СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

НОД по подготовке к обучению грамоте в школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

НОД по подготовке к обучению грамоте в школе. Тема: «Буква Аа и звук [а].» Возрастная группа: старшая Цель: для педагога: подготовить детей к обучению грамоте- познакомить детей с буквой Аа и звуком [а]. Для ребенка: познакомиться с буквой Аа и звуком [а].

Просмотр содержимого документа
«НОД по подготовке к обучению грамоте в школе»


НОД по подготовке к обучению грамоте в школе.

Тема: «Буква Аа и звук [а].»

Возрастная группа: старшая

Цель:

для педагога: подготовить детей к обучению грамоте- познакомить детей с буквой Аа и звуком [а].

Для ребенка: познакомиться с буквой Аа и звуком [а].

Программное содержание:

Для педагога:

1. Образовательные задачи. Буква Аа и звук [а]. Формирование умения находить букву среди других букв алфавита.

2. Развивающие задачи. Развитие фонематических представлений, зрительного и слухового внимания, общей и тонкой моторики.

3. Воспитательные задачи. Воспитание навыков сотрудничества, доброжелательности, инициативности, ответственности.

Для ребенка:

1. Буква Аа и звук [а]. Учиться находить букву Аа среди других букв алфавита.

2.Развивать зрительное и слуховое внимание, общую и тонкую моторику, фонематические представления.

3.Воспитывать в себе навыки сотрудничества, доброжелательности, инициативности, ответственности.

Оборудование:

Палочки, пластилин, пластмассовые объемные буквы, буквы для магнитной доски, предметные картинки для организационного момента, «Мой букварь»2 и рабочая тетрадь по числу детей, контейнеры с цветными карандашами, контейнер с песком, лист красного картона, влажные салфетки.

Предварительная работа. Заучивание двустишия о букве А из книги «Мой букварь», подбор имен на звук [а].

Ход:

Название части

Взаимодействие воспитателя и детей (в прямой речи)

Приёмы

Вводно-организационная часть

1. Организационный момент. Развитие зрительного восприятия.

Совершенствование фонематических представлений.

На столиках перед детьми лежат предметные картинки, названия которых начинаются с гласных звуков (аист, арка, автобус, индюк, утка, ослик).

Педагог: Посмотрите на картинки, которые лежат перед вами. Сначала сядет тот, у кого название картинки начинается со звука [и], потом сядет тот, у кого название картинки начинается со звука [у], затем тот, у кого название картинки начинается со звука [о]. А оставшиеся дети назовут свои картинки.

Дети: Аист, автобус.

Педагог: С какого звука начинаются эти слова?

Дети: Со звука [а].

Педагог: Правильно. Ребята, сегодня к нам в гости пришли буква Аа и звук а. Они захотел узнать, как все ребята знакомятся с разными буквами и их звуками и им стало грустно, от того, что никто не знакомится с ними.

Садитесь. Сегодня мы с вами познакомимся с буквой Аа, которая обозначает звук [а].

Объяснение

Рассаживание детей по разным звукам по очереди









Мотивация



Практическая часть:


2. Рассказывание двустишия. Развитие фонематического слуха.

Педагог раздает детям буквари.

Педагог: Посмотрите на картинку и вспомните стихотворение, которое вы выучили с воспитателями. Расскажите его все вместе.

Дети: Алик с Аллочкой дружил,

Алле астры подарил.

Педагог: Какие слова в этом стихотворении начинаются со звука [а]?

Дети: Алик, Аллочка, Алла, астры.

Педагог: Какие еще слова на звук [а] вы помните?

Дети: Аист, арбуз, азбука, абрикос.

Педагог: Вспомните имена, которые начинаются с этого звука.

Дети: Арина, Алеша, Андрюша, Алина, Алена.

Педагог: Отлично! Вы вспомнили много слов, которые начинаются со звука [а]. А что вы знаете про этот звук? Какой он?

Дети: Он гласный. Его можно петь. Мы обозначаем его красным кружком.

Педагог: Правильно. Пока закройте буквари.

3. Упражнение «Лесенка». Пение звука [а]. Преодоление твердой атаки гласных.

Педагог предлагает детям встать около стульчиков.

Педагог: Давайте споем звук [а], как будто наш голос поднимается, а потом опускается по лесенке.

Дети поют звук [а] вместе с педагогом.

4. Знакомство с буквой А. Развитие зрительного гнозиса, конструктивного и пространственного праксиса.

Педагог помещает на магнитную доску большую букву А, а на столики коробки с красными палочками.

Педагог: Это большая буква А. Из скольких палочек она состоит?

Дети: Из трех.

Педагог: Обратите внимание на то, что две палочки длинные, а одна —короткая. Возьмите из коробки по три палочки и сложите большую букву

А. Какую букву вы сложили?

Дети: Это буква А.

Педагог помещает на магнитную доску маленькую букву а, а на стол —коробку с красным пластилином.

Педагог: А вот это маленькая буква а. Она состоит из полукруга и изогнутой палочки. Возьмите пластилин, попробуйте слепить маленькую букву а. Обратите внимание: полукруг расположен слева, а изогнутая палочка — справа. Какую букву вы слепили?

Дети: Маленькую букву а.

Педагог: Положите ее справа от большой буквы А. Теперь сложите буквы в контейнер и откройте буквари. В верхнем левом углу страницы написаны две буквы. Какие это буквы?

Дети: Большая буква А и маленькая буква а.

Педагог: Обратите внимание: они красного цвета, потому что они

обозначают гласный звук [а] и тоже называются гласными. Видите, подними красный кружок? Это кружок, которым мы обозначаем звук [а]. Теперь посмотрите на картинку в нижней части страницы и найдите на ней все буквы Аа. Покажите их.

Дети выполняют задание

Педагог: Переверните страницу. Что вы видите?

Дети: Большую букву А из палочек и маленькую букву а из пластилина.

Педагог: А еще вы видите картинки. Назовите их.

Дети: Аист, астра.

Педагог: А вот эти большие ворота называются аркой, музыкальный инструмент — арфой. Постарайтесь запомнить эти слова. Давайте произнесем их вместе.

Дети: Арка, арфа.

Педагог: С какого звука начинаются эти слова?

Дети: Со звука [а].

Педагог: Посмотрите на слова внизу страницы. Там написано: аист, астра, арка, арфа. Покажите все буквы а в этих словах.

Дети показывают буквы.

Педагог: Молодцы! Закройте буквари.

5. Физкультурная пауза. Упражнение «Живой конструктор». Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.

Педагог приглашает детей на ковер.

Педагог: А теперь я хочу предложить вам очень интересное задание. Оно называется «Живой конструктор». Сейчас Аня, Вадик и Саша лягут на ковер, а Даша скажет им, как нужно лечь, чтобы сложить большую букву А.

Ребенок: Вадик ляжет слева, а Саша ляжет справа.

Педагог: Они будут изображать большие палочки. Вы помните, что они должны лежать с наклоном?

Ребенок: А Аня ляжет посередине, поперек.

Педагог: Она будет изображать перекладину. Какая буква получилась?

Ребенок: Большая буква А.

Педагог: А теперь все встаньте на ковер, потянитесь на носочках вверх, подняв руки. Сделайте вдох. Расслабьтесь, опуститесь на всю ступню, уроните руки, сделайте выдох.

Упражнение выполняется три-четыре раза, затем педагог рассыпает на ковре пластмассовые буквы.

Педагог: А сейчас быстро соберите в ведерко все буквы А, которые найдете на ковре.

6. Работа в тетради. Развитие тонкой моторики.

Педагог приглашает детей к столикам и раздает им тетради, ставит на столики контейнеры с цветными карандашами.

Педагог: Сегодня вы получаете новые тетради, в которых будете учиться писать буквы. Какую букву вы видите?

Дети: Это буква Аа.

Педагог: Какой карандаш вам нужен, чтобы ее раскрасить?

Дети: Красный.

Педагог: Почему?

Дети: Это гласная буква

Педагог: Возьмите красный карандаш и раскрасьте большую букву А, а потом обведите и раскрасьте маленькую букву а. Аиста и астру вы можете раскрасить вечером с воспитателями. А сейчас мы попробуем написать букву А. Но для этого сначала напишем палочки. Посмотрите на верхнюю строчку палочек. Они прямые, высотой в две клеточки. Мы будем писать их сверху вниз. Посмотрите, как я делаю это на доске. Напишите две палочки по

точкам.

Дети выполняют задание. Педагог оказывает им помощь.

Педагог: Теперь давайте напишем наклонные палочки. Они наклонены вправо и высотой тоже в две клетки. Мы будем писать их снизу вверх. Посмотрите, как я делаю это на доске. Напишите две палочки по точкам.

Дети выполняют задание, педагог оказывает им помощь. Аналогично проводится работа по написанию палочек с наклоном влево и горизонтальных перекладин.

Педагог: А вот теперь мы можем попробовать «написать» букву А в воздухе. Посмотрите, как я это делаю. Педагог поворачивается к детям спиной и «пишет» букву А в воздухе.

Педагог: «Напишите» букву А в воздухе вместе со мной.

Дети выполняют задание вместе с педагогом.

Педагог: Посмотрите, как я делаю это на доске. Сначала я пишу палочку с наклоном вправо снизу вверх, потом пишу палочку с наклоном влево сверху вниз, наконец, я пишу перекладину. Попробуйте по очереди написать букву А на доске, а потом мы напишем по две буквы А по точкам.

Целесообразно закончить работу в тетради с каждым ребенком на индивидуальном занятии.

7. Игровое упражнение «Волшебная буква». Развитие мелкой моторики, зрительного восприятия.

Педагог приглашает детей к столу, на котором стоит контейнер с сухим песком. В песок заранее зарыт лист красного картона, смазанный клеем. Не смазан клеем только контур заглавной буквы А.

Педагог: Опустите ладони в песок, поиграйте с песком, поищите, что в нем спрятано.

Дети нащупывают лист картона.

Педагог: Это не простой лист картона, а волшебный. Давайте осторожно достанем его и стряхнем с него песок.

Дети выполняют действия.

Педагог: Что вы видите?

Дети: Это буква А.

Педагог предлагает детям стряхнуть песок с рук и протереть руки влажными салфетками

Рассказывание двустишия

Указания


Худ.слово


Вопросы детям




Упражнение «Лесенка»

Указания




Использование наглядного материала

Объяснения

Вопросы


Указания






Объяснение






Указания



Объяснение

Указания




Вопросы






Указания




Вопросы













Физ.минутка



Объяснение





Вопросы













Работа в тетради

Объяснение

Вопросы







Указания








Помощь педагога


















Упражнение «волшебная группа»





Указания








Результативная часть

8. Организация окончания занятия.

Педагог предлагает детям рассказать о том, чем они занимались на занятии, что нового узнали, а потом положительно оценивает работу каждого ребенка.

Педагог: Ребята, что мы сегодня делали? Мы познакомились с буквой Аа и звуком а? Что вам было сложно? Теперь они рады, они узнали как мы занимаемся с ними. Я вам дарю такие наклеечки буквы Аа, вы наклеите их в свои тетрадочки и будем добавлять к ним их друзей.

Вопросы к детям

Подведение итогов



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!