НОД по грамоте в старшей группе компенсирующего вида по теме «Звук и буква «Ш»
Цель: продолжать учить детей выделять заданный звук среди других звуков, в слогах, словах. Давать звуку характеристику, познакомить с буквой «ША», упражнять в написании буквы в прописях. Закрепить умение определять место звука в слове, делить слова на слоги, составлять предложения с заданным словом, составлять схемы к предложению. Развивать фонематический слух, слуховое внимание. Воспитывать интерес к учебной деятельности
Материал: иллюстрации героев из мультфильма «Смешерики», слова – картинки со звуком «Ш», кассы букв и слогов.
Словарь: звук, согласный, твердый, буква, слог, слово, предложение,схема.
Ход:
- На мои вопросы отвечайте: «Вот так» и выполняйте соответствующие движения.
- Как живешь?
- Как идешь?
- Ночью спишь?
- Как берешь?
- А как даешь?
- Как грозишь?
- Как молчишь?
- Как сидишь?
-Мы пришли на места и можем начинать занятие. На занятие я пригласила гостей, которых вы узнаете, разгадав загадки:
Я зайка-Смешарик, похожий на шарик.
Красив и хорош. Мое имя… (Крош.)
Я девочка-хрюшка, Бараша подружка.
Нет краше и лучше в Смешарии… (Нюши.)
Экспериментов он любитель, домика с рогами житель.
Он - ученый главный наш. Назови его… (Лосяш.)
Он пишет стихи и все время мечтает, и только принцессы ему не хватает.
Верит - для счастья сгодится шалаш, неисправимый романтик…(Бараш)
- Правильно, к нам на занятие пришли герои мультфильма «Смешарики». Они хотят познакомить нас с новым звуком. Догадаетесь, с каким?
- Да, это звук «Ш». Давайте произнесем звук [ш] и почувствуем, что же происходит при произнесении звука [ш]:
-губы в позиции «окошко»; кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель; язык в позиции «чашка», зубы сближены, воздушная струя выдыхается посередине языка, она сильная, широкая, теплая. Произнесите звук. Воздушная струя встречает препятствие? Значит, звук «Ш»… согласный. Приложите ладошку к горлу, произнесите звук «Ш» - звук звонкий или глухой?
- Наши друзья – смешарики знают главный секрет звука «Ш» - этот звук всегда твердый!
- Обозначают звук «Ш» буквой «ША».
-У расчески зубьев много,
А буквы Ш лишь три.
Только буква не расческа,
На картинку посмотри.
- Давайте потренируемся писать букву «ША»(работа в прописях), но сначала разомнем пальчики:
Пальчиковая игра с колючими мячиками.
Я мячом круги катаю-взад вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошки.
И сожму его немножко, как сжимает лапку кошка,
Каждым пальцем мяч прижму и другой рукой начну.
А теперь последний трюк: мяч летает между рук.
- Ребята, Крош предлагает нам поиграть со звуком «Ш»: он написал разные звуки, слоги и слова. Я их прочту, а вы хлопните в ладоши, если услышите звук «Ш»:
С-Ш-З-Ш-Ж-Ц-Ш-Ф-СА-ШО-ЗУ-АШ-ФИ-ШО- СУП-ШУТ-МАГ-ШАГ.
- Лосяш- известный ученый и любит разные загадки. Он предлагает нам зашифровать с помощью фишек для звукового анализа слоги УШ и ША ( для старшей подгруппы слова ШУМ, ДУШ).
Физминутка
Эй, ребята, что вы спите?! На зарядку становитесь!
Справа - друг и слева - друг! Вместе все - в веселый круг!
Под веселые напевы повернемся вправо, влево,
Руки вверх! Руки вниз! Вверх! И снова наклонись!
Шаг назад и два - вперед! Вправо, влево поворот!
Покружимся. Повернемся! Снова за руки возьмемся.
Три шага вперед, дружок! Станет тесным наш кружок!
Покружились, повернулись. На свои места вернулись.
-Бараш расскажет нам стихи, которые он сочинил. Только некоторые слова перепутались. Попробуйте подобрать нужное слово:
С другом мы играли в чашки… (в шашки). Пили чай из белой шашки… (чашки).
Вылезла из норки шишка. На нее упала мышка.
Под кустом сидели шишки .На сосне висели мышки.
В воздухе летала кошка. Молоко лакала мошка.
На столе стояла кошка. На полу сидела плошка.
- Нюша очень любит получать подарки. Давайте подарим подарки Нюше и определим место звука «Ш» в этих словах. Разделите слова на слоги.
- Ребята, давайте придумаем о каждом госте предложение и запишем его с помощью схемы.
Веселый Крош играет.
Нарядная Нюша танцует.
Умный Лосяш читает.
Бараш сочиняет стихи.
- С каким звуком познакомили нас Смешарики?
- Какой главный секрет звука « Ш»?
- Какое задание наших гостей больше всего понравилось на занятии?
- Кто слово со звуком «Ш» назовет, получит в подарок раскраску с одним из наших гостей.
.