НОД по развитию речи составление рассказа по картине «Северные олени»
Программные задачи:
совершенствовать умения детей составлять описательный рассказ по картинке, используя свои знания о внешнем виде и жизни животных;
закрепить знания детьми названий детёнышей животных;
подбор слов-определений;
познакомить с понятием «сложные слова»;
закрепить употребление слов в единственном и множественном числе;
обогащение словаря: оленеводы;
дифференциация звуков –р-, -л-;
воспитывать у детей интерес к жителям и обитателям народов Севера.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель:
- Ребята, к нам в гости с юга Африки приехал тигрёнок. Он услышал, что есть такая страна света, где всегда холодно, лежит много снега и живут различные животные. Один из них большой и сильный, у него ветвистые рога. А что это за животное, он не знает. Что же делать? (Предполагаемые ответы)
Воспитатель:
- Ребята, вот вы сейчас и поможете тигрёнку узнать о северных оленях.
- Кто нарисован на этой картине? (Олениха с оленёнком)
- Что делает Олениха? Олененок? (Олениха наклонила голову и ест ягель – олений мох; оленёнок стоит рядом и смотрит на нее)
- Сравните олениху с оленёнком. Чем они отличаются? (У оленёнка шерсть тёмная, у оленихи-серая. У оленёнка рожки маленькие и слабые, поэтому он ещё не может сам добывать себе пищу, а оленихи- рога крепкие, сильные, она ими разгребает снег, находит корм-ягель)
-Олениха большая и сильная, а оленёнок… маленький и слабый.
- Чем похожи друг на друга олениха и оленёнок? (У У них густая и тёплая шерсть, на ногах копыта).
- Что изображено на картине вдалеке? (Оленья уряжка, на таких ездят жители Севера)
Воспитатель предлагает:
- Теперь придумайте рассказ о жизни северных оленей, о малыше-оленёнке и его маме-оленихе. Подумайте, как вы начнёте рассказ, как продолжите и чем закончите. Не забудьте придумать к своему рассказу название.
(«Послушайте, какой рассказ придумала Аня из другой группы»)
Жили-были на севере оленёнок и мама - олениха. Оленёнок был ещё маленький, с маленькими рожками, они пока ещё совсем немножко выросли, он неуверенно стоит на своих слабых ножках. А у оленихи большие, ветвистые рога, и на длинной шее красивая голова. Мама наклонилась, ест ягель и показывает олененку: «Ешь, это вкусно. Вырастешь большой, и у тебя будут такие же большие и красивые рога и стройные, крепкие, длинные ноги!»
Тигрёнок:
- Как интересно вы рассказываете, но я не всё запомнил. Давайте напишем письмо и передадим с Тигрёнком, а он отвезёт его на Юг.
Рассказ составляют 2 ребёнка: один начинает, другой продолжает.
Физкультминутка
Мы шли, шли, шли
Оленёнку ягель нашли
Раз и два, и три, и четыре, и пять
Начинаем искать опять.
Воспитатель:
- Ребята, а олени – это домашние или дикие животные? (домашние).
- Правильно, потому что олень – это животное, которое кормит и одевает северян и разводят их те народы, которые населяют тундру – это якуты. Их профессия – оленеводы. Повторите это слово. Оленеводы (словарное слово).
Воспитатель:
- В слове оленеводы – спряталось два слова: олень и водит, когда в одном большом, длинном слове прячется два коротких слова, такие слова называются сложными.
Воспитатель:
- А какие ещё сложные слова мы уже знаем (листопад, длинноногий, длинноухий и т.д.)
- Каких животных Севера вы знаете? (белый медведь, тюлень, морж, песец)
Словесная игра «Мамы и детки»
У оленухи один оленёнок, а много … оленят.
У медведицы один медвежонок, а много … медвежат.
У тюленихи один тюленёнок, а много … тюленят.
У моржихи один моржонок, а много моржат.
У пингвина один пингвинёнок, а много … пингвинят.
Воспитатель:
- Теперь дети, подберите слова – определения к словам, т.е. сказать: какой, какая.
Олениха … (заботливая, большая, красивая, сильная)
Оленёнок … (маленький, слабенький, боязливый, пугливый).
Медведь … (неуклюжий, косолапый, неповоротливый)
Воспитатель:
- Ребята, а теперь послушайте как я произнесу слово северные олени (выделяю голосом звуки –р-, -л-)
- Какие звуки я выделила громче других? (-р-, -л-)
Игра «Помнишь ли ты эти стихи»
- Ветер по морю (гуляет)
И (кораблик) подгоняет
Он бежит себе в (волнах)
На (раздутых парусах)
- Ты у нас не (мастер)
Ты у нас (ломастер)
- Без окон, без (дверей)
Полна горница (людей)
- С утра сидит на озере (любитель-рыболов)
Сидит (мурлычит) песенку
А песенка (без слов)
Как песня начинается
Вся (рыба расплывается).
Анализ занятия.
Тигрёнок благодарит детей за прекрасные ответы, обещает рассказать всё что узнал своим друзьям на юге о животных севера.
А сейчас быстро договаривайте вслед за мной:
- Большая - птица, а маленькая птичка.
- Большой - цветок, а маленький цветочек.
- Большое – кольцо, а маленькое колечко.
- Большое – крыльцо, а маленькое крылечко.