СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

НОД "Поёт зима, аукает!

Нажмите, чтобы узнать подробности

НОД по познавательному развитию

Просмотр содержимого документа
«НОД "Поёт зима, аукает!»

Конспект педагогического мероприятия

для детей старшего дошкольного возраста

Тема «Поёт зима – аукает…»




Цель: создание эмоционально благоприятной обстановки.

Задачи:

  1. расширить представления детей о деревьях, уметь различать их в зимнее время;

  2. развивать способность наблюдать, описывать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи;

  3. воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе;

  4. обогатить речь детей прилагательными, характеризующими качества предметов.

Словарная работа:

Белоствольная, стройная, могучий, хвойные, хвоя, кладовые, морозная свежесть, чешуйки

Наглядно-дидактический, иллюстративный материал:

  1. иллюстрации с изображением деревьев летом;

  2. стихи, загадки

  3. макеты деревьев: берёза, ель, сосна;

  4. конверт с письмом.

Оборудование:

  1. магнитофон.


Ход мероприятия.


Дети входят в музыкальный зал, воспитатель обращает внимание на письмо, лежащее перед ними.

В: Ребята, посмотрите-ка письмо. Видно, интересное оно.

Воспитатель открывает письмо, звучит магнитофонная запись – «голос белки».

В: А письмо-то говорящее. Давайте послушаем.

«Голос белки» Ах, я белочка лесная,

Разнесчастная такая.

В зиму корм я запасала –

Ягоды, грибы рвала.

Кладовые потеряла,

Скрыла их под снег зима,

Все деревья изменила –

Замела, запорошила.

Что мне делать? Помогите!

Кладовые отыщите!

В: Дети, поможем белочке отыскать её кладовые, в которые она спрятала ягоды и грибы. А знаете ли вы деревья, которые растут в нашем лесу. А белка нам в помощь прислала свои воспоминания.

Загадки.

Стоит в белой одёжке, свесив серёжки. (Берёза)

Зимой и летом одним цветом. (Ель, сосна)

Богатырского сложения, он раскидист и высок. Жёлуди на нём растут. Как его зовут? (Дуб)

В: Вы ребята молодцы! Все загадки разгадали, все деревья вы узнали. А сможете ли вы узнать их в зимнем лесу и помочь белке?

Д: Да.

В: Сейчас мы отправимся в путешествие в зимний лес. Но на улице холодно, поэтому нужно потеплее одеться.

Имитация движений - дети одеваются.

Сначала мы оденем шапки.

Теперь шубу или пальто.

И обязательно обуем валенки и оденем варежки.

В путь ребята, в чудесный зимний лес.

Ой, впереди у нас сугроб. Ну-ка перешагни его, дружок. Ноги выше поднимай и сугробы покоряй. (Имитация движения – перешагивание сугроба)

Дальше друзья нам не пройти. Снег глубокий впереди. На лыжи дружно вставайте, меж сугробов проезжайте. (Имитация движения – ходьба на лыжах).

Вот мы и пришли в зимний лес. Посмотрите сколько здесь пеньков. Давайте присядем и послушаем зиму.

Включается магнитофонная запись.

В: Тишина…тишина…тишина в зимнем лесу. Чистой белой скатертью покрыта земля. Стоят глубокие сугробы, тяжёлыми белыми шапками накрылся лес. Иногда слышно, как снег охапками падает и хрустит под ногами.

- Ребята, а как вы думаете, чем пахнет зима?

Д: Морозной свежестью, снегом, ёлкой…

В: Как изменился лес?

Д: Деревья голые, все в снегу.

В: И, правда, зима постаралась. Всё укрыла тёплым одеялом, нарядила в тёплые меховые шапки деревья. Права белочка, не узнать деревья в зимнем наряде. Но мы попробуем.

- Как вы думаете, что это за дерево скрыла от нас зима?

Воспитатель подводит детей к берёзе.

- Как вы узнали, что это берёза?

Д: Такой ствол только у неё, а ещё свисающие с тонких веток серёжки

В: Всё верно, такой ствол только у неё. Кора белая, гладкая, шелковистая. Как вы думаете, для чего нужны берёзке эти чёрные полоски – точечки?

Ответы детей.

В: Через эти тёмные полоски дышит берёза. В жару они открываются и пропускают воздух к корням дерева. А как можно сказать красиво о берёзке? Какой ствол у берёзки? Поэтому берёзка какая?

Д: Белоствольная, стройная.

В: О берёзке сложено много стихов и песен. Послушайте одно из них:

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике

Люблю её нарядную,

Родную, ненаглядную.

В: На Руси любили белоствольную красавицу. Её называли деревом счастья. Считали символом девичьей нежной красы. Как вы думаете, может ли белочка сделать на этом дереве кладовую? Почему? (Тонкий ствол)

- Ой! Смотрите, здесь кто-то недавно был. Кто же это? Чей это след?

- Да, это был заяц. Он, наверное, прятался от лисы. Поскачем же скорей с вами как зайчики к следующему дереву.

Прыжки на двух ногах с продвижением вперёд.

- А что это за дерево? (Дуб). Что вы можете сказать о нём? Какое оно? С кем его можно сравнить? (Предполагаемые ответы детей)

- Дуб – могучее дерево, с мощным стволом, крепкой древесиной, крепкими корнями, которые уходят глубоко в землю. В народе о сильных людях говорят: «Могуч как дуб, потому и люб». Давайте повторим с вами эту пословицу.

- А живут эти деревья 400-500 лет. А как называется плод у этого дерева, кто мне скажет? (Жёлудь)

- Кто питается желудями в лесу? (кабаны, белки, медведь, лоси).

-Может ли на этом дереве разместиться кладовая белочки?

-Правильно, может. Но дуб редко встречается в наших лесах, поэтому поспешим дальше.

В: А это что за дерево спряталось под белой шалью?

Что же это за девица,

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год?

Ответы детей.

В: Ель знают и любят все дети. А за что вы любите ёлочку? А о каком празднике напоминает нам ёлочка?

- Ель – высокое, могучее дерево, достигает 10 метров в высоту. Растёт медленно, но живёт долго – 500-600 лет. Ветви и столы елей – смолистые, зеленовато-серого цвета. Скажите мне – это хвойное или лиственное дерево? Хвойное дерево в любое время года остаётся зелёным, а хвоинки не опадают с него 5-7 лет.

- А вот и сестра ели. Догадайтесь, что же это за дерево?

У меня длинней иголки, чем у ёлки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветви только на макушке.

- Сосна – целебное дерево. Смолистые вещества, которые она выделяет, убивают в воздухе микробы. Поэтому в сосновых лесах строят санатории, в которых люди лечатся и отдыхают. Сосны больше других деревьев любят яркий, солнечный свет.

- В чём сходство ели и сосны?

Д: Они покрыты иголками – хвоёй.

В: Они покрыты иголками – хвоёй. Это те же листья, но покрыты они плотной корой, корочкой. Поэтому и не боятся мороза.

- Чем отличаются ель и сосна?

-У сосны длинные и узкие хвоинки, поэтому сосну называют хвойным деревом. Хвоинки расположены на ветках парами. Шишка на сосне растёт долго – 2 года. У сосны ветки на самой макушке длинного, стройного ствола.

У ели ветки начинаются у самой земли. Не зря говорят: «пушистая ёлочка». Ель теневыносливое дерево, она любит влажную землю. Весной хвоя на ели становится ярко-зелёной, а на концах еловых веток появляются маленькие шишечки.

В: Ребята, посмотрите под ноги. На снегу валяются шишки. Возьмите их в руки, рассмотрите, покатайте между ладоней.

- С какого дерева эта шишка?

- Чем покрыта шишка? (Чешуйками). Как вы думаете, зачем нужны чешуйки?

- Чешуйки прячут и защищают еловые семена, которые очень любит, как вы думаете – кто? Правильно – белка.

- А вот шишка, от которой остался один стержень. Как вы думаете, почему?

(-Эту шишку ела белка)

- Эту шишку ела белка. Во время еды белка садится на задние лапы, а передними держит шишку и отламывает от неё чешуйки своими острыми зубами. Так она ищет еловые семена. Они для белки главная пища зимой.

- Ребята, значит, мы нашли то дерево, на котором расположена кладовая белочки. Как оно называется? (Сосна)

- Вот и подошло к концу наше путешествие по зимнему лесу.

Снег укрыл стволы и корни

Елей, сосен и ракит;

Иней хрупкий и узорный

На ветвях берёз лежит.

Всё бело – тропинки, кочки

И уснули до весны

На ветвях деревьев почки,

Спят они и видят сны.

- Понравилось вам в зимнем лесу?

- Что нового вы узнали?

-Мне понравилось, какими вы были активными, любознательными, отзывчивыми. У вас такие добрые глаза. Мне было приятно с вами общаться.

- Ну что, замёрзли? Тогда вставайте на лыжи, поехали в детский сад.

Под музыку имитация движений ходьба на лыжах

-Вот мы и вернулись из зимнего леса. Раздевайтесь. (Имитация раздевания). Сейчас мы пойдём в группу и нарисуем для белочки то дерево, в котором нашли кладовую. А наши рисунки отправим белочке в письме.