СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нод по речевому развитию детей 6-7 лет "Земля наш общий дом"

Нажмите, чтобы узнать подробности

НОД в форме сюжетно-ролевой игры «Снимаем фильм», где дети актеры, воспитатель –ведущий программы на экологическую тему. Каждая сцена – речевая игра, задействованы приемы мнемотехники, работа в группах.

Просмотр содержимого документа
«Нод по речевому развитию детей 6-7 лет "Земля наш общий дом"»

Конспект НОД по речевому развитию детей 6-7 лет.

Разработала: воспитатель дошкольной группы

МАОУ «Лабазинская СОШ»

Сапрыкина Ольга Юрьевна.


Тема: «Земля – наш общий дом».

Цель: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком..

Воспитательные задачи:

  • воспитывать любовь к природе, к обитателям нашей планеты, положительное отношение к окружающему миру, к природе.

  • закреплять правила поведения в природе;

  • расширять представление о том, что планета Земля – общий дом всех людей и всех живых существ том, что природа - основной источник здоровья и благополучия людей, что человек – разумный хозяин, отвечает за все на Земле;

  • формировать в детях понимание своей значимости в деле защиты природы.

Развивающие задачи:

  • развивать речь, внимание, усидчивость, логическое мышление, творческие способности, быстроту реакции, познавательный интерес.

  • способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания.

  • развивать актерские способности.

Обучающие задачи:

  • формировать у детей представление о том, что Земля – общий дом всех людей и всех живых существ.

  • формировать умение подбирать слова к обобщающему слову, антонимы.

  • совершенствовать формы диалогической и монологической речи;

  • активизация словарного запаса детей, развитие связной речи детей.

  • закрепить умение составлять фонетическую модель слова, составление слова из слогов и букв;

  • составление предложений и схемы предложений.

УУД: умение выделять общие признаки предметов и их различия, устанавливать аналогии, дополнять предмет нужными элементами; строить речевые высказывания в устной форме; осуществлять действия по заданному правилу; умение слушать педагога, задавать вопросы; положительно относиться к занятиям.

Интеграция образовательных областей по ФГОС ДО: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Программные задачи:

Образовательная область: «Познавательное развитие»

  • Развивать интерес, любознательность, познавательную мотивацию.

  • Развивать воображение и творческую активность детей.

  • Формировать представления о многообразии мира природы и взаимосвязи объектов живой и неживой природы.

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

  • Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослым и сверстниками;

  • Развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание;

  • Развитие самостоятельности, целенаправленности, саморегуляции;

  • Усвоение норм и ценностей.

Образовательная область «Речевое развитие».

  • Развивать связную, грамматически правильную монологическую и диалогическую речь.

  • Активизация словарного запаса детей.

  • Подготовка к обучению грамоте.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

  • Становление эстетического отношения к окружающему миру.

Образовательная область «Физическое развитие».

  • Обеспечение двигательной активности в ходе ОД.


Использование современных образовательных технологий: личностно – ориентированные, здоровьесберегающие, информационно – коммуникативные, проблемные.

Методы и приёмы: Игровой (сюжетно-ролевая игра «Снимаем фильм»), словесный (беседа, проблемные вопросы), наглядный (компьютерная презентация, картинки с фото животных, сюжетные картинки, наглядно- дидактическое пособие «Словолодочки»), частично – поисковый (проблемные вопросы), практический (работа в группах по созданию «видеообращения»).


Организация пространства: фронтальная работа, групповая, индивидуальная, смена позиций.


Оборудование: компьютер, проектор, музыкальные колонки.

Демонстрационный материал:

Видеоролики «Заставка «В мире животных», «Динамическая пауза», картинки по теме «Животные», звуковая схема слова «Крот», дидактическое пособие «Словолодочки»

Раздаточный материал:

Конверты для звукового анализа слова смайлики для рефлексии по количеству детей, плакат, буквы для слова «Берегите», картинка земного шара, клей.

Предварительная работа:

Беседа о планете Земля, о солнечной системе, работа по карточкам Домана «Животные», по мнемотаблице «Земля – наш общий дом».



Этапы занятия

Виды деятельности.

Цели деятельности.


Ход занятия.

Деятельность педагога.

Деятельность

детей.

Время.

1. Вводная часть


1.1


Организационно- мотивационный этап.


Приветствие.

-Ребята, поприветствуем гостей.

-Воспитатель и дети стоят в кругу:

«Здравствуй, небо голубое, здравствуй солнце золотое!

Все мы дружная семья, а наш общий дом – Земля!»

-Что обозначают эмблемы у каждого из вас?

-Кто это - эколята? Что они делают?

Дети заходят в зал, строятся в круг.


Здороваются с гостями.


-Мы эколята.

-Берегут и защищают природу.

1 мин


2. Основная часть




2.1



























2.2

Мотивация и постановка и принятие детьми цели занятия.

























Артикуляционная гимнастика

- Ребята, какой праздник мы вчера отмечали?

-Почему его празднуют именно 20 марта?

- Что такое весеннее равноденствие?

- Верно, именно с 20 марта начинает по- настоящему оживать природа, просыпаться от зимнего сна.

- А как вы думаете, на других планетах Солнечной системы есть жизнь?

- Какой вывод можно сделать?

- Планета Земля - это единственный общий дом для всего живого.

- Мы должны беречь свой дом? Заботиться о нем?

- Кто это должен делать? Взрослые или дети?


Предлагаю вам сегодня принять участие в съемке фильма «Земля – наш общий дом», в котором будет рассказано об обитателях планеты Земля и о том, что нужно делать, чтобы сохранить этот прекрасный мир. Согласны?

У нас есть студия, видеокамера, микрофон, кинохлопушка, ведущий (я), актеры (т.е. вы), и зрители (наши гости).

- Но есть важное условие: вы должны быть внимательными, говорить громко, четко и выразительно, не перебивать друг друга, прилично себя вести, чтобы зрители вас хорошо слышали и поняли то, о чем вы говорите. Понятно условие?

Оператор киносъемки уже установил камеру, нам осталось выбрать ассистента оператора, который будет хлопать кинохлопушкой перед съемкой новых сцен и дублей. Кто желает? (выбрать ребенка на исполнение роли).


-Все ведущие, актеры перед эфиром или съемкой делают артикуляционную гимнастику:

- Упражнение «Улыбка» (широко улыбаемся, показываем красивые зубки, удерживаем позицию 5-10 секунд, повторяем 3 раза).

Воспитатель: «Широка Нева – река и улыбка широка»

- Упражнение «Трубочка» (Сомкнутые губы вытягиваем вперед, как хобот, удерживаем позицию 5-10 сек., повтор 3 раза).

Воспитатель: «Подражаю я слону – губы хоботом тяну».

А теперь чередуем: улыбочка-трубочка-улыбочка – трубочка.

А теперь проверим, как размялись

Скороговорка: «Коси, коса, пока роса.

Роса долой – и мы домой».

- К съёмке познавательного фильма готовы!

-День Земли.

- 20 марта – день весеннего равноденствия.

- Когда день равен ночи.

- Дети подходят к карте и рассматривают планеты.

-Нет. Земля- единственная обитаемая

планета.

- Да, конечно!

- И взрослые и дети!




- Да.



- Говорить громко, четко и выразительно, не перебивать, вести себя культурно.



Выполняют артикуляционную гимнастику, соревнуются в скороговорении.

3 мин


























2 мин

2.3










2.4
















2.4

Сюжетно- ролевая игра «Киносъемка»

Цель: развивать творческое воображение детей, умение слаженно работать в коллективе.

Сцена 1

Речевая игра «Спрашиваете – отвечаем»

Цель: активизация словаря, совершенствование диалогической и монологической форм речи.








Сцена 2

Речевые игры «Ребятам о зверятах»


Цель:

-формировать умение подбирать точные слова для выражения мысли, использовать в речи антонимы, образовывать превосходную степень прилагательных.




















Занимаем места в студии (садятся за столы).

- Приготовились, камера, мотор! Сцена 1, дубль1.

Воспитатель в микрофон, глядя в камеру:

- Доброе утро, дорогие зрители! Мы рады видеть вас у телеэкранов. Сегодня у нас в гостях будущие первоклассники, дети подготовительной группы Лабазинского детского сада. И сегодня мы поговорим о нашем общем доме. О планете Земля!

- И первая рубрика «Вы спрашиваете - мы отвечаем».

- Телезрители прислали в нашу студию вопросы. Вместе с ребятами постараемся на них ответить. (Дети должны давать полный ответ)


1. Какая форма у планеты Земля? (шар) (добиваюсь полного ответа «У планеты Земля форма шара»

2. Как называется модель Земли? (глобус) – полный ответ

3. Почему бывает день и ночь.

4. Почему Землю называют голубой планетой?

5. Природа – это что?


-Спасибо! Снято!


- Снимаем 2-ю сцену

Приготовились, камера, мотор! Сцена 2, дубль 1. (смена позиции)

- Дорогие зрители, следующая рубрика «Ребятам о зверятах».


Поговорим об обитателях суши. Они такие разные! Назовите животных суши, и скажите, какие они. Например, лиса какая?- рыжая, волк какой? Что делает?

А теперь поиграем!

Игра «Противоположности».

- Закончи предложение.

Слон большой, а мышь …….

Жираф высокий, а сайгак – низкий

Бегемот тяжелый, а морская свинка – легкая.

Кролик пушистый, а кот породы сфинкс - ……

Удав длинный, а гусеница -…. (короткая)

Гепард быстрый, а черепаха - …. (медленная).

Игра «У кого что?»

У хомяка лапки, а у медведя ……(лапищи).

У щенка – зубки, а у крокодила - …(зубищи)

У цыпленка клювик, а у пеликана – (клювище).

У свиньи глазки, а у совы - …. (глазищи)

У зайца хвостик, а у волка – …….(хвостище)

-2 сцена снята! Спасибо.


Дети рассаживаются по местам.




«Ассистент хлопает кинохлопушкой и говорит»

«Сцена 1, дубль 1»

- шар

- глобус

-планета вращается вокруг своей оси.

- водой покрыто 70 % планеты и в космосе она выглядит голубой..

-животные, насекомые, растения, человек.


«Ассистент хлопает кинохлопушкой и говорит»

«Сцена 2, дубль 1»


Дети сидят в кругу, рассматривают карточки с изображениями животных.







3 мин


























3 мин



2.5

Сцена 3

Динамическая пауза


Сцена 3. Дубль1.

Физминутка «Забавные зверята» (видеоролик)


Дети встают перед экраном и повторяют движения за актерами видеоролика.

2 мин

2.6


Сцена 4


Звуковой анализ слова

Цель:

- совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественной интонацией. Совершенствовать фонематический слух







- упражнять в составлении предложений из 2-4 слов, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности.




(за столы)

Сцена 4. Дубль1. «Загадка»

А сейчас отгадайте загадку:

«Кто с рождения слепой,

А живет он под землей?

Роет он подземный ход

Отгадайте, это? (крот)

Прикрепляю картинку с изображением крота на мольберт, под картинкой незаполненная схема слова

-Объясним зрителям, из каких звуков состоит слово «крот».

-Минутку на размышление. Составьте звуковую схему слова КРОТ.

- Семен, какой звук в слове первый? (К, произнесем, Это гласный или согласный? Твердый или мягкий? Круг какого цвета поставим?

- Алена, какой звук второй в слове? Произнеси слово и послушай. Р. Давайте порычим и послушаем. Какой это звук? Согласный, твердый. Круг какого цвета нам нужен? (Синий)

- Слушаем 3-й звук. Кр –О-О-О-О-От. Какой это звук гласный или согласный? Почему? (поется, при произношении не встречает преград). Какого цвета берем круг? (красного).

Какой звук последний?

-Илья, какой звук ты услышал?

- А ты, Яна? Чтобы хорошо его услышать, можно слово немного изменить. Например, кроты, у крота. Слышно хорошо? Звук Т. Согласный, твердый.

-Прочитаем слово по схеме: крот. Сколько в слове слогов? (Хлопаем) 1слог. Сколько гласных в слове? Столько и слогов.

- Посмотрите на картинку. Кто на ней изображен? Составьте предложение.

Составьте схему предложения.

- Покажите, что у вас получилось.

- Никита, нарисуй свою схему на мольберте. Объясни.

-Проверьте, правильно выполнили?


Дети рассаживаются за столы с конвертами для звукового анализа.





Конверты с набором фишек у каждого на столе. Дети в ходе звукового анализа выкладывают фишки на конвертах.



После самостоятельной работы дети показывают звуковые схемы на конверте. Проверяем.

Определяют количество слогов в слове (хлопками)


На полосках белой бумаги каждый составляет схему предложения.

4 мин









2.7


Сцена 5


Дид.игра «Словолодочки»

Цель: учить составлять слово из слогов.


- Приготовились, камера, мотор! Сцена 5, дубль 1.

-Мы продолжаем, наши любознательные зрители. Поговорим об обитателях рек, морей и океанов.

Наша пятая рубрика «Водный мир».

- Ребята, каких обитателей морей и океанов вы знаете?

«Словолодочки» уже подготовили для нас 2 слова:

составьте слова и узнаете интересные факты об обитателях океана.

1. Это рыба – самый крупный хищник в океане, чувствует запах капли крови за несколько километров.

А - ку – ла. Верно (картинка акулы на доску)

2. Это одно из старейших водных организмов, которые появились на планете раньше динозавров.

Ме – ду- за. Отгадали. (картинка медузы на доску).

-Чем похожи эти слова? (3 слога). На какой слог падает ударение в слове «акула»? «Медуза»? (слово надо позвать).

- Прочитайте другие слова – названия водных животных.

- Молодцы! Справились!

Камера стоп. Сцена 5 снята!



-Осьминог, кит, морской конек, краб, морской ёж.












4 мин


2.4

Сцена 6


Видеобращение от эколят

(работа в группах)

-Это последняя сцена нашего фильма. Нужно записать «Видеобращение» к людям от Эколят. Для этого разделимся на группы. Для каждой группы подготовлены рабочие материалы. Внимательно ознакомьтесь с ними и приступаем к подготовке «Видеообращения».

1 – я группа (зеленые эмблемы) – подготовит краткий рассказ об обитателях планеты Земля.

2- группа (красные эмблемы) – подготовит советы Эколят.

3 группа (желтые эмблемы) отправляются изготавливать плакат с лозунгом «Берегите Землю».

-А затем мы все вместе обратимся к зрителям.

Кто готов, поднимите руки, я подойду.

Группы готовы?

(Выстраиваются полукругом перед зрителями)

- Приготовились, свет, камера, мотор! Сцена 6, дубль 1.

Рубрика «Берегите Землю!».


1-я группа: Планета Земля - это общий дом для человека, животных и растений. Мир животных очень разнообразен! Это птицы: грачи, ласточки, воробьи, синички.

Дикие животные: волки, лисы, зайцы, медведи.

Домашние животные: кошки, собаки, коровы, овцы, свиньи.

Водные животные: медузы, акулы, морские коньки, морские ежи, крабы, раки.

Животные пустынь: верблюды, тушканчики, суслики, газели.

Животные Северного полюса: моржи, киты, белые медведи.

2-я группа:

Мы, эколята, призываем всех выполнять правила поведения в природе:

- Не оставляйте мусор в лесу!

- Не разжигайте костры!

- Не ловите, не убивайте насекомых, птиц и животных!

- Не рвите цветы!

- Не разоряйте муравейники!

- Не трогайте птичьи гнёзда!

- Не ломайте ветки деревьев!

- Не трогайте незнакомые грибы и ягоды, они пригодятся животным!

3-я группа

-Берегите нашу планету, она у нас одна!


-Стоп камера! Снято. Поздравляю с окончанием съемок. Видеоматериал передадим на монтаж. В скором времени ждите фильм на телеэкранах!

Дети распределяются на 3 группы по цветам, выполняют командное задание.

1 группа – по картинкам «Животные» составляют рассказ.

2 группа - по картинкам «Правила поведения в природе» составляют советы Эколят.

3 группа: приклеивают на плакат буквы (слово «Берегите») и земной шар.



Выстраиваются полукругом

6 мин

3.

Итог ОД.


Рефлексия

(анализ и самоанализ деятельности детей).

- Как называется наш фильм?

-Зачем мы его снимали?

- Как вы думаете, мы справились с заданием?

-Кто работал лучше всех? Оцените себя: «отлично», «хорошо» или «надо постараться в следующий раз».

- Фото нашей съёмочной группы на память. Покажите свое настроение! (фотографируемся)

Всем спасибо!



- «Земля- наш общий дом»

- Чтобы люди берегли планету и все живое на ней.

2 мин





30 мин.