Сапрыкина Ольга Юрьевна.
Видеоролики «Заставка «В мире животных», «Динамическая пауза», картинки по теме «Животные», звуковая схема слова «Крот», дидактическое пособие «Словолодочки»
Конверты для звукового анализа слова смайлики для рефлексии по количеству детей, плакат, буквы для слова «Берегите», картинка земного шара, клей.
Беседа о планете Земля, о солнечной системе, работа по карточкам Домана «Животные», по мнемотаблице «Земля – наш общий дом».
№ | Этапы занятия Виды деятельности. Цели деятельности. | Ход занятия. |
Деятельность педагога. | Деятельность детей. | Время. |
1. Вводная часть |
1.1 | Организационно- мотивационный этап. | Приветствие. -Ребята, поприветствуем гостей. -Воспитатель и дети стоят в кругу: «Здравствуй, небо голубое, здравствуй солнце золотое! Все мы дружная семья, а наш общий дом – Земля!» -Что обозначают эмблемы у каждого из вас? -Кто это - эколята? Что они делают? | Дети заходят в зал, строятся в круг. Здороваются с гостями. -Мы эколята. -Берегут и защищают природу. | 1 мин |
| 2. Основная часть | | | |
2.1 2.2 | Мотивация и постановка и принятие детьми цели занятия. Артикуляционная гимнастика | - Ребята, какой праздник мы вчера отмечали? -Почему его празднуют именно 20 марта? - Что такое весеннее равноденствие? - Верно, именно с 20 марта начинает по- настоящему оживать природа, просыпаться от зимнего сна. - А как вы думаете, на других планетах Солнечной системы есть жизнь? - Какой вывод можно сделать? - Планета Земля - это единственный общий дом для всего живого. - Мы должны беречь свой дом? Заботиться о нем? - Кто это должен делать? Взрослые или дети? Предлагаю вам сегодня принять участие в съемке фильма «Земля – наш общий дом», в котором будет рассказано об обитателях планеты Земля и о том, что нужно делать, чтобы сохранить этот прекрасный мир. Согласны? У нас есть студия, видеокамера, микрофон, кинохлопушка, ведущий (я), актеры (т.е. вы), и зрители (наши гости). - Но есть важное условие: вы должны быть внимательными, говорить громко, четко и выразительно, не перебивать друг друга, прилично себя вести, чтобы зрители вас хорошо слышали и поняли то, о чем вы говорите. Понятно условие? Оператор киносъемки уже установил камеру, нам осталось выбрать ассистента оператора, который будет хлопать кинохлопушкой перед съемкой новых сцен и дублей. Кто желает? (выбрать ребенка на исполнение роли). -Все ведущие, актеры перед эфиром или съемкой делают артикуляционную гимнастику: - Упражнение «Улыбка» (широко улыбаемся, показываем красивые зубки, удерживаем позицию 5-10 секунд, повторяем 3 раза). Воспитатель: «Широка Нева – река и улыбка широка» - Упражнение «Трубочка» (Сомкнутые губы вытягиваем вперед, как хобот, удерживаем позицию 5-10 сек., повтор 3 раза). Воспитатель: «Подражаю я слону – губы хоботом тяну». А теперь чередуем: улыбочка-трубочка-улыбочка – трубочка. А теперь проверим, как размялись Скороговорка: «Коси, коса, пока роса. Роса долой – и мы домой». - К съёмке познавательного фильма готовы! | -День Земли. - 20 марта – день весеннего равноденствия. - Когда день равен ночи. - Дети подходят к карте и рассматривают планеты. -Нет. Земля- единственная обитаемая планета. - Да, конечно! - И взрослые и дети! - Да. - Говорить громко, четко и выразительно, не перебивать, вести себя культурно. Выполняют артикуляционную гимнастику, соревнуются в скороговорении. | 3 мин 2 мин |
2.3 2.4 2.4 | Сюжетно- ролевая игра «Киносъемка» Цель: развивать творческое воображение детей, умение слаженно работать в коллективе. Сцена 1 Речевая игра «Спрашиваете – отвечаем» Цель: активизация словаря, совершенствование диалогической и монологической форм речи. Сцена 2 Речевые игры «Ребятам о зверятах» Цель: -формировать умение подбирать точные слова для выражения мысли, использовать в речи антонимы, образовывать превосходную степень прилагательных. | Занимаем места в студии (садятся за столы). - Приготовились, камера, мотор! Сцена 1, дубль1. Воспитатель в микрофон, глядя в камеру: - Доброе утро, дорогие зрители! Мы рады видеть вас у телеэкранов. Сегодня у нас в гостях будущие первоклассники, дети подготовительной группы Лабазинского детского сада. И сегодня мы поговорим о нашем общем доме. О планете Земля! - И первая рубрика «Вы спрашиваете - мы отвечаем». - Телезрители прислали в нашу студию вопросы. Вместе с ребятами постараемся на них ответить. (Дети должны давать полный ответ) 1. Какая форма у планеты Земля? (шар) (добиваюсь полного ответа «У планеты Земля форма шара» 2. Как называется модель Земли? (глобус) – полный ответ 3. Почему бывает день и ночь. 4. Почему Землю называют голубой планетой? 5. Природа – это что? -Спасибо! Снято! - Снимаем 2-ю сцену Приготовились, камера, мотор! Сцена 2, дубль 1. (смена позиции) - Дорогие зрители, следующая рубрика «Ребятам о зверятах». Поговорим об обитателях суши. Они такие разные! Назовите животных суши, и скажите, какие они. Например, лиса какая?- рыжая, волк какой? Что делает? А теперь поиграем! Игра «Противоположности». - Закончи предложение. Слон большой, а мышь ……. Жираф высокий, а сайгак – низкий Бегемот тяжелый, а морская свинка – легкая. Кролик пушистый, а кот породы сфинкс - …… Удав длинный, а гусеница -…. (короткая) Гепард быстрый, а черепаха - …. (медленная). Игра «У кого что?» У хомяка лапки, а у медведя ……(лапищи). У щенка – зубки, а у крокодила - …(зубищи) У цыпленка клювик, а у пеликана – (клювище). У свиньи глазки, а у совы - …. (глазищи) У зайца хвостик, а у волка – …….(хвостище) -2 сцена снята! Спасибо. | Дети рассаживаются по местам. «Ассистент хлопает кинохлопушкой и говорит» «Сцена 1, дубль 1» - шар - глобус -планета вращается вокруг своей оси. - водой покрыто 70 % планеты и в космосе она выглядит голубой.. -животные, насекомые, растения, человек. «Ассистент хлопает кинохлопушкой и говорит» «Сцена 2, дубль 1» Дети сидят в кругу, рассматривают карточки с изображениями животных. | 3 мин 3 мин |
2.5 | Сцена 3 Динамическая пауза | Сцена 3. Дубль1. Физминутка «Забавные зверята» (видеоролик) | Дети встают перед экраном и повторяют движения за актерами видеоролика. | 2 мин |
2.6 | Сцена 4 Звуковой анализ слова Цель: - совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественной интонацией. Совершенствовать фонематический слух - упражнять в составлении предложений из 2-4 слов, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности. | (за столы) Сцена 4. Дубль1. «Загадка» А сейчас отгадайте загадку: «Кто с рождения слепой, А живет он под землей? Роет он подземный ход Отгадайте, это? (крот) Прикрепляю картинку с изображением крота на мольберт, под картинкой незаполненная схема слова -Объясним зрителям, из каких звуков состоит слово «крот». -Минутку на размышление. Составьте звуковую схему слова КРОТ. - Семен, какой звук в слове первый? (К, произнесем, Это гласный или согласный? Твердый или мягкий? Круг какого цвета поставим? - Алена, какой звук второй в слове? Произнеси слово и послушай. Р. Давайте порычим и послушаем. Какой это звук? Согласный, твердый. Круг какого цвета нам нужен? (Синий) - Слушаем 3-й звук. Кр –О-О-О-О-От. Какой это звук гласный или согласный? Почему? (поется, при произношении не встречает преград). Какого цвета берем круг? (красного). Какой звук последний? -Илья, какой звук ты услышал? - А ты, Яна? Чтобы хорошо его услышать, можно слово немного изменить. Например, кроты, у крота. Слышно хорошо? Звук Т. Согласный, твердый. -Прочитаем слово по схеме: крот. Сколько в слове слогов? (Хлопаем) 1слог. Сколько гласных в слове? Столько и слогов. - Посмотрите на картинку. Кто на ней изображен? Составьте предложение. Составьте схему предложения. - Покажите, что у вас получилось. - Никита, нарисуй свою схему на мольберте. Объясни. -Проверьте, правильно выполнили? | Дети рассаживаются за столы с конвертами для звукового анализа. Конверты с набором фишек у каждого на столе. Дети в ходе звукового анализа выкладывают фишки на конвертах. После самостоятельной работы дети показывают звуковые схемы на конверте. Проверяем. Определяют количество слогов в слове (хлопками) На полосках белой бумаги каждый составляет схему предложения. | 4 мин |
2.7 | Сцена 5 Дид.игра «Словолодочки» Цель: учить составлять слово из слогов. | - Приготовились, камера, мотор! Сцена 5, дубль 1. -Мы продолжаем, наши любознательные зрители. Поговорим об обитателях рек, морей и океанов. Наша пятая рубрика «Водный мир». - Ребята, каких обитателей морей и океанов вы знаете? «Словолодочки» уже подготовили для нас 2 слова: составьте слова и узнаете интересные факты об обитателях океана. 1. Это рыба – самый крупный хищник в океане, чувствует запах капли крови за несколько километров. А - ку – ла. Верно (картинка акулы на доску) 2. Это одно из старейших водных организмов, которые появились на планете раньше динозавров. Ме – ду- за. Отгадали. (картинка медузы на доску). -Чем похожи эти слова? (3 слога). На какой слог падает ударение в слове «акула»? «Медуза»? (слово надо позвать). - Прочитайте другие слова – названия водных животных. - Молодцы! Справились! Камера стоп. Сцена 5 снята! | -Осьминог, кит, морской конек, краб, морской ёж. | 4 мин |
2.4 | Сцена 6 Видеобращение от эколят (работа в группах) | -Это последняя сцена нашего фильма. Нужно записать «Видеобращение» к людям от Эколят. Для этого разделимся на группы. Для каждой группы подготовлены рабочие материалы. Внимательно ознакомьтесь с ними и приступаем к подготовке «Видеообращения». 1 – я группа (зеленые эмблемы) – подготовит краткий рассказ об обитателях планеты Земля. 2- группа (красные эмблемы) – подготовит советы Эколят. 3 группа (желтые эмблемы) отправляются изготавливать плакат с лозунгом «Берегите Землю». -А затем мы все вместе обратимся к зрителям. Кто готов, поднимите руки, я подойду. Группы готовы? (Выстраиваются полукругом перед зрителями) - Приготовились, свет, камера, мотор! Сцена 6, дубль 1. Рубрика «Берегите Землю!». 1-я группа: Планета Земля - это общий дом для человека, животных и растений. Мир животных очень разнообразен! Это птицы: грачи, ласточки, воробьи, синички. Дикие животные: волки, лисы, зайцы, медведи. Домашние животные: кошки, собаки, коровы, овцы, свиньи. Водные животные: медузы, акулы, морские коньки, морские ежи, крабы, раки. Животные пустынь: верблюды, тушканчики, суслики, газели. Животные Северного полюса: моржи, киты, белые медведи. 2-я группа: Мы, эколята, призываем всех выполнять правила поведения в природе: - Не оставляйте мусор в лесу! - Не разжигайте костры! - Не ловите, не убивайте насекомых, птиц и животных! - Не рвите цветы! - Не разоряйте муравейники! - Не трогайте птичьи гнёзда! - Не ломайте ветки деревьев! - Не трогайте незнакомые грибы и ягоды, они пригодятся животным! 3-я группа -Берегите нашу планету, она у нас одна! -Стоп камера! Снято. Поздравляю с окончанием съемок. Видеоматериал передадим на монтаж. В скором времени ждите фильм на телеэкранах! | Дети распределяются на 3 группы по цветам, выполняют командное задание. 1 группа – по картинкам «Животные» составляют рассказ. 2 группа - по картинкам «Правила поведения в природе» составляют советы Эколят. 3 группа: приклеивают на плакат буквы (слово «Берегите») и земной шар. Выстраиваются полукругом | 6 мин |
3. | Итог ОД. Рефлексия (анализ и самоанализ деятельности детей). | - Как называется наш фильм? -Зачем мы его снимали? - Как вы думаете, мы справились с заданием? -Кто работал лучше всех? Оцените себя: «отлично», «хорошо» или «надо постараться в следующий раз». - Фото нашей съёмочной группы на память. Покажите свое настроение! (фотографируемся) Всем спасибо! | - «Земля- наш общий дом» - Чтобы люди берегли планету и все живое на ней. | 2 мин |
| | | | 30 мин. |