2. Рассказывание двустишия. Развитие фонематического слуха. Педагог раздает детям буквари. Педагог: Посмотрите на картинку и вспомните стихотворение, которое вы выучили с воспитателями. Расскажите его все вместе. Дети: Алик с Аллочкой дружил, Алле астры подарил. Педагог: Какие слова в этом стихотворении начинаются со звука [а]? Дети: Алик, Аллочка, Алла, астры. Педагог: Какие еще слова на звук [а] вы помните? Дети: Аист, арбуз, азбука, абрикос. Педагог: Вспомните имена, которые начинаются с этого звука. Дети: Арина, Алеша, Андрюша, Алина, Алена. Педагог: Отлично! Вы вспомнили много слов, которые начинаются со звука [а]. А что вы знаете про этот звук? Какой он? Дети: Он гласный. Его можно петь. Мы обозначаем его красным кружком. Педагог: Правильно. Пока закройте буквари. 3. Упражнение «Лесенка». Пение звука [а]. Преодоление твердой атаки гласных. Педагог предлагает детям встать около стульчиков. Педагог: Давайте споем звук [а], как будто наш голос поднимается, а потом опускается по лесенке. Дети поют звук [а] вместе с педагогом. 4. Знакомство с буквой А. Развитие зрительного гнозиса, конструктивного и пространственного праксиса. Педагог помещает на магнитную доску большую букву А, а на столики коробки с красными палочками. Педагог: Это большая буква А. Из скольких палочек она состоит? Дети: Из трех. Педагог: Обратите внимание на то, что две палочки длинные, а одна —короткая. Возьмите из коробки по три палочки и сложите большую букву А. Какую букву вы сложили? Дети: Это буква А. Педагог помещает на магнитную доску маленькую букву а, а на стол —коробку с красным пластилином. Педагог: А вот это маленькая буква а. Она состоит из полукруга и изогнутой палочки. Возьмите пластилин, попробуйте слепить маленькую букву а. Обратите внимание: полукруг расположен слева, а изогнутая палочка — справа. Какую букву вы слепили? Дети: Маленькую букву а. Педагог: Положите ее справа от большой буквы А. Теперь сложите буквы в контейнер и откройте буквари. В верхнем левом углу страницы написаны две буквы. Какие это буквы? Дети: Большая буква А и маленькая буква а. Педагог: Обратите внимание: они красного цвета, потому что они обозначают гласный звук [а] и тоже называются гласными. Видите, подними красный кружок? Это кружок, которым мы обозначаем звук [а]. Теперь посмотрите на картинку в нижней части страницы и найдите на ней все буквы Аа. Покажите их. Дети выполняют задание Педагог: Переверните страницу. Что вы видите? Дети: Большую букву А из палочек и маленькую букву а из пластилина. Педагог: А еще вы видите картинки. Назовите их. Дети: Аист, астра. Педагог: А вот эти большие ворота называются аркой, музыкальный инструмент — арфой. Постарайтесь запомнить эти слова. Давайте произнесем их вместе. Дети: Арка, арфа. Педагог: С какого звука начинаются эти слова? Дети: Со звука [а]. Педагог: Посмотрите на слова внизу страницы. Там написано: аист, астра, арка, арфа. Покажите все буквы а в этих словах. Дети показывают буквы. Педагог: Молодцы! Закройте буквари. 5. Физкультурная пауза. Упражнение «Живой конструктор». Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса. Педагог приглашает детей на ковер. Педагог: А теперь я хочу предложить вам очень интересное задание. Оно называется «Живой конструктор». Сейчас Аня, Вадик и Саша лягут на ковер, а Даша скажет им, как нужно лечь, чтобы сложить большую букву А. Ребенок: Вадик ляжет слева, а Саша ляжет справа. Педагог: Они будут изображать большие палочки. Вы помните, что они должны лежать с наклоном? Ребенок: А Аня ляжет посередине, поперек. Педагог: Она будет изображать перекладину. Какая буква получилась? Ребенок: Большая буква А. Педагог: А теперь все встаньте на ковер, потянитесь на носочках вверх, подняв руки. Сделайте вдох. Расслабьтесь, опуститесь на всю ступню, уроните руки, сделайте выдох. Упражнение выполняется три-четыре раза, затем педагог рассыпает на ковре пластмассовые буквы. Педагог: А сейчас быстро соберите в ведерко все буквы А, которые найдете на ковре. 6. Работа в тетради. Развитие тонкой моторики. Педагог приглашает детей к столикам и раздает им тетради, ставит на столики контейнеры с цветными карандашами. Педагог: Сегодня вы получаете новые тетради, в которых будете учиться писать буквы. Какую букву вы видите? Дети: Это буква Аа. Педагог: Какой карандаш вам нужен, чтобы ее раскрасить? Дети: Красный. Педагог: Почему? Дети: Это гласная буква Педагог: Возьмите красный карандаш и раскрасьте большую букву А, а потом обведите и раскрасьте маленькую букву а. Аиста и астру вы можете раскрасить вечером с воспитателями. А сейчас мы попробуем написать букву А. Но для этого сначала напишем палочки. Посмотрите на верхнюю строчку палочек. Они прямые, высотой в две клеточки. Мы будем писать их сверху вниз. Посмотрите, как я делаю это на доске. Напишите две палочки по точкам. Дети выполняют задание. Педагог оказывает им помощь. Педагог: Теперь давайте напишем наклонные палочки. Они наклонены вправо и высотой тоже в две клетки. Мы будем писать их снизу вверх. Посмотрите, как я делаю это на доске. Напишите две палочки по точкам. Дети выполняют задание, педагог оказывает им помощь. Аналогично проводится работа по написанию палочек с наклоном влево и горизонтальных перекладин. Педагог: А вот теперь мы можем попробовать «написать» букву А в воздухе. Посмотрите, как я это делаю. Педагог поворачивается к детям спиной и «пишет» букву А в воздухе. Педагог: «Напишите» букву А в воздухе вместе со мной. Дети выполняют задание вместе с педагогом. Педагог: Посмотрите, как я делаю это на доске. Сначала я пишу палочку с наклоном вправо снизу вверх, потом пишу палочку с наклоном влево сверху вниз, наконец, я пишу перекладину. Попробуйте по очереди написать букву А на доске, а потом мы напишем по две буквы А по точкам. Целесообразно закончить работу в тетради с каждым ребенком на индивидуальном занятии. 7. Игровое упражнение «Волшебная буква». Развитие мелкой моторики, зрительного восприятия. Педагог приглашает детей к столу, на котором стоит контейнер с сухим песком. В песок заранее зарыт лист красного картона, смазанный клеем. Не смазан клеем только контур заглавной буквы А. Педагог: Опустите ладони в песок, поиграйте с песком, поищите, что в нем спрятано. Дети нащупывают лист картона. Педагог: Это не простой лист картона, а волшебный. Давайте осторожно достанем его и стряхнем с него песок. Дети выполняют действия. Педагог: Что вы видите? Дети: Это буква А. Педагог предлагает детям стряхнуть песок с рук и протереть руки влажными салфетками |