, получит в подарок раскраску с одним из наших гостей.

.